Энциклопедия «Авиация» (1998)

АШ

Рис. 1. Звездообразный поршневой двигатель воздушного охлаждения АШ-82ФН.

АШ— марка авиационных двигателей, созданных в опытном КБ под руководством А. Д. Швецова (см. Пермское моторостроительное конструкторское бюро). Двигатели, разработанные под руководством его преемника П. А. Соловьёва, имеют другие марки. Основные данные некоторых двигателей приведены в таблицах 1 и 2.

Ещё до образования опытного КБ Швецовым на заводе «Мотор» был создан ряд звездообразных поршневых двигателей воздушного охлаждения. Среди них М-11 — первый крупносерийный авиационный двигатель отечественной конструкции. В нём впервые и оригинально был решён ряд важных конструкторских задач: литая головка цилиндра из алюминиевого сплава, навёртывавшаяся на стальной цилиндр, разъёмный коленчатый вал, газораспределение с индивидуальными кулачковыми валиками для каждого цилиндра. Двигатель нашёл широкое применение в легкомоторной авиации.

В опытном КБ, которое возглавил Швецов, к началу Великой Отечественной войны были созданы поршневые двигатели М-25, М-62 (АШ-62), АШ-62ИР, М-63 (АШ-63), АШ-82, в годы войны — усовершенствованные более мощные АШ-82Ф, АШ-82ФН (рис. 1). Высокие эксплуатационно-технические качества двигателей достигались разработкой и внедрением ряда оригинальных конструктивных решений: на АШ-62 и АШ-62ИР — двухдемпферного коленчатого вала для устранения крутильных колебаний, эластичной шестерни газораспределения, бокового уплотнения главного шатуна; на АШ-82 — металлокерамических дисков двухскоростной передачи.На АШ-82 и АШ-62ИР было применено фланкирование зуба неподвижной шестерни редукторов. На АШ-82ФН вместо карбюратора установлен агрегат непосредственного впрыска топлива, усовершенствована муфта двухскоростной передачи к нагнетателю (в то время это был самый мощный двигатель в своём классе). На двигателях введена расточка главного шатуна по гиперболе, применены плавающие втулки роликов толкателей.

Во время войны в 1941—45 были созданы двигатели АШ-83 для истребителей Ла-5, Ла-7 и бомбардировщика Ту-2, а также М-71 (АШ-71) для штурмовиков Су-6, Су-8, бомбардировщика ДВБ-102 (В. М. Мясищева), истребителей И-185 и Ла-7, 18-цилиндровый АШ-71 имел два механизма газораспределения, пустотелые, заполненные металлическим натрием выпускные клапаны, дефлекторы цилиндров для улучшения охлаждения, азотированные гильзы цилиндров, регулятор наддува с внутренней маслопроводкой. Двигатели прошли все необходимые испытания, но вследствие сложности перестройки производства в военное время были выпущены малой серией. В 1944 на базе АШ-82ФН создан двигатель АШ-21 для тренировочных самолётов. После 1945 разработаны новые конструкции поршневых двигателей для тяжёлых самолётов военной и гражданской авиации, двигатели и редукторы для вертолётов. Создан АШ-73ТК для самолёта Ту-4. Для увеличения высотности (более 11 тыс. м) осуществлён двухступенчатый наддув двигателя. В качестве первой ступени наддува применён спроектированный в опытном КБ турбокомпрессор ТК-19, работавший на энергии выпускных газов двигателя. Картер выполнен из стали (на других двигателях опытного КБ устанавливался дуралюминовый). При создании АШ-73ТК впервые в стране освоены новые технологические процессы: прецизионное литье, автоматическая сварка под флюсом, пористое хромирование поршневых колец. Двигатель был установлен также на первом экземпляре самолёта Ял-18 (в варианте с поршневым двигателем).

В 1951 на базе АШ-32ФН изготовлен АШ-82Т. Для увеличения ресурса двигателя усилены редуктор, вал винта и вал агрегатов, средний картер выполнен из стали. Для улучшения охлаждения изменена конструкция головок цилиндров. На базе АШ-82Т разработан вертолётный поршневой двигатель АШ-82В. На нём вместо редуктора установлены две муфты: фрикционная с металлокерамическими дисками, включаемая при разгоне ротора вертолёта, и кулачковая, которая включается при равенстве частот вращения ведомых и ведущих дисков и выходе двигателя на эксплуатационный режим (фрикционная муфта при этом выключается). Для охлаждения двигателя разработан специальный вентилятор с приводом от двигателя. Были также созданы редукторы Р-1 — Р-5 для трансмиссий вертолётов.

