История психологии в лицах

ГЕРБАРТ

(Herbart) Иоганн Фридрих (1776—1841) — немецкий философ, психолог, педагог, основоположник эмпирической психологии в Германии. Профессор Геттингенского (1805—1833) и Ке-нигсбергского (1809—1833) ун-тов. В его теории соединились основные принципы ассоцианизма с традиционными подходами немецкой психологии — идеей апперцепции, активности души, роли бессознательного. Говоря об ассоциации представлений, Г. приходил к выводу, что представления не являются пассивными элементами в душе человека, но обладают собственным зарядом, активностью, которая определяет их положение в сфере психического. Психологические взгляды Г. изложены им в книгах Психология по-новому, основанная на метафизике, опыте и математике (1816) и Учебник психологии (1834). Развивая теорию Г.В. Лейбница о структуре души, Г. писал, что в душе можно выделить три слоя — апперцепцию, перцепцию и бессознательное. Огромное значение для развития объективной психологии и для проникновения в нее математических способов обработки полученных данных имела идея Г. о динамике представлений. Он исходил из предположения, что каждое представление обладает определенной силой, зарядом. С точки зрения Г., каждое представление стремится попасть в центральную область души — область сознания. Однако объем этой области, также как и области апперцепции, не безграничен и поэтому попасть туда может только представление, обладающее достаточной интенсивностью, которая может преодолеть порог, отделяющий сознание от бессознательного. Еще большей интенсивностью должно обладать представление для того, чтобы преодолеть порог апперцепции и попасть в центр внимания человека, в область отчетливого сознания. Естественно, что каждое сильное представление, попадая в сознание, вытесняет оттуда уже имеющееся там, но более слабое представление. Отсюда Г. делает вывод о том, что между противоположными представлениями существуют отношения конфликта, вытеснения. Однако существуют, подчеркивал он, и сходные представления, которые могут соединяться или даже сливаться в одно. В том случае, если в области сознания человека уже находится сходное представление, новому знанию не надо обладать очень высокой интенсивностью, так как оно не вытесняет, а сливается со старым и таким образом попадает в сознание. Более того, если в области смутного сознания или бессознательного расположены некоторые представления, к которым добавляются даже и не очень сильные, но сходные новые представления, сливаясь они могут получить достаточную интенсивность для перехода из бессознательной части души в сознание. Эта концепция Г., которую он назвал теорией статики и динамики представлений , сыграла большую роль и в теории обучения. Теория Г., в которой появились новые и актульные для психологии идеи о динамике представлений, о связях и конфликтах, их расположении в душе человека, была одной из самых распространенных и значимых психологических теорий в прошлом веке. Она сыграла важную роль в дальнейшем развитии этой науки, оказав большое влияние на многих известных психологов. Г. также автор трудов: Основные моменты метафизики и логики, 1807; Общая метафизика с началами философского учения о природе, 1828—1829. В рус пер.: Психология, СПб., 1875; Избранные педагогические сочинения, Т.1.М., 1940. Т.Д. Марцинковская

  1. гербартХербарт Herbart Иоганн Фридрих немецкий философпсихолог и педагог основатель школы в немецкой педагогике в.Представитель плюрализма в основе мира множество неизменных...Большой энциклопедический словарь II
  2. гербартГЕРБАРТ Herbart Иоганн Фридрих немецкий философ психолог педагог. Профессор в Геттингене с и вновь с и в Кенигсберге с . Основные сочинения Общая педагогика Основны...Новейший философский словарь
  3. гербартHerbart Иоганн Фридрих немецкий философ психолог педагог. Профессор в Геттингене с и вновь с и в Кенигсберге с . Основные сочинения Общая педагогика Основные момент...Новейший философский словарь II
  4. гербартГЕРБАРТ Хербарт Herbart Иоганн Фридрих немецкий философ психолог и педагог основатель школы в немецкой педагогике в. Попытался построить психологию как систематическу...Современная энциклопедия
  5. гербартГЕРБАРТ Хербарт Herbart Иоганн Фридрих немецкий философ психолог и педагог основатель школы в немецкой педагогике в. Представитель плюрализма в основе мира множество н...Современный энциклопедический словарь
  6. гербартHerbartЙоган Фрдрихstrong нм. флософ психолог педагог професор еттненського та Кенсберзького унв.em створив систему педагогки засновану на етиц та асоцативнй психолог й...Універсальний словник-енциклопедія
  7. гербартHerbartЙоган Фрдрихstrong нм. флософ психолог педагог професор еттненського та Кенсберзького унв.em створив систему педагогки засновану на етиц та асоцативнй психолог й...Універсальний словник-енциклопедія
  8. гербартHerbart Йоган Фрдрих нм. флософ психолог педагог професор еттненського та Кенсберзького унв. створив систему педагогки засновану на етиц та асоцативнй психолог його сис...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  9. гербартHerbart Йоган Фрдрих нм. флософ психолог педагог професор еттненського та Кенсберзького унв. створив систему педагогки засновану на етиц та асоцативнй психолог його сис...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  10. гербартГЕРБАРТ Herbartem Иоганн Фридрих . Ольденбург . Гттингенem нем.em философидеалист и педагог. Рано сложившаяся философия Г. Осн. моменты метафизики и логики Hauptpunkte d...Философская энциклопедия
  11. гербартдив. Гербарт Йоган Фридрих...Філософський енциклопедичний словник
  12. гербартГербарт Иоанн Фридрих Herbart немецкий философ приобревший многочисленных последователей. Еще слушая Фихте в Иене он высказал ему свои недоумения по поводу его учения а...Энциклопедический словарь
  13. гербартИоанн Фридрих Herbart немецкий философ приобревший многочисленных последователей. Еще слушая Фихте в Иене он высказал ему свои недоумения по поводу его учения а также п...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона