100 великих писателей

АРИСТОФАН

ок. 446 до н. э. — 385 до н. э.) Древнегреческий философ Аристотель утверждал, что умение смеяться — это то достоинство, которое отличает человека от животного. В своей «Поэтике» он производит название комедии от слова «комос» — веселое шествие подвыпивших гуляк, а начало ее выводит из «фаллических» песен в честь бога виночерпия Диониса. Обрядовые песни неизменно должны были включать в себя шутки, насмешки и даже непристойности. Оформил комическое в канонический комедийный жанр Аристофан, за что и получил звание «отца комедии». В «Архарнянах» он воспроизвел в небольшой сценке деревенское шествие с обрядовой песней. Представление о «комосе» может дать и сцена, описанная Платоном в «Пире», когда пьяный Алквивиад, возглавляющий толпу гуляк, с песнями врывается в дом поэта Агафона. В древних обрядовых играх важное место занимал спор, когда на насмешки одной стороны отвечала другая, и дело доходило до бранных слов, а то и до потасовки. Аристофан в своих комедиях убрал из оборота все грубые, чисто внешние комические приемы, основанные на непристойностях. «Кто в этом находит смешное, тот от моих шуток не получит удовольствия», — говорит он в комедии «Облака». В устранении всего пошлого (отказываясь «кидать в толпу угощения») Аристофан видел свое отличие от предшественников, которые начинали разрабатывать этот жанр. В комедии «Мир» его художественные принципы выражает хор. Он, во-первых, один у соперников всех прекратил их обычай смеяться Над одеждою рваной и теми людьми, кто воюет с одними лишь вшами; Он изгнал и Гераклов, месящих хлеба, и обжор этих вечно голодных, И бегущих рабов, надувающих ловко, нарочно терпящих побои — Это все недостойным он первый признал, и рабов выводить, как другие, Проливающих слезы, не стал он. И, подобные пошлости бросив и вздор, непристойные шутки такие, Возвеличил он этим искусство у нас, укрепил, возведя это зданье, Величавою речью и мыслью глубокой и шутками неплощадными, Не людишек простых он в комедиях стал подвергать осмеянью, не женщин, Но со страстью Геракла какой-то он стал нападать уж на самых могучих. (Перевод С. Радцига) Аристофан действительно не боялся нападать «на самых могучих». В комедии «Всадники» он высмеивает одного из лидеров афинской демократии демагога Клеона, изображая его в образе наглого и ловкого раба, хитростью захватившего власть над своим господином Демосом, то есть народом. Влиятельный Клеон подал на драматурга в суд, но проиграл дело. Здесь уже комедия переросла в более «злой» жанр — сатиру. Как-то у ироничного Гейне спросили, почему бы ему не попробовать свои силы в качестве сатирика. «Это опасное ремесло, — ответил он. — …Любая сатира кого-нибудь да задевает… Величайшим сатириком был Аристофан…» — добавил поэт, признавая, что взять высоту античного насмешника не каждому по силам. Надо заметить, что это ремесло опасно не только для самого сатирика, но и для тех, кого он выбирает в качестве своих «объектов». В том, что смех часто бывает «страшнее пистолета» — в буквальном смысле, мы еще убедимся по ходу нашего повествования. О жизни Аристофана известно очень мало. Родился он приблизительно в 446 году до н. э. в деме Кидафине (демы — древнегреческие территориальные округа в Аттике) и являлся афинским гражданином. Существует предположение, на основе его замечания в «Ахарнянах», что он был клерухом, то есть афинским колонистом-землевладельцем на острове Эгине. Со слов Аристофана, писать он начал очень молодым. Первые комедии, созданные в 427–425 годах до н. э. («Пирующие», «Вавилоняне», «Архарняне»), ставил под именем актера Каллистрата и сам иногда выступал в качестве актера, к примеру, играл роль Клеона во «Всадниках». Время жизни драматурга совпало с событиями, имеющими исключительное значение для Афин. К середине V века до н. э. Афины победили в многолетней войне с персидской монархией и заняли главенствующее положение в Древней Элладе, возглавив коалицию множества мелких государств и островов Эгейского архипелага. Это был период высшего расцвета государственного устройства Афин, а также всех искусств. На вершине афинского Акрополя возводится Парфенон (храм богини Афины), у его подножия в театре Диониса ставят свои трагедии Софокл и Еврипид, вокруг просвещенного афинского вождя Перикла объединяются историк Геродот, скульптор Фидий, философ Анаксагор. В последние