Философская Энциклопедия (в 5 томах)

УПАНИШАДЫ

санскр. upa-ni-?ad, букв. – сидеть около; имеется в виду пребывание в обществе учителя с целью познания истины, отсюда в дальнейшем – сокровенное знание, тайное учение) – серия др.-инд. филос.-религ. произведений, традиционно примыкающих к к.-л. из четырех вед и образующих заключит. часть ведийской лит-ры – веданту ("конец вед"). Обычно к У. причисляют 108 произведений (всего их известно более 200). Древнейшие из У. созданы, видимо, ок. 6–3 вв. до н.э., хронологически продолжая период брахман. У. появлялись и позже, вплоть до 14–15 вв. Наиболее старый слой У. образуют Брихадараньяка, Чхандогья, Таиттирия, Айтарея, Каушитаки (две последние примыкают к Ригведе) и Кена; эти произв. составляют наиболее интересную и авторитетную часть У. За ними следуют созданные несколько позже Катха, Иша, Шветашватара, Мундака, Маханараяна, к-рым придана метрич. форма. След. группу образуют более поздние Прашна, Майтри и Мандукья. Наиболее обширна последняя по времени группа У., относимых большей частью к Атхарваведе. Развивая многие важные темы и идеи, восходящие к ведийской эпохе (ряд космологич. представлений, идею единства всего сущего и др.), У. часто совершенно по-новому истолковывают их. Принимая ведийскую религию, ранние У. усиленно подчеркивают ее монистич. идеи. В то же время, в отличие от вед и особенно брахман, пафос У. заключался в перенесении центра тяжести с явлений внешнего мира на углубление во внутр. жизнь; отсюда – уменьшение роли ритуала и обрядности, подчеркивание внутр. ритуала и "пути знания" (в отличие от "пути действия"), повыш. интерес к человеку в связи с проблемами морали; целью становится не достижение земного благополучия, а освобождение от мирского существования, растворение индивидуальной души в мировой. В этом отношении У. отражают те идейные тенденции, о к-рых косвенно можно судить по раннему буддизму, джайнизму и отчасти по Бхагавадгите; правда, протест У. против догм предыдущего периода более умозрителен, чем в буддизме и джайнизме, полностью порывающих с ведийской традицией. Ранние У. послужили источником создания самостоят. филос. школы веданты, с к-рой, однако, не следует смешивать философию У. У. являются первыми в истории Индии источниками, в к-рых ставятся филос. проблемы: "откуда мы произошли, где мы живем и куда мы движемся..., по чьему повелению существуем мы здесь то в страданьях, то в удовольствиях? будет ли этому причиной время, или природа, или необходимость, или случайность, или элементы, или тот, кто называется Пуруша, человек, представляющий собой Верховный Дух?" (Шветашватара-У.). Такого рода вопросами изобилуют У. Важнейший из них – о природе мировой души, в связи с чем возникают два осн. понятия философии У. – брахман и атман. Брахман – безличное абс. начало, наполняющее Вселенную и порождающее все, что в ней находится, высшая объективная реальность. Атман выступает в качестве всепроницающей субъективной реальности: он – "ни большой, ни малый, без крови и плоти, без тени и тьмы, без ветра и эфира..., без запаха и вкуса, без глаз и ушей, голоса и ума... нет ничего впереди его, сзади или внутри..." (Брихадараньяка-У.). В этом смысле в известных ситуациях, когда снимается противопоставление субъекта и объекта, атман в У. синонимичен брахману (что находит выражение в системе характерных отождествлений типа "этот атман есть брахман"), хотя в нек-рых контекстах истолковывается более определенно, как личное начало, душа, Я. Вселенная есть брахман, а брахман есть атман; чтобы познать первичную реальность, нужно познать атман, Я. Поэтому из всех видов познания самопознание считается высшим; оно – средство достижения высшего блага, источник радости. Особый