Философская Энциклопедия (в 5 томах)

ГУССЕРЛЬ ЭДМУНД

Husserl), Эдмунд (8 апр. 1859 – 26 апр. 1938) – нем. философ-идеалист, родоначальник феноменологич. школы совр. бурж. философии (см. Феноменология). Проф. в Геттингене и Фрейбурге. Идейные истоки его феноменологии – философия Платона, Декарта, Лейбница, Брентано, Больцано и др. Г. выступил с требованием превратить философию в "строгую" дисциплину, создать логику науч. знания. Но прежде чем такая логика может быть построена, логич. категории и законы должны быть вычленены в "чистом виде" и обоснованы. Такую задачу, по Г., должна выполнить "феноменология". "Феноменология", "чистая теория познания", к-рую Г. замыслил как гносеологич. подготовку логики и методологическое обоснование всех наук, развивает субъективно-идеалистич. (с элементами объективного идеализма) понимание специфики отношения субъекта и объекта познания. Претендуя на нейтральную позицию в решении осн. вопроса философии, Г. объявил свею феноменологию "беспредпосылочной". Релятивистски принижая роль науч. знания, он предложил "исключить" из сферы феноменологии, "вынести за скобки" все истины наук, в т. ч. наук о сознании, "положения о бытии" (напр., вопрос о том, существует ли бытие независимо от сознания). Г. осуществлял это при помощи метода "феноменологической редукции", к-рая, по его мнению, обеспечивает возможность выделения особого предмета анализа – "чистого" сознания, не связанного ни с бытием, ни с реальным сознанием. Изображая "чистое" сознание в виде совокупности "эйдосов", "чистых сущностей", "идеальных предметов", Г. воспроизвел и усугубил объективный идеализм Платона. Метафизич. разрыв "сущности" и "существования" был затем продолжен у экзистенциалистов (см. Экзистенциализм). Но объективный идеализм Г., обладавший специфич. особенностью по сравнению с идеализмом Платона и Гегеля ("сущности" только "значат", но нигде и никогда не существуют), остался только общей программой, замыслом. Поэтому представляется неточной имеющая известное распространение характеристика гуссерлианства как преимущественно объективно-идеалистич. теории. Уже начиная со 2-го т. "Логических исследований", при интерпретации объекта познания Г. примыкает к субъективному идеализму, сближающемуся с философией Шуппе. Здесь он прежде всего превращает объекты сознания в идеальные предметы; кроме того, по Г., предмет "идеальный" (эйдос) или "реальный" (у Г. это не предмет окружающего мира, а та же идея, но меньшей степени общности, чем эйдосы) не существует вне направленного (интендированного) на него действительного или потенциального акта мысли, конструирующего предмет. Согласно Г., "предмет" усматривается и создается путем интуиции, к-рую он противопоставлял опосредствованному знанию в качестве единств. пути познания "всеобщего", "сущности". Конкретный путь интуитивного "усмотрения" Г. рассматривал в теории "идеирующей абстракции". В ней действительный интуитивный акт "переживания", "схватывания" предмета – "идеирующая абстракция" – противопоставляется принципу абстрагирования. Критерием истинности усмотрения Г., по существу, объявил личные переживания субъекта. Субъективистские тенденции особенно усилились в работах Г. 20–30-х гг. (см., напр., "Cartesianische Meditationen und Pariser Vortr?ge", в кн.: "Husserliana", Bd 1, [Haag], 1950). В них Г. рассматривал в качестве непосредственно очевидного фундамента "чистого" сознания субъективно-идеалистически истолкованный принцип cogito ergo sum Декарта. Как свидетельствуют обзоры неопубликованных рукописей Г., а также его изданные в последние годы работы ("Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология" – "Die Krisis der Europ?ischen Wissenschaften und die transzendentale Ph?nomenologie" [1954 ], "Первая философия" – "Erste Philosophie" [1956–59]), Г. пришел к крайней форме субъективного идеализма, вплотную подводящей к нек-рым осн. понятиям нем. экзистенциализма. Критикуя субъективистскую и релятивистскую направленность распростра- нившихся в конце 19 – нач. 20 вв. психологич. трактовок логики, Г. не избавился от субъективизма, релятивизма и психологизма. Его феноменология, основывающаяся на одновременной онтологизации (в теории "эйдосов") и субъективизации (в теории "предметности") логического, полна чрезвычайно формалистич. рассуждений о нигде и никогда не существовавших "типах предметностей". Последователи Г. имеются в ряде стран. В США существует "Феноменологическое об-во" во главе с М. Фарбером, к-рое издает журн. "Philosophy and Phenomenological Research". Архив Г. в г. Лувене (Бельгия) регулярно публикует его сочинения, заметки, дневники, письма. Ряд совр. философов, не примыкающих к школе Г., считает возможным использовать его методологич. идеи (Бохенский и др.). Соч.: Husserliana, Bd 1–8, Haag, 1950–59; Philosophie der Arithmetik, Bd l, Lpz., [1891]; Logische Untersuchungen, 2 Aufl., Bd 1–2, Halle, 1928; Vorlesungen zur Ph?nomenologie des inneren Zeitbewusstseins, Halle, 1928; Formale und transzendentale Logik, Halle, 1929; Erfahrung and Urteil, Hamb., 1954; Соч. в рус. пер. – Логические исследования, т. 1, СПБ, 1909; Философия как строгая наука, "Логос", 1911, кн. 1. Лит.: Юринец В., Эдмунд Гуссерль, "Под знаменем марксизма", 1922, No 11–12; 1923, No 4–5; Михеев В. И., Критика феноменологического направления в современной буржуазной философии, М., 1957 (Автореф. дисс.); Яковенко Б. В., Философия Эд. Гуссерля, в сб.: Новые идеи в философии. Сб. 3, СПБ, 1913; Шпет Г. Г., Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы, М., 1914; Weidauer F., Kritik der Transzendentalph?nomenologie Husserls. Lpz., 1933; Lauer Q. E., Husserl. La philosopnie comme science rigoureuse, P., 1955; его же, Ph?nom?nologie de Husserl, [P.], 1955; Brand G., Welt, Ich und Zeit. Nach unver?ffentlichten Manuskripten Edmund Husserls. Haag, 1955; Adorno T. W., Zur Metakritik der Erkenntnistheorie, Stuttgart, 1956; Diemer ?., Edmund Husserl, Meisenheim/Glan, 1956; M?ller W. H., Die Philosophie Edmund Husserls nach den Grundz?gen ihrer Entstehung und ihrem systematischen Gehalt, Bonn, 1956; Kraft J., Von Husserl zu Heidegger, Frankf./M., 1957; Farber M., The foundation of phenomenology, Camb., 1943; Ph?nom?nologie, existence, P., 1953. Н. Мотрошилова. Москва.

