Энциклопедический словарь

УПАНИШАДЫ

Упанишады (санскр. upanishad = тайное учение) — древнейшие философские и теософские трактаты индусов, восходящие к более поздней ведийской эпохе, но во всяком случае возникшие еще задолго до начала христианской эры (самые древние — в VII — VI вв. до Р. Х.). Индусы причисляют их к так называемомуШрути, т. е. словесным памятникам, сообщенным человечеству путем непосредственного божественного откровения. У. составляют третье подразделение ведийской литературы (первое —веды,т. е. самые стихотворные их сборники, или так называемыесамгиты, второе —брахманы, третьеараньяки иУ., тесно связанные друг с другом). Большею частью У. написаны прозой, со стихотворными вставками, но некоторые из них целиком изложены стихами, нередко в форме диалога между теми или другими полуисторическими-полумифическими лицами. Число их очень велико и наверное превосходит 250. В 1876 г. А. Вебер ("Indische Literaturgeschichte", 2 изд., стр. 171) насчитывал их 235, но с тех пор оно должно было возрасти. По туземной теории число У. должно быть равно числу отдельных ведийских школ, т. е. 1180, но теория эта вполне фантастична. Основное назначение У. — служить философским комментарием к ведийским текстам; мы находим в них рассмотрение вопросов о начале мира, сущности божества и души, отношении между духом и материей и т. д., возбужденных уже в некоторых гимнах Ригведы. В У. заключаются начатки индийской метафизики и философии, выработавшей впоследствии определенные системы (см. Индийская философия), которых в У. мы еще не находим. Общая черта, свойственная древним У., — отсутствие той исключительности, которая столь характеристична для эпохи брахманизма. Мы находим в них такую свободу философской мысли, которая не встречается и в более древних памятниках, за исключением самой Ригведы. Вообще литература У., включая в нее многочисленные позднейшие памятники, носящие это имя, представляется весьма разнообразной и разнородной по своему содержанию, в котором отразились все эпохи религиозной истории Индии. Среди позднейших У. можно встретить разные сектантские У.: вишнуитские, шиваитские и всевозможных прочих сект, кончая Аллах-У. (изд. в "Journal of the Asiat. Society of Bengal", т. ХL), в котором отразились мечты о всеобщей религии знаменитого императора Акбара, жившего в конце XVI в. Важнейшие и древнейшие У., восходящие к ведийской эпохе (их перечисление см. в соотв. статье), примыкают к разным более древним ведийским текстам; так, напр., Ригведа имеет своим У. Айтарея-У., связанный с Айтарея-брахманой. А. Вебер ("Akad. VorlesuDgen ü ber indische Literaturgeschichte") делит У. на три класса: 1) У. школы веданта 2) У. школы йога и 3) сектантские У. Главной темой, к разработке которой постоянно возвращаются У., является познание мировой души, отожествляемой со всем миром и верховным божеством, творцом всего сущего. Душа человека — также одно из проявлений этой мировой души, Атмана-Брахмана; настоящая мудрость состоит в познании тождества нашей души с душою мира. Кто достиг этого познания, тот становится выше жизни и смерти, которые представляют собой только разные формы или стадии развития. Весь мир — только грезы мировой души, из себя и для себя создающей эти сновидения и по желанию принимающей то ту, то другую форму. Есть и более высокая, более блаженная студень Атмана, на которой исчезают мировые сновидения: это сон без сновидений, который был уже некогда, когда еще не существовало мира, и который опять наступит, когда Атман отрешится от своих грез и, со всеми своими проявлениями (жизненными органами, всеми мирами, всеми богами, всеми существами и всеми отдельными их душами), замкнется в блаженстве глубокого сна без грез. В Индии У. пользуются высшим