Энциклопедический словарь

АБЕЛЯР

Абеляр или Абелар (Abailard, Abé lard, Petrus Abalardus) — один из самых прославленных схоластиков и богословов средних веков, род. 1079 г. в дер. Пале близ Нанта. Первоначально предназначен был для военной службы, но непреодолимая любознательность и в особенности стремление к схоластической диалектике побудили его посвятить себя изучению наук. Уже в весьма молодые годы он слушал лекции Жана Росселина, основателя номинализма, и в 1099 прибыл в Париж, где в то время представитель реализма — Вильгельм Шампосский привлекал слушателей со всех концов света; но вскоре сделался соперником и противником своего учителя. С 1102 года А. учил в Мелюне, Корбеле и С.-Женевьеве, и число его учеников все более и более возрастало, чем и приобрел себе непримиримого врага в лице Вильгельма Шампосского. После того, как последний был возведен в звание шалонского епископа, А. в 1113 г. принял управление училищем при церкви Богоматери и в это время достиг апогея своей славы. В Шалоне он образовал знаменитых впоследствии людей, из коих наиболее замечательны: папа Целестин II, Петр Ломбард, Беренгар и Арнольд Бресцианский. А. был всеми признанный глава диалектиков и ясностью и красотою своего изложения превзошел прочих учителей Парижа, тогдашнего средоточия философско - богословских наук. В то время в Париже жила 17-летняя племянница каноника Фульбера Элоиза, славившаяся красотой, умом и познаниями. А. возгорел пламенною страстью к Э., ответившей ему полной взаимностью. Благодаря Фульберу А. стал учителем и домашним человеком у Элоизы, и оба влюбленные наслаждались полным счастьем, пока страстные песни А. не стали доноситься до слуха Фульбера. Попытка последнего разлучить любовников повела к тому, что А. увез Элоизу в Бретань, где она родила ему сына и втайне повенчалась с ним, на что Фульбер дал потом свое согласие. Вскоре, однако, Элоиза возвратилась в дом дяди и отперлась от брака, не желая препятствовать А. в получении им духовных званий. Фульбер же из мести приказал оскопить А., дабы таким образом по каноническим законам ему прегражден был путь к церковным почестям. После этого А. удалился простым монахом в монастырь в С.-Дени, а 18-летняя Элоиза постриглась в Аржантеле. Недовольный монастырскими порядками, А. по совету друзей возобновил чтение лекций в Мезонвильском приорстве; но враги вновь стали возбуждать против него преследования. Его сочинение "Introductio in theologiam" было предано 1121 г. сожжению на соборе в Суассоне, а он сам осужден на заточение в монастыре св. Медарда. С трудом получив разрешение проживать вне монастырских стен, А. покинул С.-Дени и выстроил себе в Ножане на Сене часовню и келью, названные Параклетом, где поселились после назначения его аббатом в С.-Жильдас-де-Рюж в Бретани Элоиза и ее благочестивые сестры по монашеству. Освобожденный наконец папою от затрудняемого ему кознями монахов управления монастырем, А. наставшее время спокойствия посвятил пересмотру всех своих сочинений и преподаванию в Мон-С.-Женевьев. Его противники с Бернгардом Клервоским и Норбертом Лаонским во главе достигли наконец того, что в 1140 г. учение его было осуждено и приговор этот утвержден папою с приказанием подвергнуть Абелара заточению. Однако аббату в Клюни, преподобному Петру, удалось примирить А. с его врагами и с папским престолом. А. умер в 1142 г. в монастыре св. Маркела близ Шалона-на-Саоне. Элоиза, выпросив тело покойного, похоронила его в Параклете, чтобы впоследствии самой лечь возле него. Она умерла в 1164 г. Останки обоих были 1800 г. перенесены в парижский музей (mus é e des Petits-Augustins), оттуда переведены в церковь С.