Философская энциклопедия

АБСОЛЮТ

АБСОЛЮТ
(отлат.absolutus — безусловный, неограниченный), понятие идеалистич. философии, обозначающее духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию. Термин «А.» впервые был применён вкон.18в.М. Мендельсоном и Ф. Якоби, которые использовали его для обозначения категории «бога, или природы» в философии Спинозы; введён в широкое употребление Шеллингом(1800). По содержанию понятие А. близко к таким понятиям, как «пер-водвигатель»(Аристотель), «абс. „Я"»(Фихте), «непознаваемое»(Спенсер)идр.Для Гегеля высшее определение А. состоит в том, что А. есть дух, прошедший в своём развитии все стадии истории природы и общества и достигший завершённости в самосознании. Ведущее значение категория А. приобрела у Брэдли идр.сторонников «абс. идеализма», отождествляющих её с идеей всеобщей гармонии или мирового целого, которое заключает в себе субъект и объект в нерасчленённой форме и познаётся «непосредств.опытом». Брэдли отрицал личностный характер А. и в этом смысле считал его не «высшей реальностью», но лишь её «основой» или «предпосылкой».
Диалектич. материализм, отвергая представление об А. как о неизменной и «самодостаточной» сущности, утверждает, что единств, бесконечной и неуничтожимой основой мира является вечно движущаяся и развивающаяся материя.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

АБСОЛЮТ
(от лат. absolutus – безусловный) – в идеалистич. философии вечная, неизменная первооснова мира (абс. дух, абсолютная идея, абс. личность и т.п.), синоним божества. Диалектич. материализм отвергает метафизич., ненауч. понятие А., признавая единств, основой мира материю.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

АБСОЛЮТ
АБСОЛЮТ (от лат. absolutus—законченный, завершенный, полный; совершенный; независимый, самостоятельный; несвязанный, свободный; неограниченный, безусловный)—философский термин, обозначающий понятие самодостаточной, вечной, актуально бесконечной духовной реальности, в которой как в своей основе коренится бытие всего сущего. В монотеистических религиях, религиозно-философских и теологических концепциях понятию абсолюта соответствует представление о Боге. В древнеиндийских учениях в качестве абсолюта выступает брахман, в даосизме—дао, в каббале— Эйн Соф, безграничная, чистая божественность. В истории классической западноевропейской философии обсуждаются различные аспекты и уровни этого понятия. У Парменида, например, это чистое бытие; у Платона — “Первоединое-Благо”; у Аристотеля — “мыслящее само себя мышление” (оно же — “форма форм”, “конечная цель”, высшая, или чистая, энтелехия и “перводвигатель”); в неоплатонизме—ДЗвное; у Экхарта—“Божественность-Божество” (Gottheit); у Николая Кузанского — “абсолютный максимум”, “неиное”, “возможность бытия” (possest); y Декарта—абсолютное бытие, связь которого с самосознанием проявляется в акте cogito; у Спинозы — “субстанция”; у Лейбница—“монада монад”; у Канта тема абсолюта так или иначе преломляется в его рассуждениях об “идеях” и “идеале” чистого разума, о вещи в себе, категорическом императиве, постулатах практического разума; у Фихте это — “абсолютное Я”; у Гегеля — абсолютный дух.
Считается, что термин “абсолют” впервые употребили М. Мендельсон и Ф. Якоби для обозначения спинозовской “субстанции”. Шеллинг активно использовал этот термин (абсолютное тождество субъекта и объекта), затем—вслед за Гегелем—“абсолютный дух” и, наконец, “могущее быть” (das Seinkönnende). Категория абсолюта становится центральной для английского неогегельянства—т. н. “абсолютного идеализма” (Брэдли и др.). У С. Л. Франка это — “непостижимое”, постигаемое через постижение его непостижимости (в духе концепции “ученого незнания” Николая Кузанского); у Тейяра де Шардена — умопостигаемое единство точек “Альфа” и “Омега” как метафизический центр, источник и вместе с тем конечная цель (в смысле, близком к аристотелевской энтелехии во вселенском процессе ноогенеза).
