Философская энциклопедия

ЭЙДОС

ЭЙДОС
(от греч. eidos — образ, вид) — термин др.-греч. философии и феноменологии Э. Гуссерля. Первоначально Э. — внешний вид, образ, позднее — вид как единица классификации. У Демокрита — одно из обозначений атома. У Платона — синоним термина «идея», умопостигаемая форма, существующая отдельно от единичных вещей в качестве их определяющего начала. У Аристотеля — форма, неотделимая от материальной основы, или вид, противопоставляемый роду. В платонизме платоновские Э.-идеи становятся «мыслями бога», а аристотельские Э.-формы — умопостигаемыми сущностями вещей.
Гуссерль, вернувшийся к старому термину «Э.», обозначил им сущность, противоположную внешним ее проявлениям; эйдетика — учение о «чистых сущностях» или «идеальных формах» явлений сознания, рассматриваемых вне связи с реальной действительностью и эмпирической психологией.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

ЭЙДОС
(греч.,лат.forma, species, этимологически тождественнорус.«вид»), термин др.-греч.философии. В дофилос. словоупотреблении(начиная с Гомера)и по большей части у досократиков(внешний)«вид», «образ», однако уже в 5в.дон. э.(у Геродота 1,94 и Фукидида 2,50)засвидетельствовано значение, близкое к «виду» как классификационной единице. У Демокрита(В 167 = № 288 Лу.)— одно из обозначений «атома» [собственно «(геометрич.)форма», «фигура»]. У Платона(наряду с дофилос. значениями)— синоним термина «идея» , трансцендентная умопостигаемая форма, существующая отдельно от единичных вещей, которые к ней причастны(??), объект достоверногонауч.знания. Полемика Аристотеля против «отделимости» эйдосов-идей приводит к новому значению «(имманентной)формы», неотделимой от материального субстрата(см.Форма и материя, Гилеморфизм); в логике и биологии Аристотеля Э.— «вид»(species)как классификационная единица, подчинённая «роду» . В среднем платонизме осуществляется синтез: платоеич. эйдосы-идеи становятся «мыслями бога», аристотелич. эйдосы-формы — имманентными умопостигаемыми сущностями 2-го порядка, отражением идеи в материи(Альбин). Плотин сохраняет это различение, соотнося его со своей иерархией ипостасей: идеи помещаются в уме(ну-се), имманентные формы(которые Плотин вслед за стоиками называет также логосами] — в душе (псюхе).
В феноменологии Гуссерля Э.— чистая сущность, объект интеллектуальной интуиции.
EIse G. P., The terminology of the ideas, «Harvard Studies in Classical Philology»,1936, v. 47, p. 17—55; Brommеr Р., et . Etude semantique et chronologique des oeuvres de Platon, Assen,1940; С lasse n C. J., Sprachliche Deutung als Triebkraft platonischen und sokratischen Philosophierens,Munch.,1959; San do z С L, Les noms srera de la forme, [Bern, 1972],(о терминах i, , , , ?? );см.такжелит.к ст. Форма и материя.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

ЭЙДОС
(от греч. eidos – образ, вид)
образ, понятие, идея. ВфеноменологииГуссерля равнозначно сущности. Эйдетика, или эйдология у Гуссерля, – учение об эйдосе; эйдетические науки – науки о сущности в противоположность наукам о внешних фактах. К феноменологическому методу относится эйдетическая редукция (заключение в скобки) «мирового существования», т.е. того индивидуального существования созерцаемого предмета, которое определяется его местом в цепи природных явлений. Путем эйдетической редукции из поля зрения исключаются все относящиеся к предмету научные и ненаучные данные опыта, суждения, положения, оценки, так что сущность предмета становится свободной и познаваемой.

Философский энциклопедический словарь.2010.

