История философии

УНИВЕРСАЛИИ

(лат. universalis общий) общие понятия. Проблема У. в историко-философской традиции связывает в единый семантический узел такие фундаментальные философские проблемы, как: проблема соотношения единичного и общего; проблема соотношения абстрактного и конкретного; проблема взаимосвязи денотата понятия с его десигнатом; проблема природы имени (онтологическая или конвенциальная); проблема онтологического статуса идеального конструкта; проблема соотношения бытия и мышления являясь фактически первой экземплификацией их недифференцированной постановки в едином проблемном комплексе с синкретичной семантикой. Вопрос о природе У. получил новое звучание в связи с интенцией на экспликацию содержания понятий *число*, *функция*, *переменная*, *бесконечно малая величина* и др. в математически ориентированном естествознании (Декарт, Спиноза, Лейбниц и Ньютон). Важный импульс фокусировки внимания на этой проблеме был задан конституированием теории множеств, основанной на презумпции подхода к множеству как ко множественности, мыслимой в качестве единого (Г. Кантор формулирует принцип нетождественности эмпирической множественности вещей множеству как эмпирически неартикулируемому феномену), на основе чего оформляется логический принцип абстракции и определение через абстракцию (свою философскую концепцию, семантически эквивалентную реализму в медиевальном его понимании, Кантор называет *платонизмом*). Данная позиция детерминирует формирование в культуре в качестве своей альтернативы такого направления логического обоснования математики, как эффективизм (Э.Борель, Р.Бэр, А.Лебег и др.), ориентированный на нормативную дифференциацию математических сущностей по критерию их онтологического статуса: и если понятия, имеющие объективное содержание (*гносеологический смысл*), имеют право на существование, то понятия, смысл которых сугубо субъективен, *вне математики*, ибо являются *только меткой для того, чтобы узнавать и отличать промежуточный шаг* соответствующей математической операции (Э.Борель). Предложенная эффективизмом программа очищения математики от понятий субъективного характера аналогична позитивистской программе очищения естествознания от *метафизических суждений*. Могут быть зафиксированы даже операциональные совпадения: процедура легитимации понятий в эффективизме, основанная на методе Гилберта и предполагающая в качестве своего критерия их непротиворечивость, фактически изоморфна доверификационной процедуре в позитивизме. Вместе с тем, если понятие эффективно, т.е. имеет объективное содержание, то возможные противоречия в системе, связанные с его легитимацией, не берутся в эффективизме в расчет. Аналогичным образом проблема У. артикулируется в конструктивизме и интуиционизме как *натуральных*, т.е. ориентированных на своего рода номинализм, моделях в противовес *платонизму* Кантора. Неклассический подход к проблеме У. закладывается в гносеологии Канта, основанной на трансцендентальной интерпретации объекта как созидаемого в познавательной процессуальности, базовыми элементами и формами которой и выступают У, артикулированные у Канта в качестве форм активности человеческого сознания вне реалистического объективизма статуса и вне номиналистической инспирированности объектом. Такая установка формирует традицию неклассической трактовки У, фокусируя такие ее акценты, как языковой и социально-коммуникативный. Так, Куайн трактует У. как лишенные онтологически детерминированного содержания их семантическая наполненность задается исключительно контекстом: *общие термины, например, *человек*, и может быть даже абстрактные единичные термины, такие, как *человечество* и *7*, осмыслены, по меньшей мере, поскольку они участвуют в утверждениях, которые, взятые как целое, истинны или ложны*. Позиция Куайна по проблеме У, определяемая им как *натурализм*, фундируется принципом *онтологической относительности*: знание об объекте, описанном в языке некой теории (Т1), может быть описано лишь в языке иной теории (Т2), а о нем можно говорить лишь в языке метатеории (T3) и т.д., проблема онтологического статуса У. трансформируется, таким образом, а проблему *взаимопереводимости языков*, осложненную допущением *стимульного значения* текста, т.е. конкретно-ситуативного комплекса обстоятельств, внешних по отношению к тексту, но тем не менее вызывающих установку на принятие или непринятие его. В этом семантическом поле онтологическая проблема как таковая утрачивает свой исходный смысл: *быть значит быть значением связанной переменной* (Куайн). Особый статус У. как средства демаркации объектов и объединения их в группы на основании не единства общего признака, а так называемых *семантических свойств*, формируется в теории языковых игр Витгенштейна, закладывающей основу современной трактовке языка как финальной семантически значимой онтологии (см. также Язык, Языковые игры). Если в классической лингвистике понятие *У* употреблялось для обозначения релевантных свойств языков и отношений между этими свойствами (И.