десятилетия V века до н. э. разразилась Пелопоннесская война (431–404 годы до н. э.), в которой Афины столкнулись с другим могущественным объединением — Спартой. В Афинах возникли партии, имеющие разные взгляды на войну. Богатые купцы, связанные с морской торговлей, стояли за продолжение войны и расширение афинского господства, а землевладельцы, страдающие от спартанских набегов, настаивали на ее прекращении. Аристофан по своим взглядам был близок к последним и в комедиях «Мир», «Лисистрата» и других выступал против войны. Внутренняя жизнь Афин также претерпевала изменения. Странствующие учителя мудрости — софисты — подвергали критике вековые представления о морали, которых придерживались предки, а также традиционную веру в богов. Формально к софистам современники относили и Сократа, проповедующего свое учение на афинских улицах и пугающего сограждан экзотическим видом. (Лишь последующие эпохи увидят в нем идеал мудреца — благодаря Платону, передавшему мысли своего учителя в «Апологии Сократа».) Это тот исторический фон, те явления, которые стали содержанием комедий Аристофана. По убеждениям он был государственником, и во всем, что, по его мнению, колебало государственные основы, видел объекты для сатирических стрел. Аристофан придавал большое общественное и политическое значение своему творчеству, называя себя «очистителем, отвращающим беды от своей страны» («Осы»). Аристофан написал более 40 комедий, до нашего времени дошло лишь одиннадцать: «Архарняне» (425 год до н. э.), «Всадники» (424), «Облака» (423), «Осы» (422), «Мир» (421), «Птицы» (414), «Лисистрата» (411), «Женщины на празднике Фесмофорий» (примерно 411-й), «Лягушки» (405), «Женщины в Народном собрании» (392 или 389), «Богатство» (388). Известно, что после «Богатства» Аристофан написал еще две комедии — «Кокал» и «Эолосикон», которые были поставлены его сыном Араром (по предположениям, уже после смерти отца), но они не сохранились. Почти все комедии Аристофана имели отношение к злободневным вопросам афинской жизни. Так, в «Облаках» он сделал своими персонажами Сократа и софистов, высмеивая их новомодные философские теории. По сюжету, крестьянин Стрепсиад имел сына Фидиппида от жены, взятой из знатного рода. Сын водил дружбу с аристократической молодежью. Увлекшись конным спортом, он заставил отца покупать себе рысаков и втянул его в долги. Не зная, как выйти из положения, старый Стрепсиад идет в «думальню» Сократа, чтобы поучиться у него науке не платить долгов (так Аристофан называл все учение философа). Сократ призывает новых богов — Облака — покровителей новой науки затуманивания голов, и они появляются в виде хора (отсюда и название комедии). Обучение Стрепсиада показано в ряде комических сцен, где Сократ предстает настоящим жуликом и плутом. Крестьянин оказывается слишком туп, чтобы усвоить такую науку, и Сократ прогоняет его. Тогда Стрепсиад посылает в «думальню» своего сына. В это время к крестьянину являются кредиторы, но он, нахватавшись у Сократа мошеннических уверток, изгоняет их ни с чем. После окончания курса наук Фидиппид возвращается домой, и отец по этому случаю устраивает пирушку, во время которой между ними разгорается спор. В запале Фидиппид колотит отца и доказывает, что по современным научным взглядам он имеет на это право, поскольку это наблюдается и в природе — у животных. «А чем, — восклицает он, — животные отличаются от людей? Разве только тем, что не пишут псефисм (декретов)». Здесь Аристофан пародирует развитую софистами теорию естественного права, которая провозглашала природу высшей нормой всего сущего и все явления расценивала по признаку — существуют ли они от природы или по человеческому установлению. К софистам он относил и Сократа. Поколоченный Стрепсиад осознает всю лживость новых учений: «Ах я, дурак! Ах сумасшедший, бешеный! Богов прогнал я, на Сократа выменял». Видя корень зла в Сократе, он поджигает его «думальню». Первые представления комедии потерпели неудачу, и Аристофан комедию переделал; до нас дошла только вторая редакция. Комедия «Облака» не только доставила много хлопот автору, но сыграла зловещую роль в судьбе его персонажа. Во время суда над Сократом, вынесшего ему смертный приговор (399 год до н. э.) «за поклонение новым божествам» и «развращение молодежи», комедия была использована как одно из доказательств виновности философа. До сих пор большой историко-литературный интерес представляет комедия «Лягушки». В ней Аристофан выразил свои взгляды на роль поэта в государстве, а также свои художественные идеалы. Действующими лицами он сделал реальных поэтов-трагиков — Эсхила и Еврипида, недавно ушедших из жизни. По существу в этой комедии Аристофан полемизирует с общественными воззрениями и художественными приемами Еврипида. Взгляды Аристофана озвучивает Эсхил. По сюжету, бог Дионис, покровитель театрального дела, обеспокоенный тем, что со смертью Эсхила и Еврипида театр опустел, собирается в Аид, чтобы вернуть на землю лучшего из трагиков — Еврипида. На что Геракл саркастически замечает: Да разве нет у вас мальчишек множества? Трагедии они строчат по тысяче И Еврипида на версту болтливее. Дионис со знанием дела ему возражает: Все это пустоцветы, болтунишки, мразь, Сороки бестолковые, кропатели! Как однодневки сгинут, получивши хор, Один разочек переспав с трагедией. Но днем с огнем не сыщешь прирожденного Поэта с величавым, зычным голосом. Дионис с большими трудностями переправляется через адское озеро, где раздается хор Лягушек, издевающихся над олимпийцем, устремившимся в Аид, — отсюда название комедии. После множества приключений Дионис наконец добирается до дворца бога загробного мира Плутона, где в это время между Эсхилом и Еврипидом идет спор из-за первенства. Оба трагика признают, что «малых детей наставляет учитель, а взрослых людей поэты». Далее их взгляды расходятся. Эсхил утверждает, что поэзия призвана сообщать гражданам бодрость и воинственный дух: «Поэт должен безнравственные вещи скрывать, не выводить их и не изображать в театре. Мы должны говорить только о нравственных вещах». Еврипид, которого Эсхил осуждает за то, что тот показывает в своих трагедиях низменные явления, оправдывается: «Я выводил обыденные вещи, которые у нас в обиходе и которые с нами неразлучны, так что по ним меня можно бы проверить: зрителям все это знакомо, и они могли бы изобличить мое искусство». Эсхил считает «натурализм» Еврипида вредным, несущим нравственное разложение. «Каких только бед не причинил он!» — восклицает Эсхил. Он осуждает Еврипида за то, что тот первым стал изображать плотскую страсть: «Разве не представлял он сводней или женщин, рождающих в храмах, или сестер в сожительстве с братьями, или женщин, заявляющих, что жизнь — не жизнь? Вот от этого-то город наш и наполнился писаришками и шутами, народными обезьянами, обманывающими вечно народ. И теперь так мало занимаются гимнастическими упражнениями, что нет никого, кто мог бы нести факел». Дионис в этом споре отдает предпочтение Эсхилу и вместо Еврипида берет его с собой на землю. Плутон отпускает Эсхила с наставлением: Сохрани и спаси государство свое, Научи и наставь, дай хороший совет Неразумным, их много, их целый народ! (Перевод А. Пиотровского) Таким образом Аристофан показывает, что даже могущественные боги на стороне тех поэтов, которые, воспевая мужество человека, возвышают души граждан, а не развращают их подобно Еврипиду, показывающему уродливые стороны жизни. По Аристофану, театр — это школа для взрослых. Любопытно, что его взгляды на воспитание граждан каким-то непостижимым образом отозвались в народных представлениях о воспитании детей в Древней Руси, где считалось, что при детях нельзя рассказывать об убийствах, грабежах, насилиях, чтобы они не принимали из ряда вон выходящие явления за норму жизни. Еврипид стал героем и другой комедии Аристофана — «Женщины на празднике Фесмофорий», где женщины, озлобленные тем, что Еврипид в своих трагедиях выводит их в очень непривлекательном виде, решили растерзать его. «Женоненавистник» избежал расправы с помощью хитрости — в комедии, но не в жизнеописаниях. В некоторых биографиях Еврипида можно встретить версию, будто он погиб от рук разгневанных женщин. Так аукнулась в его посмертной судьбе аристофанова комедия. Полемический азарт Аристофана был настолько велик, что в «Женщинах на празднике Фесмофорий» он даже отошел от своего художественного тезиса — не давать в комедиях грубых шуток. Вообще нападкам Аристофана подверглось большинство трагедий Еврипида. Почти в каждой он находил для своего сатирического задора поводы, некоторые из них сегодня выглядят комично. Так, «Федра», где Еврипид изобразил мучительную страсть мачехи к своему пасынку, дала повод Аристофану обвинить автора в том, что