Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)

АШ

АШ Шолом (1880-) - еврейский писатель, романтик умирающего польского еврейского местечка. Р. в Кутно (Польша), дебютировал в 1900 в еженедельнике «Иуд» новеллой «Мойшеле» на еврейском яз. Первые годы писал по-гебраистски. В 1902 отошел от гебраистского яз., став центральной фигурой еврейской («идиш») прозы после классиков (Менделе, Шолом-Алейхем, Перец (см.)). Впервые обратил на себя внимание своим рассказом «Кольский переулок» (переулок мясников), где дышащие здоровьем и жизненной активностью социальные низы противопоставляются бледнолицым обитателям «Синагогального переулка» с их аскетическими идеалами и рабьим сознанием, что «еврей в изгнании должен всему покоряться», что «праведный еврей должен проводить свои дни в молитве, посте и изучении святой Торы» и гнушаться тех радостей суетной жизни, к-рым предаются низы «Кольского переулка». «Кольский» и «Синагогальный» переулки стали в еврейской публицистике и критике нарицательными именами, выражающими силу и жизненность социальных низов, бессилие и клерикальную реакционность местечковых верхов. Вера А. в социальные низы быстро прошла. Сам выходец из «Синагогального переулка», А. остро почувствовал его распад и предался романтической идеализации уходящего прошлого: «Городок» (1905), «Богач Шлойме» (1909). Ихезкел из Гомбина («Городок») и богач Шлойме - олицетворение национально-религиозных традиций. Своей богобоязненностью, благотворительностью, патриархальной семейной жизнью, гостеприимством, купеческой честностью - они служат образцами для всей своей общины. Они - ее духовные главы, судьи и руководители, исповедники и советчики. Эта идеализация прошлого - результат того, что зажиточное торговое, еврейское мещанство ходом капиталистического развития разорялось. Эту гибель А. показал в драме «Белая кость» - мезальянс разоренного представителя еврейской местечковой знати с разбогатевшим кабатчиком. Проникшись страданиями погибающей мещанской знати, А. дает картины ее прошлого, полные тепла и света, о чем сильно тоскуют последние представители погибающих. От идеализации близкого прошлого родной социальной среды А. переходит к воспеванию истории Израиля, к-рую он видит сквозь очки тоскующего о прошлом потомка «богача Шлойме». Драмы: «Амно́н и Тамор» (1908); очерки: «В стране Израиля», «Дочь Иофара» (1913), «Саббатай-Цеви» (1908); поэма «Разрушение храма» (1913); романы: «Во славу Божию» (1920), «Кастильская колдунья» (1921) и др. - националистическая апологетика библейской красы и средневековой героики народа-богоносца. А. делает не раз попытки выйти за пределы мотивов, продиктованных ему гибелью родного класса; таковы его драмы: «На пути в Сион» (1908), «Бог мести» (1907), которые долго шли на еврейской, русской и западно-европейских сценах; роман «Мэри» (1911-1913). Но если драма «Бог мести» характеризует напряженность драматического действия, то пьеса «На пути в Сион» и роман «Мэри» являются бессильной попыткой дать еврейское общественное движение в 1905 и непосредственно после 1905.

В 1909 А. впервые посетил Америку. В начале войны 1914-1918 он осел там на ряд лет. Здесь его трогала лишь судьба эмигрировавших из Польши в Америку обедневших потомков Ихезкеля из Гомбина. Первая книга «Америка» (1909) - проникнутая глубоким состраданием - повесть о мальчике эмигранте. Сдавленный физически духотой американских улиц, уничтоженный морально американским безверием, мальчик, умирая, грезит о шири зеленых лужаек на берегу родной Вислы, о милосердии богобоязненных людей из родного городка. В романе «Дядя Мозес» (1917) А. дает картину мучительного приспособления и отчаяния попавших в лапы американского капитализма эмигрантов. Но и здесь мораль Ихезкеля из Гомбина торжествует к концу победу над бессердечностью капитализма. Живя в Америке, А. еще раз возвращается к персонажам из «Кольского переулка». В романе «Мотька-вор» (1917) (кинофицирован, имеется русский перевод в изд. Гиза) дан путь «Кольского переулка» к городским социальным низам. Верный себе, А. приводит Мотьку-вора к капитуляции перед добродетелью «Синагогального переулка». Судьбу еврейских эмигрантов он продолжает раскрывать в своих последних романах: «Мать» и «Возвращение Хаима Ледерера», проникнутых этицизмом «Городка». Публикуя свои романы в американской буржуазной еврейской прессе, для к-рой сенсационность и интрига являются основными качествами художественного произведения, А. разрешил в известной степени задачу создания художественного произведения с интригующим сюжетом, заставляющим читателя с напряженным интересом следить за его развитием («На электрическом стуле», русск. перев., изд. «Круг» и др.). Значительный вклад в еврейскую литературу - его переводы из Библии, «кн. Бытия», «Руфи».

