Словарь античности

РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО

Изначально служило целям христианской религии, в дальнейшем самобытное искусство первых столетий существования христианства, особенно с момента его государств, признания Константином в 313 н. э. и до образования византийского стиля в 6 в. Центрами Р. и. наряду с Римом, который после раздела Империи в 395 и в особенности после упадка Западной Римской империи в 476 утратил значение, являлись Милан, Равенна (с 404 резиденция зап.-рим. императора), позднее Константинополь (с 395 столица Восточной Римской империи). Р. и. было тесно связано с развитием искусства в среднюю и позднюю Императорскую эпоху. С Р. и. начался процесс преобразования художеств, метода античного искусства в способ выражения застывших, абстрактных форм и символов, связанных с усиливающейся дематериализацией восприятия мира.Первые художеств, произведения Р. и. были примитивными и тесно связанными с языч. искусством. На этой стадии преобладали символизация в изображении людей и животных (например, адоранты), а также христианская аллегоризация известных и привычных тем (например, изображений пастухов). Принятие христианской идеологии в качестве государств, повлекло за собой резкое повышение роли искусства в прославлении государства и поддержании его престижа. В архитектуре наряду с базиликами (базилика Петра в Риме, Сант Аполлинаре в Равенне) стали преобладать строения в виде часовен для крещения или церквей (Санта Констанца в Риме, ортодоксальный баптистерий и церковь Сан Вигале в Равенне). Оба типа архитектурных строений нашли наиболее яркое воплощение в храме св. Софии в Константинополе (532–537). Скульптуры, среди которых выделялась колоссальная статуя работы Барлетты, значительно уступали достижениям искусства рельефа (саркофаг Юниуса Бассуса, шкатулка из слоновой кости из Брешии, кафедра Максимиана в Равенне). Наряду с настенной живописью (катакомбные фрески в Риме) большое значение приобрела мозаичная живопись (Санта Констанца в Риме, храм св. Георгия в Фессалониках, Сант Аполлинаре и Сан Витале в Равенне). Высоким художеств, исполнением отличались ремесл. изделия: работы по металлу (стрелок работы Феодосия), изделия из слоновой кости (консульские диптихи) и благородных металлов (камеи Гонория), роспись по стеклу. Р. и. играло существ, роль в византийском искусстве как художеств, выражение раннефеодального обществ, строя; оно заложило основу Ср.-век. искусства. Разрыв Р. и. с античным произошел с утверждением Р. и. в качестве государств.

  1. раннехристианское искусствозародилось в III II вв. до н.э. Первыми христианскими сооружениями были катакомбы подземные галереи и помещения в несколько ярусов которые прокладывались могильщиками ...Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь
  2. раннехристианское искусствораннехристианское искусствоискусство первых христиан вв. Делится на два этапа до г. когда христианство не было в Римской империи официально признанной религией и после ...Художественная энциклопедия
  3. раннехристианское искусствоРАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВОохватывает произведения живописи скульптуры и декоративноприкладного искусства созданные для нужд христианских общин начиная с апостольских вре...Энциклопедия Кольера II