он «научил молодых людей влюбляться». Еврипид ушел из жизни в эмиграции, за несколько лет до смерти переселившись из Афин в Македонию. В этом далеко не последнюю роль сыграл Аристофан. Такова сила язвительного смеха. И все же благодаря именно спору двух непримиримых драматургов человечество узнало секрет сценического языка, который соединяет в себе преувеличение и правду, возвышенное и обыденное. После смерти Аристофана, которую датируют приблизительно 385 годом до н. э., интерес к нему постепенно стал угасать. Ушли из жизни участники и свидетели событий, описанных в его комедиях. Многие намеки и выпады драматурга становились все более непонятными для каждого нового поколения. Увековечил образ комедиографа его младший современник, философ Платон, сделав Аристофана участником своего диалога «Пир». Платону приписывают и эпиграмму, предсказывающую вечную жизнь его комедиям. Храма искали Хариты себе, нерушимого вечно; Эту обитель в душе Аристофана нашли. Возродился к нему интерес благодаря пытливости ученых александрийцев. Сатирическое направление Аристофана продолжил во II веке нашей эры древнегреческий писатель Лукиан, а византийская эпоха за Аристофаном признала первенство в жанре комедии. Новая волна интереса к Аристофану поднялась в XVII веке и докатилась до следующих. Его имя стало нарицательным для определения социального сатирика. Французский драматург Жан Расин под влиянием его «Ос», где высмеивалось пристрастие афинян к судебным процессам, написал комедию «Сутяги». Творчество Аристофана вдохновляло английских писателей Джонатана Свифта и Генри Филдинга, в Германии Гете перерабатывал его «Птиц». В России произведения «отца комедии» переводились много раз. Гоголь называл Аристофана образцом поэта-сатирика. Да и сегодня, когда театр соперничает с кинематографом по части ужасов и скабрезных картин, аристофановы «Лягушки» снова просятся на сцену. Любовь Калюжная

  1. аристофанАристофан афинский поэт автор знаменитых комедий живший в V IV в.в. до нашей эры. Его произведения являются высшими образцами этого рода литературы в древней Греции. В ...1000 биографий
  2. аристофанафинский поэт автор знаменитых комедий живший в V IV в.в. до нашей эры. Его произведения являются высшими образцами этого рода литературы в древней Греции. В комедиях Ар...1000+ биографических данных - словарь
  3. аристофанАристофан ок. ок. до н. э.Древнегреческий поэткомедиограф. Единственный из создателей древней комедии чьи произведения дошли до нас из сорока одиннадцать. Они иллюстр...Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
  4. аристофанAristophanesок. ок. до н.э. греческий драматург основатель комедийного жанра в античной литературе. Родился в Афинах. Литературная деятельность А. протекала в период П...Античный мир. Словарь-справочник
  5. аристофанАРИСТОФАН Aristophanes ок. ок. до н. э. древнегреч. драматург отец комедии. Биографич. сведения об А. очень скудны. Из приписываемых ему комедий полностью сохранилось ...Большая советская энциклопедия
  6. аристофанAristophnes ок. ок. до н. э. древнегреческий драматург отец комедии. Биографические сведения об А. очень скудны. Из приписываемых ему комедий полностью сохранилось А...Большая Советская энциклопедия II
  7. аристофанимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  8. аристофанвласна назва мен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  9. аристофанок. ок. до н. э. древнегреческий поэткомедиографотец комедии. Взгляды Аристофана на злободневные проблемы эпохи резковыраженные в его творчестве отвечали интересам кр...Большой энциклопедический словарь II
  10. аристофанАРИСТОФАН ок. ок. до н. э. древнегреческий поэткомедиограф отец комедии. Взгляды Аристофана на злободневные проблемы эпохи резко выраженные в его творчестве отвечали ...Большой Энциклопедический словарь V
  11. аристофанок. ок. до н. э. древнегреческий комедиограф....Даты рождения и смерти известных людей
  12. аристофанок. ок. до н.э. др.греч. комедиограф соч. крого представл. собой один из наиболее важных источ. для изуч. соц. и идейнополитич. борьбы в Афинах времени Пелопоннесской...Древний мир. Энциклопедический словарь
