Энциклопедия античных писателей

АРИСТОФАН

Аристофан, Aristophanes, ок. 445-ок. 385 гг. до н.э., греческий комедиограф, родившийся в Афинах. Его отец Филипп был не слишком зажиточным поселянином, заполучившим небольшой земельный надел на Эгине как колонист, вероятно, в начале Пелопонесской войны. А. получил достаточно хорошее образование в Афинах. - Приблизительно в 17 лет он уже писал стихи и сочинял музыку. Написал более 45 комедий: мы знаем все названия и большинство дат постановки, целиком сохранилось 11 пьес. Некоторые комедии А. переделывал и ставил вторично, поэтому трудно точно назвать их число. А., третий в созвездии великих представителей староаттической комедии (после Кратина и Евпола), сопоставляемый в древности с третьим великим трагиком Еврипидом, был наиболее популярен, его чаще играли на сценах и читали. Консерватор по своим политическим убеждениям, резко нападал на отдельных политиков, стоявших во главе афинской демократии, однако никогда не выступал против самой демократии. Представлял взгляды зажиточного аттического крестьянства с его почитанием традиций, недоверием ко всему новому, неприязнью к ненужной болтовне. За колкостью сатиры и грубоватыми шутками проглядывают в его комедиях два чувства - глубокий патриотизм и искреннее желание мира.
Одаренный богатейшей фантазией и огромным поэтическим талантом, из многих партий хора А. создал прекрасные лирические песни. Можно было бы поставить в упрек А. небрежность построения пьес и непоследовательность в развитии действия, неискусную обрисовку характеров. Его образы - это только типажи. Но это является чертой всей староаттической комедии, создававшей свои произведения по иным, чем у нас правилам и с иными целями. Именно на примере сочинений А. мы можем наблюдать, как постепенно развивается фабула драматического произведения за счет партий хора.Одновременно исчезают прямые политические выпады. Комедии А., написанные после 400 г., мы относим уже к среднеаттической комедии (актуальную общественно-политическую сатиру в ней замещает общечеловеческая тематика, у некоторых авторов присутствует пародирование мифа) Значительная часть писательской деятельности А. падает на период Пелопонесской войны (431-404 гг. до н. э.), его интересуют прежде всего проблемы войны и мира, а мишенью выпадов в его комедиях были руководители афинского государства. Две самые ранние комедии А., от которых сохранились только отрывки, - это Пирующие (Daitales; пост. 427 г.) и Вавилоняне (Babylonioi; пост. 426 г. по Каллистрату). В Пирующих 17-летний автор обращается к педагогической тематике, выступая защитником доброй старой родительской школы, противопоставляя ее новомодным разлагающим идеям софистов. Вавилоняне - политическая комедия, начинающаяся длинным выступлением А. против дубильщика Клеона, предводителя афинской демократии. А. нападает на афинский империализм, превращающий союзников в подданных-рабов. Ахарняне (Acharnes; пост. 425 г.) , комедия, поставленная уже под именем А., первая, которая сохранилась целиком, является началом борьбы за мир. Герой, бедный селянин из Аттики Дикеополь (Борец за справедливость), покупает мир для самого себя. Хор, составленный из угольщиков из Ахарны, разрушенной в результате набега врагов, настроенный вначале весьма воинственно, поддается мирным уговорам. А. критикует здесь также Еврипида (этот трагик часто является объектом выпадов А., который не раз пародирует сюжеты трагедий Еврипида или пародийно цитирует его стихи). Всадники (Hippeis; 424) представляют окончательную расправу с Клеоном, являются острейшей политической комедией А. Невольники господина Демоса (Народа) пытаются завоевать его благосклонность при помощи бесстыднейшей лести и лжи. Лучше всех это делает Пафлагонец (Клеон), однако находится еще более способный демагог Колбасник, который получает благосклонность Демоса и низвергает Клеона. Неожиданно в конце пьесы Колбасник превращается в благодетеля Афин. Действие сопровождает хор всадников, второго по значению сословия афинских граждан, убежденных врагов демократии. А. борется здесь не за изменение общественного строя, но за смену людей, которые управляют государством, за их честность. За столь блестящую атаку на своего предводителя народ присудил А. первую награду, не выказывая одновременно недоверия и Клеону. Тучи (Nephelai, 423) - А. высмеивает здесь новомодные научные и педагогические системы софистов, представленных в