Католическая энциклопедия

АБЕЛЯР

(лат.Abaelardus,старофранц.Abailard,франц.Abélard) Пётр —франц.философ и богослов; род. в 1079, Пале, ок. Нанта (Бретань), ум. 21.04.1142, аббатство Сен-Марсель, ок. г. Шалон-сюр-Сон (Бургундия).
Учился у знаменитых философов Росцелина, Гильома из Шампо, Ансельма Ланского; преподавал сначала в основанной им школе в Мелене, а затем в Париже, в школе на холме Св. Женевьевы, и в школе при кафедр. соборе Нотр-Дам. После трагически окончившегося романа со своей ученицей Элоизой (1118–19) оскопленный по приказу ее родственников А. стал монахом в аббатстве Сен-Дени. В 1125–32 А. стал настоятелем мон. Св. Гильдаса в Рюи (Бретань); с 1136 вновь читал лекции по диалектике в школе в Париже, где его учениками были будущий Папа Целестин II, Пётр Ломбардский, Иоанн Солсберийский, Арнольд Брешианский и др. Богосл. учение А. было осуждено на соборах в Суасоне (1121) и Сансе (1140–41); после этого А., отрекшись от ряда своих положений, примирился (при посредстве клюнийского аббата Петра Достопочтенного) со своим главным оппонентом Бернардом Клервоским. Среди главных трудов А. — комментарии к книгам Св. Писания и сочинениям Аристотеля, Порфирия, Боэция; Logica «Ingredientibus» (Логика для начинающих); Dialectica (Диалектика); Tractatus de unitate et trinitate divina (О Божественном единстве и троичности), или Theologia «Summi boni» (Богословие Высшего блага); Sic et Non (Да и Нет); Ethica seu liber dictus Scito te ipsum (Этика, или Познай самого себя); Dialogus inter philosophum, judaeum et christianum (Диалог между философом, иудеем и христианином); Introductio ad theologiam (Введение в богословие), или Theologia «Scholarium» (Школьное богословие); Theologia christiana (Христианское богословие), а также автобиография Historia calamitatum mearum (История моих бедствий) и др.
Согласно А., благодаря тому, что Бог наделяет разум каждого человека способностью к богопознанию, античные философы с помощью диалектических доказательств самостоятельно пришли ко многим истинам христианства; следовательно, и мы не должны удовлетворяться верой, основанной лишь на авторитете: «Вера, не просветленная разумом, не достойна человека».Заявляя, что только рациональное осмысление догмата делает возможной веру в то, что он утверждает («нельзя верить в то, что предварительно не было нами понято»), А. выводит основную максиму своего богословия: «Понимаю, чтобы веровать» («Intelligo ut credam»). Но если авторитет христ. догматики (как и всего церк. Предания) может — и должен — быть удостоверен логическими средствами, то богословие, по А., преобразуется в чисто дедуктивную науку, дающую объяснение веры без необходимой отсылки к истинам, явленным через Откровение. И хотя церк. таинства рациональному анализу все же не подлежат, Св. Писание должно быть подвержено историко-лингвистическому анализу, проясняющему темные места и устраняющему значительную часть противоречий. Однако выводы, к которым пришел А. в результате производимой им дедукции богосл. истин, в целом ряде случаев расходятся с ортодокс. положениями, что особенно заметно на примере его тринитарного учения. Бог может быть «высшим и совершеннейшим благом» только при том условии, если Он одновременно всемогущ, премудр и всеблагостен — эти три момента единой Божественной сущности и являют себя, по А., в Лицах Троицы: соответственно в Отце, Сыне и Св. Духе. При этом внутр. гармония совершенного блага выражается в том, что Бог может то, что знает и хочет, хочет же то, что знает и может, т.е. Его могущество ограничено святостью Его желаний и Его мудростью: Бог не может делать зла, и из всех возможностей для Него в каждый момент открыта лишь наилучшая. Др. словами, если Отцу А. приписывает абсолютное могущество, то Сын обладает лишь частью могущества Отца (ибо премудрость есть сила отличать истинное от ложного), Св. Дух же совершенно не содержит в Себе могущества. А., т.о., устанавливает для Божественной Троицы внутр. субординацию, причем такую, которая разрушает субстанциальную связь Св. Духа с др. Лицами.
