Новейший философский словарь II

СУФИЗМ

(арабск. suf- грубая шерстяная ткань в значении "рубище") - мистическое направление в развитии ислама; исламский вариант мистической формы религиозного опыта. Территория распространения - от северо-западной Африки до Индии и Северного Китая, включая Индонезию. На уровне прецедента возникает в 8 в.; основы учения заложены в 9 в. египтянином Зу-л-Нуном ал-Мисри (ум. 850) и основоположником багдадской школы С. - Абу Абдалла-хом ал-Мухасиби (ум. 857). Конституируется как противовес ортодоксальному формализованному исламу, провозглашая в качестве программного принципа принцип так называемой сердечной веры ("место сердца в знающем и совершенном человеке словно гнездо камня в перстне" у Ибн Араби; "Кто правдивый мурид - Тот, кто говорит слово из сердца" у Абу-л-Хасана Харакани), что соответствует аксиологической ориентации мистики в целом. Исходно С. представлял собой специфическое течение подвижничества в рамках классического ислама, развитое на основе местной традиции захидов, генетически восходящей к манихейству, гностицизму, зороастризму и включающее в себя элементы византийской и халдейской магии, предполагающей сакральные возможности взаимодействия со сверхестественной сферой и требующей в связи с этим специальной аскетической практики. К 10 в. С. оформляется как типично мистическое учение, основанное на идее откровения и фундированное эксплицитно выраженными принципами классическойй мистики (см. у Абу Хамида ал-Газали: "мелочные споры о богословских и юридических тонкостях надо заменить любовью к Богу"). Для позднего (после Абу Хамида ал-Газали, ум. 1111) С. характерна тенденция к концептуализации (аналогично христианской версии мистики: ср. с исторической динамикой францисканства, например). В своем развитии испытал значительное содержательное влияние христианства - как в области становления мистической доктрины, так и в плане оформления аскетической парадигмы культовых практик (со 2 в. христианство было широко распространено на Ближнем Востоке; на арабский были переведены не только Ветхий и Новый Заветы, но и произведения патристики и постановления Соборов; в рамках восточных христианских школ создавались оригинальные сочинения Отцов Церкви (например, Св. Ефрем); с 5в. в Эдессе активно функционировала христианская Академия; в рамках дисциплинарной истории христианства в начале 20 в. была даже сформулирована гипотеза о принадлежности текстов, приписываемых Дионисию Ареопагиту, перу сирийца Стефана бар Судаили; Бируни в свое время этимологически возводил термин "С." к греч. sophos - мудрец; ранние представители С. были тесно связаны с Иерусалимом, как, например, Раби'а ал-'Аддавиа с ее фундаментальным для С. тезисом "пыл любви к Богу сжигает сердце", очевидно несущим следы христианского влияния как в своей семантике, так в эмоциональной окрашенности. Может быть зафиксировано также влияние на ранний С. философии веданты, буддизма, индуизма, а также методик и психотехник, характерных для восточной мистики и отчасти тантризма (ритмическое пение; танцы дервишей с резкими альтернативными наклонами и вращениями, вызывающими перепады внутричерепного давления, приводящие к галлюцинациям и др.). Фундирующей С. философской концепцией является "ворхад-и-вуджун" - учение о неподлинности бытия объекта, модусы существования которого исчерпываются становлением и исчезновением, - атрибутом же подлинного существования обладает лишь Бог. Человек в этой системе отсчета может реализовать себя (в содержательно экстремальных стратегиях) либо как материальное тело, преходящее в своей неподлинности, либо как мурид (ученик, приобщенный), стремящийся к единению с Богом через освобождение от пут материальной множественности. Ядром суфийской концепции является, таким образом, учение об откровении, трактуемом как слияние души с Абсолютом и являющемся целью и итогом восхождения мистика к Богу по ступеням совершенствования. Классический С. выделяет следующие стадии подъема мистика к Абсолюту: шариат (закон) - ревностное исполнение предписания ислама, которое, собственно, обязательно для любого правоверного вообще и еще не делает суфием; тарикат (путь) - послушничество у наставника, носителя традиции (пира) и аскеза, мыслимая как очищение души постоянными мыслями о Боге и отказом от суетных вожделений; марифат (познание) - постижение сердцем единства себя, мира и Бога; хакыкат (истина) - ощущение непосредственного чувственно данного единства с Богом. Исходной отправной точкой мистического пути суфия выступает особое состояние духа, сосредоточенное на Боге и нацеленое на постижение его, т.