Понятие абсолюта не было дано человеческому духу изначально, оно, скорее, было лишь “задано” как цель устремлений философской мысли, движимой потребностью к познанию бесконечного. Из чего возникает такая потребность? Соответствует ли понятию абсолюта какая-нибудь реальность, т. е. имеет ли оно денотат? Как должно быть построено это понятие, чтобы ему соответствовало что-либо в действительности? Насколько вообще правомерна такая постановка вопроса? Можем ли мы, не впадая в противоречие, говорить об абсолюте как о “предмете” знания? Если же противоречие должно быть признаком того, что мы находимся на правильном пути к познанию абсолюта (Гегель), то где найти критерий для того, чтобы отличить в самопротиворечивых утверждениях об абсолюте противоречия, свидетельствующие лишь об ограниченности, беспомощности и заблуждениях конечного духа, от противоречий, выражающих внутреннюю диалектику бесконечного?
Установка “ученого незнания” (от Николая Кузанского до С. Франка) состоит прежде всего в признании того, что постижение абсолюта—задача внутренне противоречивая, ибо абсолют “по определению” неопределим и всякая попытка втиснуть его в рамки конечного понятия заранее обречена на неудачу, ибо она ведет лишь к “оконечиванию” бесконечного. То, что выражается в конечном понятии, уже не есть бесконечное, а его противоположность. В этом смысле абсолют всегда по ту сторону конечного духа, а то, что конечному духу удается постичь, уже именно поэтому не есть абсолют. Однако дальнейший шаг состоит в том, чтобы понять, что абсолют непостижим принципиально, а не только эмпирически и ситуативнофактически, в силу ограниченности нашей познавательной способности, которая, не меняясь качественно, могла бы преодолеть эту ограниченность “завтра”. Поэтому ставится задача: постичь то, в чем состоит непостижимость абсолюта. Этот вопрос, однако, в свою очередь является лишь гносеологическим измерением метафизической проблемы: в чем состоит бесконечность бесконечного? То, что принципиально не доступно познанию вообще, метафизически локализовано поэтому только “по ту сторону” познающего субъекта и в силу этого имеет в самом же субъекте свой предел. Но такое абсолютно потустороннее (вытесненное за пределы субъекта) нечто как раз и не есть бесконечная реальность. Абсолютизация эпистемологической трансцендентности абсолюта неизбежно ведет к утверждению и абсолютизации его метафизической трансцендентности по отношению к познающему субъекту, а тем самым — к оконечиванию того, что “по определению” бесконечно. Тем самьм скептическое утверждение о непостижимости абсолюта обнаруживает внутреннюю противоречивость, и на первый план выступает вопрос о содержании понятия абсолюта. При этом оказывается, что такие определения, как' “чистое бытие”, “субстанция”, “причина”, “абсолютно необходимая сущность” и т. п. слишком абстрактны, односторонни и выражают лишь отдельный аспект той целостной реальности, к которой как к абсолюту и стремится разум. Поэтому, сами эти понятийные определения неистинны, и те стороны абсолюта, которые они выражают, взятые изолированно, тоже неистинные и именно поэтому непознаваемы. Утверждение о том, что истина познаваема, дополняется утверждением о том, что познаваема только истина. Иначе говоря: только относительно абсолюта и возможно подлинное знание, тогда как о конечных вещах возможно лишь мнение. Задача разума поэтому состоит в том, чтобы (1) синтезировать схваченные в рассудочных абстракциях отдельные черты абсолюта в единый, целостный “образ” (А. Ф. Лосев называет такой образ “умной иконой” бесконечного) и (2) не только теоретически раскрыть, но и практически актуализировать имманентность абсолюта человеческому духу. Религиозно-философские системы были по существу не чем иным, как попытками построить такой “образ” бесконечного, а в сочетании со вторым моментом этой задачи представляли собой различные формы реализации спекулятивно-мистической установки. В рамках европейской философии спекулятивная мистика представляет собой философскую традицию, наиболее богатую интуициями об абсолюте. Эта традиция восходит к Платону и Аристотелю, получает конфессионально оформленное развитие у некоторых отцов Церкви (особенно у Августина и Псевдо-Дионисия Ареопагита), ав немецкой философии идет от Экхарта через Николая Кузанского и Бёме к Фихте, Гегелю и Шеллингу.
