Философская энциклопедия

АБЕЛЯР

АБЕЛЯР
(Abelard, Abailard)Пьер(1079, Падле,— 21.4.1142, аббатство Сен-Марсель, близ Шалон-сюр-Сон),франц.философ, теолог и поэт. Учился у Рос-целина и Гильома из Шамио. В1113открылсобств.школу, привлекшую множество учеников. Трагич. история любви А. к Элоизе закончилась уходом их в монастырь(1119).
Выступая против крайнего реализма Гильома из Шампо, с одной стороны, и номинализма Росцелина — с другой, А. сформулировалсобств.учение, воспроизводящее некоторые черты аристотелевой концепции и получившееназв.концептуализма: универсалии не обладают самостоят, реальностью, реально существуют лишьотд.вещи; однако универсалии получают известную реальность в сфере ума в качестве понятий, представляющих собой результат абстрагирующей деятельности ума, обособления имотд.свойств вещей; В основе знания лежит чувств, восприятие; в акте чувств, созерцания человеку дано только единичное. Идеи существуют только в божеств, уме, способном в акте созерцания ясно и отчётливо схватывать любое множество. Чтобы обосновать логич.законность общих понятий, А. должен был предположить возможность для человека хотя бы смутно и неотчётливо воспринимать множество вещей некоторого вида, а также схватывать форму вещи отдельно от материи(т. е.способность абстрагирования).
В отличие от Ансельма Кентерберийского, требовавшего, чтобы разум формировался на основе веры(«верую, чтобы понимать»), у А. разум частично обособляется от веры и становится её предварит, условием(«понимаю, чтобы верить»). Правда, Священное писание, равно как ицерк.таинства, не подлежат предварит, разумному осмыслению, однако авторитетцерк.предания и догматики должен быть удостоверен разумом. Логич. анализ догматич. положений всоч.А. в ряде случаев расходился с принятым толкованием. Теологич.соч.А. дважды осуждались католич. церковью — на соборах в Суассоне(1121)и в Сансе(1140).
В центре этики А.— вопрос о сущности греха, который он определяет как согласие на недолжное, на зло, намерение действовать против божеств, воли. Зло самого поступка ничего не добавляет к злу намерения, что относится у А. также и к добрым делам и намерениям. Это предполагает, что должное" и недолжное предстоят выбору, а потому доступны разумному осмыслению и
оценке. Закон должен предшествовать принятию волевого решения, в противном случае преступивший его не несёт вины: не знакомые с Евангелием, содержащим нравств. законрелиг.жизни, свободны от вины. Однако в вопросе о спасении, полностью лежащем в сфере божеств, ведения, А. выступает сторонником жёсткого учения о предопределении: проблема нравств. вины относится им только к сфере человеч. деятельности и знания.
А.— один из основателей схоластич. метода [соч. «Да и нет»(«Sie et поп»)], намеченного им как логический анализ противоположных суждений пок.-л.вопросу.
Opera omnia, P.,1855(Migne, PL, t. 178); Ouvragcs infidits, ed. par V. Co.usin, v. 1—2, P., 1836—59; Philosophische Schriften, hrsg. v. B. Geyer, H. 1—4, Munster, 1919—33; врус.пер.— История моих бедствий, М., 1959.
Гаусpат А., Ср.-век. реформаторы,т.1,СПБ,1900; Федотов Г. П., А., П.,1924; RemusatCh. de, Abelard, sa vie, sa Philosophie et sa theologie, nouy. ed., v. 1—2, P.,1855; O t t a v i a n o C., Pietro Abelardo; la vita, le opere, il pensiero, Roma,1930; Sikes J. G., P. Abailard, Camb.,1932; Gil-son E., Helo'ise et Abelard, P.,1938; Beonio-Brocchieri F u m a g a l l i M. T., Introduzione a Abelardo, Roma, 1974.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

АБЕЛЯР
АБЕЛЯР(Abelard) Пьер-(род. 1079, Пале – ум. 21 апр. 1142, монастырь св. Марселя в Шалоне) –франц.теолог-схоласт и философ. Основатель и главный защитник схоластического метода, о чем свидетельствует в первую очередь его работа по диалектике «Да и нет». В споре универсалистов Абеляр придерживался концептуализма, отходя, т. о., от крайнего универсализма во взглядах его учителя Росцелина. В теологии сделал попытку примирить веру и знание. В своем этическом учении высказывал точку зрения, что главное – это не дела, а убеждения. Известны его несчастная любовь и супружество с Элоизой, племянницей каноника Фульберта в Париже, который из мести велел его кастрировать. Переписка с Элоизой, вероятно, является литературным вымыслом.

