Философская Энциклопедия (в 5 томах)

СУФИЗМ

от араб. суфи, букв. – человек в одежде из шерсти (суф – шерсть, грубая шерстяная ткань, отсюда – власяница как атрибут аскета); по мнению Бируни, от греч. ????? – мудрец] – мистич. течение в исламе (как шиизме, так и суннизме), зародившееся в 8 в. и существующее до наст. времени. В разные эпохи С. был распространен на огромной территории – от сев.-зап. Африки до Индии, сев. окраин Китая, Индонезии. Для С. характерны след. общие черты: во-первых, сочетание идеалистич. метафизики (ирфан) с особой системой психофизич. упражнений, аскезой, требующей от прозелита слитного напряжения всех физических и духовных сил; во-вторых, наличие в организации суфиев старца-наставника (пир), ведущего по мистич. пути (тарикат) как своих непосредственных, так и тем или иным путем инспирированных им учеников (мурид); в третьих, учение о "сокровенном знании", постепенном приближении прозелита через мистич. познание, любовь и аскезу к богу и о конечной аннигиляции, слиянии с богом. Из этих черт вытекают такие особенности С., как интерес и стремление к интуитивному познанию, иногда экстатике, сверхрацион. явлениям (гипноз, телепатия), сопровождающиеся отказом от логического рацион. познания мира, установление жесткой дисциплины внутри суфийской общины, на ранних стадиях обучения – умерщвление по указаниям старца-пира воли и плоти ученика-мурида, превращение его в послушное орудие старца и т.п. Предпосылки зарождения С. имеются уже в раннем исламе (движение аскетов-захидов, борьба с показным, внешним благочестием, стремление к искренности по отношению к богу и т.п.). Основы учения С. в 9 в. были заложены египтянином Зу-н-Нуном аль-Мисри (ум. 850) и основателем багдадской школы Абу Абдаллахом аль-Мухасиби (ум. 857), к-рый создал учение о самонаблюдении, имеющем целью проследить соотношение между внешними действиями человека и его сокровенными намерениями, и установил понятие "хал" – озарения, мгновенного экстатич. состояния суфия на пути к богу. Школа маламатийа (букв. – "люди порицания"), образовавшаяся на вост. окраине Халифата, в Нишапуре, боролась с лицемерием офиц. духовенства и создала учение о внутреннем тайном самоочищении, к-рое есть дело только суфия и бога и может сочетаться с внешним показным неблагочестием, вызывающим несправедливые упреки со стороны окружающих. Продолжатель багдадской школы Джунайд (ум. 909) выдвинул теорию фана ("мистическое растворение суфия в боге"), ведущего к "сверхбытию" (бака), вечности в абсолюте. Джунайд предложил считать первым этаном мистич. пути шариат – общемусульманский религ. закон, вторым – чисто суфийский "путь" – тарикат и, наконец, третьим хакикат – "постижение божественной истины". Для Джунайда признание единства бога (таухид) – не рацион. доказательство, как в мусульм. богословии, а сама жизнь суфия в трансцендентном единении с богом. Большое влияние на развитие С. оказали изречения Абу Язида (ум. 874), содержавшие представления о тройной градации сознания бытия (Я, Ты, Он – самость), о взаимопроникновении божественного и человеческого в трансцендентном акте любви. Абу Абдаллах Хусейн ибн Мансур аль-Халладж (857 – казнен 922), в отличие от др. суфиев, хранивших свое учение в тайне, открыто проповедовал С. во мн. городах от Багдада до Индии и границ Китая и придал законченную форму учению о единении с богом через любовь, однако, в отличие от своего учителя Джунайда, считал, что это единение – цель не только избранных суфиев, но и всего сущего. Он утверждал возможность реального единения части божеств. духа с духом суфия (ортодокс, ислам отказывает в этом даже пророкам) и в момент высшего экстаза однажды воскликнул: "Ана-л-хакк" ["Я есть Истинный" (т.