Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)

АРИСТОФАН

АРИСТОФАН (ок. 450 - ок. 385 до христ. эры) - виднейший древнегреческий драматург, самый яркий представитель политической комедии конца V и начала IV в. Обстоятельства его жизни нам почти неизвестны. Родившись, повидимому, в Афинах, А. жил в эпоху самого расцвета афинской демократии и был современником продолжительной пелопонесской войны греков со спартанцами (431-404), когда в Афинах происходила ожесточенная классовая и политическая борьба. Захватившая власть радикально-демократическая партия торгово-капиталистического класса проводила агрессивную политику и стояла за продолжение войны со спартанцами, к-рая сулила монополию афинской торговли и обогащение. К этой партии по своим интересам примыкала и более умеренная торгово-аристократическая партия. В оппозиции была лишь земельная аристократия, к-рую разоряла война; она стояла за мир со Спартой, ненавидела разжигавших народ демагогов и замышляла олигархический переворот. Отстраненная от активной политики, эта группа аристократического класса старалась использовать театр как орудие пропаганды своих консервативных идей. А., не будучи аристократом, в молодости был деятельным членом аристократических клубов (так наз. гетерий), готовивших олигархический переворот, и следовательно сочувствовал идеологии земельной аристократии.

А. написал до сорока комедий, из к-рых до нас сохранились лишь одиннадцать. В ряде комедий А. нападает на демократию и жестоко осмеивает демагогов из торгового класса - ее вождей, которые льстят народу и обманывают его, преследуя лишь свою выгоду. Еще в одной из самых ранних своих комедий «Вавилоняне» (426) он нападал на известного демагога Клеона и его товарищей, за что был привлечен к суду, а в комедии «Всадники» (424) политическая сатира достигает наивысшего напряжения. Демос (афинский народ) здесь выведен стариком-брюзгой, глухим на ухо, стремящимся эксплоатировать всех греков для своего прокорма; его обманывает и ему льстит, как собачонка, его лукавый раб кожевник пафлагонец (т. е. Клеон), с к-рым в лести соперничают двое других слуг (разумеются сторонники торговой группы аристократического класса Никий и Демосфен). В конце концов пафлагонца вытесняет его соперник, мелочной торговец съестным - Агоракрит, который рассказывает, как он вернул Демосу молодость и разум, сварив его в котле. Знаменательно то, что хор этой комедии составлен из «всадников»-аристократов, нападающих на Демос. Отчасти политика демократии порицается и в комедии «Осы», поставленной на сцене в 422. Здесь осмеивается страсть афинян к сутяжничеству, в к-ром А. обвиняет демагогов, приучавших своей политикой народ к праздности. Но особенно резкие протесты комедий А. вызывает внешняя агрессивная политика демократии. Реакционная земельная аристократия была против разорявшей ее войны с консервативной Спартой; при этом война, поддерживаемая торговым классом, разоряла не только крупных землевладельцев, но и мелких землевладельцев-поселян. Таким образом в своем протесте против войны земельная аристократия находила в поселянах союзников и ловко играла на стремлении этих социальных слоев к миру. Уже в комедии «Ахарняне» (425) выводится крестьянин Дикэополид, к-рому так надоела война, что он заключает приватный мир с врагом; ахарнские угольщики (из древней Ахарнии), из к-рых составлен хор, готовы за это побить его камнями, но он убеждает их в выгоде своего поступка и в конце пьесы наслаждается всеми благами мира, тогда как другие терпят лишения войны. В комедии «Мир» (421) та же проповедь мира проведена в более фантастической форме. Крестьянин-винодел Тригей откармливает огромного навозного жука, поднимается на нем на небо и спускает оттуда богиню мира, к-рая одаряет его всеми своими благами. В комедии «Лизистрата» (411), названной по имени героини пьесы, протест против войны изображается в виде заговора женщин: они добиваются мира, временно покинув своих мужей. Та же тема была содержанием не дошедших до нас пьес - «Земледельцы» и «Грузовые суда». Новое модное учение софистов было также мишенью нападок для консервативной аристократии. Исходя из формул крайнего индивидуализма - «человек мера всех вещей», - софисты учили риторике, считая ее магическим средством, способным из «белого делать черное». В отношении религии, в связи с сопутствовавшим демократии рационализмом, софисты пришли к полному атеизму. Это новое учение А. порицал уже в несохранившейся комедии «Пирующие», а особенно осмеял в комедии «Облака». Представителем софистов