В опытном КБ разрабатывались также опытные двигатели. Один из них — четырёхрядный 28-цилиндровый звездообразный АШ-2К мощностью 3460 кВт имел турбокомпрессор и семь пульсирующих турбин, работающих на кинетической энергии выпускных газов с передачей мощности на коленчатый вал двигателя. Это последний, самый мощный поршневой двигатель, разработанный в опытном КБ. В 1949 он прошёл испытания.

В 1953 перед опытным КБ поставлена задача, не прекращая работ по увеличению надёжности и ресурса поршневых двигателей, приступить к разработке газотурбинных двигателей. Для вертолёта Ми-6 был создан экономичный турбовальный двигатель Д-25В (рис. 2), который включает девятиступенчатый компрессор, трубчато-кольцевую камеру сгорания, двухступенчатую турбину привода компрессора, одноступенчатую турбину привода винта. Применена «свободная», кинематически не связанная с турбокомпрессорной частью двигателя турбина привода винта, которая позволяет получать оптимальную частоту вращения вала несущего винта вертолёта независимо от частоты вращения ротора турбокомпрессора. До 80-х гг. силовая установка Ми-6, состоящая из двух Д-25В и редуктора Р-7, была самой мощной в мире. Созданный для неё редуктор Р-7 имел ряд особенностей и оригинальных конструктивных решений: уравнительный механизм, распределяющий поровну мощность между двумя ведущими спиральными коническими шестернями, спиральную коническую пару, работающую с большими нагрузками при окружных скоростях ~ 70 м/с, узел центральной шестерни, передающий мощность на несущий винт вертолёта как при одном, так и при двух работающих двигателях, замкнутую планетарную передачу с двумя ступенями. Передаваемая мощность редуктора 8300 кВт.

В 1955 при разработке двигателя Д-20 была выбрана схема двухкаскадного двухконтурного турбореактивного двигателя, которая в дальнейшем явилась основой модификации Д-20П (рис. 3) для скоростного пассажирского самолёта Ту-124. В декабре 1959 двигатель прошёл государственные испытания. Он имел двухкаскадный осевой компрессор, трубчато-кольцевую камеру сгорания с 12 жаровыми трубами, трёхступенчатую турбину и сопло с раздельным истечением потока газа из наружного и внутреннего контуров. (Внутренний контур послужил основой двигателя Д-25В.)

В 1965 создана силовая установка для вертолёта В-12 (Ми-12), состоявшая из четырёх двигателей Д-25ВФ и двух редукторов Р-12. Д-20П явился прототипом двигателя Д-30, который в 1967 прошел государственные испытания. Д-30 имел двухкаскадный компрессор (первый каскад четырёхступенчатый, второй — 10-ступенчатый), трубчато-кольцевую камеру сгорания, четырёхступенчатую турбину, общее для обоих контуров реактивное сопло с лепестковым смесителем и камерой смешения. Впервые на отечественном серийном двигателе применены охлаждаемые рабочие лопатки первой ступени турбины. В результате массовой эксплуатации на самолётах Ту-134 двигатели Д-30 наработали более 12 млн. ч. В 1970 на воздушной линии Аэрофлота, в том числе на международной, вышел самолёт Ту-134А с двигателями Д-30 второй серии. Применение реверсивного устройства на двигателе значительно улучшило эксплуатационные характеристики самолёта. В 1971 проведением государственных испытаний завершены опытно-конструкторские работы по созданию мощного высокоэкономичного Д-30КУ (рис. 4). Установка этих двигателей на Ил-62М позволила увеличить дальность его полёта по сравнению с Ил-62 и повысить коммерческую нагрузку. На двигателе впервые в отечественном двигателестроении установлено реверсивное устройство ковшевого типа.

В 1968 начаты работы над Д-30КП, по основным узлам почти полностью унифицированным с Д-30КУ. В начале 1972 он прошёл государственные испытания. Установлен на самолёте Ил-76. В 1974 для самолёта Ту-134А разработан двигатель Д-30 третьей серии с сохранением взлётной тяги до температуры окружающей среды 30°С.