е. бог)]. В 10–11 вв. суфийское учение о тарикате приобрело законченную форму, были разработаны положения о "стоянках" (макам, манзил) на мистич. пути – духовных состояниях аскета по мере приближения к единению с богом (тауба – "покаяние", вара – осторожность в различении дозволенного и запретного и др.), появились элементы гносеологии, в частности учение о трех ступенях познания: ильм аль-йакин ("уверенное знание"), айн аль-йакин ("полная уверенность") и хакк аль-йакин ("истинная уверенность"). Эти стадии часто иллюстрируются метафорой "мотылек сгорел на огне свечи" или сравнением: "мне говорили, что огонь жжет, хотя пока я этого не видел и не испытал", "я видел, как огонь сжигает", "я сам сгорел и так удостоверился в способности огня жечь". Третья стадия – полное слияние наблюдающего и наблюдаемого, экстаз, во время к-рого суфий испускает лишенные обычной логики возгласы (шатх). В этот же период (10–11 вв.) складывается организация суфийских орденов, как их назвали европейцы, –по цепочке старцев (силсила), передающих посвящение от старца-основателя, эпонима. Дальнейшее развитие С. идет как по линии создания богатой философской и художеств. лит-ры, так и по линии организации бесчисленных силсила (тарикат) и ханаках (своеобразных суфийских монастырей), часто сливавшихся с местными культами и приобретавших иногда, в соответствии с догматом ислама о джихаде ("войне против неверных"), характер воен. формирований (кызылбаши в Иране в 16 в., позднее мюриды Шамиля на Сев. Кавказе в 19 в. и т.п.). Были попытки создать учение о иерархии старцев (руководителей силсила), во главе к-рой стоит кутб (букв.– "полюс"). Это учение родственно шиитскому учению об имаме, хотя сами шииты часто осуждали суфиев-суннитов именно за то, что они как бы ставят на место имама, потомка пророка и водителя мусульман по правому пути, случайное лицо – пира-наставника. После реформаторской деятельности Мухаммеда Газали (ум. 1111) С. получает известное признание со стороны ортодоксального мусульм. духовенства, к-рое до 11–12 вв. не признавало и преследовало С. Наиболее выдающимися среди многочисл. идеологов С. были: поэты Санаи (ум. 1131), Аттар (ум. ок. 1220), Джалаледдин Руми (ум. 1273), Хафиз (ум. 1389), Джами (ум. 1492), мыслители Ансари (ум. 1077), Ахмед Газали (ум. 1126), Айн аль-Кузат Хамадани (ум. 1132), Ибн аль-Араби (ум. 1240). Большую роль в истории С. сыграло филос. учение о вахдат-и-вуджуд (Айн аль-Кузат, Ахмед Газали, особенно Руми), послужившее метафизич. обоснованием аскетизма. Согласно этому учению, вещь сама по себе не имеет истинного бытия, а обладает лишь становлением и исчезновением, разделенными только мгновением (барзах). Бог и тело, вещь, – два противоположных полюса градаций совершенства. Бытийной частью вещи является форма, материальная субстанция же бесформенна и представляет собой зло, множественность. Душа суфия должна сбросить цепи множественности, очиститься от грязи материи и вернуться к единственности божества, прийти к единению с абсолютом. В конце 19 и в 20 вв. модернисты ислама и бурж. реформаторы в странах Востока повели жестокую борьбу с суфийскими орг-циями, тесно связанными с феодалами, и часто, подобно церкви в Европе, ими являвшимися (многие суфийские старцы владели огромными богатствами, земельными угодьями и были крупной политич. силой уже в 11–15 вв.). В Турции в 1920-х гг. были закрыты все ханаках (в частности, основанная Джалаледдином Руми в 13 в. в Конье), в Иране были сильно урезаны права суфиев-дервишей (шиитов). Однако и в Иране и в нек-рых араб. странах ханаках продолжают функционировать, суфийские старцы печатают в типографиях свои трактаты, демонстрируют "чудеса" гипнотич. и телепатич. характера, вербуют прозелитов. В Пакистане суфии обладают значительной политич. силой. Яростным борцом против С. в Иране был Ахмед Кесрави (убит 1947), выступавший против суфийского духа пассивности и отказа от материальных благ. Лит.: Бертельс Е. Э., С. и суфийская лит-ра, М., 1965 (имеется библ.); Петрушевский И. П., Ислам в Иране в 7–15 вв., Л., 1966; Ritter H., Das Meer der Seele, Leiden, 1955; Rypka J., Islamische Literaturgeschichte, Lpz., 1959, S. 208–37; Corbin H., Histoire de la philosophie islamique, P., 1964, p. 262–68; Gramlich R., Die schiitischen Derwischorden Persiens, Bd 1, Wiesbaden, 1965 (имеется библ.); Ахмад Касрави, Суфигари, Тегеран, 1339 г. с. х. (1960–61). А. Бертельс. Москва.

