Индуизм

УПАНИШАДЫ


произведения, составляющие завершающий цикл канонич. свода Вед, сложившийся в осн. в VII—VI вв. до н. э.; объединяется с араньяками названием Веданта. Слово "упанишад" означает "сокровенное учение" (букв, подсаживание (ученика к учителю)), доступное лишь избранным. Выделяют 6 древнейших прозаич. У.: "Брихадараньяка", "Чхандогья", "Тайттирия", "Айтарея", "Каушитаки" и "Кена" (наполовину стихотворная). Позднее сложились стихотворные "Катхака", "Иша", "Шветашватара", "Мундака" и "Маха-Нараяна", еще позднее — прозаич. "Прашна", "Майтраяния" и "Мандукья". Название У. носит еще около 200 произведений, но они создавались много позже (на всем протяжении ср. веков) в подражание древним У. Формально У. продолжают традицию Вед, но содержание их не ограничивается ритуальными, мифологич. и космогонич. темами предшествующей лит-ры. Не отрицая традиционные ритуальные толкования брахман и развивая их, они проповедуют новые идеи и учения, основывающиеся на положении о предпочтении "внешнему" ритуалу "внутреннего", отвечающего "должному почитанию" (упасана) божества. Внимание сосредоточивается на символике обряда, и У. посвящены уже не столько толкованию правил ритуальных действий, сколько отвлеченным от него и более глубоким проблемам мироздания и человеч. бытия. С У. начинается развитие философской и научной мысли древней Индии. Центральными в учениях У. становятся разрабатываемые в них понятия Брахмана и Атмана. Первое эволюционирует от ранних текстов Вед, где оно означает "свящ. слово", до отвлеченного понятия "божественной сущности мироздания", первопричины бытия, в У. приобретая значение, близкое философскому понятию Абсолюта. В "Брихадараньяке" Брахман определяется как высшая реальность, неописуемая в позитивных выражениях, единственное действительное, существующее за внешними явлениями мира, в к-рых оно выражается. С ним сопоставляется в У. Атман ("душа", в санскрите также возвратное местоимение, означающее "себя", собственное существо в противопоставлении внешнему миру); это — сокровенная сущность человека, к-рая остается, если отвлечься от всего внешнего, включая органы чувств.Она бессмертна и остается, когда после смерти тела чувства и мысль и органы их исчезают, растворяясь в стихиях. В основе учения У. — идея тождества Брахмана с Атманом; в "Чхандогье" она выражена сжато в изречении мудреца Уддалаки Аруни: "ты еси то " (тат твам аси), т. е. все, что тебя окружает, едино с тобою. С этим положением тесно связано в У. учение о карме, к-рое составляет впоследствии самую характерную черту инд. религий. Карма (букв, деяние) — то, что остается от человека после смерти и физического исчезновения.
В У. развивается восходящее к "Ригведе" представление о двух путях после смерти. Знание истины (постижение тождества Брахмана и Атмана) ведет после смерти "путем богов" (дэваяна) в мир вечного блаженства (мир Брахмана, Брахмалока), откуда нет возврата. Ограничивающиеся предписанной обрядностью идут "путем предков" (питрияна) и после ряда превращений возвращаются в круговорот бытия (мир сансары), чтобы прожить новую жизнь, вновь умереть и вновь родиться, если остается необретенной высшая истина. Новое рождение на более высокой или более низкой ступени в иерархии мирского существования (в нее кроме людей включаются и небожители и животные) зависит от кармы — итога добрых и дурных деяний в предшествующей жизни. Новые учения У. еще связаны в своем становлении с древними мифологич. представлениями. К ним восходит получающее развитие в У. магическое учение о дыхании-ветре (прана) как единственном божественном начале, дающем жизнь и движение природе; в дальнейшем это животворное начало рассматривается как один из аспектов Атмана. С Атманом отождествляется также переосмысляемое в У. понятие пуруши, к-рый рассматривается как некая всепроникающая субстанция, одушевляющий живые существа принцип (также отождествляется с праной). Важное место занимает в У. неразрывно связанное с ритуальной символикой учение Праваханы Джайвали о "пяти огнях" (панча-агни-видья), сакрализующее рождение