ПОНЯТИЕ АБСОЛЮТА ПО ГЕГЕЛЮ И ШЕЛЛИНГУ. Согласно Гегелю, понятие абсолюта—не понятие в традиционном формально-логическом смысле, а некоторая живая реальность, имя которой—абсолютный дух. На этом уровне отпадает вопрос о соответствии содержания понятия какому-либо предмету, поскольку “порядок бытия” здесь совпадает с “порядком познания”. Абсолют кажется трансцендентным самосознанию (и потому непознаваемым) именно потому, что он сам еще не постигнут как. самосознание. Это постижение абсолюта в качестве самосознания есть понятие абсолюта и вместе с тем действительное его самосознание, которое, в свою очередь, и есть сам же абсолют, или, иначе говоря. Бог есть самосознание Бога (К. Фр. Гёшель). Это высказывание не является формально-логической ошибкой, а символически выражает собственную самосоотнесенность абсолюта. Аристотель понимал эту самосоотнесенность как мышление мышления, а Гегель—как творящий самого себя акт абсолютного самосознания. Эта реальность трансцендентна по отношению к конечному бытию. Но именно в силу своей бесконечности она также и имманентна всему сущему, в т. ч. и человеческому духу, а в силу этой имманентности— особым образом познаваема. М. Хайдеггер обозначает трансцендентную имманентность абсолюта термином “Parusie” (грея.— присутствие, проникновение, близость) и подчеркивает, что начало познания абсолюта состоит в том, чтобы суметь воспринять это присутствие. С точки зрения спекулятивно-теологической установки специфика этого познания обусловлена именно тем, что абсолютное Самосознание сохраняет свою трансцендентность даже в своей имманентности: оно всегда остается соотнесенным лишь с самим собой. Однако через спекулятивную медитацию конечный дух способен подняться над своей конечностью и актуализировать в себе извечное присутствие абсолютной трансценденции. Результатом этой актуализации является “прорыв” (Durchbruch—один из фундаментальных смыслообразов в учении Экхарта) абсолютного самосознания в человеческий дух, благодаря чему самосознание человека возводит себя до спекулятивного символа, т. е. такой реальности, которая не только указывает на пребывающую “вне” и “независимо” от нее трансценденцию, но и раскрывает ее наличие в себе самой и демонстрирует, что “бесконечное” полностью присутствует в “конечном”, а “конечное” таким образом репрезентирует, реально “являет” собою “бесконечное”, целое. Тем самым познание абсолюта оказывается в определенном смысле и невозможным (ибо лишь только он сам способен познавать себя), и возможным (ибо конечный дух может добиться того, чтобы самосознание абсолюта получило наличное бытие в самосознании человека).
Поздний Шеллинг в своей т. н. “позитивной философии” пытается умозрительно воспроизвести структуру абсолюта, благодаря которой он оказывается способным не впадать в “абсолютно необходимое” и потому абсолютно несвободное, “слепое” бытие (подобное субстанции Спинозы), а оставаться в себе самом абсолютно свободным субъектом бытия. В учении о потенциях абсолютного духа Шеллинг стремится показать, каким образом абсолюту удается сохранять свою трансцендентность, или самосоотнесенность, благодаря которой он есть именно самосознание, и одновременно свою имманентность, что возможно как сознательное и свободное творческое действие. На этом уровне снимается также различие между “абсолютом метафизики” и “абсолютом религии” и выкристаллизовывается живое “понятие” бесконечного самосознания, или абсолютной Личности. Концепция “абсолютного духа” у Шеллинга и Гегеля и представляет собой такое понимание абсолюта. Различие между Гегелем и Шеллингом состоит в том, что у Гегеля присутствие абсолюта в человеческом духе носит необходимый характер, а у Шеллинга абсолют — свободный субъект бытия. Самооткровение абсолюта в самосознании человека есть в этом смысле результат не только активности человеческого духа, но и направленной на него активности абсолюта. Здесь обнаруживаются границы односторонне спекулятивного философского постижения абсолюта.
