Новейший философский словарь II

ГЕРБАРТ

(Herbart) Иоганн Фридрих (1776-1841) - немецкий философ, психолог, педагог. Профессор в Геттингене (с 1805 и вновь с 1831) и в Кенигсберге (с 1808). Основные сочинения - "Общая педагогика" (1806), "Основные моменты метафизики и логики" (1807), "Общая практическая философия" (1808), "Психология" (1816), "Общая метафизика с началами философского учения о природе" (1828-1829) и др. Г. ввел идею вечной и неизменной сущности, именуемую "реалом". В этом понятии Г. соединил лейбницевскую "монаду" и кантовскую "вещь в себе". В работах по психологии Г. отказался от традиционного учения о душевных способностях и предложил использовать математические методы для точного изучения психических феноменов. Душа, будучи "реалом", не заключает в себе никаких способностей. Не имея пространственно-временного положения, она лишена каких бы то ни было характеристик. Спонтанно возникающие представления обеспечивают самосохранение души. Через представление душа обретает свои первые характеристики, которые, к тому же, могут быть количественно измерены. Так душевная жизнь индивида представляет собой статистически описываемый ряд представлений. Каждое представление стремится, благодаря своей "напряженности", сменить собой другое, делая его предыдущим, что в итоге и составляет непрерывный ряд следующих друг за другом представлений. Этот процесс теоретически возможно математически измерить через вычисление "суммы задержки" двух противоборствующих представлений, которые противостоят друг другу в течение одного мгновения. Ряды представлений образуют все духовные органы. Душа вечна только потому, что ни одни из постепенно образованных связей и представлений не могут разорваться снова. Совокупность одновременно действующего "представливания" (Г.) называется сознанием. Духовная возбуждаемость, являясь единственной причиной активности человека, имеет начало или в самих представлениях, или в их "напряженности", или в организме. По утверждению Г., обучение должно строиться на применении "эстетических суждений", потому что "нет преподавания более подходящего, чем наглядное". Цель воспитания и обучения - укрепление способности учеников задерживать всякое желание без особого труда, тем самым повышая "напряженность" нужных представлений. В этом случае позитивное знание должно увеличиваться само собой при каждой "задержке". В процессе обучения, в первую очередь, необходимо усиливать внутреннее содержание и значимость преподаваемого предмета, чтобы ученик без особых усилий, чисто произвольно, повышал "напряжение"получаемых представлений. Данное количество "напряжений" должно в сумме составить некий "час преподавания", который, в свою очередь, образует в уме ученика соответствующую силу, через которую он и упорядочивает представления. Каждая "сила" должна быть правильно задействована, за что отвечает расписание занятий и количество "часов". А.Н. Шуман

  1. гербартХербарт Herbart Иоганн Фридрих немецкий философпсихолог и педагог основатель школы в немецкой педагогике в.Представитель плюрализма в основе мира множество неизменных...Большой энциклопедический словарь II
  2. гербартHerbart Иоганн Фридрих немецкий философ психолог педагог основоположник эмпирической психологии в Германии. Профессор Геттингенского и Кенигсбергского унтов. В его те...История психологии в лицах
  3. гербартГЕРБАРТ Herbart Иоганн Фридрих немецкий философ психолог педагог. Профессор в Геттингене с и вновь с и в Кенигсберге с . Основные сочинения Общая педагогика Основны...Новейший философский словарь
  4. гербартГЕРБАРТ Хербарт Herbart Иоганн Фридрих немецкий философ психолог и педагог основатель школы в немецкой педагогике в. Попытался построить психологию как систематическу...Современная энциклопедия
  5. гербартГЕРБАРТ Хербарт Herbart Иоганн Фридрих немецкий философ психолог и педагог основатель школы в немецкой педагогике в. Представитель плюрализма в основе мира множество н...Современный энциклопедический словарь
  6. гербартHerbartЙоган Фрдрихstrong нм. флософ психолог педагог професор еттненського та Кенсберзького унв.em створив систему педагогки засновану на етиц та асоцативнй психолог й...Універсальний словник-енциклопедія
  7. гербартHerbartЙоган Фрдрихstrong нм. флософ психолог педагог професор еттненського та Кенсберзького унв.em створив систему педагогки засновану на етиц та асоцативнй психолог й...Універсальний словник-енциклопедія
  8. гербартHerbart Йоган Фрдрих нм. флософ психолог педагог професор еттненського та Кенсберзького унв. створив систему педагогки засновану на етиц та асоцативнй психолог його сис...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  9. гербартHerbart Йоган Фрдрих нм. флософ психолог педагог професор еттненського та Кенсберзького унв. створив систему педагогки засновану на етиц та асоцативнй психолог його сис...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  10. гербартГЕРБАРТ Herbartem Иоганн Фридрих . Ольденбург . Гттингенem нем.em философидеалист и педагог. Рано сложившаяся философия Г. Осн. моменты метафизики и логики Hauptpunkte d...Философская энциклопедия
  11. гербартдив. Гербарт Йоган Фридрих...Філософський енциклопедичний словник
  12. гербартГербарт Иоанн Фридрих Herbart немецкий философ приобревший многочисленных последователей. Еще слушая Фихте в Иене он высказал ему свои недоумения по поводу его учения а...Энциклопедический словарь
  13. гербартИоанн Фридрих Herbart немецкий философ приобревший многочисленных последователей. Еще слушая Фихте в Иене он высказал ему свои недоумения по поводу его учения а также п...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона