Китайская философия. Энциклопедический словарь II

АБСОЛЮТ

ДАО "Путь" ("подход", "график", "функция", "метод", "закономерность", "принцип", "класс", "учение", "теория", "правда", "мораль", "абсолют").
Одна из важнейших категорий кит. философии. Этимологически восходит к идее главенства (шоу) в "движении/поведении" (сын (3)). Ближайшие коррелятивные категории - дэ (1) ("благодать") и ци (2) ("орудие"). В совр. яз. бином даодэ означает мораль, нравственность. Термином Д. передавались буд. понятия "марга" и "патха", выражающие идею пути, а также "бодхи" ("просветление", "пробуждение"). Эквивалентами Д. часто признаются Логос и Брахман. Иероглиф Д. входит в обозначение даосизма (дао цзя, дао цзяо) и неоконфуцианства (дао сюэ). В "Мо-цзы" "учением о Д." (дао цзяо), в "Чжуан-цзы" "искусством/техникой Д." (дао шу) названо и раннее конфуцианство. В различных филос. системах Д. определялось по-разному, поэтому Хань Юй (8-9 вв.) назвал его, как и да (1) "пустой позицией", не имеющей точно фиксированного смысла.
В "Шу цзине" термин Д, имеет абстр. значения: "поведение", "продвижение", "путь государя и Неба" и соотнесен с дэ (1), также обозначающим абстр. понятия социальной и космич. гармонии (гл. 3, 36, 44). С возникновения кит. философии центральным для нее стал вопрос о соотношении "человеч." и "небесного", т.е. общеприродного, Д. (В узком смысле "небесное Д." означало ход времени или движение звезд с запада на восток в противоположность движению солнца с востока на запад.) Уже в "Я/и цзине" наметилось сближение понятий Д. и "предел" (цзи (2), см. Тай цзи).
Конфуций (6 - 5 вв. до н.э.) сосредоточился на "человеч." ипостасях Д. и дэ (1), к-рые взаимосвязаны, но могут проявляться и независимо друг от друга ("Лунь юй", V, 12, XII, 19). Он конкретизировал Д. в различных наборах этизированных понятий: "сыновняя почтительность" и "братская любовь" (см. Сяо /им), "верность" и "великодушие" (чжун шу), т.е. "золотое правило" морали, "гуманность" (жэнь (2)), "знание" (чжи (2)) и "мужество" (юн Ц)) и т.п. В "Лунь юе" Д.- это благой ход обществ, событий и человеч.жизни, зависящий как от "предопределения" (мин (1)), так и от отд. личности. Его носителем выступает и индивид, и гос-во, и все человечество (Поднебесная). В силу различия носителей различны и их Д.: прямое и кривое, большое и малое, присущее "благородному мужу" (цзюнь цзы) и "ничтожному человеку" (сяо жэнь). Соответственно разнятся и дэ (1). Поднебесная может вообще утрачивать Д. В идеале единое Д. должно быть познано. Его утверждение в мире исчерпывает смысл человеч. существования; при отсутствии Д. в Поднебесной следует "скрываться", отказываться от службы.
Последователи Конфуция и представители др. школ универсализировали концепцию двух гл. видов Д. и дэ (1), различая также Д. порядка (чжи (8)) и смуты, древнее и совр., правильное и ложное, гуманное и негуманное, всеобщее и индивид. Д. (напр., "Мэн-цзы", "Хань Фэй-цзы").
Ближайшие ученики Конфуция придали высшей ипостаси Д. (великое - да, всепроникающее - да Д.) универсальный онтологич. смысл, а основатель ортодокс, конфуцианства Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) выдвинул тезис: "Великий исток Д. исходит из Неба". В "Чжун юнс" Д. "благородного мужа" или "совершенномудрого" определяется как исходящая из индивида общекосмич. сила, "упрочивающаяся на небе и земле", "материализующаяся (чжи (4)) в навях и духах", приводящая к. благодати. "Подлинность" ("искренность" - чэн (1) составляет "небесное", а ее осуществление - "человеч." Д. Обретший предельную "подлинность" способен образовать триединство с Небом и Землей.
Помимо дэ (1) и ци |2) наиболее тесно примыкают к Д. понятия "предопределение", "индивид, природа" (син (11), "(телесная) форма" (син (2)). В "Да Дай ли цзи" они взаимосвязаны следующим образом: "Обладание долей Д. паз. предопределением. Обладание формой в качестве индивида (единицы) наз. индивид. природой" ("Бэнь мин"). Соотнесены данные понятия и в "Чжун юне", где Д. означает следование самому себе, или своей "индивид, природе", предопределяемой Небом. Совершенствование в Д., от к-рого нельзя ни на миг отойти, есть обучение (цзяо). "Гармония" (хэ (1)) составляет всепроникающее Д. Поднебесной, конкретизирующееся в пяти видах отношений: между правителем и подданным, отцом и детьми, мужем и женой, старшими и младшими братьями, друзьями и товарищами (см. Сань ган у чан). Осуществляется это Д. посредством "знания", "гуманности" и "мужества" - троякой всепроникающей "великой благодати" (да дэ) Поднебесной, что тождественно троякому Д. "Лунь юя" (XIV, 28). На обыденном уровне познание и осуществление Д. доступно даже глупым и никчемным, но в своем предельном выражении оно содержит нечто непознаваемое и неосуществимое даже для "совершенно мудрых".