В феврале 1979 прошёл 300-часовые испытания Д-30КУ-154 (модификация Д-30КУ), предназначенный для серийного самолёта Ту-154. По сравнению с базовым двигателем в конструкции реверсивного устройства, сопла, системы управления, внешней арматуры внесены небольшие изменения, поставлены дополнительные агрегаты. Лётные испытания Ту-154М с этими двигателями показали значительную (до 28%) экономию топлива.

В 1978 разработана следующая модификация — двигатель Д-30КУ второй серии с сохранением взлётной тяги до температуры окружающей среды 30°С. Аналогично модифицирован Д-30КП. Это позволило увеличить грузоподъёмность самолёта на 5 т. Дальнейшее совершенствование двигателей ведётся с использованием поузловой доводки, позволяющей значительно ускорить сроки создания новых двигателей. Широко применяются системы автоматического регулирования на базе цифровых вычислительных машин. Накопленный опыт и новые решения находят применение в новых высокоэкономичных двигателях, разрабатываемых для средних и дальних магистральных пассажирских самолётов нового поколения.

В конце 1983 изготовлен, собран и испытан первый экземпляр двигателя Д-90А (в 1987 обозначение изменено на ПС-90А, рис. 5). Унифицированный двухвальный турбореактивный двухконтурный двигатель ПС-90А (со смешением потоков газа наружного и внутреннего контуров, общим реактивным соплом, реверсивным устройством в наружный контуре) является представителем четвёртого поколения турбореактивных двигателей, создаваемых опытным КБ. Двигатель предназначен для установки на магистральные пассажирские самолёты Ил-96-300 и Ту-204. Двигатель имеет высокие параметры термодинамического цикла, которые позволяют экономить до 30% топлива в год. По своим внешним характеристикам (шум, эмиссия) он соответствует международным нормам Международной организации гражданской авиации. Двигатель спроектирован сразу на окончательные ресурсы (холодная часть — 25 тыс. ч, горячая часть — 12,5 тыс. ч). Для особых случаев полёта на нём предусмотрен чрезвычайный режим (тяга на 10% больше, чем на взлётном режиме). В двигателе применён ряд новых конструктивных узлов и решений: узел подпорных ступеней (2 ступени); регулирование радиальных зазоров в 9—13 ступенях компрессора высокого давления и в 1—4 ступенях турбины; камера сгорания с укороченными жаровыми трубами, кольцевым газосборником, диффузором ступенчатой конструкции, фронтовым устройством жаровых труб с топливовоздушными насадками; лопатки турбины высокого давления с многокомпонентным жаростойким защитным покрытием. Для обеспечения стабильности характеристик в процессе эксплуатации за счёт уменьшения термической повреждённости деталей горячей части применена электронная система автоматического регулирования. Для получения высоких показателей эксплуатационной технологичности применён принцип модульности (11 модулей), предусмотрены широкие возможности контроля технического состояния деталей различными средствами контроля.

Литература:

Грин Б. Д., Генеральный конструктор А. Д. Швецов, Пермь. 1964;

его же, Высокое небо, 2 изд., Пермь, 1973;

Пономарев А. Н., Советские авиационные конструкторы, 2 изд., М., 1980.

Ю. И. Ершов, В. Л. Сандрацкий.

Таблица. Поршневые двигатели конструкции А. Д. Швецова.

Марка двигателяМощность, кВтНачало производства, годПрименение (летательные аппараты)
М-1180,91926По-2 (У-2)
М-25А5261936И-15, И-16
М-25В5701937И-16
АШ-62 (М-62)7351937И-153
АШ-62ИР (М-62ИР)7351938Ли-2, Ан-2
АШ-63 (М-63)8091939И-16
АШ-82 (М-82)12501941Ла-5, Ла-7, Пе-8
АШ-82Ф (М-82Ф)12501942Ла-5, Ла-7, Ту-2
АШ-82ФН (М-82ФН)13601943Ту-2, Ил-12, Ла-5ФН
АШ-73ТК (с турбокомпрессором ТК-19)17701947Ту-4
АШ-82Т14001951Ил-14
АШ-82В (с редуктором Р-5)12501952Ми-4, Як-24

Таблица. Газотурбинные двигатели Пермского моторостроительного КБ.

