Китайская философия. Энциклопедический словарь

ВЭЙ

1]. "Деяние", "свершение", "осуществление", "управление", "делаться", "становиться", "являться", "быть". Термин кит. философии, выражающий три осн. понятия, производные от его трех грамматич. функций и объединенные представлением о деятельности (природы или человека). 1. Как связка "делаться", "являться", "быть [чем-либо]" В. означает процесс, результатами к-рого являются конкр. состояния. В "Мо-цзы" (гл. 40, опр. 85) В. определяется как "сохранение, преодоление, обмен, исчезновение, управление, превращение". Как служебное слово ("[деятельность] для, ради"; ср. рус. "для, деля" - "дело", лат. causa - "для") В. образует этич. понятие целевой ориентации, прямая дефиниция к-рого также содержится в "Мо-цзы" (гл.40, опр. 75): "В.- это стремление к желаемому (юй) на основе исчерпывающего знания (чжи чжи)". По-видимому, монеты (см. Мо цзя) первыми придали В. статус самост. филос. понятия, определив его с помощью трех фундамент, категорий: "знание" (чжи [2], см. Чжи - син), "воля" (чжи [3]) и "действие" (син [3]) ("Мо-цзы", гл. 40, опр. 80). Для альтруистически настроенных моистов высшим объектом волевого стремления В. была Поднебесная, а для Ян Чжу (4 в. до н.э.?)- сам субъект ("Мэн-цзы", III Б, 9, VII А, 26). Обозначение его концепции существования "для себя", или "ради своего я" (В. во) стало синонимом эгоизма. В совр. лит-ре термин "В. во" используется для передачи понятия "вещь – для нас" (Ding-ftlr-uns): "В. во чжи у". 2. В полном знаменательном значении "деяние, свершение, осуществление" В. как свои подвиды охватывает: син [3]- "действие", "поведение", связанное с этич. нормативом "должной справедливости" (и [1]) и ши [3]- "дело", "служение", связанное с прагматич. реализацией "пользы-выгоды" (ли [3]) ("Сюнь-цзы", гл.22). 3. В. с оптативным отрицанием у [1], выражая предписание "недеяния", или "отсутствия деятельности" (у В.), стало важнейшей категорией даосизма, символизирующей принцип невмешательства в естеств. порядок вещей и ход событий ни с этич. (конфуцианство, моизм), ни с прагматич. (моизм, легизм) позиций. У В. предполагает, однако, специфич. (органическую и спонтанную) активность в виде "осуществления недеяния" (В. у В.): "Осуществляй недеяние, но не предавайся [ему]" (В. эр бу ши) ("Дао дэ цзин", 2, 10, 51, 63). Конфуцианство также признавало принцип "недеяния", но распространяло его лишь на личность императора, к-рый должен быть восприимчиво-пассивным проводником общекосмич. импульсов в социальную сферу ("Лунь юй", XV, 4). Согласно конфуцианству, из круга деятельности "благородного мужа" (цзюнь цзы) исключались "малые пути (дао)" (там же, XIX, 4) и она существенно ограничивалась в экстремальных ситуациях - траура или отсутствия дао в гос-ве (там же, XVII, 21, VIII, 13). Акцентирование конфуцианцами действенной активности выразилось в тезисе Ван Фу (1-2 вв.): "Путь Неба - это осуществление (ши [8]), путь Земли - это превращение (хуа), путь человека - это В." ("Цянь фу лунь", 32). **Кобзев А.И. К проблеме знания и действия в традиц. кит. философии // 10-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1979; Его же. Учение Ван Янмина и классич. кит. философия. М., 1983. Гл. 8; Титаренко М.Л. Древ-некит. философ Мо Ди, его школа и учение. М., 1985. С. 149-53; Graham A.C. Later Mohist Logic, Ethics and Science. Hong Kong - L., 1978. §1.4.32. А.И. Кобзев

  1. вэйВЭЙ царство в Др. Китае. Было образовано в до н. э. когда три знатных рода Вэй Чжао и Хань поделили между собой царство Цзинь. Царство В. занимало югозап. часть совр. п...Большая советская энциклопедия
  2. вэйцарство в Древнем Китае. Было образовано в до н. э. когда три знатных рода Вэй Чжао и Хань поделили между собой царство Цзинь. Царство В. занимало югозападную часть сов...Большая Советская энциклопедия II
  3. вэй. царство в Др. Китае. Было образовано в до н.э. когда знатных рода Вэй Чжао и Хань поделили между собой царство Цзинь. Дата раздела царства Цзинь счит. в кит. историог...Древний мир. Энциклопедический словарь
  4. вэйцарство в Др. Китае. Было образовано в до н.э. когда знатных рода Вэй Чжао и Хань поделили между собой царство Цзинь. Дата раздела царства Цзинь счит. в кит. историогра...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  5. вэйсм. быть...Китайская философия. Энциклопедический словарь II
  6. вэй.царство в Др. Китае. Было образовано в до н. э. когда знатных рода Вэй Чжао и Хань поделили между собой царство Цзинь. Дата раздела царства Цзинь считается в кит. исто...Советская историческая энциклопедия
  7. вэйКитайская княжеская династия правившая в гг. до Р. Х. Родоначальник рода Вэй Гао Бигун был как можно предположить побочным сыном первого чжоуского императора Увана от од...Справочник. Все монархи мира. Древний Восток
  8. вэйWei назв. нескольких династий правивших в Китае в частности в гг....Страны и города мира. Словарь