История философии

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ

марксистская интерпретация фундаментальной проблематики, фундирующей философское знание, а именно проблемы соотношения бытия и сознания. Конституирование категориальных средств философии как рациональное осмысление и экспликация содержания универсалий культуры объектного, субъектного и субъект-объектного рядов (см. Универсалии, Философия) задает мировоззренческую размерность философской проблематике: проблема места человека в мире артикулируется в философии как проблема соотношения бытия и сознания. Именно в проблемном контексте *О.В.Ф.* был впервые эксплицитно сформулирован в рамках французского Просвещения; в философии Гегеля осмыслен как *разрешение противоположности между бытием и сознанием*. В целом, немецкая философия конца 18 середины 19 в. рассматривала фокусируемую *О.В.Ф.* проблему как фундаментальную для философской традиции: *вся история философии вращается вокруг вопроса... об отношении духовного к материальному* (Фейербах). Однако важно, что означенная постановка *О.В.Ф.* в домарксистской философии не лишает его логического статуса проблемы, т.е. не деформирует специфику философского мышления как мышления по определению проблемного, организующего себя в качестве интеллектуального движения в пространстве непреходяще значимых (и в этом смысле *вечных*), культурно аранжированных, т.е. по-новому ставящихся каждой исторической эпохой (и в этом смысле *нерешаемых*), проблем. В рамках марксизма *О.В.Ф.* приобрел принципиальный смысл и аксиологическую нагруженность. В его содержании было выделено два аспекта (*две стороны *О.В.Ф.*): генетический аспект соотношения материи и сознания (так называемый вопрос о первичности) и функциональный (вопрос о познаваемости мира). Аксиологическая акцентировка марксизмом материализма в генетическом, а также гносеологического оптимизма в функциональном планах *О.В.Ф.* имплицитно задают артикуляцию последнего именно как вопроса, т.е. такой логической формы, которая в отличие от проблемы предполагает возможность не только исчерпывающе финального, но и правильного ответа (см. соответствующее придание инвективной семантики самим понятиям идеализма и скептицизма в марксизме). Такой подход к философии инспирирует ее редукцию к доктринальному учению, продуцируя такие модусы ее существования, как программно-концептуальные кодексы и вопросно-ответная катехитика: от первых ее моделей у Энгельса до классического варианта в посвященном философии разделе *Краткого курса истории ВКП(б)* у И.Сталина. (См. *Скандал в философии*.) В проблемной же своей постановке *О.В.Ф.* сохраняет свое конститутивное значение: в ответ на сформулированную К.Глюксманом оценку его позиции на конференции в Клюни (1970) как *недооценивающей, чтобы не сказать отменяющей борьбу материализма и идеализма*, Деррида возражает в том плане, что *значение этого невозможно переоценить*. Наряду с этим, постмодернизм существенно трансформирует содержание *О.В.Ф.* в русле характерного для постмодернистской парадигмы отказа от референциальной концепции знака и ориентации на *игровой принцип* аргументации (Деррида) и *игры истины* (Фуко). Так, по формулировке Фуко, *основной вопрос философии, понимаемый как вопрос о духовности, заключается в следующем: что представляют собой преобразования, совершаемые в бытии субъекта, необходимые для достижения истины?* При условии, что философия как таковая трактуется как *форма мысли, которая... задается вопросом, что позволяет субъекту постигать истину* (Фуко). Однако, в целом, в философии постмодернизма с ее презумпцией отказа от линейного типа детерминизма центральным объектом аналитики становится отдельное *событие* (Фуко), *сингулярность* (Делез), *интенсивность* (П.Вирилио) и т.п. Принципиально единичные и уникальные события обладают особым статусом бытия, не предполагающим их артикуляции ни в качестве материальных, ни в качестве идеальных, статусом *эффекта* (Фуко): *событие всегда производит эффект и является эффектом*. В этом отношении *философия события*, с точки зрения Фуко, *должна была бы двигаться в парадоксальном направлении, в направлении материализма бестелесности*. В этом контексте радикального постмодернистского отказа от метафизики и универсальной номадологической ориентации происходит смещение в акцентуации содержания *О.В.Ф.*. В русле установок постмодернистски истолкованной генеалогии Фуко определяет в качестве центрального *вопроса философии* вопрос *о настоящем*. По определению Фуко, *вопросом философии долгое время было: *В этом мире, где все гибнет, что есть не-преходящего? Что мы суть мы, которые должны умереть, в отношении к тому, что не проходит? Мне кажется, что начиная с XIX века, философия непрестанно приближается к вопросу: *Что происходит теперь, и что такое мы мы, которые, быть может, суть не что иное и не более, чем то, что происходит теперь?*. Вопрос философии это вопрос об этом настоящем, которое и есть мы сами*. (См. также Номадология, Генеалогия, Настоящее, Эон.)

