Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь

ПАВЕЛ СИЛЕНТИАРИЙ

VI в.) – поэт и придворный императора Юстиниана (начальник силентиариев – «блюстителей тишины»), глава литературного кружка, друг Агафия Миринейского. Его эпиграмматическое творчество (74 эротических, посвятительных, декламационных и «увещательных» эпиграмм) полно представлено в Палатинской антологии. Портреты героинь эпиграмм, их любовные переживания, сопровождаемые настроениями тоски, слезными жалобами, беспричинными рыданиями, имеют много общего с позднеантичной лирикой. Одна из эпиграмм поэта была переложена К. Батюшковым («В Лаисе нравится улыбка на устах»). Посвятительные эпиграммы были написаны от лица каллиграфов, перечислявших орудия, которыми они пользовались: «свинцовый кружок, пролагать умеющий тропы», «острый клинок для очистки тростей», линейка «для проведения по ней вкось не идущей строки», «камень шершавый, чтоб кончик пера очинить раздвоенный», губка, «Тритонабродяги подушка», «ящик с чернильницей». «Увещательные» эпиграммы были обращены к мореплавателямторговцам и написаны от лица древнегреческого богахранителя пристаней Приапа, призывавшего их «товары менять мирно на новую кладь». К числу первых произведений византийской придворной поэзии, созданных «на случай», относятся две поэмы Павла Силентиария («Описание собора св. Софии» и «Описание амвона»), написанные им по заказу императора Юстиниана по поводу освящения храма св. Софии 6го января 523 г. Первая поэма (1029 стихов) состоит из двух частей с двумя ямбическими вступлениями, обращенными к императору и к патриарху, так как первая часть была прочитана в императорском дворце, вторая – в доме патриарха Евтихия, который освящал храм. Поэма, написанная гекзаметрами, открывается своеобразной исторической справкой по поводу возникновения плана перестройки храма, затем следует диалог императора с Римом, описание здания, его архитектуры и внутреннего убранства. Подробно изображены колонны из различных сортов мрамора (розового с белыми прожилками фригийского, пурпурного египетского, зеленого лаконского, белого с черным кельтского, голубого ливийского, бледнозеленого мидийского), атриум, алтарная апсида, престол, разнообразные светильники в форме кораблей и деревьев, кресло патриарха, ложе императора и др. Первая часть завершается описанием «светозарного сияния» освещенного храма («Некий ночной Фаэтон сей блеск излил на святыню» и «этот блеск изгоняет всякий мрак из души») и пышным энкомием Юстиниану, воплотившему единое божественное начало.

  1. павел силентиарийVI в. н. э. греческий поэт. Высокий чиновник при дворе Юстиниана близкий друг эпиграмматика Агафия Схоластика он принадлежал к литературному кружку Агафия. П.С. является ...Античные писатели. Словарь
  2. павел силентиарийСиленциарий VI в. н. э. греч. поэт и придворный визант. имп. Юстиниана I . Сохран. поэмы П. С. посвященные описанию храма св. Софии в Константинополе большое стихотв. ...Античный мир. Словарь-справочник
  3. павел силентиарийПавел Силентиарий Paulos Silentiarios VI в. н. э. греческий поэт. Высокий чиновник при дворе Юстиниана близкий друг эпиграмматика Агафия Схоластика он принадлежал к литер...Энциклопедия античных писателей