Лит.: Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии, М., 1986; Быкова Μ. Φ., Кри^евский А. В. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. М., 1993; Hotschi G. Das Absolute in Hegels Dialektik. Paderbom, 1941; Huber G. Das Sein uad das Absolute, Basel, 1955; Müller /. Der Geist und das Absolute. Padeiborn, 1951. См. также лит. к ст. Бог, Бытие, Единое, единство. А. В. Кричевский
АБСОЛЮТ В ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ. В индийской религиозно-философской традиции представление об абсолюте, или высшей реальности, восходит уже к идеям ранних Упанишад, где появляется концепция высшего Брахмана, который един (“эка”), вечен (“нитья”), не подвержен изменениям (“апаринама”) и вместе с тем представляет собой источник, или причину, существования вселенной. Это высшее начало мыслится как целокупное и нераздельное (“апритаак”) в соответствии с рано сложившимся в индийской культурной традиции убеждением в том, что все составное рано или поздно распадается и разрушается и всякая сущность, составленная из частей, тем самым неизбежно отмечена печатью тления. Объективная реальность Брахмана в Упанишадах оказывается тождественной чистой духовной реальности, реальности сознания, или внутреннего Аммана всех живых существ. Т. и. “великие речения” (“маха-вакья”) Упанишад постулируют абсолют как единство или даже полное совпадение атмана и Брахмана: “Этот атман есть Брахман”, “Ты еси То” и др. (“Брихадараньяка-упанишада”, “Чхандогья-упанишада”). Иначе говоря, абсолют принципиально трактуется как полное совмещение объекта, субъекта и самого процесса познания, как тождество объективной реальности (точнее, ее первоисточника) и чистого сознания, составляющего опору субъективного “Я”. Такое отождествление возможно лишь в сфере апофатической теологии, где абсолют ускользает от любых попыток рационального осмысления и остается вечно трансцендентной реальностью, лишенной каких бы то ни было свойств и определений (“ниргуна”). В буддизме— неортодоксальном религиозно-философском учении, тем не менее опосредованно опиравшемся на философию Упанишад, идея несоизмеримости абсолюта с эмпирическим миром находит своеобразное продолжение: будцийская шунья-вада, например, полностью отвергая ортодоксальное представление об Атмане и Брахмане, вместе с тем отстаивает тезис о том, чтовысшей реальности нельзя приписать никакие характеристики (отсюда и центральный образ “шуныапа”, или глубинной “пустотности” мира). В ортодоксальной системе адвайта-веданта представление об абсолюте как о лишенном свойств высшем Брахмане (ниргуна-брахма) опирается, с одной стороны, на тезис Упанишад о тождестве Атмана и Брахмана, с другой—на концепцию “чистого сознания”, а также на идею о невозможности саморефлексии этого сознания и, как следствие,—невозможности его объективации.
Н. В. Исаева

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


Синонимы:
демиург, законченный, идеал, логос, первооснова, совершенство, творец


  1. абсолютм. книжн. assoluto возвести чтол. в абсолют assolutizzare vt Итальянорусский словарь. Синонимы демиург законченный идеал логос первооснова совершенство творец...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  2. абсолютм. филос.lo absoluto...Большой русско-испанский словарь
  3. абсолютсущ. муж. рода только ед. ч.абсолют уem...Большой русско-украинский словарь
  4. абсолютм. филос. absolu m...Большой русско-французский словарь
  5. абсолютот лат. absolutus безусловный неограниченный англ. absolute нем. Absolut. В идеалистической философии и религии безусловное совершенное начало бытия свободное от к.л. о...Большой толковый социологический словарь II
  6. абсолютм. филос.absolu m демиург законченный идеал логос первооснова совершенство творец...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  7. абсолютот лат. absolutus безусловный неограниченный в философии ирелигии безусловное совершенное начало бытия свободное от какихлибоотношений и условий бог абсолютная личност...Большой энциклопедический словарь II
  8. абсолютАБСОЛЮТ от лат. absolutus безусловный неограниченный в философии и религии безусловное совершенное начало бытия свободное от какихлибо отношений и условий бог абсолютн...Большой Энциклопедический словарь V
  9. абсолюту ч.i В деалстичнй флософ вчна незмнна нескнченна першооснова Всесвту дух дея у релг Бог. Щонебудь самодостатн безвдносне нчим не обумовлене....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  10. абсолютабсолют у...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  11. абсолютлат.обособленнй неограниченный понятие противоположное термину относительное выражающее полное и завершенное совершенство коголибо или чеголибо а также первооснову первон...Евразийская мудрость от А до Я
  12. абсолютот латинского absolutus безусловный неограниченный в философии и религии совершенное начало бытия свободное от какихлибо отношений и условий Бог абсолютная личность в ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  13. абсолютабсолют абсолютке айналдыру возводить в абсолют...Казахско-русский словарь
  14. абсолютлат.em absolutum независимое ничем не обусловленное филос. термин означающий высшее совершенное начало имеющее источник своего существования в себе самом.Понятие А. как...Католическая энциклопедия
  15. абсолютабсолют....Киргизско-русский словарь
  16. абсолютДАО Путь подход график функция метод закономерность принцип класс учение теория правда мораль абсолют.Одна из важнейших категорий кит. философии. Этимологически восходит ...Китайская философия. Энциклопедический словарь II
  17. абсолютлат. absolutum ничем не обусловленный То что превыше всех ограничений любой качественной определенности ни с чем не соотносимо от всего отрешено и независимо вечно и неи...Краткий религиозно-философский словарь
  18. абсолютабсолютный...Крымскотатарско-русский словарь II
  19. абсолютАБСОЛЮТ АБСОЛЮТИЗМ у. Вчна незмнна першооснова свту Бог абсолютний дух абсолютна дея тощо щось самодостатн незалежне нчим не обумовлене пдносити до абсолюту дея абсолюту...Літературне слововживання
  20. абсолюта м.em В идеалистической философии вечная неизменная первооснова всего существующего дух идея в религии божество. философский идеализм есть одностороннееu преувеличенное...Малый академический словарь
  21. абсолютА. регулярного топологического пространства X i пространство аХi обладающее тем свойством что оно совершенно и неприводимо отображается на Xi а всякий совершенный неприво...Математическая энциклопедия
  22. абсолюткорень АБСОЛЮТ нулевое окончаниеОснова слова АБСОЛЮТВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой АБСОЛЮТ Слово Абсолют содержит следующие морфемы или...Морфемный разбор слова по составу
  23. абсолютНачальная форма Абсолют винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  24. абсолютабсолютный от лат. absolutus безусловный неограниченный свободный от к.л. отношений и условий независимый совершенный. Противоположность относительный. В философии и р...Начала современного естествознания