Ф. Вардуль), то в современной лингвистике оно фиксирует внеязыковые онтологические структуры, стоящие за структурами грамматики (аналогичны *внеязыковые категории* О. Есперсена и *понятийные категории* И.И. Мещанинова), а также транслируемые культурой дискурсивные модели языкового performance (*лингвистические У.* у Хомского). В современной философии культуры понятие У. используется также в значении У. культуры, т.е. основ понимания мира и места человека в нем, имплицитно формирующихся у каждого индивида в таком процессе, как социализация, и служащих своего рода мыслительным инструментарием для человека каждой конкретной эпохи, задавая в своем историческом варьировании систему координат, исходя из которой человек воспринимает явления действительности и сводит их в своем сознании воедино. В У. культуры, таким образом, конституируется мировоззрение, специфичное для того или иного этапа культурной эволюции; У. не только играют наряду с чувственным опытом фундаментальную роль в когнитивных процедурах в качестве *полных комплексов ощущений* (Рассел), но и выступают инструментарием чувственно артикулированных мироощущения, мировосприятия, миропредставления и миропереживания (А.Лавджой). Набор культурных У. достаточно стабилен (мир, изменение, причина, целое и т.п. как У. объектного ряда; человек, счастье, государство, честь, справедливость и т.п. как У. субъектного ряда; познание, истина, деятельность и т.п. как У. субъект-объектного ряда), а их содержание специфицируется в различных традициях, задавая характерные для них системы символизма и дискурсивные практики (Кассирер, Делез и др.).

  1. универсалииУНИВЕРСАЛИИ от лат. universalis общий термин ср.век. философии обозначающий общие понятия или идеи. В споре об У. вв. выясняющем онтологич. статус общих понятий т. е. в...Большая советская энциклопедия
  2. универсалииот лат. universalis общий термин средневековой философии обозначающий общие понятия или идеи. В споре об У. вв. выясняющем онтологический статус общих понятий т. е. воп...Большая Советская энциклопедия II
  3. универсалииангл. universals нем. Universalien. Общие понятия....Большой толковый социологический словарь II
  4. универсалииот лат. universalis общий общие понятия. Онтологическийстатус универсалии одна из центральных проблем средневековой философииспор об универсалии вв. существуют ли уни...Большой энциклопедический словарь II
  5. универсалииУНИВЕРСАЛИИ от лат. universalis общий общие понятия. Онтологический статус универсалии одна из центральных проблем средневековой философии спор об универсалии вв. сущ...Большой Энциклопедический словарь V
  6. универсалииобщие понятия....Глоссарий философских терминов
  7. универсалиимнож. число от универсалия общие идеи или термины наличествующие в любом знании. Спор об универсалиях оживлявший собой средневековую философию касался природы общих идей ...Евразийская мудрость от А до Я
  8. универсалииот латинского universalis общий всеобщий общие понятия. Онтологический статус универсалий одна из центральных проблем средневековой философии спор об универсалиях вв...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  9. универсалииот лат. universalis общий общие понятия. Проблема У. связана с фундаментальными филос. проблемами соотношения единичного и общего см. Единичное Особенное и Общее абстра...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  10. универсалииУНИВЕРСАЛИИstrongлат. universalis общий общие понятия. Проблема У. в историкофилософской традиции связывает в единый семантический узел такие фундаментальные философски...История философии II
  11. универсалиив схоластике и позднее общие понятия описывающие существенные элементы признаки свойства определенных классов родов и видов вещей. Первым об универсалиях писал неоплатони...Краткий религиозно-философский словарь
  12. универсалииот лат. universalis общий всеобщий языковые свойства присущие всем языкам или большинству из них. Теория языковых У. рассматривает н определяет общие свойства всех чел...Лингвистический энциклопедический словарь
  13. универсалииУНИВЕРСАЛИИ лат. universalis общий общие понятия. Проблема У. в историкофилософской традиции связывает в единый семантический узел такие фундаментальные философские про...Новейший философский словарь
  14. универсалиилат. universalis общий общие понятия. Проблема У. в историкофилософской традиции связывает в единый семантический узел такие фундаментальные философские проблемы как пр...Новейший философский словарь II
  15. универсалиимнож. число от универсалия общие идеи или термины наличествующие в любом знании. Спор об универсалиях оживлявший собой средневековую философию касался природы общих идей ...Новый философский словарь
  16. универсалииунверсали...Російсько-український словник логіки