Философский энциклопедический словарь.2010.

АБЕЛЯР
(Abélard, Abailard), Пьер (1079 – 21 апр. 1142) – франц. богослов и философ. Учился в Париже, в кафедральной школе у Гильома из Шампо, с которым вскоре порвал. Был монахом. А. с уважением относился к античной культуре; был знаком с сочинениями Платона ("Тимей"), Аристотеля (два логич. трактата), Цицерона; антич. религию, называемую им "естественной", он считал предшественницей христианства. В споре о природе универсалий А. отстаивал учение, которое позже было названо концептуализмом. А. разрабатывал схоластич. логику, которая в то время еще вызывала протест значительной части церковников, поскольку делала упор не на слепую веру, а на ее рассудочное обоснование. Эта схоластическая "диалектика" заключалась в выявлении аргументов "за" и "против".
В соч. "Да и нет" ("Sic et non") A. изложил взгляды "отцов церкви", приводя цитаты из их соч., имеющие прямо противоположный смысл, благодаря чему вскрывалась противоречивость их мысли. Эти противоречия разрешались путем логич. обработки понятий, в результате чего абс. противоположность превращалась в относительную. Применяя этот схоластич. метод к рассмотрению церк. догматов, А. утверждал права свободной мысли, ибо нормой истины объявлялось мышление, к-рое не только делает понятным для разума содержание веры, но в сомнительных случаях приходит к самостоят, решению. Энгельс высоко оценил эту сторону деятельности А.: "У Абеляра главное – не сама теория, а сопротивление авторитету церкви. Н е "верить, чтобы понимать", как у Ансельма Кентерберийского, а "п о н и м а т ь, ч т о б ы в е р и т ь"; вечно возобновляющаяся борьба против слепой веры" (Архив Маркса и Энгельса, т. 10, 1948, с. 300). В соч. "Познай самого себя" ("Scito te ipsum") A. отстаивал права личности как этич. принцип. Критерий нравственности он видел в ее согласии с совестью, к-рая, в свою очередь, есть естеств. нравств. закон, присущий всем людям и всеми познаваемый, хотя и не в одинаковой степени; поступок, к-рый совершается в согласии с совестью, не может быть признан греховным. Такое понимание нравственности находилось в резком противоречии со ср.-век. миросозерцанием, где этика была целиком подчинена религии. В этом соч., как отмечал Энгельс, А. нападал на торговлю индульгенциями (см. тамже). Учение А., хотя и развивалось в религ. формах, вызвало ненависть религ. ортодоксов (напр., Бернара Клервоского) и было осуждено Суассонским (1121) и Сансским (1140) соборами, а также папой Иннокентием II.
Соч.:Opera omnia. P., 1855 (Patrologiae cursus compl., ser. latina... accur. J.-P. Migne, t. 178); Ouvrages inédits, P., 1836; Philosophische Schriften, hrsg. von B. Geyer, H. 1–4, Münster, 1919–33 (Beiträge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters. Bd 21). Соч. в рус. пер – История моих бедствий. M., 1959 [Доп.: Первое письмо Абеляра Элоизе; Возражения некоему невежде в области диалектики...; Диалог между философом, иудеем и христианином (два отрывка из трактата); "Пролог" к "Да и нет"; Первое и второе письма Элоизы Абеляру; Письма современников и участников Сансского собора; "Апология" схоластика Беренгария и статья Н. А. Сидоровой, "Петр Абеляр – представитель средневекового свободомыслия"]
Лит.:Гаусрат Α., Средневековые реформаторы, т. 1, СПБ, 1900; Федотов Г. П., Абеляр, П., 1924; История философии, т. 1, М., 1940 (см. Указатель имен); Сидорова Н. А., Очерки по истории ранней городской культуры во Франции, М., 1953; Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957 (см. Указатель имен); История философии, т. 1, М., 1957, с. 282–83; Rémusat Gh., Abélard, P., 1845; Ottaviano G., Pietro Abelardo, [Roma, 1930]; Ley H., Studie zur Geschichte des Materialismus im Mittelalter, В., 1957 (см. Указатель имен).