  25. абсолютот лат. absolutus безусловный неограниченный философское понятие обозначающее всеобщую основу мира. Полноту Бытия и совершенство. А. мыслится как творческое первоначало в...Новая философская энциклопедия
  26. абсолютАБСОЛЮТ лат. absolutus безусловный неограниченный безотносительный совершенный вечная неизменная первооснова мира первоначало всего Сущего которое мыслится единым всеоб...Новейший философский словарь
  27. абсолютлат. absolutus безусловный неограниченный безотносительный совершенный вечная неизменная первооснова мира первоначало всего Сущего которое мыслится единым всеобщим безн...Новейший философский словарь II
  28. абсолютАБСОЛЮТ от лат . absolutus безусловный неограниченный в философии и религии безусловное совершенное начало бытия свободное от какихлибо отношений и условий бог абсолютн...Новый большой англо-русский словарь II
  29. абсолютабсолют м. Вечная неизменная и совершенная первооснова всего существующего Бог дух идея и т.п. противопоставляемая относительному и обусловленному материальному бытию в...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  30. абсолютот лат. absolutum обособленный независимый от остальных вещей. Проблема абсолюта фундаментальная проблема философии существует ли бытиевсебе независимое от мыслящей его...Новый философский словарь
  31. абсолютабсолют абсолют а...Орфографический словарь
  32. абсолютu м демиург законченный идеал логос первооснова совершенство творец...Орфографический словарь русского языка
  33. абсолютабсолют менник чоловчого роду...Орфографічний словник української мови
  34. абсолютабсолют...Орысша-қазақша «Жеңіл және тоқыма өнеркәсібі» терминологиялық сөздік
  35. абсолютабсолют...Орысша-қазақша «Математика» терминологиялық сөздік
  36. абсолютф.п. гд.м. мат. мех. л.т. д.арх. абсолют...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  37. абсолютфилос. абсолют....Осетинско-русский словарь
  38. абсолютmathabsolu m...Политехнический русско-французский словарь
  39. абсолютабсолют абсолюты абсолюта абсолютов абсолюту абсолютам абсолют абсолюты абсолютом абсолютами абсолюте абсолютах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  40. абсолютОрфографическая запись слова абсолют Ударение в слове абсолют Деление слова на слоги перенос слова абсолют Фонетическая транскрипция слова абсолют [псалут] Характеристик...Полный фонетический разбор слов
  41. абсолютАбсолют ту тов...Правописний словник Голоскевича
  42. абсолютабсолют аСинонимы демиург законченный идеал логос первооснова совершенство творец...Русский орфографический словарь
  43. абсолютМ fls. absolyut....Русско-азербайджанский словарь
  44. абсолютм.окончательная действительностьem absolute культурный абсолют...Русско-английский психологический словарь
  45. абсолютабсолют м. филос.ithe absolute...Русско-английский словарь
  46. абсолютабсолют м. фил. the absolute....Русско-английский словарь II
  47. абсолютm.the absolute geometry topologyСинонимы демиург законченный идеал логос первооснова совершенство творец...Русско-английский словарь математических терминов
  48. абсолютАбсалют...Русско-белорусский словарь
  49. абсолютфилос.i абсалют муж.i...Русско-белорусский словарь II
  50. абсолютСинонимы демиург законченный идеал логос первооснова совершенство творец...Русско-ивритский словарь
  51. абсолютфилос. абсолют лемн мг згермейтн алашы негз...Русско-казахский словарь
  52. абсолютабсолют...Русско-казахский терминологический словарь «Горное дело и металлургия»
  53. абсолютабсолют шексз...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  54. абсолютм. филос. абсолют идеалисттик философияда дйннн тблк згрбс тпк негизи....Русско-киргизский словарь
  55. абсолют. . возвестичтов . Синонимы демиург законченный идеал логос первооснова совершенство творец...Русско-китайский словарь
  56. абсолютabsolts...Русско-латышский словарь
  57. абсолютмabsoluto m демиург законченный идеал логос первооснова совершенство творец...Русско-португальский словарь
  58. абсолютАбсолютkipeo vi kilele vi перен....Русско-суахили словарь
  59. абсолютматем. физ. абсолют ту Синонимы демиург законченный идеал логос первооснова совершенство творец...Русско-украинский политехнический словарь