В "Мэн-цзы" (4 в. до н.э.) "подлинность" определяется как "небесное" Д., а "помышление" ("забота" - сы (2)) о ней - как "человеч. Д.". Д. "совершенно мудрых" сводится лишь к "сыновней почтительности и братской любви". В целом Д. представляет собой соединение человека и "гуманности". Небесное Д. предопределено, но кое в чем зависит и от "индивид. природы", хотя в целом попытки воздействия на Д. и "предопределение" бесполезны. В отличие от Конфуция, оценивавшего "середину Д." как недостаточность ("Лунь юй"), Мэн-цзы видел в этом (или "срединном Д.") гармонич. состояние.
Сюнь-цзы (Сюнь Куан, 4 - 3 вв. до н.э.), с одной стороны, гиперболизировал всеобъемлемость Д., объявив всю "тьму вещей" одним его "боком", с др. стороны, назвал "совершенномудрого" (шэн ( 1 )) "пределом" (цзи (2)) Д. "Пределом" человеч. Д. Сюнь-цзы считал "благопристойность/этикет" (ли (2)). Постоянное в своей телесной сущности (ти (1)) Д. бесконечно изменчиво, поэтому неопределимо по одной из своих сторон. Посредством великого Д. изменяются (бянь (2)), трансформируются (хуа) и формируются (чэн (2)) все вещи. Следование Д. предполагает обуздание страстей, индивид, накопление "благодати", его предварительное выявление (бяо) и познание. Последнее осуществляется "сердцем" (синь (1)), исполненным пустоты, сосредоточенности и покоя. Знание Д. дает возможность "взвешивать" (хэн) всю тьму вещей. В "Мо-цзы" трактовка Д. мало отличается от раннеконф.
Оппозиционная конфуцианской теория Д. была развита в даосизме. Ее гл. особенность - упор на "небесную", а не "человеч." ипостась Д. Если конфуцианцы исходили из его словесно-понятийной выразимости и даже самовыразимости, активно используя такие значения Д., как "высказывание", "изречение", "учение", то основоположники даосизма заявляли о словесно-понятийной невыразимости высшего Д. ("Дао дэ цзин").
В раннем даосизме на первый план выдвинулись парные категории Д. и дэ (1), к-рым посвящен гл. даос, трактат "Дао дэ цзин". В нем Д. представлено в двух осн. ипостасях: 1) одинокое, отд. от всего, постоянное, бездеятельное, пребывающее в покое, недоступное восприятию и словесно-понятийному выражению, безымянное, порождающее "отсутствие/небытие", дающее начало Небу и Земле, 2) всеохватное, всепроникающее, подобно воде; изменяющееся вместе с миром, действующее, доступное "прохождению", восприятию и познанию, выразимое в "имени/понятии", знаке и символе, порождающее "наличие/бытие" (ю, см. Ю - у), являющееся предком "тьмы вещей".
Кроме того, противопоставлены друг другу справедливое - "небесное" и порочное - "человеч." Д., а также признается возможность отступлений от Д. и вообще его отсутствия в Поднебесной. В качестве "начала", "матери", "предка", "корня", "корневища" (ши (10), му, цзун, гэнь, ди (3)) Д. генетически предшествует всему в мире, в том числе "господу" (ди (1), см. Шан-ди), описывается как недифференцированное единство, "таинственное тождество" (сюань тун), содержащее в себе все вещи и символы (сян (1)) в состоянии "пневмы" (ци (1)) и семени (цзин (3)), т.е. "вещь", проявляющаяся в виде безвещного (безобъектного) и бесформенного символа, к-рый в этом аспекте пустотновсеобъемлющ и равен всепроникающему "отсутствию/небытию". В то же время "отсутствие/небытие" и, следовательно, Д. трактуется как деятельное проявление ("функция" - юн (2), см. Ти - юн) "наличия/бытия". Генетическое превосходство "отсутствия/небытия" над "наличием/бытием" снимается в тезисе об их взаимопорождении. Т.о. Д. в "Дао дэ цзине" представляет собой генетич. и организующую функцию единства "наличия/бытия" и "отсутствия/небытия", субъекта и объекта. Главная закономерность Д. - обратность, возвращение (фань, фу, гуй), т.е. движение по кругу (чжоу сип), характерное для неба, к-рое мыслилось круглым. Как следующее лишь своему естеству (цзы жань), Д. противостоит опасной искусственности "орудий" и вредоносной сверхъестественности духов, определяя вместе с тем возможность и того и другого. "Благодать" определяется в "Дао дэ цзине" как первая ступень деградации Д., на к-рой рожденная Д. вещь формируется. Полнота "благодати" означает "предельность семени".