ЭЙДОС
(греч. εἶδος – вид, образ) – термин антич. философии и лит-ры, первоначально обозначавший "видимое" или "то, что видно", но постепенно получивший более глубокий смысл – "конкретная явленность", "телесная или пластич. данность в мышлении". Уже у Гомера термин обозначал "наружность" и по преимуществу "прекрасную наружность". В антич. натурфилософии Э. понимался почти исключительно как "образ" (Эмпедокл – В 27, I, ср. 22, 7; 23, 5; 115, 7; Демокрит – А 82). Однако уже у Парменида Э. выступал не просто как то, что видно, но как сущность, правда, так или иначе видимая (29 А 15), а у Гиппократа Э., по-видимому, есть то, что мы могли бы назвать сконструированной сущностью (87В I). У софистов, кроме традиционного внешнего понимания (Георгий В 22), встречается еще формально логич. понимание Э. как видового понятия или разновидности сущности (Протагор А 16).
У Платона перемешиваются различные значения Э. – внешнее и внутреннее (напр., R. Р. IV 434 d, 435 с), внутренне-внешнее, мифолого-натурфилософское (кубич. Э. Земли, Tim. 55 е, пирамидальный Э. огня – 56 в и пр.) и т.д. вплоть до значения субстанциальной идеи, к-рое считается для него особенно характерным (см. учение об идеях в ст. Платон). У Аристотеля, кроме популярных значений, Э. употреблялся и в значении "формы". Для стоицизма и неоплатонизма также характерны разнообразные значения Э. (начиная с "наружности тела" и кончая самостоятельной субстанциальной идеей).
Т. обр., изучение этого термина свидетельствует о том, что в антич. философии самые абстрактные понятия связаны с телесно-пластич. интуициями.
В философии 20 в. у Гуссерля и представителей его школы этот термин, отчасти в лат. переводе species, означал наивысшую мыслит. абстракцию, к-рая тем не менее дана конкретно, наглядно и вполне самостоятельно. Здесь это тот же платоновский Э., но чисто мыслит. природы и исключающий к.-л. намек на субстанциальность (E. Husserl, Logische Untersuchungen, Bd 2, Tl 1, Halle, 1922, S. 216–24; Tl 2, S. 165–80; его же, Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie, Bd 1, Halle, 1922).
Лит.:Лосев Α. Φ., Антич. космос и совр. наука, М., 1927, с. 533–36; его же, Очерки антич. символизма и мифологии, M., 1930, с. 135–281; его же, Эстетич. терминология ранней греч. лит-ры, "Уч. зап. Моск. гос. пед. ин-та", 1954, т. 83, вып. 4, с. 128–30; Rittеr С., Neue Untersuchungen über Platon, Münch., 1910, S. 228–336; Cassirer Ε., Eidos und Eidolon. Das Problem des Schönen und der Kunst in Platons Dialogen, "Vorträge der Bibliothek Warburg", 2, 1922–1923, Lpz., 1924, S. 1–27; Else G. F., The terminology of the ideas, "Harvard studies in classical philology", 1936, v. 47, p. 17–55; Hartmann Ν., Zur Lehre vom Eidos bei Platon und Aristoteles, В., 1941.
А. Лосев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

