Энциклопедия Кольера II

СУФИЗМ

СУФИЗМ(араб. "тааввуф") мусульманский аскетизм, подвижничество и мистицизм. Этимология твердо не установлена, хотя название считают производным от слова "шерсть" (власяница аскетов), или "скамья" (на них сидели подвижники), или просто набором звуков. Первые суфии появились в 8 в., вскоре после возникновения ислама. Мистический опыт начинает получать теоретическое осмысление у ал-асана ал-Бар, З-н-Нна ал-Мир (8-9 в.), ал-Харрза (ум. 899), философские идеи прослеживаются у Аб Йазда ал-Бисм (ум. 875), Аб Манра ал-аллджа (казнен 922), Аб ал-сима ал-ушайр (986-1072) и др. В суфизме обычно различают умеренное и крайнее течения. Своеобразную "легализацию" умеренного суфизма связывают, как правило, с именем амд ад-Дна ал-азл (1058-1111), мыслителя, принадлежавшего к ашаритской школе калама и высказывавшего симпатии к суфийскому пути познания Бога как достижению истинного знания. Ярким представителем крайнего суфизма можно считать ал-аллджа с его знаменитой формулой 'ан-л-а ("Я - Истина"), отождествляющей "Я" мистика с Богом. Хотя у представителей строгого правоверия, смыкающихся с фундаментализмом, в том числе и современных, суфизм всегда вызывал подозрение, если не открытую вражду, это течение оставалось и остается весьма популярным и охватывает самые широкие слои мусульман.Суфизм создал и свою философию, в которой поднимались фундаментальные вопросы, стоявшие перед классической арабской философской мыслью: каким образом Первоначало универсума, Бог, может быть понят строго как единственный и вместе с тем порождающий все многообразие мира; каково место человека в мире и его отношение к Богу и божественному; каковы его возможности и границы познания и действия. Суфизм как философское течение опирался на многообразие опыта, накопленного предшествующими четырьмя школами классической арабской философии (калам, арабский перипатетизм, исмаилизм и ишракизм), использовал сложившийся к тому времени категориальный аппарат философского мышления, ставший результатом как развития собственной традиции, так и в значительной мере усвоения античного наследия. Философия суфизма пользовалась ощутимым влиянием в период позднего Средневековья, сохранив его фактически до нашего времени.Наиболее выдающимся суфийским философом является Муй ад-Дн (Мохиддин) Ибн 'Араб, получивший почетный титул "Великого шейха". Он родился в 1165 в городе Мурсия (юг современной Испании), в Андалусии, входившей тогда в состав арабского халифата и служившей своеобразным перекрестком цивилизаций, центром философии и культуры. Будущий мистик получил традиционное образование мусульманского ученого. В его произведениях немало свидетельств о посещавших его озарениях, нередко - о беседах с мистиками прошлого или пророками. Ибн 'Араб много путешествовал, а с 1223 жил в Дамаске, где и скончался в 1240. Великий шейх был знаком с сочинениями выдающихся суфиев ал-Харрза, ал-Мусиб, ал-аллджа, ал-Исфар'ин. Исследователи прослеживают прямые и косвенные связи и полемику с идеями ал-азл. Сохранились свидетельства контактов Ибн 'Араб с Ибн Рушдом и другими известными мыслителями того времени. Его влияние испытали в той или иной мере не только практически все известные суфийские мыслители последующих поколений, но и представители других течений мысли, более прочих - позднего ишракизма. Резкую критику и неприятие идеи Ибн 'Араб вызвали со стороны известного факиха Ибн Таймиййи (1263-1328), что получило прямое продолжение в идеологии ваххабизма, возводящего свои идеи к этому мыслителю. В то же время такой известнейший факих, как ас-Суй (15 в.), выступил в защиту Ибн 'Араб.Важнейшими философскими произведениями Ибн 'Араб являются Мекканские откровения (ал-Футт ал-маккиййа) и Геммы мудрости (Фу ал-икам). Его поэзия представлена сборником Изложение страсти (Тарджумн ал-ашв).Считается, что его перу принадлежат более 100 трудов. Известность Ибн 'Араб стала причиной ложной атрибуции многих произведений. Среди апокрифов - двухтомное Толкование Корана (Тафср ал-ур'н), Древо бытия (Шаджарат ал-кавн), Божье слово (Калимат ал-лх), Божья премудрость (ал-икма ал-'илхиййа).