круг вопросов связан с проблемой отношения брахмана – атмана к миру, к-рый представляется наблюдателю как нечто множественное. Множественность элементов мира и их реальность, согласно У., мнимы, они результат незнания, иллюзии (майя), произведенной брахманом. Общефилос. идеи У. определяют их этич. концепцию, подчеркивающую необходимость само-сознающего поведения, отказа от эгоистич. устремлений к конечному, освобождения (мокша) от зла и поисков духовной свободы и высшего блаженства (ананда); все конечное и смертное имеет ценность лишь постольку, поскольку в нем отражается вечное. У. оказали огромное влияние на развитие философии в Индии, являясь неисчерпаемым источником идей для самых различных филос. и религ. направлений. Общеизвестно влияние У. на Бхагавадгиту; мн. черты объединяют философию У. с направлениями санкхьи и йоги, отчасти мимансы и др. С буддизмом У. разделяют интерес к учению о карме, о соотношении бытия и небытия. Идеи У. были собраны и интерпретированы уже в Брахма-сутре Бадараяны, а затем в трудах Шанкары, Рамануджи и др. выдающихся философов веданты. Влияние У. явственно ощутимо во взглядах Раммохан Рая, Ганди и др. В Европе с У. познакомились в нач. 19 в. в пер. Анкетиль-Дюперрона с перс. переделки. Идеи У. оставили значит. след в европ. философии, особенно в соч. Шопенгауэра, у рус. философов нач. 20 в. и др. Осн. изд.: Les Upanishad, publ. et trad, par L. Renou, t. 1–17, P., 1943–59; Upanishads, transl., introduction, commentary by S. Nikhilananda, v. 1–4, N. Y., 1949–59; Upanishads. The principal Upanishads, ed., introduction text, transl, by S. Radhakrishnan, L., 1953; в рус. пер. – Брихадараньяка У., пер., предисл. и коммент. А. Я. Сыркина, М., 1964; Чхандогья У., пер., предисл. и коммент. А. Я. Сыркина, М., 1965 (имеется библ.); Упанишады, М., 1967. Лит.: Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; Сыркин А. Я., О нек-рых закономерностях в содержании ранних У., в сб.: Индия в древности, М., 1964; его же, Система отождествлений в Чхандогья У., "Уч. зап. Тартуского гос. ун-та", 1965, вып. 181; Jacob G. ?., A concordance to the principal Upanishads and Bhagavadgita, Bombay, 1891; Deussen P., Die Philosophie der Opanishad´s, 3 Aufl., Lpz., 1919; Dasgupta S., A history of Indian philosophy, v. 1–5, Camb., 1922–55; Haans G. G. О.. Recurrent and parallel passages in the principal Upanishads and the Bhagavad-Gita, "Amer. Oriental Soc. J.", 1922, v. 42; Oldenberg H., Die Lehre der Upanishaden und die Anf?nge des Buddhismus, 2 Aufl., G?tt., 1923; Masson-Oursel P., Esquisse d´une histoire de la philosophie indienne, P.. 1923; Кeith A. В., The religion and philosophy of the Veda and Upanishads, [v.] 2, Camb. (Mass.), 1925; Heiler F., Die Mystik in den Upanishaden, M?nch., 1925; Ranade R. D., A constructive survey of Upanishadic philosophy, being a systematic introduction to Indian metaphysics, Poona, 1926; Schayer S., ?ber die Bedeutung des Wortes Upanisad, "Rocznik Orjentalistyczny", 1927, t. 3; ?dgerton F., Upanishads: what do they seek and why?, "Amer. Oriental Soc. J. ", 1929, v. 49; Harrison M. H., Hindu monism and pluralism; as found in the Upanishads and in the philosophies dependent upon them, N. Y., 1932; Chakravarti S. Ch., The philosophy of the Upanishads, Calc, 1935; Falk M., Upasana et Upanisad, "Rocznik Orjentalistyczny", 1937, t. 13; Ruben W., Die Philosophen der Upanishaden, Bern, 1947; Gajendragadkar K. V., Neo-Upanishadic philosophy, Bombay, 1959; Mс ?villy W., Kant, Heidegger and the Upanishads, "Philosophy East and West", 1963, v. 12, No 4. Библ.: Renou L., Bibliographie v?dique, P., 1931; Dandekar R. N., V?dic bibliography, Bombay, 1946; то жe, v. 2, Poona, 1961. В. Топоров. Москва.