В "Чжуан-цзы" усилена тенденция к сближению Д. с "отсутствием/небытием", высшей формой к-рого является "отсутствие (даже следов) отсутствия" (у у). Следствием этого явился расходящийся с "Дао дэ цзи-ном" и ставший затем популярным тезис, согласно к-рому Д., не будучи вещью среди вещей, делает вещи вещами. В "Чжуан-цзы" усилены представления о непознаваемости Д.: "Завершение, при к-ром неведомо, почему так, называется Д.". Вместе с тем максимально акцентирована вездесущность Д., к-рое не только "проходит (син (3)) сквозь тьму вещей", образует пространство и время (юй чжоу), но и присутствует в разбое и даже в кале и моче. Иерархически Д. поставлено выше "Великого предела" (тай цзи), но уже в "Люй-ши чунь цю" оно как "предельное семя" (чжи цзин, см. Цзин (3)) отождествляется и с "Великим пределом", и с "Великим единым" (тай и). Сун Цзяня- Инь (Пэня) школа ("Гуань-цзы"; Инь Вэнь) трактовала Д. как естеств. состояние "семенной", "тончайшей", "эссенциальной", "подобной духу" (цзин 13), лин) "пневмы" (ци (1)), к-рая не дифференцирована ни "телесными формами" (син (2)), ни "именами/понятиями" (мин (2)), а потому "пустотно-небытийна" (сюй у).
В "Хуайнань-цзы" "отсутствие/небытие" представлено в качестве "телесной сущности" Д. и деятельного проявления тьмы вещей. Д., обнаруживающееся в виде "Хаоса", "Бесформенного", "Единого", здесь определяется как "стягивающее пространство и время" и нелокализованно находящееся между ними.
Представители школы военной мысли (бин цзя) также положили концепцию Д. в основу своего учения. В "Сунь-цзы" Д. определяется как первый из пяти устоев военного искусства (наряду с "условиями Неба и Земли", качествами полководца и законом - фа (1)), состоящий в единстве волевых помыслов (и (3)) народа и верхов. Поскольку война рассматривается как "путь (Д.) коварства", Д. связывается с идеей эгоистич. самостийности и индивид, хитрости, к-рая была развита в позднем даосизме ("Инь фу цзин"). Согласно "У-цзы", Д. есть "то, благодаря чему происходит обращение к основе и возврат к началу", то, что умиротворяет и становится первым в ряду четырех общих принципов успешной деятельности (остальные - "долг/справедливость", "спланированность", "требовательность") и "четырех благодатей" (остальные - "долг/справедливость", "благопристойность/этикет", "гуманность").
Хань Фэй (3 в. до н.э.), опираясь на идеи конфуцианства и даосизма, развил намеченную Сюнь-цзы и важнейшую для последующих филос., особенно неоконф., систем связь понятий Д. и "принцип" (ли (1)): "Д. есть то, что делает тьму вещей таковой, что определяет тьму принципов. Принципы суть формирующая вещи культура (вэнь). Д.- то, благодаря чему формируется тьма вещей". Вслед за даосами Хань Фэй признавал за Д. не только универсальную формирующую (чэн (2)), но и универсальную порождающе-оживотворяющую (шэн (2)) функцию. В отличие от Сун Цзяня и Инь Вэня он считал, что Д. может быть представлено в "символич." (сян (1)) "форме" (син (2)).
Базовой для развития кит. филос. мысли стала трактовка Д. в комментирующей части "Чжоу и". Здесь фигурирует как двоичная модель - Д. Неба и Земли, творчества (Цянь, см. Гуа) и исполнения (Кунь), "благородного мужа" и "ничтожного человека", так и троичная модель - Д. Неба, Земли, человека, "трех материалов" (сань цай), "трех пределов" (сань цзи). Небесное Д. утверждается силами инь ( 1 ) и ян, земное - "мягкостью" и "твердостью", человеч.- "гуманностью" и "долгом/справедливостью" ("Шо гуа чжуань").