  1. основной вопрос философииОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ вопрос об отношении сознания к бытию духовного к материальному вообще. Составляет исходный пункт филос. исследования в силу чего то или иное реш...Большая советская энциклопедия
  2. основной вопрос философиивопрос об отношении сознания к бытию духовного к материальному вообще. Составляет исходный пункт философского исследования в силу чего то или иное решение этого вопроса м...Большая Советская энциклопедия II
  3. основной вопрос философииОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИstrongмарксистская интерпретация фундаментальной проблематики фундирующей философское знание а именно проблемы соотношения бытия и сознания. Кон...История философии II
  4. основной вопрос философииу А.Камю стоит жить или не стоит Ответ Я бунтую следовательно мы существуем. См. МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ БУНТ. Сравн. с ответом Э.Мунье Я люблю значит существует бытие и жизнь сто...Краткий религиозно-философский словарь
  5. основной вопрос философиивечная проблема соотношения двух реальностей реальности которую человек способен воспринимать при помощи своих органов чувств видимого мира и реальности принципиально н...Новая философская энциклопедия
  6. основной вопрос философииОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ марксистская интерпретация фундаментальной проблематики фундирующей философское знание а именно проблемы соотношения бытия и сознания. Констит...Новейший философский словарь
  7. "основной вопрос философии"марксистская интерпретация фундаментальной проблематики фундирующей философское знание а именно проблемы соотношения бытия и сознания. Конституирование категориальных ср...Новейший философский словарь II
  8. основной вопрос философииоб отношении мышления к бытию. В зависимости от первичности материи и сознания философы делятся на два принципиальных лагеря материалисты и идеалисты в зависимости от тог...Словарь исторических терминов
  9. основной вопрос философиимарксистская интерпретация фундаментальной проблематики фундирующей философское знание а именно проблемы соотношения бытия и сознания. Конституирование категориальных ср...Словарь постмодернизма
  10. основной вопрос философиивопрос об отношении сознания к бытию духовного к материальному вообще. То или иное решение этого вопроса материалистическое идеалистическое дуалистическое образует основу...Советский философский словарь
  11. основной вопрос философииКак устроен наш мир Другого основного вопроса у философии быть не может....Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  12. основной вопрос философииОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ вопрос об отношении сознания к бытию духовного к материальному вообще. То или иное решение этого вопроса материалистическое идеалистическое дуал...Философская энциклопедия
  13. основной вопрос философиивопрос об отношении мышления к бытию. Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому как отвечали они на этот вопрос Энгельс . см. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  14. основной вопрос философиивопрос об отношении сознания к бытию духовного к материальному решение крого предопределяет поляризацию философских учений их принадлежность к одному из двух гл. направле...Философский энциклопедический словарь
  15. основной вопрос философииОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ марксистская интерпретация фундаментальной проблематики фундирующей философское знание а имен но проблемы соотношения бытия и сознания. Консти...Энциклопедия История философии