Новейший философский словарь II

ГЕРДЕР

(Herder) Иоганн Готфрид (1744-1803) - немецкий философ-просветитель. Основные сочинения: "Исследование о происхождении языка" (1772), "Еще один опыт философии истории для воспитания человечества" (1774), "Идеи к философии истории человечества" (1784-1791), "Письма для поощрения гуманности" (1793-1797) и др. На формирование философских взглядов Г. большое влияние оказал Кант, у которого Г. учился, будучи студентом теологического факультета Кенигсбергского университета, а также немецкий философ-иррационалист И.Г. Гаман. Воздействие двух таких противоположных по духу наставников навсегда запечатлелось в противоречивости гердеровской натуры, сочетавшей в себе качества ученого-вольнодумца, одного из духовных вождей движения "Бури и натиска", с одной стороны, и правоверного протестантского пастора, - с другой. Деятельность Г. знаменует собой новый этап просветительства в Германии, характеризующийся пробуждением первых ростков недоверия к рационалистическим принципам раннего Просвещения, повышенным интересом к проблемам личности и внутреннему миру ее чувств. Основные идеи этой новой философско-просветительской программы были изложены Г. в "Дневнике моего путешествия" в 1769. После ряда лет скитаний - Рига, Париж, Гамбург, Страсбург - Г. навсегда поселяется в Веймаре, где в 1776 не без участия Гете, он получает высокую должность генерала-суперинтенданта. Здесь же у него пробуждается интерес к естественным наукам; вместе с Гете он много занимается биологией, увлекается философией Спинозы. В работах этих лет Г. удается синтезировать и обобщить ряд передовых идей современного ему естествознания, что особенно отчетливо проявило себя в сформулированной им идее органического развития мира, прослеживаемого на разных уровнях единого мирового организма, начиная от неживой и живой природы и заканчивая человеческой историей. Главные исследовательские интересы мыслителя были сосредоточены в сфере социальной философии: проблемы истории общества, морали, эстетики и т.д. Г. создает главный труд своей жизни - "Идеи к философии истории человечества", в которой основной акцент сделан на преодоление теологической картины истории, безраздельно царившей в социальной мысли Германии до конца 18 века. Философ осуществил значительный вклад в развитие идей социального историзма; он четко, как никто до него, сформулировал идею общественного прогресса, показав на конкретном материале всемирной истории закономерный характер общественного развития. Руководствуясь принципом, согласно которому обширность рассматриваемого периода наиболее явственно демонстрирует признаки все большего совершенствования материи, Г. начинает изложение своей истории с возникновения солнечной системы и постепенного формирования Земли. В этом смысле история общества предстала как бы непосредственно примыкающей к развитию природы, а ее законы как носящие столь же естественный характер, как и законы последней. Несмотря на свою принадлежность к высшим чинам тогдашней церковной иерархии, Г. смело выступил против телеологизма и провиденциализма в вопросе о движущих силах развития общества, выделив в качестве таковых целую совокупность естественных факторов. Особенно плодотворными оказались его идеи о закономерном поступательной развитии человеческого общества, которые долгое время оставались непревзойденным образцом общесоциологической и историко-культурной мысли, оказав влияние на ряд последующих философов, в том числе и Гегеля, который хотя и сделал крупный шаг вперед в понимании хода всемирной истории, опустил, тем не менее, ряд продуктивных идей Гердера (имеется в виду вынесение Гегелем за пределы истории эпохи первобытного общества, а также его подчеркнутый европоцентризм). Своеобразным продолжением и логическим развитием "Идей к философии истории человечества" явились "Письма для поощрения гуманности", в которых Г. изложил по существу всю историю гуманизма от Конфуция и Марка Аврелия до Лессинга. Здесь же, в одной из глав работы, Г. независимо от Канта развивает свое учение о вечном мире, в котором, в отличие от своего великого старшего современника, акцентирует не политически-правовой, а нравственный аспект, связанный с идеей воспитания людей в духе идей гуманизма. Г. навсегда остался в истории философии и благодаря той острой полемике, которую он в последние годы своей жизни вел с Кантом, и его философией, посвятив ей такие работы, как "Метакритика критики чистого разума" (1799) и "Каллиго-ну" (1800). Несмотря на ряд действительно справедливых упреков и замечаний (особенно в адрес кантовского априоризма), за отрыв явления от "вещи в себе" и отсутствие историзма в подходе к познанию и мышлению, Г. не сумел удержаться в границах академического спора, чем на всю жизнь скомпрометировал себя в среде профессиональных философов, большинство которых выбрало сторону Канта. Идеи Г. о становлении и развитии мира как органического целого, а также его социально-исторические взгляды оказали большое влияние на все последующее развитие немецкой философии, но особенно теплый прием они нашли у русских просветителей и писателей - Державина, Карамзина, Жуковского, Гоголя и др. Т.Г. Румянцева

