История философии

РАЗЛИЧИЕ И ПОВТОРЕНИЕ

(*Difference et Repetition*, 1969) книга Делеза. По мысли автора, *обсуждаемый здесь сюжет явно присутствует в воздухе нашего времени. Можно выделить знаки этого явления: все более и более подчеркнутая ориентация Хайдеггера на философию онтологического Различия; применение структурализма, основанное на распределении различительных признаков в пространстве сосуществования; искусство современного романа, вращающееся вокруг различия и повторения не только в наиболее отвлеченных размышлениях, но и в результативных техниках; открытия в разнообразных областях присущей повторению силы, свойственной также бессознательному, языку, искусству. Все эти признаки могут быть отнесены на счет обобщенного антигегельянства: различие и повторение заняли место тождественного и отрицательного, тождества и противоречия. Происходит это потому, что различие не включает отрицание, позволяя довести себя до противоречия лишь в той мере, в которой его продолжают подчинять тождественному. Главенство тождества ... предопределяет собой мир представлений*. Современный же мир, по Делезу, есть мир симулякров. Все тождества только симулированы, возникая как оптический *эффект* более глубокой игры игры различия и повторения. У истоков *Р.иП.*, согласно Делезу, два направления исследований: 1) понятие различия без отрицания, ибо именно различие, не подчиненное тождественному, не дойдет до оппозиции и противоречия; 2) понятие повторения, когда физические, механические или голые повторения (повторение Одинакового) обнаруживают свою причину в более глубоких структурах скрытого повторения, где маскируется и смещается *дифференциальное*. Цель *Р.иП.* *выявить приближение к связности, не более присущей нам, людям, чем Богу или миру*. Согласно концепции *Р.иП.*, различие само по себе исключает всякую связь различного с различным, делавшую его мыслимым. Различие становится мыслимым, подчиняясь четырехстепенному принуждению представления: тождественности понятия, оппозиции предиката, аналогии в суждении, подобию в восприятии. В основании *классического мира репрезентации*, как отметил Фуко, лежат *четыре корня принципа разума*: тождественность понятия, отражающаяся в разуме (смысле) познания; оппозиция предиката, развивающаяся в разуме (смысле) того, что происходит; аналогия в суждении, распределенная в разуме (смысле) существования; подобное в восприятии, определяющее разум (смысл) действия. Переставая быть мыслимым, различие исчезает в небытии. Наибольшее усилие традиционной философии, согласно Делезу, было придать *представлению бесконечности*, распространить представление на слишком большое и слишком малое в различии. По мысли Делеза, гегелевское противоречие как бы доводит различие до конца; но это тупиковый путь, сводящий его к тождеству, придающий тождеству достаточность, позволяющую ему быть и быть мыслимым. Противоречие является наибольшим различием лишь по отношению к тождественному, в зависимости от тождественного. К различию же, акцентирует Делез, *весьма плохо применима альтернатива конечного и бесконечного в целом, как составляющая лишь антиномию представления*. Различение образца и копии первое строгое различение, установленное Платоном. Второе еще более глубокое различение самоей копии и фантазма. Копии у Платона основаны на связи с образцом, симулякры же дисквалифицируются как не выдержавшие испытания копией и требованием образца. Платоновское желание изгнать симулякр влечет за собой подчинение различия: образец может быть определен лишь посредством позиции тождества как сущности. Так как подобие внутреннее, нужно, чтобы сам образец обладал внутренней связью с бытием и истиной, в свою очередь, аналогичной образцу. Копию можно отличить от симулякра, лишь подчиняя различие инстанциям Одинакового, Подобного, Аналогичного и Противоположного. По Делезу, воспроизведение суть место трансцендентальной иллюзии: кульминацией в этом контексте выступает *позиция тождественности мыслящего субъекта как принципа тождественности понятия вообще*. Восстановить различие в мышлении значит развязать первый узел, состоящий в представлении о различии как тождестве понятия и мыслящего субъекта. По мнению Делеза, подчинение различия подобию, трактовка негативного как подчиненного различию в виде ограничения или оппозиции суть иллюзии, которые необходимо преодолеть. Суть дела в том, что бытие одновременно полная позитивность и чистое утверждение, но *есть и (не)бытие бытие проблематичного, бытие задач и вопросов, а вовсе не бытие негативного*. Подчинение же различия аналогии в суждении, по Делезу, также бесперспективно: тождественность понятия предстает лишь тождественностью неопределенного понятия, Бытия либо *Я существую*. Указанные иллюзии классической философии, по мысли Делеза, точно так же деформируют и *повторение*. Повторение традиционно представлено как полное подобие или высшее равенство; повторение представлено вне понятия как непонятийное различие, всегда предполагающее тождественное понятие. Итак, резюмирует Делез, тождественность понятия в представлении единым движением включает в себя различие и доходит до повторения. Повторение в итоге может тогда *получить лишь негативное объяснение*. Делез приводит пример: *Нечто (бессознательное) повторяет, потому что нечто (Я) вытесняет, потому что нечто (Оно) лишено припоминания, узнавания и самосознания...* Но ведь повторение не довольствуется умножением образцов, оно выводит концепт из себя, заставляя его существовать во множестве образцов. По Делезу, *состояние концепта вне себя, или бесконечно повторяющейся части осуществляется в материи. Вот почему модель повторения отождествляется с чистой материей как дроблением тождественного...* Как отмечает Делез, обоснование как компонент процедуры репрезентации не просто кладет ей начало и делает ее возможной, но и придает ей бесконечность. Ведь обосновывать, значит *определять неопределенное*. Репрезентация у Делеза *соединила индивидуацию с формой Я и материей мыслящего субъекта... Я для нее не только высшая форма индивидуации, но и принцип узнавания и идентификации любого индивидуального суждения, направленного на вещи... репрезентация требует, чтобы каждая индивидуальность была личной (Я), а каждая особенность индивидуальной (Мыслящий субъект)*. История репрезентации, история икон история длительного заблуждения философии. Как отметил Делез в *Предисловии*, *как можно писать иначе, как не о том, чего не знаешь или плохо знаешь? Воображают, что именно об этом и есть, что сказать. Берутся писать лишь в той точке знания, его высшей точке, которая разделяет наше знание и наше невежество и переводит одно в другое. Только так и решаются писать. Восполнить незнание значит лишь отложить письмо на завтра или, вернее, сделать его невозможным*.

  1. различие и повторениеРАЗЛИЧИЕ И ПОВТОРЕНИЕstrongDiffrence et Repetition книга Делеза. По мысли автора обсуждаемый здесь сюжет явно присутствует в воздухе нашего времени. Можно выделить знак...История философии II
  2. различие и повторениекнига Делеза Diffйrence et Repetition . По мысли Делеза обсуждаемый здесь сюжет явно присутствует в воздухе нашего времени. Можно выделить знаки этого явления все более и...Словарь постмодернизма
  3. различие и повторениеРАЗЛИЧИЕ И ПОВТОРЕНИЕ Difference et Repetition книга Делеза. По мысли автора обсуждаемый здесь сюжет явно присутствует в воздухе нашего времени. Можно выделить знаки эт...Энциклопедия История философии