Философская Энциклопедия (в 5 томах)

УНИВЕРСАЛИИ

греч. ?? ???, лат. universale – общее) – 1) С т. зр. формальной логики У. суть общие термины (общие имена или понятия) в отличие от единичных (постоянных) термов. Отсюда обсуждавшаяся еще Аристотелем роль У. как предикатов (сказуемых в суждениях). Деление У. по степени общности на "роды" и "виды" (см. Деление объема понятия, Род в логике) стало основой теорий определения (традиционной) и классификации, также идущих от Аристотеля: предикабилии Порфирия – это модификация аристотелевского учения о категориях. 2) Филос. проблематика У. является предметом особого, не грамматического (о синтаксич. роли У. в предложениях) и не логического (в пределах учения о понятиях), обсуждения вопроса о т.н. абстрактных объектах – центрального уже для др.-греч. философии. Полагая, что всякому имени, в том числе и общему, должна соответствовать своя вещь – реальность, греки пытались ответить на вопрос: какая реальность "общему" соответствует в онтологич. смысле – в бытии? Напр., согласно Платону, "общему" мышления соответствует "само по себе общее" как вещь в сверхчувств. бытии, в мире особого рода реальных идеальных вещей, к-рые "выше пределов сущности", т.е. всего того, что наз. вещью в чувств. мире. Согласно Аристотелю, У. суть "вторые сущности" (???????? ??????) и онтологически (в смысле их реальности), и гносеологически (в смысле их познавания) производные от "первых сущностей" (?????? ??????) – индивидов, реальное существование к-рых устанавливается непосредственно в чувств. опыте. Вопрос об онтологич. статусе У. (об их "реальном существовании" – не в языке и не в мышлении, а объективно!) через Порфирия и Боэция перешел в схоластику, стал ее осн. филос. темой (в известном смысле – ср.-век. вариантом вопроса о тождестве мышления и бытия) и породил три осн. формы учения об У.: реализм, концептуализм и номинализм. В антич. философии проблема У. ставилась, как правило, на научной (в основном математической) почве; в схоластической – на теологической. В новой философии с ее господствующей идеей математич. рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.) проблема У. вновь актуализировалась в науч. контексте по мере развития аналитич. геометрии и матем. анализа, напр., уже при первых попытках выяснить значение понятий "число", "переменная величина", "функция", "предел" (ср., напр., позиции Ньютона и Лейбница по вопросу о "природе" бесконечно малых). Однако решающим фактором "возрождения" проблемы У. с собственно научным содержанием и значением, с одной стороны, и традиционно философским – с другой, следует считать теорию множеств: постулируя множество в качестве филос. сущности как "многое, мыслимое как единое", Г. Кантор предложил отличать интуитивно ясный эмпирич. факт наличия многих вещей – множественности – от множества как единой вещи, к-рая уже не является эмпирич. фактом, и потому – вопреки весьма распространенному мнению – не может быть проиллюстрирована на примере. Переход от множественности вещей, к-рая сама вовсе не является вещью, к множеству их, как "абстрактной вещи", стал априорным принципом (см. Принцип абстракции) канторовского учения о множествах, предпосылкой и основой его "платонизма". Именно этим переходом Кантор возродил теорию ср.-век. реализма на почве самой точной науки – математики, а одновременно – и филос. споры об У. (До него это же сделал Б. Больцано своим понятием "истинно бесконечного" множества, основанном на абстракции актуальной бесконечности.) Поскольку теорию множеств стали рассматривать (и не без основания) в качестве фундамента всей математики и даже логики, возникло определенное "...чувство беспокойства относительно зависимости чистой логики и математики от онтологии платонизма..." (Beth ?. W., The foundations of mathematics, Amst., 1959, p. 471). Последовавшая критика привела, с одной стороны, к эффективизму, интуиционизму и конструктивному направлению в математике и логике, с др. стороны – к тому варианту совр. номинализма, к-рый предпринял попытку найти для основных "платонистских" абстракций канторовской теории множеств интерпретацию, в какой-то мере согласующуюся с позицией традиц. номинализма, иначе говоря, – "исключить" эти абстракции путем их номиналистич. истолкования. Примером того, сколь далеко идущими оказались для математики филос. разногласия по поводу У., может служить возникший в связи с этими разногласиями – и не разрешенный до сих пор! – кризис оснований математики. См. также ст. Логицизм и Номинализм в совр. филос. основаниях математики. Лит.: Жегалкин И. И., Трансфинитные числа, М., 1907; Карнап Р., Значение и необходимость, пер. с англ., М., 1959, приложение А; Котарбиньский Т., Избр. произв., пер. с польск., М., 1963, гл. 9; Яновская С. ?., Проблемы введения и исключения абстракций более высоких (чем первый) порядков, в сб.: The foundation of statements ana decisions, Warsz., 1965; Френкель ?., Бар-Хиллел И., Основания теории множеств, пер. с англ., М., 1966, гл. 5, § 8; ?вачев Л. ?., Математика и семантика. Номинализм как интерпретация математики, К., 1966; ?узавин Г. И., О природе математич. знания, М., 1968, гл. 5; Russell В., Introduction to mathematical philosophy, L.–N. Y., 1924; Ramsey F. P., Universals, "Mind", 1925, v. 34, No 136; Bernays P., Sur le platonisme dans les mathematiques, "Enseignement Math. ", 1935, v. 34, No 8; Aarоn R. I., Theory of universals, ?. ?., 1952; Boche?ski I. M. [a. о.], The problem of universals, Notre Dame, [1956]. M. Новоселов. Москва.