ЭЙДОС
ЭЙДОС (греч. είδος, лат fonna, этимологическая тождественность русскому “вид”) — термин древнегреческой философии. В дофилософском словоупотреблении (начиная с Гомера) и по большей части у досократиков — (внешний) “вид”, “образ”, однако уже в 5 в. до н. э. (у Геродота 1,94 и Фукидида 2, 50) засвидетельствовано значение, близкое к “виду”, как классификационной единице. У Демокрита (В 167 = № 288 Лу.) — одно из обозначений “атома”, собственно “(геометрическая) форма”, “фигура”. У Платона (наряду с дофилософскими значениями) — синоним термина “идея” (Ιδέα), трансцендентная умопостигаемая форма, существующая отдельно от единичных вещей, которые к ней причастны (μέθεξις), объект достоверного научного знания. Полемика Аристотеля против “отделимости” эйдосов-идей приводит к новому значению “(имманентно) формы”, неотделимой от материального субстрата (см. Форма и материя, Гчлеморфизм); в логике и биологии Аристотеля эйдос — “вид” (species) как классификационная единица, подчиненная “роду” (γένος). В среднем платонизме осуществляется синтез: платонические эйдосы-идеи становятся “мыслями бога”, аристотелические эйдосы-формы — имманентными умопостигаемыми сущностями 2-го порядка, отражением идеи в материи (Альбин). Плотин сохраняет это различение, соотнося его со своей иерархией ипостасей: идеи помещаются в уме (нусе), имманентные формы (которые Плотин вслед за стоиками называет также логосами) — в душе (псюхе).
В феноменологии 1уссерля эйдосы — чистая сущность, объект интеллектуальной интуиции.
Лит.: Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии, т. 1. М., 1930; ElaseG. F. The Terminology of the Ideas.— “Harvard Studies m Classical Philology”, 1936, v. 47, p. 17—55; Classen С. J. Sprachliche Deutung als Triebkraft platonischen und sokratischen Philosophierens. Münch., 1959; SandozC. I. Les noms grecs de la forme. Bern, 1972.
А. В. Лебедев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