-Жермен-де-Пре (St. Germain-des-Pr è s) и в 1817 г. преданы земле на кладбище Пер-Лашез (P è re-Lachaise). В происходившем споре реализма с номинализмом, господствовавшим в то время в философско-богословской науке, А. занимал совсем особое положение. Он не считал, подобно Росселину Компиенскому, главе номиналистов, идеи (universalia) за простые только поименования или отвлеченности, равно не соглашался с представителем реалистов, Вильгельмом Шампосским, что идеи составляют всеобщую действительность, равно как не допускал того, что действительность общего выражается в каждом отдельном существе. Напротив, А. доказывал и заставил Вильгельма Шампосского согласиться с тем, что одна и та же сущность подходит к каждому отдельному лицу не во всем ее существенном (бесконечном) объеме, но только индивидуально, конечно ("inesse singulis individuis candem rem non essentialiter, sed individualiter tantum"). Таким образом, в учении этом заключалось уже примирение двух великих противоположностей между собой, конечного и бесконечного, и поэтому Абелара справедливо называли предтечею Спинозы. Но все-таки место, занятое Абеларом по отношению к учению об идеях, остается спорным вопросом, так как А. в своем опыте выступить посредником между платонизмом и аристотелизмом высказывается весьма неопределительно и шатко. Французские ученые большею частью называют его представителем концептуализма. Религиозное учение А. состояло в том, что Бог дал человеку все силы для достижения благих целей, след., и ум, чтобы удержать в пределах игру воображения и направлять религиозное верование. Вера, говорил он, зиждется непоколебимо только на убеждении, достигнутом путем свободного мышления; а потому вера, приобретенная без содействия умственной силы и принятая без самодеятельной проверки, недостойна свободной личности. Впрочем, А. свои философские воззрения развивал только по отношению к учению об этике (в соч. "Nosce te ipsum"), не касаясь церковной догматики. Ср. Гольдгорн, "De summis principiis theologiae Abaelardeae" (Лейпциг, 18 3 8); Борнеман, "Anselmus et Abaelardus sive initia scholasticismi" (Копенгаген, 1840); Бонье, "Ab élard et St. Bernard, la philosophie et l‘église au XII-me siè cle" (Париж, 1862); Гайд, "A. und seine Lehre im Verh ä ltniss zur Kirche und ihrem Dogma" (Регенсбург, 1863); Каулих, "Geschichte der Scholastik" (Прага, 1863); Стокль, "Geschichte der Philosophie im Mittelalter" (Майнц, 1864); Прантль "Geschichte der Logik im Abendlande" (Лейпциг, 1861); кроме того: сочинения, в коих описываются собственно романтические отношения между А. и Элоизою, как, напр., Феслер, "A. und Heloise" (Берлин, 1806); Шлоссер, "A. und Duicin" (Гота, 1807); Вильнав, "Ab élard et Hé loise, leurs amours, leurs malheurs, leurs ouvrages" (Париж, 1834); Якоби, "А. und Heloise" (Гамбург, 1860). В числе наиболее замечательных биографий следует упомянуть: Ремюза, "Ab é lard" (Париж, 1845); Вилькен, "Peter A.: eine Studie in der Kirchengeschichte des Mittelalters" (Геттинген, l855). Полное собрание сочинений Абелара издано Кузеном (2 т., Париж, 1849—69); он же издал "Ouvrages in édits d‘Abé lard" (Париж, 1836), в коих находится биография и характеристика Абелара.


