История философии

ЭЙДОС

(греч. eidos вид, образ, образец) термин античной философии, фиксирующий способ организации объекта, а также категориальная структура средневековой и современной философии, интерпретирующая исходную семантику данного понятия, соответственно, в традиционном и нетрадиционном контекстах. В древнегреческой философии понятие Э. использовалось для обозначения внешней структуры: вид как наружность (милетская школа, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, атомисты). Соотношение Э. с субстратным архэ выступает фундаментальной семантической оппозицией античной философии, и обретение вещью Э. фактически мыслится как его оформленность, что задает тесную семантическую связанность понятия Э. с понятием формы (см. Гилеморфизм). Принципиальная изначальная оформленность структурных единиц мироздания фиксируется у Демокрита посредством обозначения атома термином *Э.*. Эйдотическое оформление вещи мыслится в досократической натурфилософии как результат воздействия на пассивное субстанциальное начало начала активного, воплощающего закономерность мира и связанного с ментальностью и целеполаганием как несением в себе образа (Э.) будущей вещи (логос, Нус и т.п.). В древнегреческой философии, языке и культуре в целом, в этой связи, понятие Э. оказывается фактически эквивалентным с точки зрения семантики понятию идеи (греч. idea вид, образ, наружность, род, способ). И если феномен субстрата сопрягается в античной культуре с материальным (соответственно материнским) началом, то источник Э. с отцовским, мужским см. Идеализм). Если в рамках досократической философии под Э. понималась внешняя структура объекта, то у Платона содержание понятия *Э.* существенно трансформируется: прежде всего, Э. понимается не как внешняя, но как внутренняя форма, т.е. имманентный способ бытия объекта. Кроме того, Э. обретает в философии Платона онтологически самостоятельный статус: трансцендентный мир идей или синонимично мир Э. как совокупность абсолютных и совершенных образцов возможных вещей. Совершенство Э. (= идеи) обозначается у Платона через семантическую фигуру неподвижности его сущности (oysia), изначально равной самой себе (ср. с *Бытием* у элеатов, чья самодостаточность фиксировалась как неподвижность). Способом бытия Э., однако, является его воплощаемость и воплощенность во множественных предметах, структурированных в соответствии с его гештальтом (Э. как образец) и потому несущих в своей структуре и форме (Э. как вид) его образ (Э. как образ). В этом контексте взаимодействие между объектом и субъектом в процессе познания интерпретируется Платоном как общение (koinonia) между Э. объекта и душой субъекта, результатом чего является отпечаток Э. к душе человека, т.е. ноэма (noema) как осознанный Э., субъективный Э. объективного Э. (Парменид). В философии Аристотеля Э. мыслится как имманентный материальному субстрату объекта и неотделимый от последнего (в 19 в. этот акцент установки Аристотеля получил название гилеморфизма). Любые трансформации объекта трактуются Аристотелем как переход от лишенности того или иного Э. (акциденциальное небытие) к его обретению (акциденциальное становление). В систематике Аристотеля (в сфере логики и биологии) термин *Э.* употребляется также в значении *вид* как классификационная единица (*вид* как множество объектов определенного *вида* как способа организации) в соотношении с *родом* (genos). В аналогичном значении термин *Э.* употребляется также в традиции античной истории (Геродот, Фукидид). Стоицизм сближает понятие Э. с понятие логоса, акцентируя в нем креативное, организующее начало (*сперматический логос*). В рамках неоплатонизма Э. в исходном платоновском смысле атрибутируется Единому в качестве его *мыслей* (Альбин), Нусу как Демиургу (Плотин), а многочисленные Э. в аристотелевском смысле (как имманентные гештальты объектной организации) продуктам эманации. Семантика Э. как архетипической основы вещей актуализируется в средневековой философии: archetipium как прообраз вещей в мышлении Божьем в ортодоксальной схоластике (см. Ансельм Кентерберийский об исходном предбытии вещей как архетипов в разговоре Бога с самим собой, аналогичном предбытию художественного произведения в сознании мастера); Иоанн Дунс Скот о haecceitos (этовости) как предшествующей вещи ее самости, актуализирующейся в свободном креационном волеизъявлении Божьем) и в неортодоксальных направлениях схоластической мысли: концепция species (образ лат. эквивалент Э.) в позднем скотизме; презумпция visiones (мысленных образов у Николая Кузанского) и др. В позднеклассической и неклассической философии понятие Э. обретает второе дыхание: спекулятивные формы разворачивания содержания Абсолютной идеи до объективации ее в инобытии природы у Гегеля; учение Шопенгауэра о *мире разумных идей*; эйдология Гуссерля, где species мыслится в качестве интеллектуальной, но при этом конкретно данной абстракции как предмета *интеллектуальной интуиции*; концепция *идей* Э.