  17. универсалиизакономерности присущие всем яз. мира и человеч. яз. вообще. Хорошо известны мн. т. н. тривиальные У. типа все яз. являются звуковыми все яз. членораздельны любое выска...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  18. универсалииуниверсалийлер...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  19. универсалиимбебаптар...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  20. универсалииж мнu флсu истu universais mpl...Русско-португальский словарь
  21. универсалиимнож. число от универсалия общие идеи или термины наличествующие в любом знании. Спор об универсалиях оживлявший собой средневековую философию касался природы общих идей ...Сверхкраткий философский словарь
  22. универсалииУНИВЕРСАЛИИ [lt лат. universalis всеобщий] филос. общие места общие предметы предметы понятийных знаний имеющие только свойства общие данному классу предметов и имеющи...Словарь иностранных слов русского языка
  23. универсалииampLT лат.u universalis общийОбщие понятия в лингвистике У. языковые общие для всех языков свойства напр. во всех языках существует категория отрицания....Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  24. универсалииот лат. universalis общий общие понятия. Онтологический статус универсалии одна из центральных проблем средневековой философии спор об универсалиях XXIV вв. существуют ...Словарь по истории психологии
  25. универсалиилат. universalis общий общие понятия. Проблема У. в историкофилософской традиции связывает в единый семантический узел такие фундаментальные философские проблемы как пр...Словарь постмодернизма
  26. универсалииот лат. universalis общий общие понятия. В филос. проблеме онтологич. и гносеологич. статуса У. ставится вопрос о том что такое реальное бытие каким образом существует ид...Советский философский словарь
  27. универсалииУНИВЕРСАЛИИ от латинского universalis общий всеобщий общие понятия. Онтологический статус универсалий одна из центральных проблем средневековой философии спор об универ...Современная энциклопедия
  28. универсалииУНИВЕРСАЛИИ от лат . universalis общий общие понятия. Онтологический статус универсалии одна из центральных проблем средневековой философии спор об универсалии вв. сущ...Современный энциклопедический словарь
  29. универсалиисм. Схоластика....Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  30. универсалииобщий понятие обозначающее общие идеи в средневековой философии в споре между номиналистами и реалистами где шла речь о том являются ли они объективными реально существую...Тематический философский словарь
  31. универсалииуниверсалии [...Толковый словарь иностранных слов
  32. универсалииУНИВЕРСАЛИИ ий ед. алия и ас. спец. Совокупность понятийобщих для всех или многих языков но поразному в низ выражающихся.Универсалия залоговых отношений в языках разного ...Толковый словарь Ожегова
  33. универсалииуниверсалии универсалии ий ед. ч. алия и ж. спец. Совокупность понятий общих для всех или многих языков но поразному в них выражающихся. Универсалия залоговых отношений в...Толковый словарь русского языка II
  34. универсалииУНИВЕРСАЛИИ ий ед. алия и ас. спец. Совокупность понятий общих для всех или многих языков но поразному в низ выражающихся. Универсалия залоговых отношений в языках разног...Толковый словарь русского языка
  35. универсалииот лат. universalis общий относящийся к целому категории в которых фиксируются наиболее общие характеристики объекта или субъекта например человек общество сознание ист...Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура
  36. универсалииУНИВЕРСАЛИИ от лат. universalis общий общие понятия. В филос. проблеме онтологического и гносеологического статуса У. ставится вопрос о том что такое реальное бытие как...Философская энциклопедия
  37. универсалиигреч. лат. universale общее С т. зр. формальной логики У. суть общие термины общие имена или понятия в отличие от единичных постоянных термов. Отсюда обсуждавшаяся е...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  38. универсалииот лат. unlversalis общий в схоластике общие понятия идеи которые имея самостоятельный смысл существуют телесно до вещей Иоанн Скот Эриугена или в вещах Фома Аквинский ли...Философский энциклопедический словарь II
  39. универсалииот лат. unlversalis общий в схоластике общие понятия идеи которые имея самостоятельный смысл существуют телесно до вещей Иоанн Скот Эриугена или в вещах Фома Аквинский л...Философский энциклопедический словарь
  40. универсалииУНИВЕРСАЛИИ лат. universalis общий общие понятия. Проблема У. в историкофилософской традиции связывает в единый семантический узел такие фундаментальные философские про...Энциклопедия История философии
  41. универсалииУниверсалии культуры исторически обусловленная система понятий и способ осмысления мира где фиксируются свойственные данной культуре наиболее общие представления о челове...Энциклопедия культурологии
  42. универсалииангл. universals нем. Universalien. Общие понятия. Antinazi.Энциклопедия социологии...Энциклопедия социологии
  43. универсалииУНИВЕРСАЛИИ от лат. universus целый общий полный. . По одному из оснований имена естественного языка делят на единичные сингулярные и общие универсальные. Соответствие д...Энциклопедия эпистемологии и философии науки