е. истины. Эта особая духовная настроенность суфия на восприятие гармонии Абсолюта предполагает, предже всего, способность к своего рода абстрагированию от феноменальных структур (рид): "Я сказал: "О Боже, мне надо тебя!" И услышал в тайне своей: "Если хочешь меня, будь чист, ибо я чист, не нуждайся в тварях, ибо я не нуждаюсь!" (Абу-л-Хасан Хара-кани в "Свете наук"). Отрешенность от внешнего мира - необходимое, но недостаточное условие для постижения божественной истины: от суфия требуется также особая способность усмотрения за пестрым покровом преходящего бы-вания свет абсолютного бытия, способность "сквозь земные вещи заглянуть // В нетленный свет, божественную суть" (Омар Ибн ал-Фарид). Фактически нормативный статус обретает в суфийских текстах метафора внутреннего зрения: "глаза его стали лицом, и все тело стало глазами и обращено к... образу Его" (Ахмад ал-Газали). В этом контексте важнейшее значение имеет в С. принцип бескорыстия, незаинтересованности: к Богу нельзя обращать мольбы о ниспослании благ, - любовь к нему не должна иметь внешней, отличной от него цели, причем ригоризм этого требования достигает в С. пределов, не подвластных логике: на восклицание мурида "Я хочу не хотеть" Абу-л-Хасан Хара-кани отреагировал укоризненно: "Но этого он все-таки хотел!". Не типичные для ислама в целом, но характерные для С. мотивы аскезы детерминированы именно этой установкой: внутренний голос (хизр) может быть услышан лишь в том случае, если не заглушен голосом земных страстей. В этой системе отсчета особое место занимает в С. понятие смерти как символа отказа от личной индивидуальности: "тем, что внешнее, не насытиться, и в собственном существовании видится одно только мучение" (Ахмад ал-Газали). Смерть как сбрасывание внешнего Я только и означает собственно рождение, обретение духом подлинного бытия: "тебе подобает освободиться от покрова, о обладающий сердцевиной. Избери смерть и разорви покрывало. Но не такую смерть, чтобы сойти в могилу, а смерть, ведущую к духовному обновлению, дабы войти в Свет" (Джелал ад-Дин Руми). Состояние выхода из собственного сознания, преодоления рамок личной индивидуальности (шатх) тождественно идентификации с Богом: "Мой дух - всеобщий дух, и красота // Моей души в любую вещь влита... // Разрушил дом и выскользнул из из стен, // Чтоб получить вселенную взамен. // В моей груди, внутри меня живет // Вся глубина и весь небесный свод" (Омар Ибн ал-Фарид). Суфийская метафора о капле, растворенной в океане и ставшей им, совершенно параллельна в этом отношении метафоре Бернара Клервоского о капле воды, растворенной в вине и ставшей вином: именно в единении с Богом человек истинно обретает себя, ибо, неся в своей душе отблеск божественной сущности, он изначально имеет своей целью возвращение к Богу (ср. аналоги в христианской мистике и хасидизме - см. Мистика). Смерть выступает в С. и символом недостижимых пределов познания. На пути постижения истины С. выделяет три ступени: "илм ал-йакин" (уверенное знание), "айн ал-йакин" (полная уверенность) и "хакк ал-йакин" (истинная уверенность). В традиционной для С. световой символике, характерной также как для ортодоксального калама, так и для христианства и восходящей к неоплатонизму, который был с б в. широко распространен в Сирии (ср. ишракийа или так называемое направление иллюминатов: от "ишрак" - сияние), познание мыслится в С. как приближение к светоносному огню ("войти в Свет" у Джелал ад-Дина Руми), а момент слияния экс-татирующего суфия с Богом передается посредством метафоры мотылька, сгорающего в пламени свечи. В контексте характерного для С. синтетизма в кульминационный момент (таухид) познание человеком Бога выступает постижением своей подлинной сути ("искры Божественного света", аналогичной "искре Божественного огня" как подлинной сути и залога стремления человека к Богу в христианском амальриканстве: устремленность к Богу семантически трансформируется в С. в интенцию на обнаружение Бога в себе, открытие "хаджи и святыни" в собственной душе ("я сбросил самого себя, как змея сбрасывает кожу. Я заглянул в свою суть и... О, стал Им!" у Баязида Бакстами). Знаменитая формула "Ана-л-Хакк" ("Аз есмь истинный", т.