Художник-идеолог националистического мещанства, А. долго относился враждебно к Октябрьской революции, видя в ее последовательном материализме опасного врага милых его сердцу националистических и клерикальных устоев еврейского мещанства, а в ее экономической политике - угрозу материальному благополучию торговых элементов. Забота советской власти о лаборизации еврейских масс, о переводе их на землю, заставила А. изменить свое отношение к СССР. Это националистическое сменовеховство он и демонстрировал своим приездом в СССР летом 1928.

Библиография:

I.Избранные произведения А. готовятся к выпуску в изд. ЗИФ.

II.Нусинов И., Ш А., «Вестник иностр. литературы», № 6, 1928; Oislender H., Weg ein, Weg ois, Киев, 1924.

  1. ашАШ Шолом . Кутно Польша . Лондон еврейский писатель. Рос в религ. семье. Печататься начал в . В повестях Городок Богач Шлойме А. идеализирует патриархальнорелиг. устои ...Большая советская энциклопедия
  2. ашФедор Фридрих Юрьевич деятель рус. почты немец по происхождению находился на рус. службе с . Во время военных походов Петра I являлся начальником армейской почты с с...Большой филателистический словарь
  3. ашШолом еврейский писатель. Родился в Польше с жил вСША. Писал на идише. Социально заостренный роман Моткевор вроманах Псалмопевец Человек из Назарета библейскиемоти...Большой энциклопедический словарь II
  4. ашАШ в египетской мифологии один из древнейших богов бог Ливийской пустыни. Изображался в виде человека с головой сокола....Большой энциклопедический словарь III
  5. ашАШ в египетской мифологии один из древнейших богов бог Ливийской пустыни. Изображался в виде человека с головой сокола....Большой Энциклопедический словарь V
  6. ашв египетской мифологии бог Ливийской пустыни один из древнейших богов. Почитался также у ливийцев. Священное животное Аш сокол. Изображался в виде человека с головой сок...Древнеегипетский словарь-справочник
  7. ашв егип. миф. бог Ливийской пустыни один из древнейших богов. Почитался также у ливийцев. Свящ. животное А. сокол. Изображ. в виде человека с головой сокола и торчащим на...Древний мир. Энциклопедический словарь
  8. ашв егип. миф. бог Ливийской пустыни один из древнейших богов. Почитался также у ливийцев. Свящ. животное А. сокол. Изображ. в виде человека с головой сокола и торчащим на...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  9. ашАШ нескл. ср.em H h. strong. Название шахматного поляem. Тура может зараз перейти весь ряд полей например a на a или на h. Висковатов . Против угрозы на ашсемь у черных ...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  10. ашголодный аш адам голодный человек аш бр голодный волк аштан бралып алу скрючиться от голода аш арына или зекке натощак на голодный желудок аштан лу умереть от голода ашта...Казахско-русский словарь
  11. ашголодныйашыады выйдет голоднымаштан от голода...Казахско-русский словарь для учащихся и студентов
  12. ашаш I . пища ашы калса калсын иши калбасын погов. если пища останется пусть остатся работа бы не осталась аш тартподносить пищу гостю алдыа аш тартса атаын кунунан кеч пог...Киргизско-русский словарь
  13. ашеда пища кушанье съестное ср. емек аш татлы олсун! приятного аппетита! аш тербиеси приправа к еде аш пайы продуктовый пак бот. семядоля ср. фылкъа...Крымскотатарско-русский словарь II
  14. ашАШ Шолом еврейский писатель романтик умирающего польского еврейского местечка. Р. в Кутно Польша дебютировал в в еженедельнике Иуд новеллой Мойшеле на еврейском яз. Пе...Литературная энциклопедия
  15. ашШолом [] еврейский писатель романтик умирающего польского еврейского местечка. Р. в Кутно Польша дебютировал в в еженедельнике Иуд новеллой Мойшеле на еврейском яз. Перв...Литературная энциклопедия II
  16. ашбезл. сказ. нет...Мокшанско-русский словарь