Гл. выражение Д.- "перемены" (и (4)), трансформации по принципу "то инь (1) - то ян (1)" ("Си цы чжуань"). Поэтому атрибутом Д. является "обратность и возвратность" (фань фу) ("Сян чжуань"). Д. в качестве "перемен" означает "порождение порождения" (шэн шэн), или "оживотворение жизни" ("Си цы чжуань"), что соответствует даос, определению и пониманию просто порождения или жизни как "великой благодати Неба и Земли" ("Си цы чжуань"). В качестве "перемен" Д. иерархически выше "Великого предела" - оно "обладает" им ("Си цы чжуань"), что сходно с положениями "Чжуан-цзы". В "Си цы чжуани" впервые было введено противопоставление "надформенного" (син эр шан, см. Син (2)) Д. "подформенным" (син эр ся) "орудиям" (ци (2)). Там же указаны четыре сферы реализации Д.: в речах, поступках, изготовлении орудийных предметов, гаданиях (I, 10). Испытавший влияние и "Чжоу и", и даосизма конфуцианец Ян Сюн (1 в. до н.э.- 1 в.) представил Д. ипостасью "(Великой) тайны"- (тай) сюань, понимаемой как предел "деятельного проявления" (юн чжи чжи, см. Ти - юн); Д.- это "проникновение" (тун (1)) во все ("Фа янь"), "пустое по форме и определяющее путь (Д.) тьмы вещей" ("Тай сюань цзин").
Основоположники сюань сюэ, Хэ Янь (кон. 2 - 3 в.) и Ван Би (3 в.) отождествили Д. с "отсутствием/небытием". Го Сян (3 - 4 вв.), признавая это отождествление, отрицал возможность порождения "наличия/бытия" из "отсутствия/небытия", т.е. отвергал возможную креационно-деистическую трактовку Д. Пэй Вэй (3 в.) прямо отождествил Д. с "наличием/бытием". У Гэ Хуна (4 в.), будучи "формой форм" (син чжи син, см. Син (2)), в ипостаси "Единого" (и |2)), Д. обрело два модуса - "Таинственное единое" (сюань и) и "Истинное единое" (чжэнь и) ("Баопу-цзы").
Различным интерпретациям подвергалась в кит. философии оппозиция Д.- ци (2). Цуй Цзин (7-9 вв.) идентифицировал ее с оппозицией юн ти (см. Ти - юн): "деятельное проявление" ("функция")- "телесная сущность" ("субстанция") соответственно. Данное противопоставление стало одним из важнейших в неоконфуцианстве. Чжан Цзай (11 в.) соотнес его с парой: дэ (1)- Д., первый член к-рой определялся как "дух" (шэнь (1)), т.е. способность вещей к взаимному восприятию (гань), а второй - как "трансформация" (хуа). "Деятельное проявление" "телесной первосущности" "пневмы" (ци (1)), трактуемой как бесформенная "Великая пустота" (тай сюй), "Великая гармония" (тай хэ), или единство "наличия/бытия" и "отсутствия/небытия", Чжан Цзай приравнял к "надформенному" Д. Д. им описывалось и как пронизывающее тьму вещей взаимодействие противоположностей (лян дуань), к-рое выражается в их взаимном восприятии (духе), находящем свою телесную сущность в индивид, природе. Универсальность этого взаимодействия обусловливает возможность его познания.
Хань Юй (8-9 вв.) вернулся к исходному конф. смыслу Д. (противопоставив его даос, и буд. пониманию) как следованию "гуманности" и "долгу/справедливости" ("Юань дао"). Гл. основоположники неоконф. философии сделали упор на общеонтологич. смысл Д. Согласно Шао Юну (11 в.), "бесформенное" и "самовозвращающееся" Д. является "корнем Неба, Земли и тьмы вещей", порождающим (оживотворяющим) и формирующим их ("Гуань у нэй пянь"). Чэн Хао (11 в.) вслед за Чжан Цзаем приравнивал Д. к "индивид, природе" ("И шу"), а Чэн И (11 в.) различал их как "деятельное проявление" и "телесную сущность" ("Юй Люй Далинь лунь чжун шу"), хотя говорил и о едином Д., проявляющемся в "предопределении" (мин (1)), "индивид, природе" (син (1)) и "сердце" (синь (1)) ("И шу"). Регулярность в действии Д. Чэн И выражал с помощью категории "срединное и неизменное", или "равновесие и постоянство" (чжун юн) ("И шу"). Он определял "верность" как "телесную сущность", т.е. "небесный принцип" (тянь ли, см. Тянь), а "взаимность"- как "деятельное проявление", т.е. человеч. Д. ("И шу").
Развивая идеи Чэн И, Чжу Си (12 в.) отождествил Д. с "принципом" и "Великим пределом", а "орудия" - с "пневмой", средством порождения-оживотворения вещей и силами инь ян ("Чжу-цзы юй лэй"). Хотя Чжу Си отстаивал единство Д. как "телесной сущности" и "деятельного проявления", он подвергся критике со стороны Лу Цзююаня (12 в.), апеллировавшего к исходному определению "Си цы чжуани" и доказывавшего, что инь ян суть "надформенное" Д., а следовательно, между Д. и "орудиями" нет той функциональной разницы, которую установил Чжу Си ("Юй Чжу Юаньхуэй").