А. Рубин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

АБЕЛЯР
АБЕЛЯР Петр (Petrus Abailardus, Abaelardus) (1079 в Пале, близ Нанта—21 апреля 1142, Шалон)—философ, теолог, поэт; основоположник концептуализма. Абеляра называли “трубадуром философии”, “рыцарем диалектики”. Родился в Бретани в рыцарской семье. Отказался от права майората, стал школяром-клириком. До 1098 посещал в Вансе школу Росцелина, номиналистическую доктрину которого позже расценил как “безумную”. Математике учился у Теодорика (Тьерри) Шартрского. В Париже изучал диалектику и риторику у Гильома из Шампо. Сам держал школы в Мелене, Корбейле, Париже, где в основном занимался диалектикой. После 1113 учился в Ланской школе у Аисельма Ланского, где начал преподавать теологию на рациональных основаниях и без церковного разрешения, что вызвало протест Ансельма и его сподвижников. В 1113 написал “Введение в теологию”, в 1114—“Логику для начинающих”. После Лана преподавал теологию в Париже, где занял место магистра в соборной школе; получил звание каноника. К 1118—19 относится его роман с Элоизой, племянницей каноника Фульберта. В это время были созданы лирические стихи, а впоследствии замечательная переписка, автобиографическая проза “История моих бедствий” и “Problemata” (ответы на вопросы Элоизы относительно противоречий в Библии и др.). Женившись на Элоизе уже после рождения сына Астролябия, Абеляр предпочел не оповещать широко о браке, чтобы не повредить магистерской карьере. Этому противостоял Фульберт. Тогда Петр перевез Элоизу в монастырь, устроив фиктивный постриг. Фульберт, решив, что Абеляр таким образом избавился от его племянницы, нанял слугу, который оскопил Абеляра. После этого и Абеляр, и Элоиза затворились в монастыре.
К 1119 были написаны трактаты “О единстве и троичности Бога” (De unitate et trinitate Dei), “Введение в теологию” (Introductio ad theologiam), “Теология Высшего блага” (Theologia Summi boni). В 1121 состоялся поместный собор в Суассоне, где Абеляра обвинили в нарушениях монашеского обета, выразившихся в том, что он вел занятия в мирской школе и преподавал теологию без церковной лицензии. Однако фактически предметом разбирательства стал трактат “О единстве и троичности Бога”, направленный против номинализма Росцелина и реализма Гильома из Шампо. По иронии судьбы Абеляра обвиняли именно за номинализм: в трактате якобы отстаивалась идея троебожия, в чем Абеляр обвинял Росцелина; трактат был сожжен самим Абеляром. После осуждения Суассонским собором он несколько раз был вынужден менять монастыри, а в 1136 вновь открыл школу на холме св. Женевьевы. За это время он написал несколько вариантов “Христианской теологии” (Theologia Christiana), “Да и Нет” (Sic et non), “Диалектику” (Dialectica), комментарий к “Посланию к римлянам”, “Этику, или Познай самого себя” (Ethica, seu Scito te ipsum) и др. Созванный Бернардом Клервоским в 1141 собор в Сансе обвинил Абеляра в арианской, пелагианской и несторианской ересях. Он отправился в Рим с апелляцией, по дороге заболел и последние месяцы провел в монастыре Клюни, где писал “Диалог между Философом, Иудеем и Христианином” (Dialogus inter Philosophum, ludaeum et Christianum), оставшийся незаконченным. Папа Иннокентий III утвердил приговор собора, обрекая Абеляра на вечное молчание; его трактаты были сожжены в соборе св. Петра в Риме. За Абеляра ходатайствовал клюнийский аббат Петр Достопочтенный. Абеляр умер в монастыре св. Марцелла близ Шалона.
С именем Абеляра связано оформление схоластического антитетического метода, основанного на идее эквивокации (термин введен Боэцием), илидвуосмысленности. Идея эквивокации, наглядно представленная в “Да и Нет”, где через метод цитатного сопоставления были собраны противоречивые высказывания отцов Церкви по поводу одной и той же проблемы, выражена в трех аспектах: 1) один и тот же термин, находящийся по разные стороны противоречия, передает разные смыслы; 2) разные смыслы одного и того же термина есть следствие фигуративности языка и 3) следствие переноса (трансляции) термина из одного вида знания в другое (выражение “человек есть”, справедливое для естественного знания, несправедливо для знания теологического, где глагол “есть” может быть применен только к Богу как полноте бытия). Утверждение и отрицание оказываются в одном случае (в теологии) противоречиями, в другом (в естествознании) образуют разные формы связи слова и вещи. Одним и тем же словом могут быть выражены не только разные вещи, имеющие разные определения, как это было у Аристотеля, но в одной и той же вещи могут быть предположены разные определения в силу ее одновременного сакрально-профанного существования. В “Теологии Высшего блага” на основании идеи эквивокации Абеляр выделяет 4 значения термина “персона”: теологическое (бытие Бога в трех Лицах), риторическое (юридическое лицо), поэтическое (драматический персонаж, “передающий нам события и речи”) и грамматическое (три лица речи).