е. Бог), за которую был казнен Абу Абдаллах Хусейн Ибн Мансур ал-Халладж (857-922), исходно фундировалась именно таким образом: Бог трансцен-дентен, до творения он беседовал сам с собою, созерцая величие собственной субстанции, - так возникла любовь, Бог желал созерцать свою любовь, он извлек из предвечности свое подобие, несущего в себе "все божественные атрибуты и имена" - человека, откуда ал-Халладж заключает "хува- хува" (он - это Он). В этом контексте момент таухид есть апофеоз синтетизма: "Моя любовь, мой Бог - душа моя. // С самим собой соединился я" (Омар Ибн ал-Фарид). Вместе с тем, с другой стороны, человеческое богопознание оборачивается Божественным самопознанием: "человек для Бога - зрачок глаза,... ибо им Бог созерцает свое творение" (Ибн ал-Араби), - микро- и макрокосм сливаются в одну божественную целостность. В этом контексте метафора смерти точно схватывает ситуацию несовместимости постижения истины и сохранения феноменологически артикулированного существования: при сохранении самости познание конституируется как принципиально асимптотическое, что эксплицитно формулируется Абу Хамидом ал-Газали ("бессилие до конца познать есть познание, слава тому, кто создал для людей путь к Его познанию только через бессилие познать Его"), а в момент утраты самости Я (вливании капли в океан или сгорании мотылька в пламени) сдвигается сама система отсчета, и речь может идти только о Божественном самопознании. Как и в любой форме мистического опыта, постигнутая истина мыслится в С. как неинтерсубъектив-ная и не могущая быть адекватно выраженной в вербальной форме. Единственно возможной формой выражения истины, открывшейся суфию на путях любви к Аллаху, выступает зикр: согласно суфийскому учению, когда правоверный му-рид мысленно произносит слово или имя Божье, благая мысль переполняет его сердце, и давление ее требует разрешения, - это соединение сердца с языком и именуется зикром. Последний имеет две формы реализации: одна из них - молчание (так называемый тайный зикр: "Ты говоришь: "Как странно суфий молчит!" // Он отвечает: "Как странно, что у тебя нет ушей!" у Джелал ад-Дина Руми); другая - специфическая ритуально-экстатическая практика, включающая в себя пляски под пение специальных гимнов, передающих мистический опыт суфия, который в этой связи должен быть некоторым образом вербализован, причем в поэтической форме. Далеко не эффективным, и уж совсем не адекватным, но все же единственно возможным способом передачи состояния единения с Богом (таухид) признается в С. система символов, намекающих посредством иносказаний на неизреченную тайну и дающих простор воображению. Неортодоксальный статус С. в исламской культуре (особенно до Абу Хамида ал-Газали) и официальные гонения на суфиев также сыграли достаточно серьезную роль в оформлении интенции на эзотерическую иносказательность суфийских текстов, - в раннем С. оформляется тенденция кодирования мистических текстов. Традиционно в С. используются два кодово-аллегори-ческих ряда, центрированных - соответственно - вокруг культурных символов любви и вина. Можно говорить о достаточно широком наборе константных семиотических структур, составляющих знаковый арсенал суфийских текстов: суфий обозначается как ашик (влюбленный) или ринд (ви-нопиец), Бог передается посредством терминов дурст или хум-мар (соответственно - возлюбленная или опьяняющая), духовный наставник - пир - обозначается как виночерпий и т.п. Специальный словарь Махмуда Шабистари (14 в.) дает толкование таким терминам суфийских трактатов, как глаза, губы, локоны, пушок, родинка, свеча, пояс, вино и др. Так, если лик возлюбленной символизирует собою подлинную реальность бытия Абсолюта, то скрывающие его локоны - преходящую телесность временного бывания предметного мира как инобытия (эманации) Бога: длина локонов фактически означает бесконечность форм проявления божественной эманации; кольца кудрей, в которых, как в силках, запутывается сердце влюбленного, есть знаковое обозначение соблазнов внешнего мира, путы которых должна сбросить душа, устремленная к Богу; чернота кудрей по контрасту с белым ликом передает аксиологическую антитезу мрака существующей множественности мира и света подлинно сущего единства Божьего; локоны, закрывающие