Мекканские откровения до сих пор полностью не переведены на иностранные языки из-за объема произведения, которое по праву называют "энциклопедией суфизма", содержащего рассуждения едва ли не по всем вопросам теории и практики суфизма. Помимо философских, рассматриваются и многие другие вопросы, касающиеся космологии и ангелологии, хуруфизма (учения о сверхприродных свойствах букв), пророчества и Откровения и т.д. Заключительная глава Мекканских откровений представляет собой наставления мурдам - ученикам суфийских наставников, выполненные в основном в виде максим, хотя и снабженные философскими комментариями. Философские взгляды, развитые Ибн 'Араб в Мекканских откровениях, согласуются с его концепциями, в гораздо более сжатой форме изложенными в Геммах мудрости, написанных в конце жизни автора. Произведение с близким названием - Книга гемм (Китб ал-фу) - считается принадлежащим перу ал-Фрб. Оно излагает учение о Первоначале и его отношении к своему следствию - миру, развивает диалектику явленности и скрытости Первоначала, доказывая, что одно невозможно без другого (см. ПЕРИПАТЕТИЗМ АРАБОЯЗЫЧНЫЙ). Хотя идеи этого произведения близки тем, что высказывал Ибн 'Араб, трудно с определенностью утверждать что-то сверх этого относительно связи двух произведений. Геммы мудрости состоят из 27 глав, каждая из которых соотнесена с одним из посланников или пророков. Изложение не является систематическим в том смысле, какой был бы верен применительно к западной традиции, но оно обнаруживает безусловную внутреннюю связность и последовательность и в терминологическо-понятийном, и в тематическом плане, не отходя от критериев рациональной обоснованности и непротиворечивости излагаемых положений. Ибн 'Араб полемизирует с арабоязычными перипатетиками по вопросу о способе понимания единства Первоначала, с ал-азл по вопросу о возможности его познания вне связи с миром, с мутакаллимами по вопросу об оправданности понятия "субстанция" в свете атомарной теории времени. Затрагиваются также некоторые нефилософские вопросы, такие как символика сновидений.Философская новация суфизма и одновременно суть концепции этой школы связаны с коренной переработкой идеи рядоположности, служившей своего рода руководящим принципом в осмыслении вопроса об отношении Первоначала вещей к вещам, вечности ко времени, проблематики причинности и т.д. В суфизме эта внеположность Первоначала порождаемому им ряду ставится под сомнение, а вместе с тем происходит отказ от концепции абсолютной линейности и, как следствие, от возможности однозначной фиксации места вещи в ряду, задаваемом Первоначалом. Это в числе прочего означает невозможность однозначно определить иерархические отношения между любыми двумя вещами: каждая может считаться и превосходящей другую, и превзойденной другой.Первоначало и порождаемый им ряд вещей понимаются в суфизме как условия друг друга. Когда отношения между ними описывается в терминах "явное - скрытое" (хир - бин) или "основа - ветвь" ('ал - фар'), линейность, характерная для предшествующей традиции арабского философского мышления, уступает место взаимному предшествованию: и Первоначало, и производные от него вещи могут характеризоваться во взаимном отношении и как явные, и как скрытые, и как основа, и как ветвь. Собственная терминология суфизма, именующего Первоначало "Истиной" (ал-а), ряд вещей мира - "Творением" (ал-хал), а их двуединство - "миропорядком" (ал-'амр), подчеркивает эту взаимосвязь, называя последний "Истиной-Творением". Понятия "предшествования" (тааддум) и "следования" (та'аххур) играют в классической арабо-мусульманской философской мысли важнейшую роль в упорядочивании сущего, расставляя его в неоплатоническом духе в фиксированной последовательности на лестнице совершенства: чем ближе к Первоначалу, тем сущее совершеннее, превосходя все, что следует за ним, т.е. располагается ниже его. Но в суфизме эти понятия теряют свою фиксированную ранжированность и вместо этого приобретают свойство переходить одно в другое и, более того, непременно предполагать другое как собственную характеристику: предшествующее не может оказаться предшествующим, не будучи вместе с тем и последующим, и наоборот.