Китайская философия. Энциклопедический словарь

ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ СОЛОВЬЕВ

16(28)1.1853, Москва,-31.8(13.8). 1900, с. Узкое (ныне в черте Москвы). Рус. религ. философ, поэт, публицист. Сын историка С.М. Соловьева. В наследии С. значительное место занимает ориенталистская проблематика, связанная, в части., с историей и культурой Китая и Японии. В работе "Китай и Европа" (1890) С., во многом опираясь на исследование рус. китаеведа С.М. Георгиевского "Принципы жизни Китая" (1888), стремился определить сущность кит. культуры. В последней он видел нечто глубоко чуждое "христианской" европ. традиции, подчеркивая, что "антипатии и опасения может возбуждать не сам кит. народ с его своеобразным характером, а только то, что разобщает этот народ с прочим человечеством". Основание "исключительности жизненного строя" китайцев С. искал в сфере религии и философии, к-рым, по его мнению, принадлежала решающая роль в формировании специфич. нац. "кит. идеала". В качестве важнейшего социально-культурного регулятивного принципа в Китае он выделил принцип "отеческой власти" как универсальное средство, обусловившее и синхронное единство кит. об-ва, и его единство в рамках историч. традиции. Определяющая особенность кит. культуры, по С.,- "безусловная власть прошедшего над настоящим и будущим". Будучи убежденным в универсальности христианской истины и в том, что единство культурно-историч. развития человечества имеет сакральное основание в диалектике богочеловеч. процесса, С. критически оценивал "исключительность" кит. традиции, ее своеобразный "метафизич." консерватизм. В то же время, по С., привязанность к прошедшему, служение предкам "составляют истину кит. мировоззрения". Признавая превосходство самой идеи прогресса (Европа) над "идеей порядка" (Китай), С. не был категоричен в конкретно-историч. оценках: "Что Китай достиг прочного порядка - это несомненно; насколько европ. прогресс ведет к социальному совершенству - вот вопрос". С. был далек от безусловной уверенности в автоматич. возможности осуществления прогресса европ. цивилизацией. В конце жизни эти сомнения сменились убеждением в духовном и культурном кризисе Запада. В "Краткой повести об Антихристе" - заключительной части "Трех разговоров" (1900), последнего крупного произв. философа, изображен апокалиптич. финал мировой истории, одним из этапов к-рого оказывается столкновение зап. и вост. цивилизаций. "Подражательные японцы", узнав о существовании на Западе идеологич. течений: пангерманизма, панславизма и т.п., выдвинули идею панмонголизма, с ее помощью покорили Китай и водворили там япон. династию. Богдыхан, к-рый в дальнейшем завоевывает Россию и Европу, по матери китаец, что символизирует прочность и окончательность единства противостоящей Западу дальневост. Азии. На детали японо-кит. "союза в "Трех разговорах", очевидно, повлияли результаты японо-кит. войны 1894- 5, хотя С. уже в статье "Япония" (1890) отмечал очень быстрый социальный и культурный прогресс Японии после 1868. Анализ С. кит. культуры свидетельствует, что философ сознавал ограниченность европоцентристского подхода, необходимость понимания своеобразия, историч. значения и перспектив развития дальневост. культурной традиции. Его попытка, опираясь на востоковедческий материал, раскрыть сущность кит. культуры имела результатом ряд оригинальных наблюдений культурологич. характера. *Собр. соч. Т. 1 - 10. СПб., 1911 - 1914; Письма. Т. 1 - 4. СПб., 1908 - 23; Соч. Т. 1 - 2. М., 1988; **Сетницкий Н.А. Рус. мыслители о Китае (B.C. Соловьев и Н.Ф. Федотов). Харбин, 1926; Сербиненко В.В. Проблема соотношения кит. и япон. культур в творчестве B.C. Соловьева // 15-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1984; Его же. К характеристике образа дальневост. культуры в рус. обществ, мысли XIX в. // Обществ, мысль: исследования и публикации. Вып. 1. М., 1989; Кобзев А.И., Сербиненко В.В. Из наследия рус. философа В. Соловьева // ПДВ. 1990. №2; Sutton J. The Religious Philosophy of Vladimir Solovjov. L., 1988. В.В. Сербиненко

  1. владимир сергеевич соловьевРусский религиозный философ поэт публицист. Философия всеединства Соловьева представляет синтез идей западноевропейской и восточной мысли. Пытался найти гармонию между ко...100 великих мыслителей
  2. владимир сергеевич соловьеврус. релит философмистик крый в своих работах Критика отвлеченных начал Чтения о богочеловечестве Оправдание добра и др. попытался создать всеобъемлющее филос.богосл. ...Атеистический словарь II
  3. владимир сергеевич соловьеврусский философ и поэт Москва там же . Его собрание сочинений включает томов . Крупнейшая фигура русского философского идеализма. Его метафизика индивида софиология или...Сверхкраткий философский словарь
  4. владимир сергеевич соловьев[ янв. июля авг. ] рус. религ. философ. Сын историка С. М. Соловьева. Учился на физикоматематич. факультете Моск. унта. В защитил в Петербурге магистерскую дисс. Кр...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  5. владимир сергеевич соловьеврод. янв. Москва ум. июля там же крупнейший рус. религиозный философ поэт публицист сын С. М. Соловьева ректора Московского унта и автора томной Истории России с др...Философский энциклопедический словарь