Ван Янмин (15- 16 вв.), развивая идеи Л у Цзююаня, отождествил Д. с человеч. "сердцем" ("Цзэн Ян-бо") и его основой - "благосмыслием" (лян чжи) ("Чуань си лу"; "Си инь шо").
Синтезируя взгляды предшественников, Ван Чуаньшань (17 в.) отстаивал тезис о единстве "орудий" и Д. как конкр. реальности и упорядочивающего (чжи (3)) ее начала. Результатом этого упорядочения является дэ |1). Подобно Фан Ичжи (17 в.), Ван Чуаньшань считал, что Д. не является лишенным "формы" или "символа", но лишь доминирует над "формами", к-рыми наделено все в мире "орудий" ("Чжоу и вай чжуань"). Дай Чжэнь (18 в.) определял Д. с помощью его этимологич. компонента - син (3) ("движение", "действие", "поведение"), образующего термин у син (1) ("Мэн-цзы цзы и шу чжэн"). "Человеч. Д. коренится в индивид, природе, а индивид, природа имеет исток в небесном Д." (там же).
Следуя за Ван Чуаньшанем, Тань Сытун (19 в.) вернулся к прямому определению "орудий" и Д. оппозицией ти - юн. Поднебесная- это тоже огромное "орудие". Подверженность мира "орудий" изменениям влечет за собой изменения Д. Это рассуждение стало у Тань Сытуна теоретич. обоснованием реформаторства ("Сывэй иньюнь тайдуань шу").
В совр. кит. философии категория Д. наиболее глубоко разработана Тан Цзюньи.
В целом в историч. развитии двух гл. концепций Д.- конф. и даос. - прослеживаются противоположные тенденции. В первой - все большая связь с "наличием/бытием", универсализация и объективизация, движение от онтологизированной этики к "моральной метафизике" (совр. неоконфуцианство, постконфуцианство, особенно в лице Моу Цзунсаня). Во второй - все большая связь с "отсутствием/небытием", конкретизация и субъективизация, вплоть до соединения Д. с идеей индивид, эгоистич. прорыва "на небо", т.е. "пути" как хитроумной лазейки ("Инь фу цзин"), на чем часто основывались поиски личного бессмертия в позднем даосизме (см. Сянь сюэ).
А.Н. Кобзев

Синонимы:
демиург, законченный, идеал, логос, первооснова, совершенство, творец


  1. абсолютм. книжн. assoluto возвести чтол. в абсолют assolutizzare vt Итальянорусский словарь. Синонимы демиург законченный идеал логос первооснова совершенство творец...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  2. абсолютм. филос.lo absoluto...Большой русско-испанский словарь
  3. абсолютсущ. муж. рода только ед. ч.абсолют уem...Большой русско-украинский словарь
  4. абсолютм. филос. absolu m...Большой русско-французский словарь
  5. абсолютот лат. absolutus безусловный неограниченный англ. absolute нем. Absolut. В идеалистической философии и религии безусловное совершенное начало бытия свободное от к.л. о...Большой толковый социологический словарь II
  6. абсолютм. филос.absolu m демиург законченный идеал логос первооснова совершенство творец...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  7. абсолютот лат. absolutus безусловный неограниченный в философии ирелигии безусловное совершенное начало бытия свободное от какихлибоотношений и условий бог абсолютная личност...Большой энциклопедический словарь II
  8. абсолютАБСОЛЮТ от лат. absolutus безусловный неограниченный в философии и религии безусловное совершенное начало бытия свободное от какихлибо отношений и условий бог абсолютн...Большой Энциклопедический словарь V
  9. абсолюту ч.i В деалстичнй флософ вчна незмнна нескнченна першооснова Всесвту дух дея у релг Бог. Щонебудь самодостатн безвдносне нчим не обумовлене....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  10. абсолютабсолют у...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  11. абсолютлат.обособленнй неограниченный понятие противоположное термину относительное выражающее полное и завершенное совершенство коголибо или чеголибо а также первооснову первон...Евразийская мудрость от А до Я
  12. абсолютот латинского absolutus безусловный неограниченный в философии и религии совершенное начало бытия свободное от какихлибо отношений и условий Бог абсолютная личность в ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  13. абсолютабсолют абсолютке айналдыру возводить в абсолют...Казахско-русский словарь
  14. абсолютлат.em absolutum независимое ничем не обусловленное филос. термин означающий высшее совершенное начало имеющее источник своего существования в себе самом.Понятие А. как...Католическая энциклопедия
  15. абсолютабсолют....Киргизско-русский словарь
  16. абсолютлат. absolutum ничем не обусловленный То что превыше всех ограничений любой качественной определенности ни с чем не соотносимо от всего отрешено и независимо вечно и неи...Краткий религиозно-философский словарь
  17. абсолютабсолютный...Крымскотатарско-русский словарь II