лицо возлюбленной, символизируют собой сокрытость абсолютного божественного бытия за преходящим быванием его эманаций; кудри, колеблемые ветром, то открывающие, то закрывающие лицо, означают повседневную скрытость божественной истины, могущей быть явленной в откровении (ср. с мотивом мелькания Христа сквозь оконные створы у Хильдегарды Бингенской); мотив стрижки знаменует собой состояние аскезы, а влюбленный, отводящий локоны с лица подруги, фактически символизирует таухид и достижение лицезрения абсолютного света. Состояние суфия в момент затуманивающего видение внешнего мира (фана) экстатического единения с Абсолютом (халь) фиксируется посредством метафор пика опьянения и оргазма. Широко распространенные в суфийских текстах мотивы, извне оцениваемые как мотивы хмеля и эротики, выступают сложными семиотическими системами для вербализации мистического опыта откровения (суфийская поэма Омара Ибн ал-Фарида "Винная касыда", трактат Ахмада ал-Газали "Приключения любви" и др.); часто эротические и хмельные мотивы в суфийской литературе теснейшим образом переплетены между собой ("Любовь моя, я лишь тобою пьян" у Омара Ибн ал-Фарида; "Мне сказали, что пьют только грешники. Нет! // Грешник тот, кто не пьет этот льющийся свет... // Вот вино. Пей его! Если хочешь смешай // С поцелуем любви, - пусть течет через край!... // Трезвый вовсе не жил - смысл вселенной протек // Мимо губ у того, кто напиться не смог" у Ибн ал-Араби). Организационно С. конституируется в институте "ха-наках", являющем собой специфический аналог христианского монастыря, имеющий, однако, также и военный аспект своего функционирования, связанный со своего рода "рыцарским" измерением С, распространенного, как правило, среди младших сыновей феодальных родов (система футтувата), чей социальный статус примерно соответствовал статусу рыца-рей-министериалов в Европе (кызылбаши в Иране в 16 в., муриды Шамиля на Северном Кавказе в 19 в. и др.). В контексте классического мусульманства как "мягкого ханифст-ва" (Мухаммеду приписывается тезис "Нет монашества в исламе") С. с его парадигмой дервишества и аскетическими практиками изначально воспринимался как неортодоксальное течение; на ранних стадиях своего развития - в связи с культивацией идеи о возможности в акте откровения единения с Абсолютом, понятого как конгруэнтное слияние и достижение тождественности - преследовался в качестве ереси; в настоящее время официально признан во многих мусульманских странах. С. оказал значитльное влияние на развитие не только ислама, но и восточной культуры в целом: открывая широчайший простор для философских исканий (темы соотношения микро- и макрокосма, подлинности человеческого существования, цели и смысла жизни, предпосылок и пределов познания и др. грани спектра метафизической, гносеологической, антропологической и этической проблематики), С. фундировал мировоззрение интеллектуа-•лов, ориентированных на неортодоксальный стиль мышления С. (вне его ритуальной реализации культовых практик); в конфессиональном своем статусе С. на протяжении 11-20 вв. проявил себя в качестве политической силы исламского мира; символическая система С. оказала значительное влияние на аллегоризм восточной поэзии как в собственно суфийском (Хафиз), так и в светски-философском (Хайам) и светски-лирическом (Андалусская куртуазная традиция) ее вариантах. В качестве религиозного течения существует до настоящего времени. М.А. Можейко

  1. суфизммистич. направление в исламе. Название происходит от араб. суфи что переводится как шерсть. Первоначально суфии т. е. одетые в шерстяной плащ проповедовали идею полного о...Атеистический словарь
  2. суфизммистич. направление в исламе. Название происходит от араб. суфи что переводится как шерсть. Первоначально суфии т. е. одетые в шерстяной плащ проповедовали идею полного о...Атеистический словарь II
  3. суфизм[от араб. суфи буквально носящий шерстяные одежды суф шерсть грубая шерстяная ткань отсюда власяница как атрибут аскета по мнению Бируниem от греч. sophs мудрец вероя...Большая Советская энциклопедия II
  4. суфизмсущ. муж. рода только ед. ч. рел.суфзм уem...Большой русско-украинский словарь
  5. суфизмот араб. суф грубая шерстяная ткань отсюда власяница какатрибут аскета мистическое течение в исламе. Возникло в вв.окончательно оформилось в вв. Для суфизма характер...Большой энциклопедический словарь II