  1. абеляримя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  2. абелярвласна назва мен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  3. абелярAbelard Abailard Пьер французский философ теологи поэт. В споре о природе универсалий развил учение названное позжеконцептуализмом. Разрабатывал схоластическую диалект...Большой энциклопедический словарь II
  4. абелярлат.em Abaelardus старофранц.em Abailard франц.em Ablard Птр франц.em философ и богослов род. в Пале ок. Нанта Бретань ум. . аббатство СенМарсель ок. г. ШалонсюрСон Бур...Католическая энциклопедия
  5. абелярАбеляр Иметь какоелибо представление об его философии или же знать названия его произведений не обязательно. Скромно намекнуть что Фюльбер его изуродовал. Могила Элоиз...Лексикон прописных истин
  6. абелярabelard abailard Пьер Пале близ Нанта аббатство СенМарсель близ ШалонсюрСон в г. вместе с Элоизой перезахоронен на кладбище ПерЛашез Париж французский философ богосло...Литература и язык. Современная энциклопедия
  7. абелярАБЕЛЯР Пьер лат. Petrus Abaelardus знаменитый схоласт и богослов средневековой Франции неоднократно осуждавшийся католической церковью за еретические воззрения. Для ист...Литературная энциклопедия
  8. абелярПьер [лат. Petrus Abaelardus ] знаменитый схоласт и богослов средневековой Франции неоднократно осуждавшийся католической церковью за еретические воззрения. Для истории л...Литературная энциклопедия II
  9. абелярАБЕЛЯР Пьер лат. Petrus Abaelardus знаменитый схоласт и богослов средневековой Франции неоднократно осуждавшийся католической церковью за еретические воззрения. Для ист...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  10. абелярНачальная форма Абеляр винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  11. абелярПьер см. ПЕТР АБЕЛЯР...Новейший философский словарь II
  12. абелярАБЕЛЯР Abelard Abailard Пьер французский философ теолог и поэт. В споре о природе универсалий развил учение названное позже концептуализмом. Разрабатывал схоластическую...Новый большой англо-русский словарь II
  13. абелярАбеляр ра ров фр. середньов. учений...Правописний словник Голоскевича
  14. абелярПьер фр.em философ богослов и поэт. Трагическая любовь А. к Элоизе края закончилась уходом возлюбленных в монастырь описана в автобиографической Истории моих бедствий.Ис...Сексологическая энциклопедия
  15. абелярПьер философсхоласт и богослов. С преподаватель теологии в Париже. Основоположник диалектической схоластики. Основной труд книга Да и нет Sic et non показывающая про...Словарь античности
  16. абелярАБЕЛЯР собств. им. Монах философ и богослов XI XII ст. Своей известностью он обязан преимущественно любви к прекрасной Элоизе и происшедшим от того страданиям. Объяснени...Словарь иностранных слов русского языка
  17. абелярНастоящее имя Михайловu Константин АрсеньевичПериодические изданияi Будильник Развл Родина Стрекоза Циклист ШутИсточникиi Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писател...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Псевдонимы
  18. абелярПьер А. франц. теолог и поэт трагическая любовь Абеляра к Элоизе описана в автобиографии История моих бедствий Не первый день а многие века Уже тяну тебя к груди рука М...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  19. абелярАБЕЛЯР Пьер А. франц. теолог и поэт трагическая любовь Абеляра к Элоизе описана в автобиографии История моих бедствий Не первый день а многие века Уже тяну тебя к груди...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  20. абелярAbelard Abailard Пьер один из представителей ранней гор. культуры в крой нашла свое отражение революц. оппозиция феодализму со стороны городов Франции. Занимает видное ...Советская историческая энциклопедия
  21. абелярАБЕЛЯР Abelard Abailard Пьер французский философ теолог и поэт. В споре о природе универсалий общих понятий развил учение названное позже концептуализмом. Рациональном...Современная энциклопедия
  22. абелярАБЕЛЯР Abelard Abailard Пьер французский философ теолог и поэт. В споре о природе универсалий развил учение названное позже концептуализмом. Разрабатывал схоластическую...Современный энциклопедический словарь
  23. абелярAbelard франц. флософ теолог послдовник помркованого номналзму славнозвсна сторя кохання А. й Елози сторя мох бдувань....Універсальний словник-енциклопедія
  24. абелярAbelard Пр франц. флософ теолог послдовник помркованого номналзму славнозвсна сторя кохання А. й Елози сторя мох бдувань....УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  25. абелярАБЕЛЯР Abelard Abailardem Пьер Падле . аббатство СенМарсель близ ШалонсюрСонem франц.em философ теолог и поэт. Учился у Росцелина и Гильома из Шамио. В открыл собств.em...Философская энциклопедия
  26. абелярдив. Абеляр Пр...Філософський енциклопедичний словник
  27. абелярБер Бела Ера Бар Раб Рая Реал Бал Реба Аля Абеляр Ярл Лера Лаб Бра...Электронный словарь анаграмм русского языка
  28. абелярили Абелар Abailard Ab lard Petrus Abalardus один из самых прославленных схоластиков и богословов средних веков род. г. в дер. Пале близ Нанта. Первоначально предназнач...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  29. абелярАБЕЛЯР Пьер см. ПЕТР АБЕЛЯР....Энциклопедия История философии