авторитетом; слава их, как глубочайших произведений индийской мысли, вызвала перевод некоторых из них (XVII в.) на персидский язык. С этого перевода в конце XVIII в. сделан был латинский перевод Анкетилем Дюперроном. Хотя этот перевод был очень несовершенен (Макс Мюллер называет его даже "ужасным"), но он довольно долго служил единственным источником, из которого могли знакомиться с содержанием У. европейские философы и ученые, не владеющие санскритом. Этим же путем познакомился с упанишадами и Шопенгауэр, для которого "Упнекхат" (искаженное У.) Анкетиля Дюперрона сделался настольной книгой, вместилищем высочайшей мудрости. Он так сжился с этим переводом, что не хотел и слышать о других, более точных, непосредственных переводах У. с санскрита на европейские языки и относился к ним с большим недоверием ("Parerga und Paralipomena", 4 изд., т. II, 426 — 428). Философию У. Шопенгауэр называл "порождением высшей человеческой мудрости", самым возвышенным и благодарным чтением, какое только существует на свете; по его словам, "оно было утешением его жизни и будет им и в минуту смерти". Шеллинг, по свидетельству Макса Мюллера, был также в восторге от У. Перевод У. Анкетиля Дюперрона ценен еще и потому, что он служит единственным источником для знакомства с одним из У. Ригведы — Вашкала-У., рукопись которого до сих пор еще не разыскана. Важнейшие из У. перечислены в статье Индийская литература, где и дана их общая литературная характеристика, а также приведены некоторые библиографические указания. См. также Гаудапада.Литература. Общие сочинения о философииУ.: Gough, "The philosophy of the Upanishads and ancient indian metaphysics" (Л., 1882); P. Regnaud, "Mat é riaux pour servir à l‘Histoire de la Philosophie de l‘Inde" (вып. XXVIII и XXXIV "Biblioth è que de l‘Есоle des Hautes Etudes", 1876—78). Характеристика У. и их содержания имеются и в общих сочинениях по истории литературы и культуры Индии, напр. у Barth, "Les religions de l‘Inde" (П., 1879, гл. II; русский перев. вышел недавно в Москве, под редакцией кн. С. Н. Трубецкого); A. Weber, "Akademische Vorlesungen ü ber indische Literaturgeschichte" (2 изд., Б., 1876; особый отдел посвящен У.); L. v. Schr ö der, "Indiens Literatur und Cultur in historischer Entwicklung" (Лпц., 1887, гл. XV и XVI). Важное пособие — G. A. Jacob, "Concordance to the principal Upanishads and Bhagavadg î t â " (Бомбей, "Sanskr. Series", 1891). Анализ перевода Анкетиля Дюперрона, с рядом важных замечаний, дал А. Вебер в своих "Indische Studien" (т. I, II, IX). Перевод главнейших У. на англ. яз., с введением и примечаниями, дал Макс Мюллер (Оксфорд, 1879—84: "Sacred Books", т. I и XV; страдает многочисленными ошибками и неточностями; ср. об этом статьи американского санскритиста Whitney). Переводы отдельных У. издавали: А. Вебер, в "Записках Берл. Акад. Наук" (1859 и 1864); Э. Р ö ер, "Biblioth. indica" (Калькутта, 1856); он же, вместе с Р. Митрой (Калькутта, 1853—62), О. Бётлинг (СПб., 1889, Лпц., 1889 и 1890), R. Oertel (Нью-Гавен, 1894), L. Poley (П., 1835), К. Формики (Киль, 1897). Несколько переводов (на англ.) издали и туземные ученые, в Бомбее и Лагоре.Издания(кроме указанных выше): "32 Upanishads" (Пуна, 1895); "The twelve principal Upanishads, with notes" (Бомбей, 1891); "Ashtottarasatam Upanishadahi. 108 Upanishads" (Бомбей, 1895); "The Atharvana-Upanishads" (Кальк., "Biblioth. Indica", 1872—74); "29 Upanishads" (2 изд., Кальк., 1891). Лучшее издание 11 У. из этой серии, с примеч., дал Jacob (Бомбей, Sauskr. Series, 1891); дешевое и хорошее издание одиннадцати главнейших У. — Kesavalala Hariramatmaja (Бомбей, 1886). Есть еще очень много изданий (повторных, под разной редакцией) отдельных У. как древних, так и позднейших.С. Б—ч.