Абеляр положил начало дисциплинарности знания, обозначив для каждой дисциплины разные способы верификации и устанавливая'основные критерии того, что с этого времени вместо ars-искусства начинает называться scientia и в будущем разовьется в понятие науки. Основные установки Теологии как дисциплины (в таком качестве этот термин начинает входить в обиход именно с Абеляра, заместив собою термин “священная доктрина”) — это прежде всего непримиримость к противоречиям и вера в разрешимость проблемы (связанной, например, с неясными местами догматики) с помощью переноса термина. Этика представлена у Абеляра как дисциплина, предмет которой предполагает оценку деятельности и человечества в целом, и конкретного поколения людей. С возникновением в 11 в. светского интеллектуального запроса о нравственной ориентированности в мире одним из центральных пунктов моральной философии Абеляра стало определение этических понятий (прежде всего понятия греха) в их отношении к праву. Это породило проблему соотношения двух форм права: естественного и позитивного. Естественное право определяло понятия греха и добродетели применительно к Высшему благу (Богу), позитивное — к праву общему, человеческому, принципы которого были разработаны еще в античной философии; проблема же того, как возможно достижение блага собственным усилием или предначертаниями закона, заставила обратиться к иудейской религии.
В трактате “Этика, или Познай самого себя” Абеляр вводит понятие интенции— осознанного умысла поступка; не считая волю инициатором поступка (воля, обузданная добродетелью воздержания, перестает быть основанием для греха), он переносит внимание с поступка на оценку состояния души, которое позволяет выявить при внешне одинаковых поступках различные намерения (“двое вешают некоего преступника. Один движим ревностью к справедливости, а другой—застарелой вражеской ненавистью, и хотя совершают одно и то же деяние... из-за разницы в намерении одно и то же делается разно: одним — со злом, другим с добром” (“Тео-логические трактаты”. М., 1995, с. 261). В силу того, что грех, определяемый через интенцию, искупается благодаря осознанному раскаянию, что предполагает внутреннее вопрошание души, то оказывается, что 1) грешнику не нужен посредник (священник) в общении с Богом; 2) грешниками не являются люди, совершившие грех по неведению или в силу неприятия евангельской проповеди (напр., палачи Христа); 3) человек наследует не первородный грех, а наказание за этот грех. Если этика, по Абеляру, — путь постижения Бога, то логика есть рациональный способ созерцания Бога. Этика и логика предстают как моменты единой теологической системы. В силу соединения в одном понятии двух разнонаправленных значений (мирского и сакрального), такое философствование можно назвать медитативной диалектикой. Поскольку всеобвденеобходимое знание принадлежит только Богу, то перед его Лицом любое определение приобретает модальный характер. Попытка определить вещь с помощью множества видообразующих признаков обнаруживает ее неопределимость. Определение замещается описанием, которое есть иносказание вещи (метафора, метонимия, синекдоха, ирония и др.), т. е. троп. Троп оказывается матрицей мышления.