  17. ашНачальная форма Аш слово обычно не имеет множественного числа единственное число именительный падеж имя мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  18. ашаш . суффикс а также яш Словообразовательная единица образующая имена существительные которые являются названиями лиц мужского пола характеризующихся признаком или действ...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  19. ашаш аш нескл. с. название буквы...Орфографический словарь
  20. ашОрфографическая запись слова аш Ударение в слове аш Деление слова на слоги перенос слова аш Фонетическая транскрипция слова аш [аш] Характеристика всех звуков а [а] гла...Полный фонетический разбор слов
  21. ашЕвр. Огонь как физический так и символический огонь поанглийски пишется как As Aish и Each.Источник Теософский словарь Синонимы бог город...Религиозные термины
  22. ашаш нескл. ср. название буквыem Синонимы бог город...Русский орфографический словарь
  23. ашБог Ливийской пустыни...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  24. ашаш сущ. колво синонимов бог город Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы бог город...Словарь синонимов II
  25. ашШолом Аш еврейский писатель На Моховой семейство из Полесья Семивершковый празднует шабаш. Здесь Гомель Рим здесь папа Шолом Аш И голова в кудрявых пейсах песья. ОМ ...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  26. ашАШ Шолом Аш еврейский писатель На Моховой семейство из Полесья Семивершковый празднует шабаш. Здесь Гомель Рим здесь папа Шолом Аш И голова в кудрявых пейсах песья. Ш...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  27. ашАШ в египетской мифологии один из древнейших богов бог Ливийской пустыни. Изображался в виде человека с головой сокола....Современный энциклопедический словарь
  28. ашАШ Шолом еврейский писатель. Родился в Польше с жил в США. Писал на идише. Социально заостренный роман Моткевор в романах Псалмопевец Человек из Назарета библейские...Современный энциклопедический словарь
  29. ашa. сущ. суп itle a мясной суп еда пища кушанье . прил.обеденый a stle обеденый стол a aara обедать a blmse столовая a qa столовая ложка a peere повар a toz поваре...Татарско-русский словарь (кириллица)
  30. ашсущ . суп варево первое горячее блюдо . еда пища кушанье яства обеденный столовый...Татарско-русский словарь Р.А. Сабирова
  31. ашУдарение в слове ашУдарение падает на букву а...Ударение и правописание
  32. ашAsz вр.em письменник писав мовою диш з переважно у США оповдання романи драматичн твори на сучасн теми й походження християнства Мстечко Америка Мати Чоловк з Назарета....Універсальний словник-енциклопедія
  33. ашAsz Шалом вр. письменник писав мовою диш з переважно у США оповдання романи драматичн твори на сучасн теми й походження християнства Мстечко Америка Мати Чоловк з Назар...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  34. ашАш Asch бароны Фридрих Ашi род. в г. в Силезии вступил при Петре I в военную службу находился под Полтавой в Прутском и других походах в г. сделан почтдиректором в С....Энциклопедический словарь
  35. ашАШ в египетской мифологии один из древнейших богов бог Ливийской пустыни. Изображался в виде человека с головой сокола....Энциклопедический словарь естествознания
  36. ашAsch бароны Фридрих Аш род. в г. в Силезии вступил при Петре I в военную службу находился под Полтавой в Прутском и других походах в г. сделан почтдиректором в С.Пете...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  37. ашРис. . Звездообразный поршневой двигатель воздушного охлаждения АШФН.АШ марка авиационных двигателей созданных в опытном КБ под руководством А. Д. Швецова см. Пермское м...Энциклопедия «Авиация» (1998)
  38. ашАШ в египетской мифологии бог Ливийской пустыни один из древнейших богов. Почитался также у ливийцев. Священное животное А. сокол. Изображался в виде человека с головой ...Энциклопедия мифологии
  39. ашАШ марка авиационных двигателей созданных в опытном конструкторском бюро под руководством А. Д. Швецова см.em Пермское моторостроительное конструкторское бюро. Двигатели...Энциклопедия техники