Рассматривая вопрос о сущности греха, А. отмечал, что порок (vitium) как склонность свободной воли ко злу грехом как таковым не является. Собственно грех (peccatum) заключается в сознательном согласии на зло, в невоздержании от реализации порочного желания; он является внутр. намерением субъекта, идущим вразрез с его совестью и возникающим в результате пренебрежения Божественной волей. Дурной же поступок (actio mala) является лишь внеш. проявлением греха и сам по себе морально нейтрален. Из этого следует, что незнание человеком Божественной воли делает невозможным его виновность. Поскольку ответственность за грех может быть исключительно личной, А. отрицал наследуемость первородного греха и возможность отпущения человеку грехов без его личного покаяния и при отсутствии личного благочестия у священника. Божественная благодать, согласно А., является не условием для осуществления человеком добрых поступков, но лишь наградой за них.
Как философ А. прославился также своим вариантом решения вопроса о природе универсалий: отвергая как номинализм Росцелина, так и крайний реализм Гильома из Шампо, он сформулировал собственный концептуалистский подход, согласно которому универсалии, не обладая самостоятельной реальностью, получают — в результате абстрагирующей деятельности интеллекта — существование в человеч. разуме в качестве общих понятий (концептов). Поскольку общее не может быть реально существующей вещью и не может также заключаться просто в слове как некоем физическом звучании (vox), универсальность должна приписываться лишь словам, имеющим определенный логический смысл, значение, т.е. словам, обладающим функцией сказуемого по отношению ко многим объектам. Общему в объективной действительности соответствует то, что А. называл состоянием (status) вещей, т.е. то сходное или тождественное, что существует в единичных вещах и что делает возможным для них составлять один класс и называться одним и тем же именем.
Соч.: PL, 178; Philosophische Schriften / Hrsg. B. Geyer. MЯnster, 1919–33 (BeitrКge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalter, Bd. 21, H. 1–4); Opera theologica / Ed. E.M. Buytaert // Corpus christianorum: Continuatio mediaevalis XI. Turnhout, 1969; История моих бедствий. М., 1959; Теологические трактаты / Пер. С.С. Неретиной. М., 1995.
Лит-ра: Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре: Концептуализм Абеляра. М., 1994; Beonio-Brocchiesi Fumagelli M.T. Introduzione a Abelardo. R.-Bari, 1974; Jolivet J. Arts du langage et thОologie chez AbОlard. P., 1969; Ottaviano C. Pietro Abelardo: La vita, le opere, il pensiero. R., 1931; Petrus Abaelardus (1079–1142): Person, Werk und Wirkung / Hrsg. R. Thomas // Trierer theologische Studien 38 (1980).