здесь является философ Сократ, конечно, на самом деле ничего общего не имеющий с софистами. В пьесе зло высмеиваются плоды учения софистов. Сын поселянина Стрепсиада, Фидиппид, побывав в школе софистов, вместо того чтобы исправиться, научился лишь издеваться над отцом и колотить его. В заключение Стрепсиад поджигает школу софистов, испортивших ему сына. «Облака», возможно, и способствовали осуждению Сократа. С нападками на модное воспитание связана резкая критика и осмеяние трагика Еврипида (см.), к-рого аристократия не любила как ученика софистов и как трагика реалиста, отнявшего у трагедии ее прежний высокий идеал и религиозную величавость. В комедии «Женщины на празднике Тесмофорий», поставленной в 411, Еврипид вышучивается за нападки на женщин. В комедии «Лягушки», поставленной на сцене на другой день после смерти Еврипида (405), бог вина, Вакх, беспокоясь за дальнейшую судьбу трагедии, решает вызвать из царства мертвых кого-нибудь из двух трагиков - Еврипида или Эсхила (см.); происходит их состязание, при этом искусство Еврипида подвергается жестокой критике, и на земле остается старый Эсхил. Мечты полуголодного пролетариата о новой сытой и праздной жизни, выливавшиеся в целые проекты государственного переустройства, осмеяны в комедии «Птицы» (около 414). Герой этой пьесы, ненавидящий аристократию Эвелпид и его товарищ Пистетер ищут государства, где они могли бы жить в неге и в полном благополучии. И вот они поднимаются к птицам и в их царстве основывают город «Нефелококкикию» (по-русски Тучекукуевск). Пистетер присваивает себе царское достоинство вместо Зевса и берет его дочь себе в жены. В грубой карикатуре осмеян идеал масс в комедии «Женщины в народном собрании». Государство здесь превращается в огромный ресторан; происходит сплошной кутеж, сопровождающийся общностью женщин и полной свободой половых отношений. Жалобы на несправедливое распределение богатства служат темой комедии «Богатство» (388), самой поздней из дошедших до нас, примыкающей уже по своему характеру к более поздней, так называемой «среднеаттической» комедии. Сквозь злую сатиру в комедиях А. иногда просвечивает и положительный политический идеал аристократии: недовольная настоящим, принужденная отстранить себя от политики, она романтически переносит свои идеалы в прошлое, на начало V в. до христ. эры, на время общегреческого согласия; демос того времени - ее идеал. Характерно, что во «Всадниках» торговец Агоракрит возвращает старику Демосу его «марафонскую молодость» (т. е. времени войны с персами, начала V в. до христ. эры). Насмешка комедии А. касается и религии, А. не стесняется даже с самим Зевсом («Птицы»); особенно достается служителям культа (ср. комедию «Богатство»). Однако это вольнодумство не идет сильно вразрез с консервативной идеологией комедии; А. отстаивает старую веру против софистов («Облака»). В комедиях А. ярко отражается афинская жизнь V в., и в этом их бытовое значение. Как комический поэт А. не внес каких-либо нововведений в структуру и форму комедии, но, более других комиков обладая богатством фантазии и истинно аттическим остроумием, он умеет раскрывать свои идеи в забавных, ярких и оригинальных сценах; основная идея у него никогда не насилует развития действия, все как будто у него случайно и импровизированно, однако фабула, при всех ее вариациях, всегда слита с основным тезисом и служит его объяснением. Действующие лица А. - большею частью типы известных классов и групп; черты их характера часто утрированы до шаржа, однако наряду с этим они искусно наделены и реальными чертами, как чрезвычайно реальна и та обстановка, в к-рой они действуют. Талант А. проявляется и в «парабазах», этих интермедиях, в к-рых поэт обращается к публике, и в сатирических куплетах и задорных песенках. Язык комедий повседневный, разговорный, городской аттический язык, уснащенный каламбурами и меткими словами из жаргона, богатый и остроумными сочетаниями, и комическими словообразованиями; язык и стихотворные размеры отличаются живостью, быстротой и гибкостью. Все это вместе взятое делает комедии А. выдающимся и в своем роде единственным памятником мировой литературы, тем более, что другие представители греческой политической комедии до нас не дошли. Как комедия политическая комедия А. не нашла себе подражателей в позднейшей литературе Греции, но уже с XVI в. вызывали подражание и оказывали влияние ее ситуации и сцены как во Франции (например Расин (см.) в «Plaideurs» подражал «Осам»), так и в Англии, особенно же в Германии (Ленц (см.), Гете (см.)).