  1. суфизммистич. направление в исламе. Название происходит от араб. суфи что переводится как шерсть. Первоначально суфии т. е. одетые в шерстяной плащ проповедовали идею полного о...Атеистический словарь
  2. суфизммистич. направление в исламе. Название происходит от араб. суфи что переводится как шерсть. Первоначально суфии т. е. одетые в шерстяной плащ проповедовали идею полного о...Атеистический словарь II
  3. суфизм[от араб. суфи буквально носящий шерстяные одежды суф шерсть грубая шерстяная ткань отсюда власяница как атрибут аскета по мнению Бируниem от греч. sophs мудрец вероя...Большая Советская энциклопедия II
  4. суфизмсущ. муж. рода только ед. ч. рел.суфзм уem...Большой русско-украинский словарь
  5. суфизмот араб. суф грубая шерстяная ткань отсюда власяница какатрибут аскета мистическое течение в исламе. Возникло в вв.окончательно оформилось в вв. Для суфизма характер...Большой энциклопедический словарь II
  6. суфизмСУФИЗМ от араб. суф грубая шерстяная ткань отсюда власяница как атрибут аскета мистическое течение в исламе. Возникло в вв. окончательно оформилось в вв. Для суфизма...Большой Энциклопедический словарь V
  7. суфизмисламская графомантия от греч.u мудрость или от араб. одежда из грубой шерсти мистическое ответвление ислама впитавшее элементы эллинистического гностицизма христианст...Грамматологический словарь
  8. суфизммистикоаскетич. направл. в исламе возникшее в в. На формиров. С. большое влияние оказали неоплатонизм инд. философия а также христианство и иудаизм. Харрные черты С. отр...Древний мир. Энциклопедический словарь
  9. суфизммистикоаскетич. направл. в исламе возникшее в в. На формиров. С. большое влияние оказали неоплатонизм инд. философия а также христианство и иудаизм. Харрные черты С. отр...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  10. суфизмэзотерическое направление в исламе возникшее видимо еще при жизни пророка Мухаммада. Термин восходит по одной версии к слову суф шерсть поскольку такое одеяние было обычн...Евразийская мудрость от А до Я
  11. суфизмот арабского суф грубая шерстяная ткань отсюда власяница как атрибут аскета мистическое течение в исламе. Возникло в вв. окончательно оформилось в вв. Для суфизма...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  12. суфизмсм. Тасаввуф.Источник Исламский энциклопедический словарь А. Ализаде Ансар г....Ислам. Энциклопедический словарь
  13. суфизмСУФИЗМ а м. soufisme m. ampLTараб. souf шерсть. Направление в исламе возникшее в в. отрицающее мусульманскую обрядность проповедующее аскетизм. В основе названия указани...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  14. суфизмараб. аттасаввуф предположительно от корня сфв быть нравственно чистым аскетическимистическое течение в мусульманстве ставящее целью достижение высшего Богопознания путем...Краткий религиозно-философский словарь
  15. суфизмсуфизм см. тасавуф...Крымскотатарско-русский словарь II
  16. суфизмНачальная форма Суфизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  17. суфизмучение арабской философии о трансцендентном единении с Богом мистическое направление мусульманского богословия развивающееся в духе аскезы и иррационального самопознания ...Новая философская энциклопедия
  18. суфизмСУФИЗМ арабск. suf грубая шерстяная ткань в значении рубище мистическое направление в развитии ислама исламский вариант мистической формы религиозного опыта. Территория ...Новейший философский словарь
  19. суфизмарабск. suf грубая шерстяная ткань в значении рубище мистическое направление в развитии ислама исламский вариант мистической формы религиозного опыта. Территория распрос...Новейший философский словарь II
  20. суфизмсуфизм м. Направление в исламе возникшее в VIII в. отрицающее мусульманскую обрядность и проповедующее аскетизм....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  21. суфизмсуфизм суфизм а...Орфографический словарь
  22. суфизмu м...Орфографический словарь русского языка
  23. суфизмсуфизм суфизмы суфизма суфизмов суфизму суфизмам суфизм суфизмы суфизмом суфизмами суфизме суфизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  24. суфизмОрфографическая запись слова суфизм Ударение в слове суфизм Деление слова на слоги перенос слова суфизм Фонетическая транскрипция слова суфизм [сфизм] Характеристика все...Полный фонетический разбор слов
  25. суфизммистикоаскетическое течение в исламе. Название происходит от араб. суф шерсть. Дело в том что аскетыотшельники мистики носили грубое шерстяное одеяние. С. начал формирова...Религии народов современной России
  26. суфизмМистическое направление в исламе. Возникло в VIII IX веках окончательно оформилось в X XII веках. На формирование суфизма оказали влияние пифагорейские идеи и персидски...Религиозные термины