Основные данныеД-25ВД-20ПД-30Д-30КУД-30КППС-90А
Начало серийного производства, год195919591967197119721988
Тип двигателяТурбовальныйТРДДТРДДТРДДТРДДТРДД
Тяга, кН—5366,7108118167
Мощность, кВт4050—————
Диаметр вентилятора, м0,572*0,9150,9631,451,451,9
Длина двигателя, м2,7373,3043,9835,6965,4485,33
Удельный расход топлива на крейсерском режиме:
Кг/(Н·ч)—0,08970,07960,07150,07150,0591
г/(кВт·ч)402**—————
Расход воздуха, кг/с26,2113126283283508,5
Масса, кг1200146815502650**2650**2800
Степень двухконтурности—112,42,44,8
Степень повышения давления5,61418,620,52135,5
Температура газа перед турбиной, К124013301360140014251565
Применение (летательные аппараты)Ми-6, Ми-10Ту-124Ту-134ИЛ-62М, Ту-154МИл-76ТИл-96-300, Ту-204
* Диаметр первого рабочего колеса компрессора.

** Для условий, когда высота полёта H = 0.

*** С реверсивным устройством.

Рис. 2. Турбовальный двигатель Д-25В.

Рис. 3. Турбореактивный двухконтурный двигатель Д-20П.

Рис. 4. Турбореактивный двухконтурный двигатель Д-30КУ.

Рис. 5. Турбореактивный двухконтурный двигатель ПС-90А.