С XVI в. начались постановки А. в Зап. Европе. У нас лишь после революции, в 1923, на сцене МХАТ была поставлена комедия «Лизистрата». После революции же у нас издан и новый перевод комедий А., выполненный Пиотровским.

Библиография:

I.Переводы: Комедии, перев. В. Т. (перевод всех комедий с французского перевода Artaud), СПБ., 1897.

II.Круазе А. и М., История греческой литературы, перев. Елисеевой, П., 1916; Зелинский Ф. Ф., Древнегреческая литература, П., 1919; Тюменев А., Очерки экономической и социальной истории древней Греции, тт. I-III, СПБ., 1920-1922; Zielinski, Die Gliederung der altattischen Komoedie, Lpz., 1885; Couat A., Aristophane et l’ancienne comédie attique, P., 1889; Lange E., Athen im Spiegel der Aristophanischen Komoedie, Hamburg, 1894; Mazon P., Éssai sur la composition des comédies d’Aristophane, P., 1904; Croiset M., Aristophane et les parties à Athènes, P., 1906; Süss W., Aristophanes und die Nachwelt, Lpz., 1911.

  1. аристофанок. до н. э. до н. э. Древнегреческий философ Аристотель утверждал что умение смеяться это то достоинство которое отличает человека от животного. В своей Поэтике он п...100 великих писателей
  2. аристофанАристофан афинский поэт автор знаменитых комедий живший в V IV в.в. до нашей эры. Его произведения являются высшими образцами этого рода литературы в древней Греции. В ...1000 биографий
  3. аристофанафинский поэт автор знаменитых комедий живший в V IV в.в. до нашей эры. Его произведения являются высшими образцами этого рода литературы в древней Греции. В комедиях Ар...1000+ биографических данных - словарь
  4. аристофанАристофан ок. ок. до н. э.Древнегреческий поэткомедиограф. Единственный из создателей древней комедии чьи произведения дошли до нас из сорока одиннадцать. Они иллюстр...Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
  5. аристофанAristophanesок. ок. до н.э. греческий драматург основатель комедийного жанра в античной литературе. Родился в Афинах. Литературная деятельность А. протекала в период П...Античный мир. Словарь-справочник
  6. аристофанАРИСТОФАН Aristophanes ок. ок. до н. э. древнегреч. драматург отец комедии. Биографич. сведения об А. очень скудны. Из приписываемых ему комедий полностью сохранилось ...Большая советская энциклопедия
  7. аристофанAristophnes ок. ок. до н. э. древнегреческий драматург отец комедии. Биографические сведения об А. очень скудны. Из приписываемых ему комедий полностью сохранилось А...Большая Советская энциклопедия II
  8. аристофанимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  9. аристофанвласна назва мен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  10. аристофанок. ок. до н. э. древнегреческий поэткомедиографотец комедии. Взгляды Аристофана на злободневные проблемы эпохи резковыраженные в его творчестве отвечали интересам кр...Большой энциклопедический словарь II
  11. аристофанАРИСТОФАН ок. ок. до н. э. древнегреческий поэткомедиограф отец комедии. Взгляды Аристофана на злободневные проблемы эпохи резко выраженные в его творчестве отвечали ...Большой Энциклопедический словарь V
  12. аристофанок. ок. до н. э. древнегреческий комедиограф....Даты рождения и смерти известных людей
  13. аристофанок. ок. до н.э. др.греч. комедиограф соч. крого представл. собой один из наиболее важных источ. для изуч. соц. и идейнополитич. борьбы в Афинах времени Пелопоннесской...Древний мир. Энциклопедический словарь
  14. аристофанок. ок. до н.э. др.греч. комедиограф соч. крого представл. собой один из наиболее важных источ. для изуч. соц. и идейнополитич. борьбы в Афинах времени Пелопоннесской...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  15. аристофанафинский поэт автор знаменитых комедий живший в V IV в.в. до нашей эры. Его произведения являются высшими образцами этого рода литературы в древней Греции. В комедиях Ари...Исторический справочник русского марксиста