  1. гуссерль эдмундГуссерльstrong Husseri Эдмунд . Просниц Моравия . Фрейбург немецкий философидеалист основатель философской школы феноменологии. Профессор в Галле Гттингене и Фрейбурге. ...Большая Советская энциклопедия II
  2. гуссерль эдмундHusserl Edmund немецкий философидеалист основатель феноменологии. Его главные работы включают Идеи для чистой феноменологии и феноменологической философии и Кризис гума...Большой толковый социологический словарь
  3. гуссерль эдмунднемецкий философ основоположник феноменологии. Родился в Проснитце в Моравии. Изучал математику в Берлине и затем психологию вместе с Брентано в Вене. В г. становится пр...Великие философы
  4. гуссерль, эдмундHusserl Эдмунд немецкий философ основатель феноменологии. Стремился превратить философию в строгую науку посредством феноменологического метода Логические исследования...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  5. гуссерль эдмунднем. философ основоположник совр. филос. феноменологии. Изучал математику под руководством К.Вейерштрасса философию у Ф.Брентано и К.Штумпфа. Проф. унтов Галле Геттинге...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  6. гуссерль эдмунднемецкий философ основоположник феноменологии Проссниц Моравия Фрейбург . Ученик Брентано. Преподавал философию в Халле Гттингене и Фрейбурге. По образованию математик....Новый философский словарь
  7. гуссерль эдмунднемецкий философ основоположник феноменологии Проссниц Моравия Фрейбург . Ученик Брентано. Преподавал философию в Халле Геттингене и Фрейбурге. По образованию математик...Сверхкраткий философский словарь
  8. гуссерль эдмунднемецкий философ основатель феноменологии. По мнению Гуссерля науки о природе и истории нуждаются в четком обосновании которое может дать только философия понятая как стр...Словарь-справочник по философии
  9. гуссерль эдмунд. Просниц Моравия . Фрайбург нем. философидеалист основатель феноменологии. Ученик Ф. Брентано и К. Штумпфа испытал также влияние Б. Больцано и неокантианства преим. марб...Советский философский словарь
  10. гуссерль эдмунднемецкий философ основоположник феноменологии что буквально означает учение о феноменах понимаемых им как возникающие в сознании смыслы предметов и событий чистые сущност...Философия науки и техники
  11. гуссерль эдмунднем. философидеалист основатель феноменологической школы см. Феноменология. Истоки его философии учения Платона Лейбница Декарта. Канта Брентано. В первых работах Г. выст...Философский энциклопедический словарь
  12. гуссерль, эдмундГУССЕРЛЬ ЭДМУНДHusserl Edmund немецкий философ основатель феноменологии как философского движения. Благодаря преподавательской деятельности и многочисленным работам оказ...Энциклопедия Кольера II