  60. абсолютabsolutno...Русско-чешский словарь
  61. абсолютAbsoluut...Русско-эстонский словарь
  62. абсолютабсолютСинонимы демиург законченный идеал логос первооснова совершенство творец...Русское словесное ударение
  63. абсолютСамосуществующая метафизическая субстанция характеризующаяся полнотой самостоятельностью завершенностью негеометрической протяженностью сознательностью моничностью. Абсол...Сверхкраткий философский словарь
  64. абсолютАбсолют. Шведская водка выпускаемая с года одна из лучших во всем мире. Содержание спирта . Также производятся сорта Absolut Citron и Absоlut Pepper настоенные на лимон...Словарь алкогольных напитков
  65. абсолютШведская водка выпускаемая с года одна из лучших во всем мире. Содержание спирта . Также производятся сорта Absolut Citron и Absоlut Pepper настоенные на лимоне и перце...Словарь алкогольных напитков II
  66. абсолютШведская водка...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  67. абсолютАБСОЛЮТ лат. этим. см. абсолютизм. Первая и основная истина исходная точка. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. АБСОЛЮТ [lt лат. abso...Словарь иностранных слов русского языка
  68. абсолютThe Absolute То что нельзя описать ни в терминах материи ни в понятиях разума но что тем не менее является источником и первоосновой обоих. Он не является пустотой ибо п...Словарь йоги
  69. абсолютАБСОЛЮТ м.Пол. absolut lt лат. absolutus.Абсолютный монарх самодержец.Королевское величество держит в Полшfont все свое войско желает быть в Полшfont обсолютом. ПБП II ....Словарь русского языка XVIII в
  70. абсолютабсолют идеал демиург логос законченный совершенство первооснова творец Словарь русских синонимов. абсолют сущ. колво синонимов демиург законченный идеал логос ...Словарь синонимов II
  71. абсолютабсолют идеал демиург логос законченный совершенство первооснова творец...Словарь синонимов
  72. абсолютот лат. Absolutus безусловный понятие оппозиционное относительному и выражающее полное и завершенное совершенство кл. Объекта. Чаще всего свойства абсолюта приписываются...Словарь-справочник по философии
  73. абсолютабсолют ч. лат. довершений безумовний необмежений те що н вд чого не залежить безвдносне. В флософ релгйних тлумаченнях вчна незмнна нескнченна першооснова свту абсолют...Словник іншомовних слів
  74. абсолютабсолют вд лат. absolutus довершений безумовний необмежений те що н вд чого не залежить безвдносне. В деалстичнй флософ релгйних тлумаченнях вчна незмнна нескнченна пе...Словник іншомовних слів Мельничука
  75. абсолю́тАБСОЛЮТ у ч. В деалстичнй флософ вчна незмнна нескнченна першооснова Всесвту дух дея у релг бог Щонебудь самодостатн безвдносне нчим не обумовлене. На противагу дрбноб...Словник української мови в 11 томах
  76. абсолютАБСОЛЮТ у ч. В деалстичнй флософ вчна незмнна нескнченна першооснова Всесвту абсолютний дух абсолютна дея абсолютне я у релг Бог.Що з того що вони [йоги] . дналися з аб...Словник української мови у 20 томах
  77. абсолютот лат. absolutus безусловный неограниченный понятие идеалистич. философии обозначающее духовное первоначало всего сущего крое мыслится как нечто единое всеобщее безначал...Советский философский словарь
  78. абсолютАБСОЛЮТ от латинского absolutus безусловный неограниченный в философии и религии совершенное начало бытия свободное от какихлибо отношений и условий Бог абсолютная личн...Современная энциклопедия
  79. абсолютАБСОЛЮТ от лат . absolutus безусловный неограниченный в философии и религии безусловное совершенное начало бытия свободное от какихлибо отношений и условий бог абсолютн...Современный энциклопедический словарь
  80. абсолютот лат. безусловный неограниченный всеобщая основа мира завершенное совершенство в идеалистической философии. Он мыслится как творческое первоначало всего сущего. Его обы...Тематический философский словарь
  81. абсолютабсолют [lt лат. absolute неограниченный безусловный] в идеалистической философии вечная бесконечная духовная первооснова вселенной абсолютный дух абсолютная идея бог а...Толковый словарь иностранных слов
  82. абсолютАБСОЛЮТ а м. книжн. . В философии вечная неизменнаяпервооснова всего существующего дух идея божество. . Нечтосамодовлеющее независимое от какихн. условий и отношений. Воз...Толковый словарь Ожегова