Тропы, концепт, перенос (трансляция), интенция, субъектсубстанция — основные понятия философии Абеляра, обусловившие его подход к проблеме универсалий. Его логика представляет собой теорию речи, поскольку в ее обосновании лежит идея высказывания, осмысленного как концепт. Концепт—связь вещи и речи о вещи—есть, по Абеляру, универсалия, поскольку именно речь “схватывает” (конципирует) все возможные смыслы, отбирая необходимое для конкретного представления вещи. В отличие от понятия концепт неразрывно связан с общением. Он 1) формируется речью, 2) освященной, по средневековым представлениям, Св. Духом и 3) потому осуществляющейся “по ту сторону грамматики или языка”—в пространстве души с ее ритмами, энергией, интонацией; 4) он предельно выражает субъекта. 5) Изменяя душу размышляющего индивида, он при формировании высказывания предполагает другого субъекта, слушателя или читателя и 6) в ответах на их вопросы актуализирует те или иные смыслы; 7) память и воображение—неотъемлемые свойства концепта, 8) направленного на понимание здесь и сейчас, но вместе с тем 9) он синтезирует в себе три способности души и как акт памяти ориентирован в прошлое, как акт воображения — в будущее, а как акт суждения — в настоящее. С понятием концепта связаны особенности логики Абеляра; 1) очищение интеллекта от грамматических структур;
2) включение в интеллект акта конципирования, связывающего его с разными способностями души; 3) это позволило ввести в логику временные структуры. Концептуальное видение есть особого рода “схватывание” всеобщего: универсалия—не человек, не животное и не имя “человек” или “животное”, но всеобщая связь вещи и имени, выраженная звуком.
Соч.: MPL., t. 178; Philosophische Schriften, hisg. von B. Geyer. Münster, 1919; Theologia “Summi boni”, éd. H. Ostlender. Münster, 1939; Oeuvres choisies d'Abélard, ed. V. Gandillac. P., 1945; Dialectica, ed. L. M. de Rijk. Assen, 1956; Opera theologica, l. Corpus Christianorom. Continuatio medievalis, XI, ed. E. M. Buyiaert. Tumhout, 1969; Dialogus inter Philosophum, ludaeum et Christianum, ed. R. Thomas. Stuttg.—Bad Cannstatt,. 1970; Du bien suprême, éd. J.Jolivet. Montreal—Ρ., 1978; Peter Abaelard's Ethica, ed. D. E. Luscombe. Oxf., 1971; Ethical Writing, transi. H. V. Srade. Indianopolis—Cambr., 1995; в рус. пер.: История моих бедствий. М., 1959; 1992 (в кн.: Аврелий Августин, Исповедь. Петр Абеляр, История моих бедствий); 1994 (пер. с лат. В. А. Соколова); Тео-логические трактаты, пер. с лат. С. С. Неретиной. М., 1995; Лит.: Федотов Г. П. Абеляр. Пг., 1924 (переизд.: Федотов Г. II. Собр. соч. в 12 т., т. l. M., 1996); Рабинович В., Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. М., 1991; Неретина С. С., Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Петра Абеляра. М., 1994 (в серии “Пирамида”. М., 1996); Неретина С. С. Верующий разум: к истории средневековой философии. Архангельск, 1995; Rémusat Ch. de. Abélard, sa vie, sa philosophie et sa théologie. P., 1855; Sikes 1. Abailard. Cambr., 1932; CottieuxJ. La conception de la théologie chez Abailard.—“Revue d'histoire ecclésiastique”, t. 28, N 2. Louvain, 1932; Gilson E. Helöise et Abailard. P., 1963; /olivet J. Art du langage et théologie chez Abélard. Vrain, 1969; Compeyre G. Abélard and the origin and early history of University. N. Y., 1969; Fumagalli Seonio-Brocchieri M. T. La logica di Abelardo. Mil., 1969; Eadem. Abelardo. Roma—Ban, 1974; Peter Abélard. Proceeding of the International Conference. Louvain. May 10—12. 1971 (ed. E. Buytaert), Leuven—The Hague, 1974; Eveedale M. M. Abailard on Universals. Amst.—N.Y.—Oxf., 1976; Abélard. Le “Dialogue”. La philosophie de la logique. Gen.—Losanne—Neue hatel. 1981.