  6. суфизмСУФИЗМ от араб. суф грубая шерстяная ткань отсюда власяница как атрибут аскета мистическое течение в исламе. Возникло в вв. окончательно оформилось в вв. Для суфизма...Большой Энциклопедический словарь V
  7. суфизмисламская графомантия от греч.u мудрость или от араб. одежда из грубой шерсти мистическое ответвление ислама впитавшее элементы эллинистического гностицизма христианст...Грамматологический словарь
  8. суфизммистикоаскетич. направл. в исламе возникшее в в. На формиров. С. большое влияние оказали неоплатонизм инд. философия а также христианство и иудаизм. Харрные черты С. отр...Древний мир. Энциклопедический словарь
  9. суфизммистикоаскетич. направл. в исламе возникшее в в. На формиров. С. большое влияние оказали неоплатонизм инд. философия а также христианство и иудаизм. Харрные черты С. отр...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  10. суфизмэзотерическое направление в исламе возникшее видимо еще при жизни пророка Мухаммада. Термин восходит по одной версии к слову суф шерсть поскольку такое одеяние было обычн...Евразийская мудрость от А до Я
  11. суфизмот арабского суф грубая шерстяная ткань отсюда власяница как атрибут аскета мистическое течение в исламе. Возникло в вв. окончательно оформилось в вв. Для суфизма...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  12. суфизмсм. Тасаввуф.Источник Исламский энциклопедический словарь А. Ализаде Ансар г....Ислам. Энциклопедический словарь
  13. суфизмСУФИЗМ а м. soufisme m. ampLTараб. souf шерсть. Направление в исламе возникшее в в. отрицающее мусульманскую обрядность проповедующее аскетизм. В основе названия указани...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  14. суфизмараб. аттасаввуф предположительно от корня сфв быть нравственно чистым аскетическимистическое течение в мусульманстве ставящее целью достижение высшего Богопознания путем...Краткий религиозно-философский словарь
  15. суфизмсуфизм см. тасавуф...Крымскотатарско-русский словарь II
  16. суфизмНачальная форма Суфизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  17. суфизмучение арабской философии о трансцендентном единении с Богом мистическое направление мусульманского богословия развивающееся в духе аскезы и иррационального самопознания ...Новая философская энциклопедия
  18. суфизмСУФИЗМ арабск. suf грубая шерстяная ткань в значении рубище мистическое направление в развитии ислама исламский вариант мистической формы религиозного опыта. Территория ...Новейший философский словарь
  19. суфизмсуфизм м. Направление в исламе возникшее в VIII в. отрицающее мусульманскую обрядность и проповедующее аскетизм....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  20. суфизмсуфизм суфизм а...Орфографический словарь
  21. суфизмu м...Орфографический словарь русского языка
  22. суфизмсуфизм суфизмы суфизма суфизмов суфизму суфизмам суфизм суфизмы суфизмом суфизмами суфизме суфизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  23. суфизмОрфографическая запись слова суфизм Ударение в слове суфизм Деление слова на слоги перенос слова суфизм Фонетическая транскрипция слова суфизм [сфизм] Характеристика все...Полный фонетический разбор слов
  24. суфизммистикоаскетическое течение в исламе. Название происходит от араб. суф шерсть. Дело в том что аскетыотшельники мистики носили грубое шерстяное одеяние. С. начал формирова...Религии народов современной России
  25. суфизмМистическое направление в исламе. Возникло в VIII IX веках окончательно оформилось в X XII веках. На формирование суфизма оказали влияние пифагорейские идеи и персидски...Религиозные термины
  26. суфизмСУФИЗМ от арабского суф грубая шерстяная ткань отсюда власяница как атрибут аскета мистическое течение в исламеem. Возникло в вв. Для С. характерны сочетание метафизик...Русская энциклопедия
  27. суфизмсуфизм а...Русский орфографический словарь
  28. суфизмсопылы...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  29. суфизмсопылы...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  30. суфизмTasavuf sufiylik...Русско-крымскотатарский словарь
  31. суфизмтасавуф суфийлик...Русско-крымскотатарский словарь II
  32. суфизмСуфизмtasaufi...Русско-суахили словарь
  33. суфизмсуфизм тасаввуф...Русско-таджикский словарь
