История философии

ФЕЙЕРБАХ ЛЮДВИГ АНДРЕАС (1804 1872)

немецкий философ. Получил образование в Гейдельбергском и Берлинском университетах. (В Берлине после курса лекций Гегеля Ф. пишет отцу: *За четыре года я узнал от Гегеля больше, чем за два предыдущие года*.) В 1828 защитил диссертацию *О едином, всеобщем и бесконечном разуме*, выдержанную в духе гегелевского идеализма. После защиты приват-доцент Эрлангенского университета. В 1830 анонимно выходит в свет сочинение Ф. *Мысли о смерти и бессмертии*, в котором оспаривался тезис о личном бессмертии и загробной жизни, бессмертие закреплялось Ф. лишь за человечеством в целом. Аноним становится известен и начинаются гонения, для Ф. закрываются университетские кафедры. Ф. сотрудничает с журналами. В 1833 опубликовал первый том книги *История новой философии* (т. 2 вышел в 1837, т. 3 в 1838). Книга принесла предложения ряда журналов (*Берлинер Ярбухер* заказал Ф. рецензии на *Историю философии* Гегеля и *Философию права* Г.Шталя). Сотрудничество с журналами отложило отпечаток на стиль публикаций Ф. того времени (юмористические философские афоризмы *Писатель и человек*, 1834). Основные философские труды пишутся Ф. в деревне Брукберг, куда он переселился с семьей в 1837. Ф. провел там 24 года, покинув свое уединение лишь однажды для чтения лекций гейдельбергским студентам в 1848-1849. Важной вехой интеллектуальной биографии Ф. был разрыв с учением его наставника Гегеля. В 1839 Ф. была написана работа *К критике гегелевской философии*, за ней последовали: *Предварительные тезисы к реформе философии* (1842) и *Основные положения философии будущего* (1843), в которых Ф. критикует гегельянство в основном с материалистических позиций, резко выступая против тезиса о тождестве бытия и мышления. *Гегель начал с бытия, с понятия бытия, или с абстрактного бытия; так почему бы не начать с самого бытия, т.е. реального бытия*, отмечал Ф. И далее писал: *Спекуляция, выходящая за пределы человеческого, тщетна, как тщетно искусство, которое тужится изобразить нечто большее, чем просто человеческое тело, но ничего другого, кроме гротескных фигур, у него не получается...* (*К критике гегелевской философии*). Мир рассматривался Ф. как органическая целостность, в центре которой человек. Человек трактуется Ф. как единственный, универсальный и высший предмет философии, превращающейся тем самым в антропологию. Особое значение имела книга *Сущность христианства* (1841), переведенная на многие языки. В ней Ф. дает глубокий анализ религии как социокультурного феномена, стремясь *свести религию к антропологии*. По мысли Ф., религия сугубо человеческий факт. (Согласно Ф., *бесконечная или божественная сущность есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо*.) Что человек думает, какие исповедует принципы, таков его Бог. Собственная ценность человека формирует и ценность его Бога. Бог внутренний образ, сущность выраженного человека: *возвращение к самому себе есть открытое признание того, что сознание Бога это сознание вида*. Критика религии становится основной темой творчества Ф. Она фундировалась на определенных знаниях в области теологии (которой Ф. учился, пока не сделал выбор в пользу философии), которую как антинаучную теорию религии Ф. предлагал заменить *теономией*, рассматривающей достоверное знание о том, как человек создал Бога. Разгадку веры, согласно Ф., следует искать в глубинах человеческой психики, стремлении человека преодолеть собственную конечность и свое бессилие: *То, что человек думает о Боге, это осознание человеком самого себя*. Чувство зависимости и обусловило, по Ф., возникновение феномена религиозной веры. По Ф., *Бог это слеза любви, упавшая в самую потаенную глубь человеческой души, где и покоится тайна ее бессилия и ее ничтожества*. Антропологизм Ф. вел к построению Новой теологии, в которой Человек и есть Бог, т.е. предлагается преодолеть противопоставление посюстороннего (мирского) и потустороннего (трансцендентального) и, таким образом, выйти на осуществление всемирной мечты человечества создания *царства Божьего* на земле. (Как отмечал Ф., *моей первой мыслью был Бог, второй Разум, третьей и последней человек*.) В философии Ф. на место любви к Богу ставится любовь к Человеку: суть гуманизма, по Ф., *не верующие люди, а думающие, не молящиеся, а работающие, не стремящиеся в занебесье, а изучающие мир посюсторонний, не христиане полуживотные и полуангелы, а люди во всей полноте*. Последующие работы Ф.: *Сущность религии* (1845), *Теогония* (1857). Ф. конец жизни провел в нужде (после банкротства зятя вынужден был покинуть Брукберг в 1860). Философия Ф. получила различные интерпретации: марксизм признал ее одним из своих источников, подчеркивая материализм и атеизм, а немарксистские историки философии считают ее предшественницей философской антропологии.