комедии Сократом, в действительности не имевшим с софистами ничего общего. Примечательно, что много лет спустя, в 399 году, сходные обвинения (деморализация молодежи, безбожие), выдвинутые против Сократа, обрекли его на смерть. Пьеса получила последнюю, третью награду. Позднее А. переработал Тучи; сохранившийся вариант, вероятно, представляет собой вторую версию, никогда не ставившуюся на сцене. Осы (Sphekes, 422), поставленные Филонидом, будучи сатирой на правосудие, а в особенности на сутяжничество афинян, получили вторую награду. В Мире (Eirene, 421) крестьянин Тригей на огромном жуке-навознике взлетает на Олимп в поисках Богини Мира, которую затем освобождает при поддержке всех греческих городов и с триумфом приводит на землю. Постановка этой комедии лишь немного опередила действительное заключение Никейского мира, который, впрочем, оказался весьма недолгим. Птицы (Ornithes, 414), самая поэтичная комедия А., позволяла афинским зрителям убежать от невеселой военной действительности в страну чистой фантазии, вознося их в поднебесный град Тучекукуйск (Nephelokokkygia), который птицы, по наущению двух афинян, построили себе между мирами людей и богов. Лисистрата (411) - первая комедия на женскую тему. Мудрая афинянка Лисистрата добивается заключения мира благодаря необычной выдумке -«забастовки»женщин обеих сражающихся сторон. Эта пьеса сочетала характерный для староаттической комедии чересчур вольный юмор и серьезную общественную и политическую критику. Тесмофории (Thesmophoriazusai, 411) также является комедией на женскую тему, которая поднимает вопросы уже не политики, а литературы, беспощадно высмеивая все слабости Еврипида. Тесть трагика Мнесилох по его просьбе проникает в женском одеянии на праздник Тесмофорий, где собрание афинских женщин постановляет отомстить Еврипиду. Разоблаченный, Мнесилох с трудом уносит ноги. Лягушки (Batrochoi, 405) - вновь литературная комедия, одно из лучших произведений А., последний из сохранившихся образцов староаттической комедии. Действие происходит в подземном мире, куда спустился бог Дионис, переодетый Гераклом, чтобы вывести на землю своего любимца, умершего Еврипида. В подземном царстве случается спор-агон между Еврипидом и Эсхилом, и в конце концов Дионис признает первенство Эсхила, принимая во внимание прежде всего воспитательную ценность его трагедий. Лягушки представляют собой первую пьесу с зачатками литературной критики. Совет женщин (Ekklesiazusai, 392) - женщины принимают участие в управлении государством и вводят«коммунизм». Общим должно быть не только все имущество, но также женщины и мужчины. Мужчины довели государство до упадка, женщины хотят ввести в нем совершенно новый порядок. Пьеса приближается к средней комедии, отличаясь от более ранних комедий А. отсутствием прямых политических выпадов, а формально - ограничением роли хора. Плутос (388) является второй пьесой под этим названием (первая, погибшая, была поставлена в 408 г.), принадлежит уже несомненно средней комедии. В ней говорится о справедливом разделе материальных благ. Чтобы достичь этого, бог богатства Плутос должен быть излечен от слепоты. Эта комедии не имеет ярко выраженного политического характера, хора в ней почти нет (его замещают музыкальные вставки, замещаемые в соответствующих местах текста одним словом«хор»). Благодаря своему моралистическому характеру и вечно актуальной тематике справедливого раздела имущества эта комедия первой«воскресла»в новое время. Две последние не сохранившиеся комедии А. Aiolosikon и Kokalos (обе в 387 г.), были поставлены сыном А. Араром. В эллинистическую эпоху и в Риме лучшим, чем А. комедиографом считали Менандра (выразителем этого мнения был Плутарх в своем Сравнении Аристофана с Менандром ставящий выше последнего), также как старой комедии предпочитали новую, однако творчество А. не было забыто. Как образцы чистого аттического наречия произведения А. переписывались и читались в византийскую эпоху, именно в то время были созданы сохранившиеся рукописи 11 комедий. А. получает новую жизнь в эпоху Ренессанса, первое издание 3 комедий вышло в 1498 г., в 1532 изданы все одиннадцать. К XVI в. относятся первые переводы А. Наибольшей популярностью пользовались Плутос и Тучи. А. оказал большое влияние на таких писателей, как Филдинг, Рабле, Расин, Шелли, Гете, Гейне, Маяковский. А. и сегодня не утратил актуальности, его комедии ставятся во всех европейских странах.