  1. упанишадысанскр. сокровенное знание религ.филос. комментарии к Ведам. Составлялись начиная с вв. до н. э. кончая вв. н. э. У. делятся на ранние и поздние. Осн. назначение У. обо...Атеистический словарь
  2. упанишадысанскр. сокровенное знание религ.филос. комментарии к Ведам. Составлялись начиная с вв. до н. э. кончая вв. н. э. У. делятся на ранние и поздние. Осн. назначение У. ...Атеистический словарь II
  3. упанишадыУПАНИШАДЫ индийские прозаические и стихотворные религиознофилос. трактаты. Часть ведической литры см. Веды. iТермин У. [санскр. букв. сидение ученика подле учителя] поним...Большая советская энциклопедия
  4. упанишадыиндийские прозаические и стихотворные религиознофилософсие трактаты. Часть ведической литературы см. Веды. Термин У. [санскр. буквально сидение ученика подле учителя] по...Большая Советская энциклопедия II
  5. упанишадысанскритское сокровенное знание заключительная часть ведих окончание ведаанта основа всех ортодоксальных принимающихавторитет вед религиознофилософских систем Индии в т...Большой энциклопедический словарь II
  6. упанишадыУПАНИШАДЫ санскритское сокровенное знание заключительная часть вед их окончание ведаанта основа всех ортодоксальных принимающих авторитет вед религиознофилософских сист...Большой Энциклопедический словарь V
  7. упанишадыдр.инд. трактаты преим. этикофилос. харра складывавш. повидимому с вв. до н.э. вплоть до вв. н.э. как комментарии к текстам вед. Известно св. У....Древний мир. Энциклопедический словарь
  8. упанишадыдр.инд. трактаты преим. этикофилос. харра складывавш. повидимому с вв. до н.э. вплоть до вв. н.э. как комментарии к текстам вед. Известно св. У....Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  9. упанишадысанскритское сокровенное знание заключительная часть вед их окончание ведаанта основа всех ортодоксальных принимающих авторитет вед религиознофилософских систем Индии в ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  10. упанишадыпроизведения составляющие завершающий цикл канонич. свода Вед сложившийся в осн. в VIIVI вв. до н. э. объединяется с араньяками названием Веданта. Слово упанишад означает...Индуизм
  11. упанишадыбукв сидение у ног учителя древнеиндийские религиознофилософские тексты входящие в разряд литературы вед. У. считаются сутью ведической мудрости таинственными глубокими ...Индуизм - йога, тантризм, кришнаизм
  12. упанишадыУПАНИШАДЫ см. Ведическая литература....Литературный энциклопедический словарь
  13. упанишадысанскр. сидение ученика у ног учителя индийские прозаические и стихотворные религиознофилософские трактаты. Возникли как комментарии к Ведам в VIIIII вв. До н.э. В них р...Мировая художественная культура. Словарь
  14. упанишадыUpanishads свящ. текты индуизма заключительная часть Вед. У. известны и как веданта конец Вед. Они состоят из дискуссий между гуру учителями и их учениками о природе высш...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  15. упанишадыУПАНИШАДЫ санскр. upanisad сидеть около т.е. у ног Учителя получая наставления в духовных беседах с целью познания истины отсюда сокровенное знание тайное учение древн...Новейший философский словарь
  16. упанишадысанскр. upanisad сидеть около т.е. у ног Учителя получая наставления в духовных беседах с целью познания истины отсюда сокровенное знание тайное учение древнеиндийские...Новейший философский словарь II
  17. упанишадыУпанишады Upanishads санскр. сидя рядом т.е. у ног господина сборник из более чем ста богословских трактатов написанных на санскрите в неустановленное время возможно пос...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  18. упанишадыУпанишады Упанишады шад...Орфографический словарь
  19. упанишадымн. Р.u Упанишад заключительная часть Вед...Орфографический словарь русского языка
  20. упанишадыОрфографическая запись слова упанишады Ударение в слове Упанишады Деление слова на слоги перенос слова упанишады Фонетическая транскрипция слова упанишады [пншад] Характ...Полный фонетический разбор слов
  21. упанишадыУпанишады шад...Русский орфографический словарь