Синонимы:
прообраз, сущность, явленность


  1. эйдосгреч. idos вид образ термин античной философии и литературы первоначально обозначавший видимое или то что видно но постепенно получивший более глубокий смысл конкретная...Большая Советская энциклопедия II
  2. эйдосeidos общие особенности и характеристики идей а также основные социальные учреждения и действия конкретного общества. Этот относительно необычный термин внедрил Грегори ...Большой толковый социологический словарь
  3. эйдосeidos общие особенности и характеристики идей а также основные социальные учреждения и действия конкретного общества. Этот относительно необычный термин внедрил Грегори ...Большой толковый социологический словарь II
  4. эйдосгреч. eidos вид образ. термин древнегреческой философии илитературы первоначально как и идея означал видимое то чтовидно наружность Гомер затем конкретную явленность в...Большой энциклопедический словарь II
  5. эйдосЭЙДОС греч. eidos вид образ. термин древнегреческой философии и литературы первоначально как и идея означал видимое то что видно наружность Гомер затем конкретную явле...Большой Энциклопедический словарь V
  6. эйдостермин древнегреческой философии означающий вид образ. У Платона синоним термина идея....Глоссарий философских терминов
  7. эйдоссмысл сущности которая не оформляется телесно в мире но которая воплощает свои смысловые энергии в других вещах в том числе и телесно оформленных....Диалектика человеческого бытия
  8. эйдосгреческое eidos вид образ термин древнегреческой философии и литературы первоначально как и идея означал видимое то что видно наружность Гомер затем конкретную видимую ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  9. эйдослат. forma species этимологически тождественно рус. вид термин др.греч. философии и литры первоначально как и идея означал видимое то что видно внешность у Гомера по бол...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  10. эйдосгреч. eidos вид образ образец термин античной философии фиксирующий способ организации объекта а также категориальная структура средневековой и современной философии инте...История философии
  11. эйдосЭЙДОСstrongгреч. eidos вид образ образец термин античной философии фиксирующий способ организации объекта а также категориальная структура средневековой и современной ф...История философии II
  12. эйдосНачальная форма Эйдос винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  13. эйдосот греч. eidos образ вид образ понятие идея. Начала современного естествознания. Тезаурус. РостовнаДону.В.Н. Савченко В.П. Смагин. Синонимы прообраз сущность явленност...Начала современного естествознания
  14. эйдосeidos вид форма образ в греческой литературе то что видно конкретная явленность форма в феноменологии Э. Гуссерля чистая сущность отвлеченная от всех фактических разли...Новая философская энциклопедия
  15. эйдосЭЙДОС греч. eidos вид образ образец термин античной философии фиксирующий способ организации объекта а также категориальная структура средневековой и современной филосо...Новейший философский словарь
  16. эйдосгреч. eidos вид образ образец термин античной философии фиксирующий способ организации объекта а также категориальная структура средневековой и современной философии ин...Новейший философский словарь II
  17. эйдосэйдос эйдос а...Орфографический словарь
  18. эйдосОрфографическая запись слова эйдос Ударение в слове эйдос Деление слова на слоги перенос слова эйдос Фонетическая транскрипция слова эйдос [эдас] Характеристика всех зву...Полный фонетический разбор слов
  19. эйдосКнижный магазин Эйдос. Режим работы . . без обеда. Разделы психологии Все разделы. Адрес Москва Старосадский пер. во дворе. Телефон ....Психологический словарь
  20. эйдосТермин древнегреческой философии. Первоначально обозначал внешний вид образ. В V в. до н.э. принимает значение близкое в виду как классификационной единице. У Демокрита у...Религиозные термины
  21. эйдосэйдос аСинонимы прообраз сущность явленность...Русский орфографический словарь
  22. эйдосэйдос...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  23. эйдосэйдосСинонимы прообраз сущность явленность...Русское словесное ударение
  24. эйдосвид образ термин древнегреческой философии и литературы первоначально означал видимое то что видно наружность Гомер затем конкретную жвленность видимую сущность Пармени...Словарь исторических терминов
  25. эйдосэйдос сущность явленность Словарь русских синонимов. эйдос сущ. колво синонимов прообраз сущность явленность Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы прообра...Словарь синонимов II
  26. эйдосэйдос сущность явленность...Словарь синонимов
  27. эйдослат. forma species этимологически тождественно рус. вид термин др.греч. философии. В дофилос. словоупотреблении начиная с Гомера и по большей части у досократиков внешний...Советский философский словарь
  28. эйдосот греч. eidos вид образ идея в феноменологии Гуссерля обозначает сущность всеобщее универсалию. Понятие Э. восходит к идеализму Платона в котором оно имело значение проо...Современная западная философия
  29. эйдосЭЙДОС греческое eidos вид образ термин древнегреческой философии и литературы первоначально как и идея означал видимое то что видно наружность Гомер затем конкретную ви...Современная энциклопедия
  30. эйдосЭЙДОС греч . eidos вид образ . термин древнегреческой философии и литературы первоначально как и идея означал видимое то что видно наружность Гомер затем конкретную явл...Современный энциклопедический словарь
  31. эйдосУдарение в слове эйдосУдарение падает на букву эБезударные гласные в слове эйдос...Ударение и правописание
  32. эйдосгреч. eidos вид образ облик идея чистая сущность сущностная структура феномена которая доступна в сущностном интуировании в созерцании сущности Оцените определение Отл...Феноменологическая философия науки - критический анализ
  33. эйдосв античной философии особенно у Платона и далее идеи первичные нематериальные прообразы вещей их духовные смыслы. Мир эйдосов идей особый мир первосущностей основание ...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  34. эйдосгреч. вид образ термин антич. философии и литры первоначально обозначавший видимое или то что видно но постепенно получивший более глубокий смысл конкретная явленност...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  35. эйдосгреч. eydos лат. forma species вид уже в Древней Греции имела место эволюция значения этого термина от внешнего вида внешняя форма к классификационной единице форма как...Философские категории
  36. эйдосот греч. eidos образ вид образ понятие идея. В феноменологии Гуссерля равнозначно сущности. Эйдетика или эйдология у Гуссерля учение об эйдосе эйдетические науки науки о ...Философский энциклопедический словарь II
  37. эйдосЭйс Эйдос Эйд Йод Эос...Электронный словарь анаграмм русского языка
  38. эйдосЭЙДОС греч. eidos вид образ образец термин античной философии фиксирующий способ организации объекта а также категориальная структура средневековой и современной филосо...Энциклопедия История философии
  39. эйдосЭЙДОС греч. eidos вид образ образец термин античной философии фиксирующий способ организации объекта...Энциклопедия История философии
  40. эйдосЭЙДОС греч. eioc вид облик термин древнегреч. философии означающий смысловые очертания предмета тип вид в таксономическом смысле. Обычное значение Э. внешний облик в ...Энциклопедия эпистемологии и философии науки