  1. гердерГердер ИоганнГотфрид известный немецкий историк и философ. Его наиболее крупным и важным произведением являются Идеи по философии истории человечества....1000 биографий
  2. гердерHerder Иоганн Готфрид немецкий философ критикэстетик. В пастор в Риге с в Веймаре теоретик Бури инатиска друг И. В. Гете. Проповедовал национальную самобытностьискус...Большой энциклопедический словарь II
  3. гердерГЕРДЕРstrongHerder Иоганн Готфрид немецкий философпросветитель. Основные сочинения Исследование о происхождении языка Еще один опыт философии истории для воспитания че...История философии II
  4. гердерГЕРДЕР Иоган Готфрид Johann Gottfried Herder выдающийся немецкий историк культуры создатель исторического понимания искусства считавший своей задачей все рассматривать ...Литературная энциклопедия
  5. гердерИоган Готфрид [Johann Gottfried Herder ] выдающийся немецкий историк культуры создатель исторического понимания искусства считавший своей задачей все рассматривать с точк...Литературная энциклопедия II
  6. гердерГЕРДЕР Иоган Готфрид Johann Gottfried Herder выдающийся немецкий историк культуры создатель исторического понимания искусства считавший своей задачей все рассматривать ...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  7. гердерГЕРДЕР Herder Иоганн Готфрид немецкий философпросветитель. Основные сочинения Исследование о происхождении языка Еще один опыт философии истории для воспитания человеч...Новейший философский словарь
  8. гердерГердер прзвище Жноч прзвища цього типу як в однин так в множин не змнюються....Орфографічний словник української мови
  9. гердерИоганн Готтфрид Herder философ и писатель эпохи нем. Просвещения. В ходе дискуссии с представителями нормативной эстетики франц. классицизма и Винкельманом Г. призывал п...Словарь античности
  10. гердерHerder Иоганн Готфрид .VIII. .XII. нем. философ один из идеологов Просвещения. Начинал свою деятельность в Риге где в был преподавателем церк. школы. В придворный пр...Советская историческая энциклопедия
  11. гердерГЕРДЕР Herder Иоганн Готфрид немецкий философ критик эстетик. В пастор в Риге с в Веймаре вдохновитель движения Буря и натиск друг И.В. Гете. В многочисленных тру...Современная энциклопедия
  12. гердерГЕРДЕР Herder Иоганн Готфрид немецкий философ критик эстетик. В пастор в Риге с в Веймаре теоретик Бури и натиска друг И. В. Гете. Проповедовал национальную самобытно...Современный энциклопедический словарь
  13. гердерHerderЙоганн отфрдstrong нм. флософ письменник пастор представник критик Просвтництва вважаться предтечею романтизму розумв сторю людства як еволюцю природи прогрес роз...Універсальний словник-енциклопедія
  14. гердерHerderЙоганн отфрдstrong нм. флософ письменник пастор представник критик Просвтництва вважаться предтечею романтизму розумв сторю людства як еволюцю природи прогрес роз...Універсальний словник-енциклопедія
  15. гердерHerder Йоганн отфрд нм. флософ письменник пастор представник критик Просвтництва вважаться предтечею романтизму розумв сторю людства як еволюцю природи прогрес розуму й...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  16. гердерHerder Йоганн отфрд нм. флософ письменник пастор представник критик Просвтництва вважаться предтечею романтизму розумв сторю людства як еволюцю природи прогрес розуму й...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  17. гердерГЕРДЕР Herder Иоганн Готфрид нем. философ. Принадлежит к числу ведущих деятелей позднего Просвещения. Создатель одной из первых версий естественного исторического разви...Философская энциклопедия
  18. гердердив. Гердер Йоган Готфрд...Філософський енциклопедичний словник
  19. гердерГердер Иоганн Готфрид Herder замечательный немецкий ученый публицист поэт и философморалист род. в г. в Морунгене в восточной Пруссии. Отец его был звонарь и вместе с т...Энциклопедический словарь
  20. гердерИоганн Готфрид Herder замечательный немецкий ученый публицист поэт и философморалист род. в г. в Морунгене в восточной Пруссии. Отец его был звонарь и вместе с тем школ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  21. гердерГЕРДЕР Herder Иоганн Готфрид немецкий философпросветитель. Основные сочинения Исследование о происхождении языка Еще один опыт философии истории для воспитания человеч...Энциклопедия История философии