Философия суфизма исходит из атомарной концепции времени, созданной еще в каламе. Поскольку в любом мгновении сополагаются два события, уничтожение и возникновение, мир вещей в каждом мгновении возвращается в вечность и в том же мгновении возникает как временной. Время и вечность в таком двуединстве неотъемлемы друг от друга, и их нельзя представить одно без другого. Более того, невозможно однозначно решить вопрос об их приоритете, поскольку время оказывается не просто совечным вечности, но и условием и формой ее осуществления.Двуединство противоположностей, о котором идет речь в суфизме, является характеристикой полноты истины и не предполагает необходимости снятия антитез в некоем синтезе. Постижение полноты этой истины составляет цель и вместе с тем содержание метода познания, который именуется "растерянностью" (айра) и не имеет ничего общего с тем "смущением", которое в античности ассоциировалось с апориями. Открываемое в "растерянности" двуединство противоположностей в наиболее обобщенной форме может быть выражено как диалектика утверждения и отрицания "инаковости" (айриййа) вещей друг относительно друга. Их ранжированность, или взаимное "превосходство" (тафул) во временнм существовании снимаются их вечностной ипостасью, благодаря чему любая вещь оказывается и иной и неиной в отношении любой другой вещи. Хотя "растерянное" знание выражается дискурсивно, оно прямо связано с актом непосредственного познания и ни в чем не противоречит истине последнего. В этом смысле теорию познания суфизма и его опирающуюся на "растерянное" знание философему можно рассматривать как попытку преодолеть разрыв между непосредственным и дискурсивным знанием, молчаливо признававшийся в классической арабо-мусульманской философии.Тезис о двуединстве миропорядка, в котором Истина и Творение (Первоначало и мироздание, Бог и мир) полагают друг друга как условия самих себя и невозможны одно без другого, является центральным для суфийской философии в том классическом виде, какой она получила в трудах Ибн 'Араб. Проработка этого тезиса в ракурсе всех центральных философских проблем классического периода составляет содержание философии суфизма. Но значение этого тезиса не ограничивается собственно философией. Оно простирается и за ее пределы, захватывая, в частности, вопросы этики, повседневной морали и вероучения.Суфийские мыслители, как правило, сохраняют верность положению ислама о том, что это учение является высшим и последним выражением истинного вероисповедания, принесенного человечеству. Высказывая мысль о том, что именно последователям Мухаммеда принадлежит "наивысшее место" в мироздании, Ибн 'Араб доказывает, что эта вознесенность касается двух составляющих вероисповедания - знания и действия: сохраняет свою силу и общеисламское положение о неразрывности этих двух сторон, ни одна из которых в отдельности не составляет веры. Точно так же в суфизме поддерживается положение ислама о том, что целью ниспослания веры является "польза" (манфа'а) людей. О столь же безусловной укорененности этической мысли суфизма в общеисламской почве свидетельствует категорическое неприятие идей и идеалов христианского монашества, тем более красноречивое в устах авторов столь терпимых, какими являются суфии: принципиальное отрицание установки на преодоление плоти как таковой (как источника греховности, а не ограничение плотских излишеств, как то характерно, скажем, для ригористического исмаилизма) свойственно всем исламским авторам, за очевидным исключением ас-Сухравард и некоторых других представителей ишракизма, у которых идея преодоления телесности имеет равно дохристианские и доисламские, прежде всего зороастрийские, корни.Другим важным положением исламской этики является положение о непосредственной связи действия и намерения (см. АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ). Намерение прямо определяет результат действия: каждый получает то, что ищет. Однако такие однозначные суждения возможны только в сфере адаба (морализаторских наставлений), в том числе и суфийского, поскольку прямо противоречат основному тезису философии суфизма - невозможности однозначной фиксации того или иного утверждения как окончательного. Поэтому суфийская этика в той части, в какой она составляет органическую часть общефилософских построений этой школы, содержит немного оснований для традиционной классификации намерений и сопровождаемых ими действий. Более того, суфийская философия в ее наиболее тонких построениях лишает этические рассуждения того реального основания, на котором они строятся в традиционных теориях.Этическое суждение относительно человеческого действия предполагает принципиальную возможность определить деятеля, того, кто осуществляет действие. Оно, далее, возможно только в том случае, если действие дает закономерный результат; если одно и то же действие может повлечь непредсказуемо различные последствия, никакая однозначная его оценка невозможна.Но именно эти основания и ставятся под сомнение суфийской философией. В суфизме невозможно однозначно соотнести действие человека с его собственной или с божественной волей. То же касается и определения самого действующего: поскольку человек является воплощением Бога, невозможно прямо соотносить действие с человеком, не соотнося его одновременно и с Богом, а значит, вопрос об ответственности человека за свои действия не может иметь однозначного ответа. Определение истинного деятеля для поступков, совершаемых человеком, связано с проблематикой, живо обсуждавшейся еще в каламе. В суфизме и человек и Бог с равным правом могут быть названы подлинными действователями, причем эти точки зрения не просто не альтернативны, но необходимы как условия одна другой. Это относится к рассмотрению соотношения между временнй и вечностной сторонами существования в пределах одного атома времени. Что касается двух даже соседних атомов времени, не говоря уже о более отдаленных, то они не связаны отношениями причинности, что создает принципиальную трудность в обосновании этики. Вместе с тем в суфизме восприняты и разработаны многочисленные моральные максимы, смягчающие этот "этический нигилизм" высокой философии. Кроме того, в практическом суфизме, особенно в его зрелый период, связанный с оформлением различных орденов, были развиты разнообразные практики совершенствования адепта, проводящие его по "пути" (ар а, также маслак) к высшим ступеням познания. Они основываются на представлении о возможности градуированного приращения совершенства в результате целенаправленных усилий адепта, тем самым ориентируя на процессуальность совершенствования, хотя и имеют мало оснований в собственно философской системе суфизма, где понятие "совершенный человек" (инсн кмил, также инсн тмм) носит скорее метафизический, нежели этический характер.Те же идеи разрабатываются в суфизме с использованием одной из центральных категорий фикха (религиозно-правовой мысли) - термина 'амр ("приказание"). Выражая идею нефиксированности содержания даже такого как будто однозначно определенного понятия (приказание направлено от Бога к человеку и всегда предполагает подчинение ему, т.е. послушание как похвальное действие), суфизм различает "созидающее приказание" ('амр таквнийй) и "опосредованное приказание" ('амр би-л-всиа): опосредованное приказание может не выполняться, а созидающее приказание выполняется всегда. Опосредованным является приказание, выраженное в Законе, и потому его выполнение зависит от того, совпадает оно или не совпадает с божественной волей, выражающейся как созидающее приказание. В контексте этого учения понятия "похвала - порицание" (амд - замм), а также "послушание - ослушание" ('а - ма'ийа), столь важные для исламской этики, теряют свою однозначность, переставая выражать соответствие или несоответствие человеческих поступков божественной воле. В каждом своем действии человек руководим Богом, а точнее, самим собой через Бога и в Боге. Например, "страсть" (хаван), одно из наиболее осуждаемых исламской этикой качеств человеческой души, оказывается на самом деле страстным желанием Бога: и в том смысле, что она направлена в любом случае на Бога, и в том смысле, что объятый страстью человек выражает желание самого Бога, а не кого-то иного. Классификация состояний души возможна также на основе представления о том, что предметы стремления, то, к чему устремляется человек, различны и отделены одно от другого, причем одни из них приносят пользу, а другие - вред; именно потому в традиционном понимании страсть пагубна для души, а стыдливость (ай') полезна, что первая отвращает от полезного и приносит больше вреда, чем пользы, а вторая, напротив, способствует приобретению полезного. Но коль скоро ничто не является иным, нежели Бог, коль скоро никакая вещь в мире не застывает в границах своей безусловной отличности от всего остального, но во всякое мгновение возвращается в Бога, чтобы в тот же момент возникнуть как иная, то и страсть не сбивает человека с единственно верного пути, ведущего его к благу и счастью, как то трактуют традиционные теории, - просто потому, что нет единственно верного пути и всякий путь ведет к Богу. Эти идеи прямо смыкаются с положением о тотальности подлинного вероисповедания, которое составляет одну из отличительных черт суфизма.Согласно суфийским авторам, ислам - безусловно истинное исповедание, но столь же безусловно он не является исключительно истинным исповеданием. Ислам - это знание о Боге и соответствующее этому знанию действие. Однако никакая вещь в мире не является иной в отношении Бога, а значит, и никакое знание не является иным, нежели знанием о Боге. То же относится и к действию: никакое действие не совершается ради чего-то иного, нежели Бог, а значит, всякое действие творится во имя единственного Бога. Поэтому существенным следствием суфийской философии является веротерпимость, выраженная в принципе "невозможно поклоняться ничему, кроме истинного Бога". Всякое поклонение и оказывается по существу поклонением Истине, но при том обязательном условии, что не претендует на исключительное владение истиной, предполагая таким образом иные исповедания (в том числе и как будто исключающие его самого, как "многобожие" исключает "монотеизм") как собственное условие. Этот тезис, вызывающий крайнюю неприязнь некоторых мусульманских идеологов-традиционалистов, апеллирует, вкупе с мистической составляющей суфизма, к современному сознанию, чем в значительной степени объясняется популярность суфийских идей.Эти общефилософские положения в приложении к конкретным эпизодам истории взаимоотношений человечества с божеством или божествами, которые поведаны в Коране, дают парадоксальные следствия. Согласно Ибн 'Араб, нельзя отрицать истинность ни одного из вероисповеданий; идолопоклонничество древних арабов, религия египтян (коранический Фараон предстает отъявленным врагом единобожия и истинной веры), любые Законы и вероучительные своды любых религий - истинны. Напротив, те, кто пытался доказать их безусловную ложность, действовали в ущерб истинному исповеданию. Единственное, что может быть неистинным в любой из религий, - это ее притязание на исключительную истинность и неприятие истинности остальных религий.Философский суфизм после Ибн 'Араб развивался под решающим влиянием его идей. Взгляды Ибн 'Араб получили в дальнейшем известность как концепция вадат ал-вуджд ("единство существования"), которая нашла сторонников в суфийской среде в лице таких выдающихся мыслителей, как ал-ашни (ум. 1329) и ал-Джл (1325-1428), и встретила оппозицию со стороны ас-Симнн (ум. 1336), который выступил с альтернативной теорией ва дат аш-шухд ("единство свидетельствования"). Суфизм оказал большое влияние на арабо-мусульманскую философскую мысль, особенно в период позднего Средневековья, равно как и на культуру в целом. Большую известность суфийские идеи получили благодаря творчеству таких поэтов и мыслителей, как Фард ад-Дн ал-'Ар (ум. 1220), Ибн ал-Фри (1181-1235), Джалл ад-Дн ар-Рм (1207-1273) и др., опиравшихся на суфийскую символику любви, тоски по Возлюбленному и т.п.

  1. суфизммистич. направление в исламе. Название происходит от араб. суфи что переводится как шерсть. Первоначально суфии т. е. одетые в шерстяной плащ проповедовали идею полного о...Атеистический словарь
  2. суфизммистич. направление в исламе. Название происходит от араб. суфи что переводится как шерсть. Первоначально суфии т. е. одетые в шерстяной плащ проповедовали идею полного о...Атеистический словарь II
  3. суфизм[от араб. суфи буквально носящий шерстяные одежды суф шерсть грубая шерстяная ткань отсюда власяница как атрибут аскета по мнению Бируниem от греч. sophs мудрец вероя...Большая Советская энциклопедия II
  4. суфизмсущ. муж. рода только ед. ч. рел.суфзм уem...Большой русско-украинский словарь
  5. суфизмот араб. суф грубая шерстяная ткань отсюда власяница какатрибут аскета мистическое течение в исламе. Возникло в вв.окончательно оформилось в вв. Для суфизма характер...Большой энциклопедический словарь II
  6. суфизмСУФИЗМ от араб. суф грубая шерстяная ткань отсюда власяница как атрибут аскета мистическое течение в исламе. Возникло в вв. окончательно оформилось в вв. Для суфизма...Большой Энциклопедический словарь V