  34. суфизмСУФИЗМ [арабск.] мистикоаскетическое направление в исламе ИСЛАМ возникшее в VIIIX вв. отрицающее мусульманскую обрядность проповедующее аскетизм. См. АСКЕТ. Словарь инос...Словарь иностранных слов русского языка
  35. суфизммистическое течение в исламе. Возникло в VIIIIX вв. окончательно оформилось в X XI! вв. Характерно сочетание идеалистической метафизики с аскетической практикой учение о ...Словарь исторических терминов
  36. суфизмарабское суф грубая шерстяная ткань одежда символ аскетической жизни философскомистическое учение в исламе возникшее в VIII в. С. не однороден включает и радикальную оппо...Словарь по этике
  37. суфизмот араб. суфи букв. человек в одежде на шерсти С. поарабски тасбввуф букв. облаченность во власяницу мистич. течение в исламе. С. возник в в. на терр. совр. Ирака и ...Советская историческая энциклопедия
  38. суфизм[от араб. суфи букв.носящий шерстяные одежды суф шерсть грубая шерстяная ткань отсюда власяница как атрибут аскета по мнению Бируни от греч. офмудрец вероятно искусств. э...Советский философский словарь
  39. суфизмСУФИЗМ от арабского суф грубая шерстяная ткань отсюда власяница как атрибут аскета мистическое течение в исламе. Возникло в вв. окончательно оформилось в вв. Для ...Современная энциклопедия
  40. суфизмСУФИЗМ от араб . суф грубая шерстяная ткань отсюда власяница как атрибут аскета мистическое течение в исламе. Возникло в вв. окончательно оформилось в вв. Для суфизма...Современный энциклопедический словарь
  41. суфизмсуфизм [...Толковый словарь иностранных слов
  42. суфизмСУФИЗМ м. Направление в исламе возникшее в VIII в. отрицающее мусульманскую обрядность и проповедующее аскетизм....Толковый словарь русского языка
  43. суфизмУдарение в слове суфизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове суфизм...Ударение и правописание
  44. суфизмRzeczownik суфизм m sufizm m...Универсальный русско-польский словарь
  45. суфизмараб. аттасаввуф одетые в шерсть отсюда власяница как атрибут аскета эзотерическое направление в исламской традиции. Суфии стремятся войти в близкий контакт с Аллахом ч...Философия политики
  46. суфизмСУФИЗМ араб. аттасаввуф мистикоаскетическое течение в исламе. Слово суфий восходит к араб. слову суф грубая шерсть. Суфиями первоначально называли тех мусульманских мист...Философская энциклопедия
  47. суфизмот араб. суфи букв. человек в одежде из шерсти суф шерсть грубая шерстяная ткань отсюда власяница как атрибут аскета по мнению Бируни от греч. мудрец] мистич. течен...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  48. суфизмараб суф шерсть суфи суфий носящий шерстяной плащ религиозномистическое учение в исламе возникшее в вв. и получившее распространение в странах Арабского халифата. Для...Философский энциклопедический словарь
  49. суфизмсуфизм суфизмы суфизма суфизмов суфизму суфизмам суфизм суфизмы суфизмом суфизмами суфизме суфизмах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку ....Формы слова
  50. суфизмФиум Узи Суфизм Сми Сиф Сиу Сим Муси Мус Миф Мис Изм...Электронный словарь анаграмм русского языка
  51. суфизмСуфизм суфийство поараб. тасаввоф понятие означающее собою в зап.исламском мире мистицизм а в восточноисламском персидском и персидскоиндийском пантеистическую теософию...Энциклопедический словарь
  52. суфизмсуфийство поараб. тасаввоф понятие означающее собою в зап.исламском мире мистицизм а в восточноисламском персидском и персидскоиндийском пантеистическую теософию близку...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  53. суфизмот арабского суф грубая шерстяная ткань отсюда власяница как атрибут аскета мистическое течение в исламе. Возникло в вв. Для С. характерны сочетание метафизики с аскетич...Энциклопедия История отечества
  54. суфизмот арабского суф грубая шерстяная ткань отсюда власяница как атрибут аскета мистическое течение в исламе. Возникло в вв. Для С. характерны сочетание метафизики с аскет...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  55. суфизмСУФИЗМараб. тааввуф мусульманский аскетизм подвижничество и мистицизм. Этимология твердо не установлена хотя название считают производным от слова шерсть власяница аскето...Энциклопедия Кольера II
  56. суфизмСуфизм ар.em суф грубая шерстяная ткань отсюда власяница как атрибут аскета мистическое течение в исламе. Возникло в VIII IХ вв. Для суфизма характерно учение о постеп...Энциклопедия культурологии