И.Гайзера в неотомизме и др. В современной психологии термином *эйдетизм* обозначается характеристика феномена памяти, связанного с предельно яркой наглядностью фиксируемого предмета, в рамках которой представление практически не уступает непосредственному восприятию по критериям содержательной детальности и эмоционально-чувственной насыщенности. В современной постмодернистской философии с ее парадигмальными установками *постметафизического мышления* и *постмодернистской чувствительности* (см. Постметафизическое мышление, Постмодернистская чувствительность, Постмодернизм) понятие Э. оказывается в ряду тех, которые очевидно связаны с традицией метафизики и логоцентризма (см. Метафизика, Логоцентризм) и потому подвергаются радикальной критике. Особенно сокрушительной эта критика оказывается в контексте постмодернистской концепции симулякра (см. Симулякр, Симуляция) и конституируемой постмодернизмом *метафизики отсутствия*: так, Деррида непосредственно связывает традиционалистскую презумпцию *наличия вещи* со *взглядом на нее как на eidos*. (См. также Гилеморфизм.)

  1. эйдосгреч. idos вид образ термин античной философии и литературы первоначально обозначавший видимое или то что видно но постепенно получивший более глубокий смысл конкретная...Большая Советская энциклопедия II
  2. эйдосeidos общие особенности и характеристики идей а также основные социальные учреждения и действия конкретного общества. Этот относительно необычный термин внедрил Грегори ...Большой толковый социологический словарь
  3. эйдосeidos общие особенности и характеристики идей а также основные социальные учреждения и действия конкретного общества. Этот относительно необычный термин внедрил Грегори ...Большой толковый социологический словарь II
  4. эйдосгреч. eidos вид образ. термин древнегреческой философии илитературы первоначально как и идея означал видимое то чтовидно наружность Гомер затем конкретную явленность в...Большой энциклопедический словарь II
  5. эйдосЭЙДОС греч. eidos вид образ. термин древнегреческой философии и литературы первоначально как и идея означал видимое то что видно наружность Гомер затем конкретную явле...Большой Энциклопедический словарь V
  6. эйдостермин древнегреческой философии означающий вид образ. У Платона синоним термина идея....Глоссарий философских терминов
  7. эйдоссмысл сущности которая не оформляется телесно в мире но которая воплощает свои смысловые энергии в других вещах в том числе и телесно оформленных....Диалектика человеческого бытия
  8. эйдосгреческое eidos вид образ термин древнегреческой философии и литературы первоначально как и идея означал видимое то что видно наружность Гомер затем конкретную видимую ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  9. эйдослат. forma species этимологически тождественно рус. вид термин др.греч. философии и литры первоначально как и идея означал видимое то что видно внешность у Гомера по бол...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  10. эйдосЭЙДОСstrongгреч. eidos вид образ образец термин античной философии фиксирующий способ организации объекта а также категориальная структура средневековой и современной ф...История философии II
  11. эйдосНачальная форма Эйдос винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  12. эйдосот греч. eidos образ вид образ понятие идея. Начала современного естествознания. Тезаурус. РостовнаДону.В.Н. Савченко В.П. Смагин. Синонимы прообраз сущность явленност...Начала современного естествознания
  13. эйдосeidos вид форма образ в греческой литературе то что видно конкретная явленность форма в феноменологии Э. Гуссерля чистая сущность отвлеченная от всех фактических разли...Новая философская энциклопедия
  14. эйдосЭЙДОС греч. eidos вид образ образец термин античной философии фиксирующий способ организации объекта а также категориальная структура средневековой и современной филосо...Новейший философский словарь