А. Шишков

  1. абеляримя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  2. абелярвласна назва мен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  3. абелярAbelard Abailard Пьер французский философ теологи поэт. В споре о природе универсалий развил учение названное позжеконцептуализмом. Разрабатывал схоластическую диалект...Большой энциклопедический словарь II
  4. абелярАбеляр Иметь какоелибо представление об его философии или же знать названия его произведений не обязательно. Скромно намекнуть что Фюльбер его изуродовал. Могила Элоиз...Лексикон прописных истин
  5. абелярabelard abailard Пьер Пале близ Нанта аббатство СенМарсель близ ШалонсюрСон в г. вместе с Элоизой перезахоронен на кладбище ПерЛашез Париж французский философ богосло...Литература и язык. Современная энциклопедия
  6. абелярАБЕЛЯР Пьер лат. Petrus Abaelardus знаменитый схоласт и богослов средневековой Франции неоднократно осуждавшийся католической церковью за еретические воззрения. Для ист...Литературная энциклопедия
  7. абелярПьер [лат. Petrus Abaelardus ] знаменитый схоласт и богослов средневековой Франции неоднократно осуждавшийся католической церковью за еретические воззрения. Для истории л...Литературная энциклопедия II
  8. абелярАБЕЛЯР Пьер лат. Petrus Abaelardus знаменитый схоласт и богослов средневековой Франции неоднократно осуждавшийся католической церковью за еретические воззрения. Для ист...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  9. абелярНачальная форма Абеляр винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  10. абелярПьер см. ПЕТР АБЕЛЯР...Новейший философский словарь II
  11. абелярАБЕЛЯР Abelard Abailard Пьер французский философ теолог и поэт. В споре о природе универсалий развил учение названное позже концептуализмом. Разрабатывал схоластическую...Новый большой англо-русский словарь II
  12. абелярАбеляр ра ров фр. середньов. учений...Правописний словник Голоскевича
  13. абелярПьер фр.em философ богослов и поэт. Трагическая любовь А. к Элоизе края закончилась уходом возлюбленных в монастырь описана в автобиографической Истории моих бедствий.Ис...Сексологическая энциклопедия
  14. абелярПьер философсхоласт и богослов. С преподаватель теологии в Париже. Основоположник диалектической схоластики. Основной труд книга Да и нет Sic et non показывающая про...Словарь античности
  15. абелярАБЕЛЯР собств. им. Монах философ и богослов XI XII ст. Своей известностью он обязан преимущественно любви к прекрасной Элоизе и происшедшим от того страданиям. Объяснени...Словарь иностранных слов русского языка
  16. абелярНастоящее имя Михайловu Константин АрсеньевичПериодические изданияi Будильник Развл Родина Стрекоза Циклист ШутИсточникиi Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писател...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Псевдонимы
  17. абелярПьер А. франц. теолог и поэт трагическая любовь Абеляра к Элоизе описана в автобиографии История моих бедствий Не первый день а многие века Уже тяну тебя к груди рука М...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  18. абелярАБЕЛЯР Пьер А. франц. теолог и поэт трагическая любовь Абеляра к Элоизе описана в автобиографии История моих бедствий Не первый день а многие века Уже тяну тебя к груди...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  19. абелярAbelard Abailard Пьер один из представителей ранней гор. культуры в крой нашла свое отражение революц. оппозиция феодализму со стороны городов Франции. Занимает видное ...Советская историческая энциклопедия
  20. абелярАБЕЛЯР Abelard Abailard Пьер французский философ теолог и поэт. В споре о природе универсалий общих понятий развил учение названное позже концептуализмом. Рациональном...Современная энциклопедия
  21. абелярАБЕЛЯР Abelard Abailard Пьер французский философ теолог и поэт. В споре о природе универсалий развил учение названное позже концептуализмом. Разрабатывал схоластическую...Современный энциклопедический словарь
  22. абелярAbelard франц. флософ теолог послдовник помркованого номналзму славнозвсна сторя кохання А. й Елози сторя мох бдувань....Універсальний словник-енциклопедія
  23. абелярAbelard Пр франц. флософ теолог послдовник помркованого номналзму славнозвсна сторя кохання А. й Елози сторя мох бдувань....УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  24. абелярАБЕЛЯР Abelard Abailardem Пьер Падле . аббатство СенМарсель близ ШалонсюрСонem франц.em философ теолог и поэт. Учился у Росцелина и Гильома из Шамио. В открыл собств.em...Философская энциклопедия
  25. абелярдив. Абеляр Пр...Філософський енциклопедичний словник
  26. абелярБер Бела Ера Бар Раб Рая Реал Бал Реба Аля Абеляр Ярл Лера Лаб Бра...Электронный словарь анаграмм русского языка
  27. абелярАбеляр или Абелар Abailard Ab lard Petrus Abalardus один из самых прославленных схоластиков и богословов средних веков род. г. в дер. Пале близ Нанта. Первоначально пре...Энциклопедический словарь
  28. абелярили Абелар Abailard Ab lard Petrus Abalardus один из самых прославленных схоластиков и богословов средних веков род. г. в дер. Пале близ Нанта. Первоначально предназнач...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  29. абелярАБЕЛЯР Пьер см. ПЕТР АБЕЛЯР....Энциклопедия История философии