  1. универсалииУНИВЕРСАЛИИ от лат. universalis общий термин ср.век. философии обозначающий общие понятия или идеи. В споре об У. вв. выясняющем онтологич. статус общих понятий т. е. в...Большая советская энциклопедия
  2. универсалииот лат. universalis общий термин средневековой философии обозначающий общие понятия или идеи. В споре об У. вв. выясняющем онтологический статус общих понятий т. е. воп...Большая Советская энциклопедия II
  3. универсалииангл. universals нем. Universalien. Общие понятия....Большой толковый социологический словарь II
  4. универсалииот лат. universalis общий общие понятия. Онтологическийстатус универсалии одна из центральных проблем средневековой философииспор об универсалии вв. существуют ли уни...Большой энциклопедический словарь II
  5. универсалииУНИВЕРСАЛИИ от лат. universalis общий общие понятия. Онтологический статус универсалии одна из центральных проблем средневековой философии спор об универсалии вв. сущ...Большой Энциклопедический словарь V
  6. универсалииобщие понятия....Глоссарий философских терминов
  7. универсалиимнож. число от универсалия общие идеи или термины наличествующие в любом знании. Спор об универсалиях оживлявший собой средневековую философию касался природы общих идей ...Евразийская мудрость от А до Я
  8. универсалииот латинского universalis общий всеобщий общие понятия. Онтологический статус универсалий одна из центральных проблем средневековой философии спор об универсалиях вв...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  9. универсалииот лат. universalis общий общие понятия. Проблема У. связана с фундаментальными филос. проблемами соотношения единичного и общего см. Единичное Особенное и Общее абстра...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  10. универсалиилат. universalis общий общие понятия. Проблема У. в историкофилософской традиции связывает в единый семантический узел такие фундаментальные философские проблемы как проб...История философии
  11. универсалииУНИВЕРСАЛИИstrongлат. universalis общий общие понятия. Проблема У. в историкофилософской традиции связывает в единый семантический узел такие фундаментальные философски...История философии II
  12. универсалиив схоластике и позднее общие понятия описывающие существенные элементы признаки свойства определенных классов родов и видов вещей. Первым об универсалиях писал неоплатони...Краткий религиозно-философский словарь
  13. универсалииот лат. universalis общий всеобщий языковые свойства присущие всем языкам или большинству из них. Теория языковых У. рассматривает н определяет общие свойства всех чел...Лингвистический энциклопедический словарь
  14. универсалииУНИВЕРСАЛИИ лат. universalis общий общие понятия. Проблема У. в историкофилософской традиции связывает в единый семантический узел такие фундаментальные философские про...Новейший философский словарь
  15. универсалиилат. universalis общий общие понятия. Проблема У. в историкофилософской традиции связывает в единый семантический узел такие фундаментальные философские проблемы как пр...Новейший философский словарь II
  16. универсалиимнож. число от универсалия общие идеи или термины наличествующие в любом знании. Спор об универсалиях оживлявший собой средневековую философию касался природы общих идей ...Новый философский словарь
  17. универсалииунверсали...Російсько-український словник логіки
  18. универсалиизакономерности присущие всем яз. мира и человеч. яз. вообще. Хорошо известны мн. т. н. тривиальные У. типа все яз. являются звуковыми все яз. членораздельны любое выска...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  19. универсалииуниверсалийлер...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  20. универсалиимбебаптар...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  21. универсалииж мнu флсu истu universais mpl...Русско-португальский словарь
  22. универсалиимнож. число от универсалия общие идеи или термины наличествующие в любом знании. Спор об универсалиях оживлявший собой средневековую философию касался природы общих идей ...Сверхкраткий философский словарь
  23. универсалииУНИВЕРСАЛИИ [lt лат. universalis всеобщий] филос. общие места общие предметы предметы понятийных знаний имеющие только свойства общие данному классу предметов и имеющи...Словарь иностранных слов русского языка
