Большая Советская энциклопедия II

ГУССЕРЛЬ ЭДМУНД

Гуссерль(Husseri) Эдмунд (8.4.1859, Просниц, Моравия, ≈ 26.4.1938, Фрей-бург), немецкий философ-идеалист, основатель философской школыфеноменологии.Профессор в Галле, Гёттингене и Фрейбурге. Ученик Ф.Брентанои К.Штумпфа;испытал также влияние Б.Больцано,неокантианства(преимущественно Марбургской школы) и др. Г. выступил как резкий критикскептицизмаирелятивизмав философии («Логические исследования», рус. пер., т. 1, 1909). Носителем этих тенденций Г. считает психологизм ≈ убеждение в том, что всякий познавательный акт определяется по своему содержанию структурой эмпирического сознания, а потому ни о какой истине, не зависящей от субъективности познающего, говорить нельзя. Наиболее чистое выражение психологизма Г. видит в той линии, которая идёт от Дж. Локка и Д. Юма через Дж. Милля к В. Вундту. Современные варианты психологизма Г. находит в натурализме (т. е. установке естествоиспытателя, превращенной в мировоззренческую установку) и историцизме (как основном философском принципе). По мнению Г., сами науки о природе и истории нуждаются в определённом обосновании, которое может дать только философия, понятая как строгая наука, наука о феноменах сознания ≈ феноменология. Следуя по пути рационализма Р. Декарта, Г. стремится найти последние самоочевидные логические принципы и т. о. очистить сознание от эмпирического содержания. Это очищение совершается с помощью редукции. Поскольку философия, согласно Г., должна прежде всего освободиться от всех догматических утверждений, вырастающих на почве обычной, «естественной установки» сознания по отношению к миру, Г.требует совершить «эпохе», т. е. акт воздержания от какого-либо утверждения. В результате редукции остаётся последнее неразложимое единство сознания ≈ интенциональность, т. е. направленность на предмет, которую Г. рассматривает как чистую структуру сознания, свободную от индивидуальных (психологических, социальных, расовых и др.) характеристик. С помощью понятия интенциональности Г. стремился решить главный теоретико-познавательный вопрос о связи субъекта и объекта: она призвана служить как бы мостом между ними ≈ быть одновременно представителем имманентного мира общечеловеческого сознания и трансцендентного мира бытия, предметности, феноменология есть, по Г., наука о чистом сознании как переживании интенциональных актов; Г. называет это переживание «усмотрением сущности» (Wesensschau). Претендуя на нейтральную позицию в решении основного вопроса философии, Г. предложил исключить из феноменологии «положения о бытии». Принятие «сущностей» сближает философскую позицию Г. с платоновским идеализмом; в отличие от «идей» Платона, имеющих онтологический (бытийственный) статус, «сущности» Г. выступают лишь в качестве «значений», не обладающих сферой существования (хотя тенденция к онтологизму у Г. постепенно нарастала). Т. о., субъективистские мотивы Г. сочетает с объективно-идеалистическими.

═ В поисках твёрдых оснований Г. вынужден был непрерывно видоизменять свою философию. В итоге он обращается к идее «жизненного мира», сближаясь сфилософией жизни.Переход на позиции исторической трактовки абсолютного опыта осуществляется в одной из последних работ Г. «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (опубл. 1954), причём современную ему европейскую духовную ситуацию Г. рассматривает как кризисную, связывая это с господством сциентизма и натуралистически-позитивистского мировоззрения вообще.

═ Г. оказал влияние на современную буржуазную философию; среди его учеников ≈ М.Шелер,Н.Гартман,М.Хайдеггери др. Феноменология (для которой характерна переориентация с объекта на субъект, с понятийно-спекулятивных методов философского анализа ≈ на «непосредственное прозрение» и «переживание истины» и т. д.) послужила одним из источниковэкзистенциализма.Философия Г. является отражением глубокого кризиса буржуазной философской мысли.