  13. аристофанок. ок. до н.э. др.греч. комедиограф соч. крого представл. собой один из наиболее важных источ. для изуч. соц. и идейнополитич. борьбы в Афинах времени Пелопоннесской...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  14. аристофанафинский поэт автор знаменитых комедий живший в V IV в.в. до нашей эры. Его произведения являются высшими образцами этого рода литературы в древней Греции. В комедиях Ари...Исторический справочник русского марксиста
  15. аристофанок. ок. гг. до н. э. величайший сатирик Древней Греции родился в Афинах. О его жизни мы знаем весьма мало. До нас дошло его комедий которые отличаются удивительным о...Краткий словарь античности
  16. аристофанaristophanes ок. до н. э. Афины ок. до н. э. там же древнегреческий комедиограф. Афинский гражданин потомок небогатого землевладельца он большую часть жизни провел в А...Литература и язык. Современная энциклопедия
  17. аристофанАРИСТОФАН ок. ок. до христ. эры виднейший древнегреческий драматург самый яркий представитель политической комедии конца V и начала IV в. Обстоятельства его жизни нам...Литературная энциклопедия
  18. аристофан[ок. ок. до христ. эры] виднейший древнегреческий драматург самый яркий представитель политической комедии конца V и начала IV в. Обстоятельства его жизни нам почти не...Литературная энциклопедия II
  19. аристофанАРИСТОФАН ок. ок. до христ. эры виднейший древнегреческий драматург самый яркий представитель политической комедии конца V и начала IV в. Обстоятельства его жизни нам...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  20. аристофанАРИСТОФАН ок. ок. до н. э. древнегреческий поэткомедиограф главный представитель древней аттической комедии. Из приписываемых А. традицией пьес до нас дошло Ахарняне...Литературный энциклопедический словарь
  21. аристофангг. до н.э. греческий поэт выдающийся представитель древнегреческой комедии. Исходя из трагических идеалов греческого полиса Аристофан выражал в своем творчестве чаяния ...Мировая художественная культура. Словарь
  22. аристофанНачальная форма Аристофан винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  23. аристофанАристофан менник чоловчого роду стота...Орфографічний словник української мови
  24. аристофанAristophnes . афинянин комический поэт родился ок. г. до Р. X. умер после г. до Р. X. Имел сыновей Арарота Филиппа и Никострата или Филетера которые по смерти отца так...Реальный словарь классических древностей
  25. аристофанАристофан ок. ок. гг. до н.э. поэткомедиографПрекрасная вещь общение с мудрецом.От слов и ум к высотам устремляется. И возвышает человека.Не корми словами вместо хлеб...Сводная энциклопедия афоризмов
  26. аристофанок. ок. до н.э. др.греч. поэт получивший признание как отец комедии. Одно из наиболее известных его произведений Лисистрата считается образцом классической эротики.Ист...Сексологическая энциклопедия
  27. аристофанлат.em Aristophanes. . А. род. ок. до н. э. ум. ок. в Афинах греч. поэт выдающийся представитель др.греч. комедии. В отличие от новой греч. комедии эллинистич. эпохи ко...Словарь античности
  28. аристофанh Аристофанbig сущ.муж.одуш.i ед.пр. Скажите мне два слова об Аристофане Фонтане Колосовой Каратыгине Григорьеве.Пс....Словарь языка Грибоедова
  29. аристофанAristopanns ок. ок. до н. э. др.греч. комедиограф сочинения которого представляют собой один из наиболее важных источников для изучения социальной и идейнополитич. бо...Советская историческая энциклопедия
  30. аристофанАРИСТОФАН ок . ок. до н. э. древнегреческий поэткомедиограф отец комедии. Взгляды Аристофана на злободневные проблемы эпохи резко выраженные в его творчестве отвечали ...Современный энциклопедический словарь
  31. аристофанФан Фаина Трос Трон Трифон Трифан Трио Триас Трас Транс Тосин Торф Торс Тори Тор Тонар Тон Тифон Тиф Тис Тирс Тирана Тиран Тир Тина Тиара Тафа Таро Тариф Тараф Тарас Тара...Электронный словарь анаграмм русского языка
  32. аристофанАристофан Aristophanes ок. ок. гг. до н.э. греческий комедиограф родившийся в Афинах. Его отец Филипп был не слишком зажиточным поселянином заполучившим небольшой земель...Энциклопедия античных писателей
  33. аристофанАРИСТОФАНок. ок. до н.э. древнегреческий комедиограф наиболее прославленный представитель т.н. древней аттической комедии единственный чьи произведения дошли до нас не...Энциклопедия Кольера II
  34. аристофанАристофанAristophanes . Величайший комик древней Греции род. около г. до Р.Х. в Афинах. О его жизни мы знаем весьма мало. Он умер около г. до Р.Х. До нас дошло его ком...Энциклопедия мифологии