  83. абсолютАБСОЛЮТ абсолюта м. от латин. absolutus самостоятельный филос. Первопричина основное начало всего существующего....Толковый словарь русского языка II
  84. абсолютабсолют абсолют а м. книжн. В философии вечная неизменная первооснова всего существующего дух идея божество. Нечто самодовлеющее независимое от какихн. условий и отношени...Толковый словарь русского языка II
  85. абсолютАБСОЛЮТ а м. книжное. . В философии вечная неизменная первооснова всего существующего дух идея божество. . Нечто самодовлеющее независимое от какихнибудь условий и отноше...Толковый словарь русского языка
  86. абсолюту ч. В деалстичнй флософ вчна незмнна нескнченна першооснова Всесвту дух дея у релг Бог. Щонебудь самодостатн безвдносне нчим не обумовлене....Толковый словарь украинского языка
  87. абсолютУдарение в слове абсолютУдарение падает на букву юБезударные гласные в слове абсолют...Ударение и правописание
  88. абсолютфлос.the absolute...Українсько-англійський словник
  89. абсолют[absolut]absolut флос....Українсько-польський словник
  90. абсолютRzeczownik абсолют m absolut m...Универсальный русско-польский словарь
  91. абсолютБуття яке сну без причини н вд чого не залежне нчим не обмежене вчна й необхдна основа дйсност в християнськй флософ ототожнюваний з Богом....Універсальний словник-енциклопедія
  92. абсолютбуття яке сну без причини н вд чого не залежне нчим не обмежене вчна й необхдна основа дйсност в християнськй флософ ототожнюваний з Богом....УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  93. абсолютв философии понятие для обозначения вечного бесконечного безусловного совершенного сущностного начала которое самодостаточно не зависит ни от чего другого само в себе сод...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  94. абсолюткатегория обозначающая такой тип реальности которая в способе своего существования ничем не определена извне ни от чего не зависит кроме самой себя самодетерминируемая в...Философия науки
  95. абсолютот лат. absolutus безусловный в идеалистич. философии вечная неизменная первооснова мира абс. дух абсолютная идея абс. личность и т.п. синоним божества. Диалектич. мате...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  96. абсолютот лат. absolutos безусловный неограничнный начало всего ничем не обусловленное и все обусловливающее. В качестве А. выступает например неподвижный движитель Аристотеля...Философские категории
  97. абсолютСамосуществующая метафизическая субстанция характеризующаяся полнотой самостоятельностью завершенностью негеометрической протяженностью сознательностью моничностью. Абсол...Философский словарь
  98. абсолютлат. absolutus безусловный философское понятие используемое для обозначения вечного бесконечного безусловного совершенного и неизменного субъекта крый самодостаточен не...Философский энциклопедический словарь
  99. абсолютАБСОЛЮТ вд лат. absolutus безумовний необмежений одне з основних понять духовно культури людства що виража граничну загальну основу сущого й найвищу цннсть для людини. ...Філософський енциклопедичний словник
  100. абсолютабсолют абсолюты абсолюта абсолютов абсолюту абсолютам абсолют абсолюты абсолютом абсолютами абсолюте абсолютах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализн...Формы слова
  101. абсолютЛюто Любот Обл Облюст Оса Ост Люба Лот Лоб Сало Лаос Слот Бюст Стол Бот Столб Болт Боа Бласт Бат Бас Бал Абсолют Юла Блат Бола Тол Табло Болюс Лаб Ласт Слабо Салют Сабо...Электронный словарь анаграмм русского языка
  102. абсолютАбсолют см. Абсолютный и Гегель....Энциклопедический словарь
  103. абсолютсм. Абсолютный и Гегель....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  104. абсолютАбсолют лат.em absolutus безусловный начало безусловное независимое в своем существовании свободное от какихлибо ограничений синоним Божества. dd Большой толковый словар...Энциклопедия культурологии
  105. абсолютот лат. absolutus безусловный неограниченный англ. absolute нем. Absolut. В идеалистической философии и религии безусловное совершенное начало бытия свободное от к.л. о...Энциклопедия социологии