  18. абсолютАБСОЛЮТ АБСОЛЮТИЗМ у. Вчна незмнна першооснова свту Бог абсолютний дух абсолютна дея тощо щось самодостатн незалежне нчим не обумовлене пдносити до абсолюту дея абсолюту...Літературне слововживання
  19. абсолюта м.em В идеалистической философии вечная неизменная первооснова всего существующего дух идея в религии божество. философский идеализм есть одностороннееu преувеличенное...Малый академический словарь
  20. абсолютА. регулярного топологического пространства X i пространство аХi обладающее тем свойством что оно совершенно и неприводимо отображается на Xi а всякий совершенный неприво...Математическая энциклопедия
  21. абсолюткорень АБСОЛЮТ нулевое окончаниеОснова слова АБСОЛЮТВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой АБСОЛЮТ Слово Абсолют содержит следующие морфемы или...Морфемный разбор слова по составу
  22. абсолютНачальная форма Абсолют винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  23. абсолютабсолютный от лат. absolutus безусловный неограниченный свободный от к.л. отношений и условий независимый совершенный. Противоположность относительный. В философии и р...Начала современного естествознания
  24. абсолютот лат. absolutus безусловный неограниченный философское понятие обозначающее всеобщую основу мира. Полноту Бытия и совершенство. А. мыслится как творческое первоначало в...Новая философская энциклопедия
  25. абсолютАБСОЛЮТ лат. absolutus безусловный неограниченный безотносительный совершенный вечная неизменная первооснова мира первоначало всего Сущего которое мыслится единым всеоб...Новейший философский словарь
  26. абсолютлат. absolutus безусловный неограниченный безотносительный совершенный вечная неизменная первооснова мира первоначало всего Сущего которое мыслится единым всеобщим безн...Новейший философский словарь II
  27. абсолютАБСОЛЮТ от лат . absolutus безусловный неограниченный в философии и религии безусловное совершенное начало бытия свободное от какихлибо отношений и условий бог абсолютн...Новый большой англо-русский словарь II
  28. абсолютабсолют м. Вечная неизменная и совершенная первооснова всего существующего Бог дух идея и т.п. противопоставляемая относительному и обусловленному материальному бытию в...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  29. абсолютот лат. absolutum обособленный независимый от остальных вещей. Проблема абсолюта фундаментальная проблема философии существует ли бытиевсебе независимое от мыслящей его...Новый философский словарь
  30. абсолютабсолют абсолют а...Орфографический словарь
  31. абсолютu м демиург законченный идеал логос первооснова совершенство творец...Орфографический словарь русского языка
  32. абсолютабсолют менник чоловчого роду...Орфографічний словник української мови
  33. абсолютабсолют...Орысша-қазақша «Жеңіл және тоқыма өнеркәсібі» терминологиялық сөздік
  34. абсолютабсолют...Орысша-қазақша «Математика» терминологиялық сөздік
  35. абсолютф.п. гд.м. мат. мех. л.т. д.арх. абсолют...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  36. абсолютфилос. абсолют....Осетинско-русский словарь
  37. абсолютmathabsolu m...Политехнический русско-французский словарь
  38. абсолютабсолют абсолюты абсолюта абсолютов абсолюту абсолютам абсолют абсолюты абсолютом абсолютами абсолюте абсолютах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  39. абсолютОрфографическая запись слова абсолют Ударение в слове абсолют Деление слова на слоги перенос слова абсолют Фонетическая транскрипция слова абсолют [псалут] Характеристик...Полный фонетический разбор слов
  40. абсолютАбсолют ту тов...Правописний словник Голоскевича
  41. абсолютабсолют аСинонимы демиург законченный идеал логос первооснова совершенство творец...Русский орфографический словарь
  42. абсолютМ fls. absolyut....Русско-азербайджанский словарь
  43. абсолютм.окончательная действительностьem absolute культурный абсолют...Русско-английский психологический словарь
  44. абсолютабсолют м. филос.ithe absolute...Русско-английский словарь
  45. абсолютабсолют м. фил. the absolute....Русско-английский словарь II
  46. абсолютm.the absolute geometry topologyСинонимы демиург законченный идеал логос первооснова совершенство творец...Русско-английский словарь математических терминов
  47. абсолютАбсалют...Русско-белорусский словарь
  48. абсолютфилос.i абсалют муж.i...Русско-белорусский словарь II
  49. абсолютСинонимы демиург законченный идеал логос первооснова совершенство творец...Русско-ивритский словарь
  50. абсолютфилос. абсолют лемн мг згермейтн алашы негз...Русско-казахский словарь
  51. абсолютабсолют...Русско-казахский терминологический словарь «Горное дело и металлургия»