М.В. Белкин, О. Плахотская.Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань»,1998

  1. аристофанок. до н. э. до н. э. Древнегреческий философ Аристотель утверждал что умение смеяться это то достоинство которое отличает человека от животного. В своей Поэтике он п...100 великих писателей
  2. аристофанАристофан афинский поэт автор знаменитых комедий живший в V IV в.в. до нашей эры. Его произведения являются высшими образцами этого рода литературы в древней Греции. В ...1000 биографий
  3. аристофанафинский поэт автор знаменитых комедий живший в V IV в.в. до нашей эры. Его произведения являются высшими образцами этого рода литературы в древней Греции. В комедиях Ар...1000+ биографических данных - словарь
  4. аристофанАристофан ок. ок. до н. э.Древнегреческий поэткомедиограф. Единственный из создателей древней комедии чьи произведения дошли до нас из сорока одиннадцать. Они иллюстр...Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
  5. аристофанAristophanesок. ок. до н.э. греческий драматург основатель комедийного жанра в античной литературе. Родился в Афинах. Литературная деятельность А. протекала в период П...Античный мир. Словарь-справочник
  6. аристофанАРИСТОФАН Aristophanes ок. ок. до н. э. древнегреч. драматург отец комедии. Биографич. сведения об А. очень скудны. Из приписываемых ему комедий полностью сохранилось ...Большая советская энциклопедия
  7. аристофанAristophnes ок. ок. до н. э. древнегреческий драматург отец комедии. Биографические сведения об А. очень скудны. Из приписываемых ему комедий полностью сохранилось А...Большая Советская энциклопедия II
  8. аристофанимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  9. аристофанвласна назва мен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  10. аристофанок. ок. до н. э. древнегреческий поэткомедиографотец комедии. Взгляды Аристофана на злободневные проблемы эпохи резковыраженные в его творчестве отвечали интересам кр...Большой энциклопедический словарь II
  11. аристофанАРИСТОФАН ок. ок. до н. э. древнегреческий поэткомедиограф отец комедии. Взгляды Аристофана на злободневные проблемы эпохи резко выраженные в его творчестве отвечали ...Большой Энциклопедический словарь V
  12. аристофанок. ок. до н. э. древнегреческий комедиограф....Даты рождения и смерти известных людей
  13. аристофанок. ок. до н.э. др.греч. комедиограф соч. крого представл. собой один из наиболее важных источ. для изуч. соц. и идейнополитич. борьбы в Афинах времени Пелопоннесской...Древний мир. Энциклопедический словарь
  14. аристофанок. ок. до н.э. др.греч. комедиограф соч. крого представл. собой один из наиболее важных источ. для изуч. соц. и идейнополитич. борьбы в Афинах времени Пелопоннесской...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  15. аристофанафинский поэт автор знаменитых комедий живший в V IV в.в. до нашей эры. Его произведения являются высшими образцами этого рода литературы в древней Греции. В комедиях Ари...Исторический справочник русского марксиста
  16. аристофанок. ок. гг. до н. э. величайший сатирик Древней Греции родился в Афинах. О его жизни мы знаем весьма мало. До нас дошло его комедий которые отличаются удивительным о...Краткий словарь античности
  17. аристофанaristophanes ок. до н. э. Афины ок. до н. э. там же древнегреческий комедиограф. Афинский гражданин потомок небогатого землевладельца он большую часть жизни провел в А...Литература и язык. Современная энциклопедия
