История и философия науки. Энциклопедический словарь

ГУССЕРЛЬ ЭДМУНД

(1859—1938) — нем. философ, основоположник совр. филос. феноменологии. Изучал математику под руководством К.Вейерштрасса, философию — у Ф.Брентано и К.Штумпфа. Проф. ун-тов Галле (1887—1901), Геттингена (1901—16) и Фрейбурга (с 1916 г.). Осн. соч: «Философия арифметики» (1891), «Логические исследования» (В 2 т. 1900—01), «Философия как строгая наука» (1910—11), «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913), «Картезианские размышления» (1931), «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (1938, опубл. 1954). Соч. и архив Г. публикуются Лувенским ун-том под названием «Husserliana » (с 1950; опубл. более 30 т.). В первых работах пытался дать психол. обоснование матем. понятий, затем обратился к критике релятивизма и психологизма в науч.-филос. знании. В кн. «Логические исследования» поставил вопрос о «чистых структурах» сознания, создающих логич. связь вне психологич. и предметного контекста; строгая наука о сознании суть феноменология, в основе к-рой лежит рефлексия смыслообразующего потока сознания, выявление и описание смысловой данности переживания «внутри конкретного горизонта смыслов». Феноменологическая (далее — Ф-) рефлексия опирается на единство интенциональности (направленности сознания на предмет) и очевидности (переживания тождества предмета, полагаемого мышлением, и значения, реализованного в созерцании). Строгость Ф-теории обеспечивают: 1) принцип «эпохэ», т.е. отказ от высказываний, в к-рых нерефлексивно утверждается ч.-л. о существовании предметов в их пространственно-временной определенности; 2) Ф-редукция, устраняющая «наивные» высказывания о причинных и ассоциативных связях переживания. Это позволяет выявить смысловую связь сознания и мира, прояснить сквозь нее разл. отношения человека и мира, развести «естеств. установку» сознания (где связь между предметами тождественна связи между предметами и сознанием) и Ф-установку (где причинно-функциональная связь «отстраняется» в пользу смысловой интенции). Ф-установка реализуется в «трансцендентальной редукции эмпирич. Я» к содержанию потока переживаний и саморефлексии как «жизни самого сознания». В ходе Ф-редукции выявляется структура интенциональности: ноэзис (акт конституирования предмета) и ноэма (сам предмет как двуединство реального и психич.). Данная процедура в целом носит рациональный характер, но «чистое усмотрение» сущности предмета совершается посредством интуитивной «идеации». При этом содержание созерцаемого потока переживаний (память, эмоции, фантазии, волевые акты, сомнения) сопоставимо с широтой предметной сферы естествознания. В «Идеях чистой феноменологии» Г. отчасти возвращается к понятию «чистого Я», к-рое явл. необходимой категорией для систематизации Ф-теории и формирования схемы интерсубъективного конституирования реальности. В поздних работах («Кризис европейских наук» и др.) идея интерсубъективности перерастает в концепцию парадоксальности человека вообще: он есть одновременно и конституирующий мир субъект, и объект среди др. объектов реальности. Разрешение этого парадокса предполагает ряд усилий субъект-персоны, отталкивающихся от «радикального эпохэ»: в «смутной пред-данности Я» посредством смыслообразующего редуктивного опыта выявляется «трансцендентальное Я». Т.о., конкретность чел. личности осуществляется собств. усилиями — «вопрошаниями», поиски ответов на к-рые расширяют индивидуальный мир-феномен до границ интерсубъективного, исторически и культурно опосредованного «жизненного мира». Обыденное существование допускает чистую погруженность в этот, по сути, априорный мир смыслов, тогда как Ф-установка требует одновременного взгляда на него со стороны. Кризис естествознания, по Г., вызван забвением «жизненного мира», к-рое происходит благодаря погружению исследователя в систему абстрагированных от личностных смыслов методов, категорий, идей. Насыщенная смысловая рефлексия своего соучастия в познавательном процессе, к-рый и есть процесс конституирования мира как системы смыслов, позволяет ученому осуществлять свою деятельность не только как производство знания, но и как производство собств. личности и судьбы. Влияние теор. и методол. идей Г. самым существ. образом сказалось практически во всех отраслях совр. соц.-гуманит. знания и в большинстве направлений философии XX в. Соч.: Об интенциональных переживаниях и их «содержаниях» // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988; Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. М., Минск, 2000. Лит.: Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989. Е.В.Гутов

  1. гуссерль эдмундГуссерльstrong Husseri Эдмунд . Просниц Моравия . Фрейбург немецкий философидеалист основатель философской школы феноменологии. Профессор в Галле Гттингене и Фрейбурге. ...Большая Советская энциклопедия II
  2. гуссерль эдмундHusserl Edmund немецкий философидеалист основатель феноменологии. Его главные работы включают Идеи для чистой феноменологии и феноменологической философии и Кризис гума...Большой толковый социологический словарь
  3. гуссерль эдмунднемецкий философ основоположник феноменологии. Родился в Проснитце в Моравии. Изучал математику в Берлине и затем психологию вместе с Брентано в Вене. В г. становится пр...Великие философы
  4. гуссерль, эдмундHusserl Эдмунд немецкий философ основатель феноменологии. Стремился превратить философию в строгую науку посредством феноменологического метода Логические исследования...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  5. гуссерль эдмунднемецкий философ основоположник феноменологии Проссниц Моравия Фрейбург . Ученик Брентано. Преподавал философию в Халле Гттингене и Фрейбурге. По образованию математик....Новый философский словарь
  6. гуссерль эдмунднемецкий философ основоположник феноменологии Проссниц Моравия Фрейбург . Ученик Брентано. Преподавал философию в Халле Геттингене и Фрейбурге. По образованию математик...Сверхкраткий философский словарь
  7. гуссерль эдмунднемецкий философ основатель феноменологии. По мнению Гуссерля науки о природе и истории нуждаются в четком обосновании которое может дать только философия понятая как стр...Словарь-справочник по философии
  8. гуссерль эдмунд. Просниц Моравия . Фрайбург нем. философидеалист основатель феноменологии. Ученик Ф. Брентано и К. Штумпфа испытал также влияние Б. Больцано и неокантианства преим. марб...Советский философский словарь
  9. гуссерль эдмунднемецкий философ основоположник феноменологии что буквально означает учение о феноменах понимаемых им как возникающие в сознании смыслы предметов и событий чистые сущност...Философия науки и техники
  10. гуссерль эдмундHusserl Эдмунд апр. апр. нем. философидеалист родоначальник феноменологич. школы совр. бурж. философии см. Феноменология. Проф. в Геттингене и Фрейбурге. Идейные ис...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  11. гуссерль эдмунднем. философидеалист основатель феноменологической школы см. Феноменология. Истоки его философии учения Платона Лейбница Декарта. Канта Брентано. В первых работах Г. выст...Философский энциклопедический словарь
  12. гуссерль, эдмундГУССЕРЛЬ ЭДМУНДHusserl Edmund немецкий философ основатель феноменологии как философского движения. Благодаря преподавательской деятельности и многочисленным работам оказ...Энциклопедия Кольера II