  1. упанишадысанскр. сокровенное знание религ.филос. комментарии к Ведам. Составлялись начиная с вв. до н. э. кончая вв. н. э. У. делятся на ранние и поздние. Осн. назначение У. обо...Атеистический словарь
  2. упанишадысанскр. сокровенное знание религ.филос. комментарии к Ведам. Составлялись начиная с вв. до н. э. кончая вв. н. э. У. делятся на ранние и поздние. Осн. назначение У. ...Атеистический словарь II
  3. упанишадыУПАНИШАДЫ индийские прозаические и стихотворные религиознофилос. трактаты. Часть ведической литры см. Веды. iТермин У. [санскр. букв. сидение ученика подле учителя] поним...Большая советская энциклопедия
  4. упанишадыиндийские прозаические и стихотворные религиознофилософсие трактаты. Часть ведической литературы см. Веды. Термин У. [санскр. буквально сидение ученика подле учителя] по...Большая Советская энциклопедия II
  5. упанишадысанскритское сокровенное знание заключительная часть ведих окончание ведаанта основа всех ортодоксальных принимающихавторитет вед религиознофилософских систем Индии в т...Большой энциклопедический словарь II
  6. упанишадыУПАНИШАДЫ санскритское сокровенное знание заключительная часть вед их окончание ведаанта основа всех ортодоксальных принимающих авторитет вед религиознофилософских сист...Большой Энциклопедический словарь V
  7. упанишадыдр.инд. трактаты преим. этикофилос. харра складывавш. повидимому с вв. до н.э. вплоть до вв. н.э. как комментарии к текстам вед. Известно св. У....Древний мир. Энциклопедический словарь
  8. упанишадыдр.инд. трактаты преим. этикофилос. харра складывавш. повидимому с вв. до н.э. вплоть до вв. н.э. как комментарии к текстам вед. Известно св. У....Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  9. упанишадысанскритское сокровенное знание заключительная часть вед их окончание ведаанта основа всех ортодоксальных принимающих авторитет вед религиознофилософских систем Индии в ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  10. упанишадыпроизведения составляющие завершающий цикл канонич. свода Вед сложившийся в осн. в VIIVI вв. до н. э. объединяется с араньяками названием Веданта. Слово упанишад означает...Индуизм
  11. упанишадыбукв сидение у ног учителя древнеиндийские религиознофилософские тексты входящие в разряд литературы вед. У. считаются сутью ведической мудрости таинственными глубокими ...Индуизм - йога, тантризм, кришнаизм
  12. упанишадыУПАНИШАДЫ см. Ведическая литература....Литературный энциклопедический словарь
  13. упанишадысанскр. сидение ученика у ног учителя индийские прозаические и стихотворные религиознофилософские трактаты. Возникли как комментарии к Ведам в VIIIII вв. До н.э. В них р...Мировая художественная культура. Словарь
  14. упанишадыUpanishads свящ. текты индуизма заключительная часть Вед. У. известны и как веданта конец Вед. Они состоят из дискуссий между гуру учителями и их учениками о природе высш...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  15. упанишадыУПАНИШАДЫ санскр. upanisad сидеть около т.е. у ног Учителя получая наставления в духовных беседах с целью познания истины отсюда сокровенное знание тайное учение древн...Новейший философский словарь
  16. упанишадысанскр. upanisad сидеть около т.е. у ног Учителя получая наставления в духовных беседах с целью познания истины отсюда сокровенное знание тайное учение древнеиндийские...Новейший философский словарь II
  17. упанишадыУпанишады Upanishads санскр. сидя рядом т.е. у ног господина сборник из более чем ста богословских трактатов написанных на санскрите в неустановленное время возможно пос...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  18. упанишадыУпанишады Упанишады шад...Орфографический словарь
  19. упанишадымн. Р.u Упанишад заключительная часть Вед...Орфографический словарь русского языка
  20. упанишадыОрфографическая запись слова упанишады Ударение в слове Упанишады Деление слова на слоги перенос слова упанишады Фонетическая транскрипция слова упанишады [пншад] Характ...Полный фонетический разбор слов
  21. упанишадыУпанишады шад...Русский орфографический словарь