  18. аристофанАРИСТОФАН ок. ок. до христ. эры виднейший древнегреческий драматург самый яркий представитель политической комедии конца V и начала IV в. Обстоятельства его жизни нам...Литературная энциклопедия
  19. аристофан[ок. ок. до христ. эры] виднейший древнегреческий драматург самый яркий представитель политической комедии конца V и начала IV в. Обстоятельства его жизни нам почти не...Литературная энциклопедия II
  20. аристофанАРИСТОФАН ок. ок. до христ. эры виднейший древнегреческий драматург самый яркий представитель политической комедии конца V и начала IV в. Обстоятельства его жизни нам...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  21. аристофанАРИСТОФАН ок. ок. до н. э. древнегреческий поэткомедиограф главный представитель древней аттической комедии. Из приписываемых А. традицией пьес до нас дошло Ахарняне...Литературный энциклопедический словарь
  22. аристофангг. до н.э. греческий поэт выдающийся представитель древнегреческой комедии. Исходя из трагических идеалов греческого полиса Аристофан выражал в своем творчестве чаяния ...Мировая художественная культура. Словарь
  23. аристофанНачальная форма Аристофан винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  24. аристофанАристофан менник чоловчого роду стота...Орфографічний словник української мови
  25. аристофанAristophnes . афинянин комический поэт родился ок. г. до Р. X. умер после г. до Р. X. Имел сыновей Арарота Филиппа и Никострата или Филетера которые по смерти отца так...Реальный словарь классических древностей
  26. аристофанАристофан ок. ок. гг. до н.э. поэткомедиографПрекрасная вещь общение с мудрецом.От слов и ум к высотам устремляется. И возвышает человека.Не корми словами вместо хлеб...Сводная энциклопедия афоризмов
  27. аристофанок. ок. до н.э. др.греч. поэт получивший признание как отец комедии. Одно из наиболее известных его произведений Лисистрата считается образцом классической эротики.Ист...Сексологическая энциклопедия
  28. аристофанлат.em Aristophanes. . А. род. ок. до н. э. ум. ок. в Афинах греч. поэт выдающийся представитель др.греч. комедии. В отличие от новой греч. комедии эллинистич. эпохи ко...Словарь античности
  29. аристофанh Аристофанbig сущ.муж.одуш.i ед.пр. Скажите мне два слова об Аристофане Фонтане Колосовой Каратыгине Григорьеве.Пс....Словарь языка Грибоедова
  30. аристофанAristopanns ок. ок. до н. э. др.греч. комедиограф сочинения которого представляют собой один из наиболее важных источников для изучения социальной и идейнополитич. бо...Советская историческая энциклопедия
  31. аристофанАРИСТОФАН ок . ок. до н. э. древнегреческий поэткомедиограф отец комедии. Взгляды Аристофана на злободневные проблемы эпохи резко выраженные в его творчестве отвечали ...Современный энциклопедический словарь
  32. аристофанФан Фаина Трос Трон Трифон Трифан Трио Триас Трас Транс Тосин Торф Торс Тори Тор Тонар Тон Тифон Тиф Тис Тирс Тирана Тиран Тир Тина Тиара Тафа Таро Тариф Тараф Тарас Тара...Электронный словарь анаграмм русского языка
  33. аристофанАРИСТОФАНок. ок. до н.э. древнегреческий комедиограф наиболее прославленный представитель т.н. древней аттической комедии единственный чьи произведения дошли до нас не...Энциклопедия Кольера II
  34. аристофанАристофанAristophanes . Величайший комик древней Греции род. около г. до Р.Х. в Афинах. О его жизни мы знаем весьма мало. Он умер около г. до Р.Х. До нас дошло его ком...Энциклопедия мифологии