  24. универсалииampLT лат.u universalis общийОбщие понятия в лингвистике У. языковые общие для всех языков свойства напр. во всех языках существует категория отрицания....Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  25. универсалииот лат. universalis общий общие понятия. Онтологический статус универсалии одна из центральных проблем средневековой философии спор об универсалиях XXIV вв. существуют ...Словарь по истории психологии
  26. универсалиилат. universalis общий общие понятия. Проблема У. в историкофилософской традиции связывает в единый семантический узел такие фундаментальные философские проблемы как пр...Словарь постмодернизма
  27. универсалииот лат. universalis общий общие понятия. В филос. проблеме онтологич. и гносеологич. статуса У. ставится вопрос о том что такое реальное бытие каким образом существует ид...Советский философский словарь
  28. универсалииУНИВЕРСАЛИИ от латинского universalis общий всеобщий общие понятия. Онтологический статус универсалий одна из центральных проблем средневековой философии спор об универ...Современная энциклопедия
  29. универсалииУНИВЕРСАЛИИ от лат . universalis общий общие понятия. Онтологический статус универсалии одна из центральных проблем средневековой философии спор об универсалии вв. сущ...Современный энциклопедический словарь
  30. универсалиисм. Схоластика....Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  31. универсалииобщий понятие обозначающее общие идеи в средневековой философии в споре между номиналистами и реалистами где шла речь о том являются ли они объективными реально существую...Тематический философский словарь
  32. универсалииуниверсалии [...Толковый словарь иностранных слов
  33. универсалииУНИВЕРСАЛИИ ий ед. алия и ас. спец. Совокупность понятийобщих для всех или многих языков но поразному в низ выражающихся.Универсалия залоговых отношений в языках разного ...Толковый словарь Ожегова
  34. универсалииуниверсалии универсалии ий ед. ч. алия и ж. спец. Совокупность понятий общих для всех или многих языков но поразному в них выражающихся. Универсалия залоговых отношений в...Толковый словарь русского языка II
  35. универсалииУНИВЕРСАЛИИ ий ед. алия и ас. спец. Совокупность понятий общих для всех или многих языков но поразному в низ выражающихся. Универсалия залоговых отношений в языках разног...Толковый словарь русского языка
  36. универсалииот лат. universalis общий относящийся к целому категории в которых фиксируются наиболее общие характеристики объекта или субъекта например человек общество сознание ист...Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура
  37. универсалииУНИВЕРСАЛИИ от лат. universalis общий общие понятия. В филос. проблеме онтологического и гносеологического статуса У. ставится вопрос о том что такое реальное бытие как...Философская энциклопедия
  38. универсалииот лат. unlversalis общий в схоластике общие понятия идеи которые имея самостоятельный смысл существуют телесно до вещей Иоанн Скот Эриугена или в вещах Фома Аквинский ли...Философский энциклопедический словарь II
  39. универсалииот лат. unlversalis общий в схоластике общие понятия идеи которые имея самостоятельный смысл существуют телесно до вещей Иоанн Скот Эриугена или в вещах Фома Аквинский л...Философский энциклопедический словарь
  40. универсалииУНИВЕРСАЛИИ лат. universalis общий общие понятия. Проблема У. в историкофилософской традиции связывает в единый семантический узел такие фундаментальные философские про...Энциклопедия История философии
  41. универсалииУниверсалии культуры исторически обусловленная система понятий и способ осмысления мира где фиксируются свойственные данной культуре наиболее общие представления о челове...Энциклопедия культурологии
  42. универсалииангл. universals нем. Universalien. Общие понятия. Antinazi.Энциклопедия социологии...Энциклопедия социологии
  43. универсалииУНИВЕРСАЛИИ от лат. universus целый общий полный. . По одному из оснований имена естественного языка делят на единичные сингулярные и общие универсальные. Соответствие д...Энциклопедия эпистемологии и философии науки