  52. абсолютабсолют шексз...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  53. абсолютм. филос. абсолют идеалисттик философияда дйннн тблк згрбс тпк негизи....Русско-киргизский словарь
  54. абсолют. . возвестичтов . Синонимы демиург законченный идеал логос первооснова совершенство творец...Русско-китайский словарь
  55. абсолютabsolts...Русско-латышский словарь
  56. абсолютмabsoluto m демиург законченный идеал логос первооснова совершенство творец...Русско-португальский словарь
  57. абсолютАбсолютkipeo vi kilele vi перен....Русско-суахили словарь
  58. абсолютматем. физ. абсолют ту Синонимы демиург законченный идеал логос первооснова совершенство творец...Русско-украинский политехнический словарь
  59. абсолютabsolutno...Русско-чешский словарь
  60. абсолютAbsoluut...Русско-эстонский словарь
  61. абсолютабсолютСинонимы демиург законченный идеал логос первооснова совершенство творец...Русское словесное ударение
  62. абсолютСамосуществующая метафизическая субстанция характеризующаяся полнотой самостоятельностью завершенностью негеометрической протяженностью сознательностью моничностью. Абсол...Сверхкраткий философский словарь
  63. абсолютАбсолют. Шведская водка выпускаемая с года одна из лучших во всем мире. Содержание спирта . Также производятся сорта Absolut Citron и Absоlut Pepper настоенные на лимон...Словарь алкогольных напитков
  64. абсолютШведская водка выпускаемая с года одна из лучших во всем мире. Содержание спирта . Также производятся сорта Absolut Citron и Absоlut Pepper настоенные на лимоне и перце...Словарь алкогольных напитков II
  65. абсолютШведская водка...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  66. абсолютАБСОЛЮТ лат. этим. см. абсолютизм. Первая и основная истина исходная точка. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. АБСОЛЮТ [lt лат. abso...Словарь иностранных слов русского языка
  67. абсолютThe Absolute То что нельзя описать ни в терминах материи ни в понятиях разума но что тем не менее является источником и первоосновой обоих. Он не является пустотой ибо п...Словарь йоги
  68. абсолютАБСОЛЮТ м.Пол. absolut lt лат. absolutus.Абсолютный монарх самодержец.Королевское величество держит в Полшfont все свое войско желает быть в Полшfont обсолютом. ПБП II ....Словарь русского языка XVIII в
  69. абсолютабсолют идеал демиург логос законченный совершенство первооснова творец Словарь русских синонимов. абсолют сущ. колво синонимов демиург законченный идеал логос ...Словарь синонимов II
  70. абсолютабсолют идеал демиург логос законченный совершенство первооснова творец...Словарь синонимов
  71. абсолютот лат. Absolutus безусловный понятие оппозиционное относительному и выражающее полное и завершенное совершенство кл. Объекта. Чаще всего свойства абсолюта приписываются...Словарь-справочник по философии
  72. абсолютабсолют ч. лат. довершений безумовний необмежений те що н вд чого не залежить безвдносне. В флософ релгйних тлумаченнях вчна незмнна нескнченна першооснова свту абсолют...Словник іншомовних слів
  73. абсолютабсолют вд лат. absolutus довершений безумовний необмежений те що н вд чого не залежить безвдносне. В деалстичнй флософ релгйних тлумаченнях вчна незмнна нескнченна пе...Словник іншомовних слів Мельничука
  74. абсолю́тАБСОЛЮТ у ч. В деалстичнй флософ вчна незмнна нескнченна першооснова Всесвту дух дея у релг бог Щонебудь самодостатн безвдносне нчим не обумовлене. На противагу дрбноб...Словник української мови в 11 томах
  75. абсолютАБСОЛЮТ у ч. В деалстичнй флософ вчна незмнна нескнченна першооснова Всесвту абсолютний дух абсолютна дея абсолютне я у релг Бог.Що з того що вони [йоги] . дналися з аб...Словник української мови у 20 томах
  76. абсолютот лат. absolutus безусловный неограниченный понятие идеалистич. философии обозначающее духовное первоначало всего сущего крое мыслится как нечто единое всеобщее безначал...Советский философский словарь
  77. абсолютАБСОЛЮТ от латинского absolutus безусловный неограниченный в философии и религии совершенное начало бытия свободное от какихлибо отношений и условий Бог абсолютная личн...Современная энциклопедия
  78. абсолютАБСОЛЮТ от лат . absolutus безусловный неограниченный в философии и религии безусловное совершенное начало бытия свободное от какихлибо отношений и условий бог абсолютн...Современный энциклопедический словарь
  79. абсолютот лат. безусловный неограниченный всеобщая основа мира завершенное совершенство в идеалистической философии. Он мыслится как творческое первоначало всего сущего. Его обы...Тематический философский словарь