С. С. Неретина

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. абеляримя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  2. абелярвласна назва мен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  3. абелярAbelard Abailard Пьер французский философ теологи поэт. В споре о природе универсалий развил учение названное позжеконцептуализмом. Разрабатывал схоластическую диалект...Большой энциклопедический словарь II
  4. абелярлат.em Abaelardus старофранц.em Abailard франц.em Ablard Птр франц.em философ и богослов род. в Пале ок. Нанта Бретань ум. . аббатство СенМарсель ок. г. ШалонсюрСон Бур...Католическая энциклопедия
  5. абелярАбеляр Иметь какоелибо представление об его философии или же знать названия его произведений не обязательно. Скромно намекнуть что Фюльбер его изуродовал. Могила Элоиз...Лексикон прописных истин
  6. абелярabelard abailard Пьер Пале близ Нанта аббатство СенМарсель близ ШалонсюрСон в г. вместе с Элоизой перезахоронен на кладбище ПерЛашез Париж французский философ богосло...Литература и язык. Современная энциклопедия
  7. абелярАБЕЛЯР Пьер лат. Petrus Abaelardus знаменитый схоласт и богослов средневековой Франции неоднократно осуждавшийся католической церковью за еретические воззрения. Для ист...Литературная энциклопедия
  8. абелярПьер [лат. Petrus Abaelardus ] знаменитый схоласт и богослов средневековой Франции неоднократно осуждавшийся католической церковью за еретические воззрения. Для истории л...Литературная энциклопедия II
  9. абелярАБЕЛЯР Пьер лат. Petrus Abaelardus знаменитый схоласт и богослов средневековой Франции неоднократно осуждавшийся католической церковью за еретические воззрения. Для ист...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  10. абелярНачальная форма Абеляр винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  11. абелярПьер см. ПЕТР АБЕЛЯР...Новейший философский словарь II
  12. абелярАБЕЛЯР Abelard Abailard Пьер французский философ теолог и поэт. В споре о природе универсалий развил учение названное позже концептуализмом. Разрабатывал схоластическую...Новый большой англо-русский словарь II
  13. абелярАбеляр ра ров фр. середньов. учений...Правописний словник Голоскевича
  14. абелярПьер фр.em философ богослов и поэт. Трагическая любовь А. к Элоизе края закончилась уходом возлюбленных в монастырь описана в автобиографической Истории моих бедствий.Ис...Сексологическая энциклопедия
  15. абелярПьер философсхоласт и богослов. С преподаватель теологии в Париже. Основоположник диалектической схоластики. Основной труд книга Да и нет Sic et non показывающая про...Словарь античности
  16. абелярАБЕЛЯР собств. им. Монах философ и богослов XI XII ст. Своей известностью он обязан преимущественно любви к прекрасной Элоизе и происшедшим от того страданиям. Объяснени...Словарь иностранных слов русского языка
  17. абелярНастоящее имя Михайловu Константин АрсеньевичПериодические изданияi Будильник Развл Родина Стрекоза Циклист ШутИсточникиi Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писател...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Псевдонимы
  18. абелярПьер А. франц. теолог и поэт трагическая любовь Абеляра к Элоизе описана в автобиографии История моих бедствий Не первый день а многие века Уже тяну тебя к груди рука М...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  19. абелярАБЕЛЯР Пьер А. франц. теолог и поэт трагическая любовь Абеляра к Элоизе описана в автобиографии История моих бедствий Не первый день а многие века Уже тяну тебя к груди...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  20. абелярAbelard Abailard Пьер один из представителей ранней гор. культуры в крой нашла свое отражение революц. оппозиция феодализму со стороны городов Франции. Занимает видное ...Советская историческая энциклопедия
  21. абелярАБЕЛЯР Abelard Abailard Пьер французский философ теолог и поэт. В споре о природе универсалий общих понятий развил учение названное позже концептуализмом. Рациональном...Современная энциклопедия
  22. абелярАБЕЛЯР Abelard Abailard Пьер французский философ теолог и поэт. В споре о природе универсалий развил учение названное позже концептуализмом. Разрабатывал схоластическую...Современный энциклопедический словарь
  23. абелярAbelard франц. флософ теолог послдовник помркованого номналзму славнозвсна сторя кохання А. й Елози сторя мох бдувань....Універсальний словник-енциклопедія
  24. абелярAbelard Пр франц. флософ теолог послдовник помркованого номналзму славнозвсна сторя кохання А. й Елози сторя мох бдувань....УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  25. абелярдив. Абеляр Пр...Філософський енциклопедичний словник
  26. абелярБер Бела Ера Бар Раб Рая Реал Бал Реба Аля Абеляр Ярл Лера Лаб Бра...Электронный словарь анаграмм русского языка
  27. абелярАбеляр или Абелар Abailard Ab lard Petrus Abalardus один из самых прославленных схоластиков и богословов средних веков род. г. в дер. Пале близ Нанта. Первоначально пре...Энциклопедический словарь
  28. абелярили Абелар Abailard Ab lard Petrus Abalardus один из самых прославленных схоластиков и богословов средних веков род. г. в дер. Пале близ Нанта. Первоначально предназнач...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  29. абелярАБЕЛЯР Пьер см. ПЕТР АБЕЛЯР....Энциклопедия История философии