Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь

РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО

зародилось в III – II вв. до н.э. Первыми христианскими сооружениями были катакомбы – подземные галереи и помещения в несколько ярусов, которые прокладывались могильщиками – фоссорами (лат. fassor – землекоп) – в мягком римском туфе в виде сложной системы улицкоридоров (1 м ширины, 3 – 3 высоты) с вертикальными опорами, системой вентиляции. Они использовались для погребения многочисленных мучеников в период жестоких преследований ранних христиан. В прямоугольные выемки в стенах («локули») клали покойников, завернутых в саван, затем отверстия закрывали каменной или терракотовой плитой. Входы в катакомбы прикрывали камеры в форме квадрата (цимитерии) с тремя полукруглыми апсидами. Христианское кладбище св. Себастиана у старой Аппиевой дороги было вырыто вокруг песчаной впадины и названо Ad Catacumbas (греч. kata kumbas – «около впадины»). Затем это название распространилось и на другие некрополи. Катакомбы, названные именами первых христиан – Присциллы, Себастиана, Каллиста, Домициллы и др., – опоясывали весь Рим. Катакомбы св. Каллиста в честь папы, погребенного в них во II в., были в течение лвух веков официальной усыпальницей римских пап. Стены и плафоны некоторых склепов (кубикул) и семейных гробниц (аркосолий) расписывались. В росписях было сильно античное влияние: рядом с изображениями Христа и Богоматери, библейскими сценами изображался Эрот – олицетворение ангела, Психея – души, Орфей – Иисуса Христа (катакомбы Домициллы и Каллиста). Резкие мазки, контраст света и тени, детали лица (глаза, нос, брови), выделенные темной линией, отсутствие тщательной прорисовки делают росписи чрезвычайно экспрессивными (изображение Сусанны в катакомбах Петра и Марцелины). Среди ранних изображений Иисуса Христа преобладал образ «Доброго пастыря» – юношипастуха с ягненком на плечах; среди изображений Богоматери – образы Богоматери с младенцем и Оранты с огромными, обращенными к небу глазами и поднятыми вверх руками (катакомба Присциллы). Катакомбы были обнаружены в Риме, Неаполе, Александрии, Сиракузах (на восточном побережье Сицилии), Пече (совр. Венгрия). В раннехристианской скульптуре ощущается влияние античной пластики: классически правильные черты лица, четкое композиционное построение. К числу немногочисленных памятников относятся статуя «Доброго пастыря», изображающая безбородого Иисуса Христа, одетого в короткую тунику с пастушеской сумкой через плечо, и статуя проповедующего Христа с лицом и прической древнего римлянина, в тоге и сандалиях на ногах. С утверждением христианства в качестве государственной религии (313 г.) появились первые христианские храмы – базилики (Латеранский собор, пятинефные базилики Петра и СанПаоло Фуори ле Мура и трехнефные базилики СантаПуденциана и СантаМария Маджоре в Риме), сооруженные при Константине I.

  1. раннехристианское искусствоИзначально служило целям христианской религии в дальнейшем самобытное искусство первых столетий существования христианства особенно с момента его государств признания Кон...Словарь античности
  2. раннехристианское искусствораннехристианское искусствоискусство первых христиан вв. Делится на два этапа до г. когда христианство не было в Римской империи официально признанной религией и после ...Художественная энциклопедия
  3. раннехристианское искусствоРАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВОохватывает произведения живописи скульптуры и декоративноприкладного искусства созданные для нужд христианских общин начиная с апостольских вре...Энциклопедия Кольера II