  80. абсолютабсолют [lt лат. absolute неограниченный безусловный] в идеалистической философии вечная бесконечная духовная первооснова вселенной абсолютный дух абсолютная идея бог а...Толковый словарь иностранных слов
  81. абсолютАБСОЛЮТ а м. книжн. . В философии вечная неизменнаяпервооснова всего существующего дух идея божество. . Нечтосамодовлеющее независимое от какихн. условий и отношений. Воз...Толковый словарь Ожегова
  82. абсолютАБСОЛЮТ абсолюта м. от латин. absolutus самостоятельный филос. Первопричина основное начало всего существующего....Толковый словарь русского языка II
  83. абсолютабсолют абсолют а м. книжн. В философии вечная неизменная первооснова всего существующего дух идея божество. Нечто самодовлеющее независимое от какихн. условий и отношени...Толковый словарь русского языка II
  84. абсолютАБСОЛЮТ а м. книжное. . В философии вечная неизменная первооснова всего существующего дух идея божество. . Нечто самодовлеющее независимое от какихнибудь условий и отноше...Толковый словарь русского языка
  85. абсолюту ч. В деалстичнй флософ вчна незмнна нескнченна першооснова Всесвту дух дея у релг Бог. Щонебудь самодостатн безвдносне нчим не обумовлене....Толковый словарь украинского языка
  86. абсолютУдарение в слове абсолютУдарение падает на букву юБезударные гласные в слове абсолют...Ударение и правописание
  87. абсолютфлос.the absolute...Українсько-англійський словник
  88. абсолют[absolut]absolut флос....Українсько-польський словник
  89. абсолютRzeczownik абсолют m absolut m...Универсальный русско-польский словарь
  90. абсолютБуття яке сну без причини н вд чого не залежне нчим не обмежене вчна й необхдна основа дйсност в християнськй флософ ототожнюваний з Богом....Універсальний словник-енциклопедія
  91. абсолютбуття яке сну без причини н вд чого не залежне нчим не обмежене вчна й необхдна основа дйсност в християнськй флософ ототожнюваний з Богом....УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  92. абсолютв философии понятие для обозначения вечного бесконечного безусловного совершенного сущностного начала которое самодостаточно не зависит ни от чего другого само в себе сод...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  93. абсолюткатегория обозначающая такой тип реальности которая в способе своего существования ничем не определена извне ни от чего не зависит кроме самой себя самодетерминируемая в...Философия науки
  94. абсолютАБСОЛЮТ от лат.em absolutus безусловный неограниченныйem понятие идеалистич. философии обозначающее духовное первоначало всего сущего которое мыслится как нечто единое в...Философская энциклопедия
  95. абсолютот лат. absolutus безусловный в идеалистич. философии вечная неизменная первооснова мира абс. дух абсолютная идея абс. личность и т.п. синоним божества. Диалектич. мате...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  96. абсолютот лат. absolutos безусловный неограничнный начало всего ничем не обусловленное и все обусловливающее. В качестве А. выступает например неподвижный движитель Аристотеля...Философские категории
  97. абсолютСамосуществующая метафизическая субстанция характеризующаяся полнотой самостоятельностью завершенностью негеометрической протяженностью сознательностью моничностью. Абсол...Философский словарь
  98. абсолютлат. absolutus безусловный философское понятие используемое для обозначения вечного бесконечного безусловного совершенного и неизменного субъекта крый самодостаточен не...Философский энциклопедический словарь
  99. абсолютАБСОЛЮТ вд лат. absolutus безумовний необмежений одне з основних понять духовно культури людства що виража граничну загальну основу сущого й найвищу цннсть для людини. ...Філософський енциклопедичний словник
  100. абсолютабсолют абсолюты абсолюта абсолютов абсолюту абсолютам абсолют абсолюты абсолютом абсолютами абсолюте абсолютах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализн...Формы слова
  101. абсолютЛюто Любот Обл Облюст Оса Ост Люба Лот Лоб Сало Лаос Слот Бюст Стол Бот Столб Болт Боа Бласт Бат Бас Бал Абсолют Юла Блат Бола Тол Табло Болюс Лаб Ласт Слабо Салют Сабо...Электронный словарь анаграмм русского языка
  102. абсолютАбсолют см. Абсолютный и Гегель....Энциклопедический словарь
  103. абсолютсм. Абсолютный и Гегель....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  104. абсолютАбсолют лат.em absolutus безусловный начало безусловное независимое в своем существовании свободное от какихлибо ограничений синоним Божества. dd Большой толковый словар...Энциклопедия культурологии
  105. абсолютот лат. absolutus безусловный неограниченный англ. absolute нем. Absolut. В идеалистической философии и религии безусловное совершенное начало бытия свободное от к.л. о...Энциклопедия социологии