  27. суфизмСУФИЗМ от арабского суф грубая шерстяная ткань отсюда власяница как атрибут аскета мистическое течение в исламеem. Возникло в вв. Для С. характерны сочетание метафизик...Русская энциклопедия
  28. суфизмсуфизм а...Русский орфографический словарь
  29. суфизмсопылы...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  30. суфизмсопылы...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  31. суфизмTasavuf sufiylik...Русско-крымскотатарский словарь
  32. суфизмтасавуф суфийлик...Русско-крымскотатарский словарь II
  33. суфизмСуфизмtasaufi...Русско-суахили словарь
  34. суфизмсуфизм тасаввуф...Русско-таджикский словарь
  35. суфизмСУФИЗМ [арабск.] мистикоаскетическое направление в исламе ИСЛАМ возникшее в VIIIX вв. отрицающее мусульманскую обрядность проповедующее аскетизм. См. АСКЕТ. Словарь инос...Словарь иностранных слов русского языка
  36. суфизммистическое течение в исламе. Возникло в VIIIIX вв. окончательно оформилось в X XI! вв. Характерно сочетание идеалистической метафизики с аскетической практикой учение о ...Словарь исторических терминов
  37. суфизмарабское суф грубая шерстяная ткань одежда символ аскетической жизни философскомистическое учение в исламе возникшее в VIII в. С. не однороден включает и радикальную оппо...Словарь по этике
  38. суфизмот араб. суфи букв. человек в одежде на шерсти С. поарабски тасбввуф букв. облаченность во власяницу мистич. течение в исламе. С. возник в в. на терр. совр. Ирака и ...Советская историческая энциклопедия
  39. суфизм[от араб. суфи букв.носящий шерстяные одежды суф шерсть грубая шерстяная ткань отсюда власяница как атрибут аскета по мнению Бируни от греч. офмудрец вероятно искусств. э...Советский философский словарь
  40. суфизмСУФИЗМ от арабского суф грубая шерстяная ткань отсюда власяница как атрибут аскета мистическое течение в исламе. Возникло в вв. окончательно оформилось в вв. Для ...Современная энциклопедия
  41. суфизмСУФИЗМ от араб . суф грубая шерстяная ткань отсюда власяница как атрибут аскета мистическое течение в исламе. Возникло в вв. окончательно оформилось в вв. Для суфизма...Современный энциклопедический словарь
  42. суфизмсуфизм [...Толковый словарь иностранных слов
  43. суфизмСУФИЗМ м. Направление в исламе возникшее в VIII в. отрицающее мусульманскую обрядность и проповедующее аскетизм....Толковый словарь русского языка
  44. суфизмУдарение в слове суфизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове суфизм...Ударение и правописание
  45. суфизмRzeczownik суфизм m sufizm m...Универсальный русско-польский словарь
  46. суфизмараб. аттасаввуф одетые в шерсть отсюда власяница как атрибут аскета эзотерическое направление в исламской традиции. Суфии стремятся войти в близкий контакт с Аллахом ч...Философия политики
  47. суфизмСУФИЗМ араб. аттасаввуф мистикоаскетическое течение в исламе. Слово суфий восходит к араб. слову суф грубая шерсть. Суфиями первоначально называли тех мусульманских мист...Философская энциклопедия
  48. суфизмараб суф шерсть суфи суфий носящий шерстяной плащ религиозномистическое учение в исламе возникшее в вв. и получившее распространение в странах Арабского халифата. Для...Философский энциклопедический словарь
  49. суфизмсуфизм суфизмы суфизма суфизмов суфизму суфизмам суфизм суфизмы суфизмом суфизмами суфизме суфизмах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку ....Формы слова
  50. суфизмФиум Узи Суфизм Сми Сиф Сиу Сим Муси Мус Миф Мис Изм...Электронный словарь анаграмм русского языка
  51. суфизмСуфизм суфийство поараб. тасаввоф понятие означающее собою в зап.исламском мире мистицизм а в восточноисламском персидском и персидскоиндийском пантеистическую теософию...Энциклопедический словарь
  52. суфизмсуфийство поараб. тасаввоф понятие означающее собою в зап.исламском мире мистицизм а в восточноисламском персидском и персидскоиндийском пантеистическую теософию близку...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  53. суфизмот арабского суф грубая шерстяная ткань отсюда власяница как атрибут аскета мистическое течение в исламе. Возникло в вв. Для С. характерны сочетание метафизики с аскетич...Энциклопедия История отечества
  54. суфизмот арабского суф грубая шерстяная ткань отсюда власяница как атрибут аскета мистическое течение в исламе. Возникло в вв. Для С. характерны сочетание метафизики с аскет...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  55. суфизмСУФИЗМараб. тааввуф мусульманский аскетизм подвижничество и мистицизм. Этимология твердо не установлена хотя название считают производным от слова шерсть власяница аскето...Энциклопедия Кольера II
  56. суфизмСуфизм ар.em суф грубая шерстяная ткань отсюда власяница как атрибут аскета мистическое течение в исламе. Возникло в VIII IХ вв. Для суфизма характерно учение о постеп...Энциклопедия культурологии