  16. аристофанок. ок. гг. до н. э. величайший сатирик Древней Греции родился в Афинах. О его жизни мы знаем весьма мало. До нас дошло его комедий которые отличаются удивительным о...Краткий словарь античности
  17. аристофанaristophanes ок. до н. э. Афины ок. до н. э. там же древнегреческий комедиограф. Афинский гражданин потомок небогатого землевладельца он большую часть жизни провел в А...Литература и язык. Современная энциклопедия
  18. аристофанАРИСТОФАН ок. ок. до христ. эры виднейший древнегреческий драматург самый яркий представитель политической комедии конца V и начала IV в. Обстоятельства его жизни нам...Литературная энциклопедия
  19. аристофан[ок. ок. до христ. эры] виднейший древнегреческий драматург самый яркий представитель политической комедии конца V и начала IV в. Обстоятельства его жизни нам почти не...Литературная энциклопедия II
  20. аристофанАРИСТОФАН ок. ок. до н. э. древнегреческий поэткомедиограф главный представитель древней аттической комедии. Из приписываемых А. традицией пьес до нас дошло Ахарняне...Литературный энциклопедический словарь
  21. аристофангг. до н.э. греческий поэт выдающийся представитель древнегреческой комедии. Исходя из трагических идеалов греческого полиса Аристофан выражал в своем творчестве чаяния ...Мировая художественная культура. Словарь
  22. аристофанНачальная форма Аристофан винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  23. аристофанАристофан менник чоловчого роду стота...Орфографічний словник української мови
  24. аристофанAristophnes . афинянин комический поэт родился ок. г. до Р. X. умер после г. до Р. X. Имел сыновей Арарота Филиппа и Никострата или Филетера которые по смерти отца так...Реальный словарь классических древностей
  25. аристофанАристофан ок. ок. гг. до н.э. поэткомедиографПрекрасная вещь общение с мудрецом.От слов и ум к высотам устремляется. И возвышает человека.Не корми словами вместо хлеб...Сводная энциклопедия афоризмов
  26. аристофанок. ок. до н.э. др.греч. поэт получивший признание как отец комедии. Одно из наиболее известных его произведений Лисистрата считается образцом классической эротики.Ист...Сексологическая энциклопедия
  27. аристофанлат.em Aristophanes. . А. род. ок. до н. э. ум. ок. в Афинах греч. поэт выдающийся представитель др.греч. комедии. В отличие от новой греч. комедии эллинистич. эпохи ко...Словарь античности
  28. аристофанh Аристофанbig сущ.муж.одуш.i ед.пр. Скажите мне два слова об Аристофане Фонтане Колосовой Каратыгине Григорьеве.Пс....Словарь языка Грибоедова
  29. аристофанAristopanns ок. ок. до н. э. др.греч. комедиограф сочинения которого представляют собой один из наиболее важных источников для изучения социальной и идейнополитич. бо...Советская историческая энциклопедия
  30. аристофанАРИСТОФАН ок . ок. до н. э. древнегреческий поэткомедиограф отец комедии. Взгляды Аристофана на злободневные проблемы эпохи резко выраженные в его творчестве отвечали ...Современный энциклопедический словарь
  31. аристофанФан Фаина Трос Трон Трифон Трифан Трио Триас Трас Транс Тосин Торф Торс Тори Тор Тонар Тон Тифон Тиф Тис Тирс Тирана Тиран Тир Тина Тиара Тафа Таро Тариф Тараф Тарас Тара...Электронный словарь анаграмм русского языка
  32. аристофанАристофан Aristophanes ок. ок. гг. до н.э. греческий комедиограф родившийся в Афинах. Его отец Филипп был не слишком зажиточным поселянином заполучившим небольшой земель...Энциклопедия античных писателей
  33. аристофанАРИСТОФАНок. ок. до н.э. древнегреческий комедиограф наиболее прославленный представитель т.н. древней аттической комедии единственный чьи произведения дошли до нас не...Энциклопедия Кольера II
  34. аристофанАристофанAristophanes . Величайший комик древней Греции род. около г. до Р.Х. в Афинах. О его жизни мы знаем весьма мало. Он умер около г. до Р.Х. До нас дошло его ком...Энциклопедия мифологии