  22. упанишадыупанишадтар...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  23. упанишадыупанишадтар...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  24. упанишадыупанишады упаниша д...Русское словесное ударение
  25. упанишадыУПАНИШАДЫ санскр. правда. Часть Вед философски устанавливающая их содержание. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. УПАНИШАДЫ [санскр. ...Словарь иностранных слов русского языка
  26. упанишадысокровенное знание религиознофилософские комментарии в Ведам составлялись с VIIIII вв. до н. э. делятся на ранние и поздние. Основное назначение обоснование брахманизма...Словарь исторических терминов
  27. "упанишады"Upanishads Составляющие часть Вед тексты которые в основном посвящены наиболее мистическим учениям природе Брахмана и отношениям человека и Брахмана....Словарь йоги
  28. упанишадысанскрит древнеиндийские произведения религиознофилософского характера примыкающие к Ведам как объяснение их тайного внутреннего смысла гл. источник религиознофилософской...Словарь-справочник по философии
  29. упанишадысанскр. упанишад букв. сидение около наставника в дальнейшем сокровенное знание тайное учение др.инд. трактаты преим. этикофилос. характера складывавшиеся повидимому с...Советская историческая энциклопедия
  30. упанишадысанскр. упанишад букв. сидение около т. е. вокруг учителя с целью познания истины отсюда позже сокровенное знание тайное учение др.инд. произведения религ.филос. характер...Советский философский словарь
  31. упанишадыУПАНИШАДЫ санскритское сокровенное знание заключительная часть вед их окончание ведаанта основа всех ортодоксальных принимающих авторитет вед религиознофилософских систе...Современная энциклопедия
  32. упанишадыУПАНИШАДЫ санскритское сокровенное знание заключительная часть вед их окончание ведаанта основа всех ортодоксальных принимающих авторитет вед религиознофилософских систе...Современный энциклопедический словарь
  33. упанишадыодин из разделов вед древнеиндийские философские комментарии к ведическим гимнам. Относятся к УП Ш вв. до н.э. К ним причисляют произведений. ЦИ основное понятие китайск...Тематический философский словарь
  34. упанишадыупанишады [санскр.] общее наименование различных философских сочинений древней индии построены у. часто в форме диалога учителя с учениками....Толковый словарь иностранных слов
  35. упанишадыУдарение в слове УпанишадыУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове Упанишады...Ударение и правописание
  36. упанишадыс санскрита учение полученное у ног учителя сборник древнеиндийских текстов религиознофилософского характера примыкающее к Ведам первоначальным древнеиндийским источни...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  37. упанишадыУПАНИШАДЫ от санскр. upa рядом и sad сидеть с учителем серия др.инд. трактатов религиознофилософского характера примыкавших к Ведам как объяснение их тайного внутренне...Философская энциклопедия
  38. упанишадысанскр. upaniad букв. сидеть около имеется в виду пребывание в обществе учителя с целью познания истины отсюда в дальнейшем сокровенное знание тайное учение серия др.и...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  39. упанишадыот санскр. ира рядом и sad сидеть с учителем древнеинд. произв. религиознофилософского характера примыкающие к Ведам и определявшие духовное развитие древнеинд. культуры ...Философский энциклопедический словарь II
  40. упанишадыот санскр. ира рядом и sad сидеть с учителем древнеинд. произв. религиознофилософского характера примыкающие к Ведам и определявшие духовное развитие древнеинд. культу...Философский энциклопедический словарь
  41. упанишадысанскр. upanishad тайное учение древнейшие философские и теософские трактаты индусов восходящие к более поздней ведийской эпохе но во всяком случае возникшие еще задолг...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  42. упанишадыУпанишады санскр.em сокровенное знание заключительная часть вед их окончание основа всех ортодоксальных религиознофилософских систем Индии. Разнообразное содержание упа...Энциклопедия культурологии