  7. суфизмисламская графомантия от греч.u мудрость или от араб. одежда из грубой шерсти мистическое ответвление ислама впитавшее элементы эллинистического гностицизма христианст...Грамматологический словарь
  8. суфизммистикоаскетич. направл. в исламе возникшее в в. На формиров. С. большое влияние оказали неоплатонизм инд. философия а также христианство и иудаизм. Харрные черты С. отр...Древний мир. Энциклопедический словарь
  9. суфизммистикоаскетич. направл. в исламе возникшее в в. На формиров. С. большое влияние оказали неоплатонизм инд. философия а также христианство и иудаизм. Харрные черты С. отр...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  10. суфизмэзотерическое направление в исламе возникшее видимо еще при жизни пророка Мухаммада. Термин восходит по одной версии к слову суф шерсть поскольку такое одеяние было обычн...Евразийская мудрость от А до Я
  11. суфизмот арабского суф грубая шерстяная ткань отсюда власяница как атрибут аскета мистическое течение в исламе. Возникло в вв. окончательно оформилось в вв. Для суфизма...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  12. суфизмсм. Тасаввуф.Источник Исламский энциклопедический словарь А. Ализаде Ансар г....Ислам. Энциклопедический словарь
  13. суфизмСУФИЗМ а м. soufisme m. ampLTараб. souf шерсть. Направление в исламе возникшее в в. отрицающее мусульманскую обрядность проповедующее аскетизм. В основе названия указани...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  14. суфизмараб. аттасаввуф предположительно от корня сфв быть нравственно чистым аскетическимистическое течение в мусульманстве ставящее целью достижение высшего Богопознания путем...Краткий религиозно-философский словарь
  15. суфизмсуфизм см. тасавуф...Крымскотатарско-русский словарь II
  16. суфизмНачальная форма Суфизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  17. суфизмучение арабской философии о трансцендентном единении с Богом мистическое направление мусульманского богословия развивающееся в духе аскезы и иррационального самопознания ...Новая философская энциклопедия
  18. суфизмСУФИЗМ арабск. suf грубая шерстяная ткань в значении рубище мистическое направление в развитии ислама исламский вариант мистической формы религиозного опыта. Территория ...Новейший философский словарь
  19. суфизмарабск. suf грубая шерстяная ткань в значении рубище мистическое направление в развитии ислама исламский вариант мистической формы религиозного опыта. Территория распрос...Новейший философский словарь II
  20. суфизмсуфизм м. Направление в исламе возникшее в VIII в. отрицающее мусульманскую обрядность и проповедующее аскетизм....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  21. суфизмсуфизм суфизм а...Орфографический словарь
  22. суфизмu м...Орфографический словарь русского языка
  23. суфизмсуфизм суфизмы суфизма суфизмов суфизму суфизмам суфизм суфизмы суфизмом суфизмами суфизме суфизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  24. суфизмОрфографическая запись слова суфизм Ударение в слове суфизм Деление слова на слоги перенос слова суфизм Фонетическая транскрипция слова суфизм [сфизм] Характеристика все...Полный фонетический разбор слов
  25. суфизммистикоаскетическое течение в исламе. Название происходит от араб. суф шерсть. Дело в том что аскетыотшельники мистики носили грубое шерстяное одеяние. С. начал формирова...Религии народов современной России
  26. суфизмМистическое направление в исламе. Возникло в VIII IX веках окончательно оформилось в X XII веках. На формирование суфизма оказали влияние пифагорейские идеи и персидски...Религиозные термины
  27. суфизмСУФИЗМ от арабского суф грубая шерстяная ткань отсюда власяница как атрибут аскета мистическое течение в исламеem. Возникло в вв. Для С. характерны сочетание метафизик...Русская энциклопедия
  28. суфизмсуфизм а...Русский орфографический словарь
  29. суфизмсопылы...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  30. суфизмсопылы...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  31. суфизмTasavuf sufiylik...Русско-крымскотатарский словарь
  32. суфизмтасавуф суфийлик...Русско-крымскотатарский словарь II
  33. суфизмСуфизмtasaufi...Русско-суахили словарь