человека и объединяющее его с природными процессами. Учение Уддалаки о карме в "Чхандогье" основывается на космогонич. теории, утверждающей начало вещей в "Сущем" (cam), к-рому противопоставляется "He-сущее" (асат), возвращение к "Сущему" и заключает в себе тайну посмертной судьбы человека. В У. исследователи отмечают и отражение наивно-материалистич. или гилозоистических представлений о мироздании, восходящих к древнейшей эпохе. В "Чхандогье" приводится материалистич. толкование понятия Атмана; в "Шветашватаре" упоминается космогонич. теория, согласно к-рой мир возник в силу "собственной природы" (свабхава), в чем усматривают зарождение концепции "естественного закона". С др. стороны, утверждение тождества Атмана Брахману породило опасность отрыва познающей мысли от реальности окружающего мира. Атман как чистое сознание провозглашается в У. единственной реальностью и единственным объектом познания; Брахман, с ним отождествляемый, признается между тем непознаваемым в конечном итоге. В "Брихадараньяке" Яджнавалкья отрицает возможность позитивного познания Атмана, поскольку она предполагает "двойственность", к-рая исключается признанием единственной реальности познающего духа. Мудрец обращается к мистич. формам познания и ищет освобождение от власти вселенского неведения (авидья) в сновидениях; здесь усматривают предпосылки к развитию позднее учения о йоге. Учения У. окончательно подрывают архаический политеизм ранних Вед и дают основание для развития идеи единого бога, к-рый понимается как персонифицированный аспект Брахмана. В "Шветашватаре" Брахман отождествляется с богом Рудрой (Ишварой,см.ШИВА), к-рый признается творцом мира, всеведущим и всемогущим, охраняющим целостность вселенной. В нек-рых текстах У. высшая объективная реальность, выступающая как зародыш всего существующего (Хиранъягарбха) и творческое начало (Ишвара, букв. Владыка) мыслится одновр. как безличный принцип и как божественная личность. После изжившей себя обрядовой схоластики брахман У. знаменуют определенный подъем в развитии духовной культуры в новую историческую эпоху, когда доминирование жреческой идеологии преодолевается более свободным поиском мысли, проникающей в тайны мироздания. Тексты У. отмечены яркой образностью языка, подчиненной проповедническому пафосу внушения новых идей и провозглашения высшей ценности знания. Средствами выражения этих идей служат многочисл. метафоры и сравнения, переходящие в отождествления, звуковая символика; широко используются параллелизмы и повторы. Догматич. тексты объединяются повествовательным обрамлением. Живости и выразительности изложения этих учений часто способствует характерная диалогическая форма, к-рая впоследствии утверждается в индийской религ.-философской лит-ре. Беседа состоит обычно из вопросов и ответов: один, ведающий истину, проповедует, другой внимает и поучается, вопрошая. Употребителен прием риторич. вопросов; нек-рые проблемы предлагаются в форме загадок (загадочность и неоднозначность нек-рых текстов, допускающих разл. толкования на "сакральном" и "мирском" уровнях, также характерна для У.). Участниками философских диалогов в У. выступают представители разных сословий: иногда — безродные бедняки и даже женщины, также боги или иные мифич. существа; в именах нек-рых участников предполагают имена историч. личностей, древних мыслителей и философов; но определение индивидуального авторства отдельных текстов У. теперь невозможно. На учения У. опираются сложившиеся позднее классические философские школы древней Индии (даршаны). На прямую преемственность от них претендует учение школы веданты или уттара-мимансы, крупнейшему философу к-рой Шанкарачаръе (IX в.) принадлежит наиб, авторитетный комментарий к циклу У. Их влияние обнаруживается в ранней буддийской лит-ре, позднее — во мн. направлениях средневековой инд. философии. Оно распространяется и за пределы Индии. Идеи У. находят отражение в учениях иранских суфиев, у ранних христианских богословов, с XIX в. — в западной философии нового времени (у А. Шопенгауэра, Р. У. Эмерсона и др.).