  1. ашАШ Шолом . Кутно Польша . Лондон еврейский писатель. Рос в религ. семье. Печататься начал в . В повестях Городок Богач Шлойме А. идеализирует патриархальнорелиг. устои ...Большая советская энциклопедия
  2. ашФедор Фридрих Юрьевич деятель рус. почты немец по происхождению находился на рус. службе с . Во время военных походов Петра I являлся начальником армейской почты с с...Большой филателистический словарь
  3. ашШолом еврейский писатель. Родился в Польше с жил вСША. Писал на идише. Социально заостренный роман Моткевор вроманах Псалмопевец Человек из Назарета библейскиемоти...Большой энциклопедический словарь II
  4. ашАШ в египетской мифологии один из древнейших богов бог Ливийской пустыни. Изображался в виде человека с головой сокола....Большой энциклопедический словарь III
  5. ашАШ в египетской мифологии один из древнейших богов бог Ливийской пустыни. Изображался в виде человека с головой сокола....Большой Энциклопедический словарь V
  6. ашв египетской мифологии бог Ливийской пустыни один из древнейших богов. Почитался также у ливийцев. Священное животное Аш сокол. Изображался в виде человека с головой сок...Древнеегипетский словарь-справочник
  7. ашв егип. миф. бог Ливийской пустыни один из древнейших богов. Почитался также у ливийцев. Свящ. животное А. сокол. Изображ. в виде человека с головой сокола и торчащим на...Древний мир. Энциклопедический словарь
  8. ашв егип. миф. бог Ливийской пустыни один из древнейших богов. Почитался также у ливийцев. Свящ. животное А. сокол. Изображ. в виде человека с головой сокола и торчащим на...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  9. ашАШ нескл. ср.em H h. strong. Название шахматного поляem. Тура может зараз перейти весь ряд полей например a на a или на h. Висковатов . Против угрозы на ашсемь у черных ...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  10. ашголодный аш адам голодный человек аш бр голодный волк аштан бралып алу скрючиться от голода аш арына или зекке натощак на голодный желудок аштан лу умереть от голода ашта...Казахско-русский словарь
  11. ашголодныйашыады выйдет голоднымаштан от голода...Казахско-русский словарь для учащихся и студентов
  12. ашаш I . пища ашы калса калсын иши калбасын погов. если пища останется пусть остатся работа бы не осталась аш тартподносить пищу гостю алдыа аш тартса атаын кунунан кеч пог...Киргизско-русский словарь
  13. ашеда пища кушанье съестное ср. емек аш татлы олсун! приятного аппетита! аш тербиеси приправа к еде аш пайы продуктовый пак бот. семядоля ср. фылкъа...Крымскотатарско-русский словарь II
  14. ашАШ Шолом еврейский писатель романтик умирающего польского еврейского местечка. Р. в Кутно Польша дебютировал в в еженедельнике Иуд новеллой Мойшеле на еврейском яз. Пе...Литературная энциклопедия
  15. ашШолом [] еврейский писатель романтик умирающего польского еврейского местечка. Р. в Кутно Польша дебютировал в в еженедельнике Иуд новеллой Мойшеле на еврейском яз. Перв...Литературная энциклопедия II
  16. ашАШ Шолом еврейский писатель романтик умирающего польского еврейского местечка. Р. в Кутно Польша дебютировал в в еженедельнике Иуд новеллой Мойшеле на еврейском яз. Пе...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  17. ашбезл. сказ. нет...Мокшанско-русский словарь
  18. ашНачальная форма Аш слово обычно не имеет множественного числа единственное число именительный падеж имя мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  19. ашаш . суффикс а также яш Словообразовательная единица образующая имена существительные которые являются названиями лиц мужского пола характеризующихся признаком или действ...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  20. ашаш аш нескл. с. название буквы...Орфографический словарь
  21. ашОрфографическая запись слова аш Ударение в слове аш Деление слова на слоги перенос слова аш Фонетическая транскрипция слова аш [аш] Характеристика всех звуков а [а] гла...Полный фонетический разбор слов
  22. ашЕвр. Огонь как физический так и символический огонь поанглийски пишется как As Aish и Each.Источник Теософский словарь Синонимы бог город...Религиозные термины
  23. ашаш нескл. ср. название буквыem Синонимы бог город...Русский орфографический словарь
  24. ашБог Ливийской пустыни...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  25. ашаш сущ. колво синонимов бог город Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы бог город...Словарь синонимов II
  26. ашШолом Аш еврейский писатель На Моховой семейство из Полесья Семивершковый празднует шабаш. Здесь Гомель Рим здесь папа Шолом Аш И голова в кудрявых пейсах песья. ОМ ...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  27. ашАШ Шолом Аш еврейский писатель На Моховой семейство из Полесья Семивершковый празднует шабаш. Здесь Гомель Рим здесь папа Шолом Аш И голова в кудрявых пейсах песья. Ш...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  28. ашАШ в египетской мифологии один из древнейших богов бог Ливийской пустыни. Изображался в виде человека с головой сокола....Современный энциклопедический словарь
  29. ашАШ Шолом еврейский писатель. Родился в Польше с жил в США. Писал на идише. Социально заостренный роман Моткевор в романах Псалмопевец Человек из Назарета библейские...Современный энциклопедический словарь
  30. ашa. сущ. суп itle a мясной суп еда пища кушанье . прил.обеденый a stle обеденый стол a aara обедать a blmse столовая a qa столовая ложка a peere повар a toz поваре...Татарско-русский словарь (кириллица)
  31. ашсущ . суп варево первое горячее блюдо . еда пища кушанье яства обеденный столовый...Татарско-русский словарь Р.А. Сабирова
  32. ашУдарение в слове ашУдарение падает на букву а...Ударение и правописание
  33. ашAsz вр.em письменник писав мовою диш з переважно у США оповдання романи драматичн твори на сучасн теми й походження християнства Мстечко Америка Мати Чоловк з Назарета....Універсальний словник-енциклопедія
  34. ашAsz Шалом вр. письменник писав мовою диш з переважно у США оповдання романи драматичн твори на сучасн теми й походження християнства Мстечко Америка Мати Чоловк з Назар...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  35. ашАш Asch бароны Фридрих Ашi род. в г. в Силезии вступил при Петре I в военную службу находился под Полтавой в Прутском и других походах в г. сделан почтдиректором в С....Энциклопедический словарь
  36. ашАШ в египетской мифологии один из древнейших богов бог Ливийской пустыни. Изображался в виде человека с головой сокола....Энциклопедический словарь естествознания
  37. ашAsch бароны Фридрих Аш род. в г. в Силезии вступил при Петре I в военную службу находился под Полтавой в Прутском и других походах в г. сделан почтдиректором в С.Пете...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  38. ашАШ в египетской мифологии бог Ливийской пустыни один из древнейших богов. Почитался также у ливийцев. Священное животное А. сокол. Изображался в виде человека с головой ...Энциклопедия мифологии
  39. ашАШ марка авиационных двигателей созданных в опытном конструкторском бюро под руководством А. Д. Швецова см.em Пермское моторостроительное конструкторское бюро. Двигатели...Энциклопедия техники