  15. эйдосгреч. eidos вид образ образец термин античной философии фиксирующий способ организации объекта а также категориальная структура средневековой и современной философии ин...Новейший философский словарь II
  16. эйдосэйдос эйдос а...Орфографический словарь
  17. эйдосОрфографическая запись слова эйдос Ударение в слове эйдос Деление слова на слоги перенос слова эйдос Фонетическая транскрипция слова эйдос [эдас] Характеристика всех зву...Полный фонетический разбор слов
  18. эйдосКнижный магазин Эйдос. Режим работы . . без обеда. Разделы психологии Все разделы. Адрес Москва Старосадский пер. во дворе. Телефон ....Психологический словарь
  19. эйдосТермин древнегреческой философии. Первоначально обозначал внешний вид образ. В V в. до н.э. принимает значение близкое в виду как классификационной единице. У Демокрита у...Религиозные термины
  20. эйдосэйдос аСинонимы прообраз сущность явленность...Русский орфографический словарь
  21. эйдосэйдос...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  22. эйдосэйдосСинонимы прообраз сущность явленность...Русское словесное ударение
  23. эйдосвид образ термин древнегреческой философии и литературы первоначально означал видимое то что видно наружность Гомер затем конкретную жвленность видимую сущность Пармени...Словарь исторических терминов
  24. эйдосэйдос сущность явленность Словарь русских синонимов. эйдос сущ. колво синонимов прообраз сущность явленность Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы прообра...Словарь синонимов II
  25. эйдосэйдос сущность явленность...Словарь синонимов
  26. эйдослат. forma species этимологически тождественно рус. вид термин др.греч. философии. В дофилос. словоупотреблении начиная с Гомера и по большей части у досократиков внешний...Советский философский словарь
  27. эйдосот греч. eidos вид образ идея в феноменологии Гуссерля обозначает сущность всеобщее универсалию. Понятие Э. восходит к идеализму Платона в котором оно имело значение проо...Современная западная философия
  28. эйдосЭЙДОС греческое eidos вид образ термин древнегреческой философии и литературы первоначально как и идея означал видимое то что видно наружность Гомер затем конкретную ви...Современная энциклопедия
  29. эйдосЭЙДОС греч . eidos вид образ . термин древнегреческой философии и литературы первоначально как и идея означал видимое то что видно наружность Гомер затем конкретную явл...Современный энциклопедический словарь
  30. эйдосУдарение в слове эйдосУдарение падает на букву эБезударные гласные в слове эйдос...Ударение и правописание
  31. эйдосгреч. eidos вид образ облик идея чистая сущность сущностная структура феномена которая доступна в сущностном интуировании в созерцании сущности Оцените определение Отл...Феноменологическая философия науки - критический анализ
  32. эйдосв античной философии особенно у Платона и далее идеи первичные нематериальные прообразы вещей их духовные смыслы. Мир эйдосов идей особый мир первосущностей основание ...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  33. эйдосЭЙДОС от греч. eidos образ вид термин др.греч. философии и феноменологии Э. Гуссерля. Первоначально Э. внешний вид образ позднее вид как единица классификации. У Демо...Философская энциклопедия
  34. эйдосгреч. вид образ термин антич. философии и литры первоначально обозначавший видимое или то что видно но постепенно получивший более глубокий смысл конкретная явленност...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  35. эйдосгреч. eydos лат. forma species вид уже в Древней Греции имела место эволюция значения этого термина от внешнего вида внешняя форма к классификационной единице форма как...Философские категории
  36. эйдосот греч. eidos образ вид образ понятие идея. В феноменологии Гуссерля равнозначно сущности. Эйдетика или эйдология у Гуссерля учение об эйдосе эйдетические науки науки о ...Философский энциклопедический словарь II
  37. эйдосЭйс Эйдос Эйд Йод Эос...Электронный словарь анаграмм русского языка
  38. эйдосЭЙДОС греч. eidos вид образ образец термин античной философии фиксирующий способ организации объекта а также категориальная структура средневековой и современной филосо...Энциклопедия История философии
  39. эйдосЭЙДОС греч. eidos вид образ образец термин античной философии фиксирующий способ организации объекта...Энциклопедия История философии
  40. эйдосЭЙДОС греч. eioc вид облик термин древнегреч. философии означающий смысловые очертания предмета тип вид в таксономическом смысле. Обычное значение Э. внешний облик в ...Энциклопедия эпистемологии и философии науки