В. Эрман

  1. упанишадысанскр. сокровенное знание религ.филос. комментарии к Ведам. Составлялись начиная с вв. до н. э. кончая вв. н. э. У. делятся на ранние и поздние. Осн. назначение У. обо...Атеистический словарь
  2. упанишадысанскр. сокровенное знание религ.филос. комментарии к Ведам. Составлялись начиная с вв. до н. э. кончая вв. н. э. У. делятся на ранние и поздние. Осн. назначение У. ...Атеистический словарь II
  3. упанишадыУПАНИШАДЫ индийские прозаические и стихотворные религиознофилос. трактаты. Часть ведической литры см. Веды. iТермин У. [санскр. букв. сидение ученика подле учителя] поним...Большая советская энциклопедия
  4. упанишадыиндийские прозаические и стихотворные религиознофилософсие трактаты. Часть ведической литературы см. Веды. Термин У. [санскр. буквально сидение ученика подле учителя] по...Большая Советская энциклопедия II
  5. упанишадысанскритское сокровенное знание заключительная часть ведих окончание ведаанта основа всех ортодоксальных принимающихавторитет вед религиознофилософских систем Индии в т...Большой энциклопедический словарь II
  6. упанишадыУПАНИШАДЫ санскритское сокровенное знание заключительная часть вед их окончание ведаанта основа всех ортодоксальных принимающих авторитет вед религиознофилософских сист...Большой Энциклопедический словарь V
  7. упанишадыдр.инд. трактаты преим. этикофилос. харра складывавш. повидимому с вв. до н.э. вплоть до вв. н.э. как комментарии к текстам вед. Известно св. У....Древний мир. Энциклопедический словарь
  8. упанишадыдр.инд. трактаты преим. этикофилос. харра складывавш. повидимому с вв. до н.э. вплоть до вв. н.э. как комментарии к текстам вед. Известно св. У....Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  9. упанишадысанскритское сокровенное знание заключительная часть вед их окончание ведаанта основа всех ортодоксальных принимающих авторитет вед религиознофилософских систем Индии в ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  10. упанишадыбукв сидение у ног учителя древнеиндийские религиознофилософские тексты входящие в разряд литературы вед. У. считаются сутью ведической мудрости таинственными глубокими ...Индуизм - йога, тантризм, кришнаизм
  11. упанишадыУПАНИШАДЫ см. Ведическая литература....Литературный энциклопедический словарь
  12. упанишадысанскр. сидение ученика у ног учителя индийские прозаические и стихотворные религиознофилософские трактаты. Возникли как комментарии к Ведам в VIIIII вв. До н.э. В них р...Мировая художественная культура. Словарь
  13. упанишадыUpanishads свящ. текты индуизма заключительная часть Вед. У. известны и как веданта конец Вед. Они состоят из дискуссий между гуру учителями и их учениками о природе высш...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  14. упанишадыУПАНИШАДЫ санскр. upanisad сидеть около т.е. у ног Учителя получая наставления в духовных беседах с целью познания истины отсюда сокровенное знание тайное учение древн...Новейший философский словарь
  15. упанишадысанскр. upanisad сидеть около т.е. у ног Учителя получая наставления в духовных беседах с целью познания истины отсюда сокровенное знание тайное учение древнеиндийские...Новейший философский словарь II
  16. упанишадыУпанишады Upanishads санскр. сидя рядом т.е. у ног господина сборник из более чем ста богословских трактатов написанных на санскрите в неустановленное время возможно пос...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  17. упанишадыУпанишады Упанишады шад...Орфографический словарь
  18. упанишадымн. Р.u Упанишад заключительная часть Вед...Орфографический словарь русского языка
  19. упанишадыОрфографическая запись слова упанишады Ударение в слове Упанишады Деление слова на слоги перенос слова упанишады Фонетическая транскрипция слова упанишады [пншад] Характ...Полный фонетический разбор слов
  20. упанишадыУпанишады шад...Русский орфографический словарь
  21. упанишадыупанишадтар...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  22. упанишадыупанишадтар...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  23. упанишадыупанишады упаниша д...Русское словесное ударение