  34. суфизмсуфизм тасаввуф...Русско-таджикский словарь
  35. суфизмСУФИЗМ [арабск.] мистикоаскетическое направление в исламе ИСЛАМ возникшее в VIIIX вв. отрицающее мусульманскую обрядность проповедующее аскетизм. См. АСКЕТ. Словарь инос...Словарь иностранных слов русского языка
  36. суфизммистическое течение в исламе. Возникло в VIIIIX вв. окончательно оформилось в X XI! вв. Характерно сочетание идеалистической метафизики с аскетической практикой учение о ...Словарь исторических терминов
  37. суфизмарабское суф грубая шерстяная ткань одежда символ аскетической жизни философскомистическое учение в исламе возникшее в VIII в. С. не однороден включает и радикальную оппо...Словарь по этике
  38. суфизмот араб. суфи букв. человек в одежде на шерсти С. поарабски тасбввуф букв. облаченность во власяницу мистич. течение в исламе. С. возник в в. на терр. совр. Ирака и ...Советская историческая энциклопедия
  39. суфизм[от араб. суфи букв.носящий шерстяные одежды суф шерсть грубая шерстяная ткань отсюда власяница как атрибут аскета по мнению Бируни от греч. офмудрец вероятно искусств. э...Советский философский словарь
  40. суфизмСУФИЗМ от арабского суф грубая шерстяная ткань отсюда власяница как атрибут аскета мистическое течение в исламе. Возникло в вв. окончательно оформилось в вв. Для ...Современная энциклопедия
  41. суфизмСУФИЗМ от араб . суф грубая шерстяная ткань отсюда власяница как атрибут аскета мистическое течение в исламе. Возникло в вв. окончательно оформилось в вв. Для суфизма...Современный энциклопедический словарь
  42. суфизмсуфизм [...Толковый словарь иностранных слов
  43. суфизмСУФИЗМ м. Направление в исламе возникшее в VIII в. отрицающее мусульманскую обрядность и проповедующее аскетизм....Толковый словарь русского языка
  44. суфизмУдарение в слове суфизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове суфизм...Ударение и правописание
  45. суфизмRzeczownik суфизм m sufizm m...Универсальный русско-польский словарь
  46. суфизмараб. аттасаввуф одетые в шерсть отсюда власяница как атрибут аскета эзотерическое направление в исламской традиции. Суфии стремятся войти в близкий контакт с Аллахом ч...Философия политики
  47. суфизмСУФИЗМ араб. аттасаввуф мистикоаскетическое течение в исламе. Слово суфий восходит к араб. слову суф грубая шерсть. Суфиями первоначально называли тех мусульманских мист...Философская энциклопедия
  48. суфизмот араб. суфи букв. человек в одежде из шерсти суф шерсть грубая шерстяная ткань отсюда власяница как атрибут аскета по мнению Бируни от греч. мудрец] мистич. течен...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  49. суфизмараб суф шерсть суфи суфий носящий шерстяной плащ религиозномистическое учение в исламе возникшее в вв. и получившее распространение в странах Арабского халифата. Для...Философский энциклопедический словарь
  50. суфизмсуфизм суфизмы суфизма суфизмов суфизму суфизмам суфизм суфизмы суфизмом суфизмами суфизме суфизмах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку ....Формы слова
  51. суфизмФиум Узи Суфизм Сми Сиф Сиу Сим Муси Мус Миф Мис Изм...Электронный словарь анаграмм русского языка
  52. суфизмСуфизм суфийство поараб. тасаввоф понятие означающее собою в зап.исламском мире мистицизм а в восточноисламском персидском и персидскоиндийском пантеистическую теософию...Энциклопедический словарь
  53. суфизмсуфийство поараб. тасаввоф понятие означающее собою в зап.исламском мире мистицизм а в восточноисламском персидском и персидскоиндийском пантеистическую теософию близку...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  54. суфизмот арабского суф грубая шерстяная ткань отсюда власяница как атрибут аскета мистическое течение в исламе. Возникло в вв. Для С. характерны сочетание метафизики с аскетич...Энциклопедия История отечества
  55. суфизмот арабского суф грубая шерстяная ткань отсюда власяница как атрибут аскета мистическое течение в исламе. Возникло в вв. Для С. характерны сочетание метафизики с аскет...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  56. суфизмСуфизм ар.em суф грубая шерстяная ткань отсюда власяница как атрибут аскета мистическое течение в исламе. Возникло в VIII IХ вв. Для суфизма характерно учение о постеп...Энциклопедия культурологии