═ Соч.: Philosophic der Arithmetik, Bd I, Lpz., 1891: Vorlesungen zur Phänomenologie des inneren Zeitbewubtseins, Halle, 1928; Husserliana, Bd 1≈8, 's-Gravenhague, 1950≈1959; Erfahrung und Urteil, Hamb., 1954: в рус. пер. ≈ Философия, как строгая наука, «Логос», 1911, кн. 1.


═ Лит.:Яковенко Б. В., Философия Э. Гуссерля, «Новые идеи в философии», 1913, сб. 3; Шпет Г. Г., Явление и смысл, М., 1914; Какабадзе 3. М., Проблема «экзистенциального кризиса» и трансцендентальная феноменология Э. Гуссерля, Тб., 1966; Гайденко П.П., Проблема интенциональности у Гуссерля и экзистенциалистская категория трансценденции, в сборнике: Современный экзистенциализм, М., 1966; Мотрошилова Н. В., Принципы и противоречия феноменологической философии, М., 1968; Бегиашвили А. Ф., Проблема начала познания у Б. Рассела и Э. Гуссерля, Тб., 1969; Farber М., The foundation of phenomenology, Camb., 1943; Diemer A., Ed. Husserl, 2 Aufl., Meisenheim am Glan, 1965; Tugendhat Е., Der Wahrheitsbegriff bei Husserl und Heidegger, 2 Aufl., B., 1970.

═ П.П. Гайденко.


  1. гуссерль эдмундHusserl Edmund немецкий философидеалист основатель феноменологии. Его главные работы включают Идеи для чистой феноменологии и феноменологической философии и Кризис гума...Большой толковый социологический словарь
  2. гуссерль эдмунднемецкий философ основоположник феноменологии. Родился в Проснитце в Моравии. Изучал математику в Берлине и затем психологию вместе с Брентано в Вене. В г. становится пр...Великие философы
  3. гуссерль, эдмундHusserl Эдмунд немецкий философ основатель феноменологии. Стремился превратить философию в строгую науку посредством феноменологического метода Логические исследования...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  4. гуссерль эдмунднем. философ основоположник совр. филос. феноменологии. Изучал математику под руководством К.Вейерштрасса философию у Ф.Брентано и К.Штумпфа. Проф. унтов Галле Геттинге...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  5. гуссерль эдмунднемецкий философ основоположник феноменологии Проссниц Моравия Фрейбург . Ученик Брентано. Преподавал философию в Халле Гттингене и Фрейбурге. По образованию математик....Новый философский словарь
  6. гуссерль эдмунднемецкий философ основоположник феноменологии Проссниц Моравия Фрейбург . Ученик Брентано. Преподавал философию в Халле Геттингене и Фрейбурге. По образованию математик...Сверхкраткий философский словарь
  7. гуссерль эдмунднемецкий философ основатель феноменологии. По мнению Гуссерля науки о природе и истории нуждаются в четком обосновании которое может дать только философия понятая как стр...Словарь-справочник по философии
  8. гуссерль эдмунд. Просниц Моравия . Фрайбург нем. философидеалист основатель феноменологии. Ученик Ф. Брентано и К. Штумпфа испытал также влияние Б. Больцано и неокантианства преим. марб...Советский философский словарь
  9. гуссерль эдмунднемецкий философ основоположник феноменологии что буквально означает учение о феноменах понимаемых им как возникающие в сознании смыслы предметов и событий чистые сущност...Философия науки и техники
  10. гуссерль эдмундHusserl Эдмунд апр. апр. нем. философидеалист родоначальник феноменологич. школы совр. бурж. философии см. Феноменология. Проф. в Геттингене и Фрейбурге. Идейные ис...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  11. гуссерль эдмунднем. философидеалист основатель феноменологической школы см. Феноменология. Истоки его философии учения Платона Лейбница Декарта. Канта Брентано. В первых работах Г. выст...Философский энциклопедический словарь
  12. гуссерль, эдмундГУССЕРЛЬ ЭДМУНДHusserl Edmund немецкий философ основатель феноменологии как философского движения. Благодаря преподавательской деятельности и многочисленным работам оказ...Энциклопедия Кольера II