  24. упанишадыУПАНИШАДЫ санскр. правда. Часть Вед философски устанавливающая их содержание. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. УПАНИШАДЫ [санскр. ...Словарь иностранных слов русского языка
  25. упанишадысокровенное знание религиознофилософские комментарии в Ведам составлялись с VIIIII вв. до н. э. делятся на ранние и поздние. Основное назначение обоснование брахманизма...Словарь исторических терминов
  26. "упанишады"Upanishads Составляющие часть Вед тексты которые в основном посвящены наиболее мистическим учениям природе Брахмана и отношениям человека и Брахмана....Словарь йоги
  27. упанишадысанскрит древнеиндийские произведения религиознофилософского характера примыкающие к Ведам как объяснение их тайного внутреннего смысла гл. источник религиознофилософской...Словарь-справочник по философии
  28. упанишадысанскр. упанишад букв. сидение около наставника в дальнейшем сокровенное знание тайное учение др.инд. трактаты преим. этикофилос. характера складывавшиеся повидимому с...Советская историческая энциклопедия
  29. упанишадысанскр. упанишад букв. сидение около т. е. вокруг учителя с целью познания истины отсюда позже сокровенное знание тайное учение др.инд. произведения религ.филос. характер...Советский философский словарь
  30. упанишадыУПАНИШАДЫ санскритское сокровенное знание заключительная часть вед их окончание ведаанта основа всех ортодоксальных принимающих авторитет вед религиознофилософских систе...Современная энциклопедия
  31. упанишадыУПАНИШАДЫ санскритское сокровенное знание заключительная часть вед их окончание ведаанта основа всех ортодоксальных принимающих авторитет вед религиознофилософских систе...Современный энциклопедический словарь
  32. упанишадыодин из разделов вед древнеиндийские философские комментарии к ведическим гимнам. Относятся к УП Ш вв. до н.э. К ним причисляют произведений. ЦИ основное понятие китайск...Тематический философский словарь
  33. упанишадыупанишады [санскр.] общее наименование различных философских сочинений древней индии построены у. часто в форме диалога учителя с учениками....Толковый словарь иностранных слов
  34. упанишадыУдарение в слове УпанишадыУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове Упанишады...Ударение и правописание
  35. упанишадыс санскрита учение полученное у ног учителя сборник древнеиндийских текстов религиознофилософского характера примыкающее к Ведам первоначальным древнеиндийским источни...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  36. упанишадыУПАНИШАДЫ от санскр. upa рядом и sad сидеть с учителем серия др.инд. трактатов религиознофилософского характера примыкавших к Ведам как объяснение их тайного внутренне...Философская энциклопедия
  37. упанишадысанскр. upaniad букв. сидеть около имеется в виду пребывание в обществе учителя с целью познания истины отсюда в дальнейшем сокровенное знание тайное учение серия др.и...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  38. упанишадыот санскр. ира рядом и sad сидеть с учителем древнеинд. произв. религиознофилософского характера примыкающие к Ведам и определявшие духовное развитие древнеинд. культуры ...Философский энциклопедический словарь II
  39. упанишадыот санскр. ира рядом и sad сидеть с учителем древнеинд. произв. религиознофилософского характера примыкающие к Ведам и определявшие духовное развитие древнеинд. культу...Философский энциклопедический словарь
  40. упанишадыУпанишады санскр. upanishad тайное учение древнейшие философские и теософские трактаты индусов восходящие к более поздней ведийской эпохе но во всяком случае возникшие ...Энциклопедический словарь
  41. упанишадысанскр. upanishad тайное учение древнейшие философские и теософские трактаты индусов восходящие к более поздней ведийской эпохе но во всяком случае возникшие еще задолг...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  42. упанишадыУпанишады санскр.em сокровенное знание заключительная часть вед их окончание основа всех ортодоксальных религиознофилософских систем Индии. Разнообразное содержание упа...Энциклопедия культурологии