  22. упанишадыупанишадтар...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  23. упанишадыупанишадтар...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  24. упанишадыупанишады упаниша д...Русское словесное ударение
  25. упанишадыУПАНИШАДЫ санскр. правда. Часть Вед философски устанавливающая их содержание. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. УПАНИШАДЫ [санскр. ...Словарь иностранных слов русского языка
  26. упанишадысокровенное знание религиознофилософские комментарии в Ведам составлялись с VIIIII вв. до н. э. делятся на ранние и поздние. Основное назначение обоснование брахманизма...Словарь исторических терминов
  27. "упанишады"Upanishads Составляющие часть Вед тексты которые в основном посвящены наиболее мистическим учениям природе Брахмана и отношениям человека и Брахмана....Словарь йоги
  28. упанишадысанскрит древнеиндийские произведения религиознофилософского характера примыкающие к Ведам как объяснение их тайного внутреннего смысла гл. источник религиознофилософской...Словарь-справочник по философии
  29. упанишадысанскр. упанишад букв. сидение около наставника в дальнейшем сокровенное знание тайное учение др.инд. трактаты преим. этикофилос. характера складывавшиеся повидимому с...Советская историческая энциклопедия
  30. упанишадысанскр. упанишад букв. сидение около т. е. вокруг учителя с целью познания истины отсюда позже сокровенное знание тайное учение др.инд. произведения религ.филос. характер...Советский философский словарь
  31. упанишадыУПАНИШАДЫ санскритское сокровенное знание заключительная часть вед их окончание ведаанта основа всех ортодоксальных принимающих авторитет вед религиознофилософских систе...Современная энциклопедия
  32. упанишадыУПАНИШАДЫ санскритское сокровенное знание заключительная часть вед их окончание ведаанта основа всех ортодоксальных принимающих авторитет вед религиознофилософских систе...Современный энциклопедический словарь
  33. упанишадыодин из разделов вед древнеиндийские философские комментарии к ведическим гимнам. Относятся к УП Ш вв. до н.э. К ним причисляют произведений. ЦИ основное понятие китайск...Тематический философский словарь
  34. упанишадыупанишады [санскр.] общее наименование различных философских сочинений древней индии построены у. часто в форме диалога учителя с учениками....Толковый словарь иностранных слов
  35. упанишадыУдарение в слове УпанишадыУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове Упанишады...Ударение и правописание
  36. упанишадыс санскрита учение полученное у ног учителя сборник древнеиндийских текстов религиознофилософского характера примыкающее к Ведам первоначальным древнеиндийским источни...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  37. упанишадыУПАНИШАДЫ от санскр. upa рядом и sad сидеть с учителем серия др.инд. трактатов религиознофилософского характера примыкавших к Ведам как объяснение их тайного внутренне...Философская энциклопедия
  38. упанишадыот санскр. ира рядом и sad сидеть с учителем древнеинд. произв. религиознофилософского характера примыкающие к Ведам и определявшие духовное развитие древнеинд. культуры ...Философский энциклопедический словарь II
  39. упанишадыот санскр. ира рядом и sad сидеть с учителем древнеинд. произв. религиознофилософского характера примыкающие к Ведам и определявшие духовное развитие древнеинд. культу...Философский энциклопедический словарь
  40. упанишадыУпанишады санскр. upanishad тайное учение древнейшие философские и теософские трактаты индусов восходящие к более поздней ведийской эпохе но во всяком случае возникшие ...Энциклопедический словарь
  41. упанишадысанскр. upanishad тайное учение древнейшие философские и теософские трактаты индусов восходящие к более поздней ведийской эпохе но во всяком случае возникшие еще задолг...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  42. упанишадыУпанишады санскр.em сокровенное знание заключительная часть вед их окончание основа всех ортодоксальных религиознофилософских систем Индии. Разнообразное содержание упа...Энциклопедия культурологии