Фразеологический словарь русского языка

НА КРАЮ ЗЕМЛИ

кто, чтобыть; жить;делатьчто-л.

Имеется в виду, чтожильё, строения (Z), лицо или группа лиц (Х) находятся в крайне отдалённом месте или что там происходит событие (Р). ✦Х <Z> находится <Х делает Р; Р происходит>на краю света.
В роли именной частисказ.илиобст.

Так бесконечно далеко был этот госпиталь, на Васильевском острове, -на краю света!В. Каверин, Два капитана.Не нужны ей хоромы, подойдёт маленькая, однокомнатная [квартирка],на краю света, подальше от любимой родни.Д. Донцова, Спят усталые игрушки.

- Устала, пока до вас добралась, простона краю светаживёте, как только Роман каждый день в институт ездит! Небось по три часа на дорогу тратит!Д. Донцова, Домик тётушки лжи.

- Сколько мы не виделись? 17 лет? Жить в одном городе, а встретиться здесь, среди льдов и снегов, где-тона краю света... Невероятно!С. Максимова, Двое.

Интересно, а как он чувствовал себя тогда, в самый первый раз, в комнате коммуналки,на краю света, - солидный человек, уже привыкший пользоваться всем только самым лучшим.Т. Набатникова, Каждый охотник.

Я прислушался. Казалось, в страшном отдалении,насамомкраю света, кто-то стонал и плакал на весь лес.А. Куприн, Серебряный волк.

Я тогда своё кругосветное путешествие завершал, на четыре года растянувшееся. Начал с Европы, а заканчивална краю света, в Японии.Б. Акунин, Пелагия и Чёрный монах.

Скажи, а сколько пришлось скитаться, / Среди туманных миров скитаться, / Чтоб мы с тобой друг друга нашли, / А вдруг прикажет судьба расстаться / При свете звёзд,на крае земли?Песня изх/ф"31 июня".

культурологический комментарий:Образное основаниефразеол.восходит к древнейшим формам осознания мира и основано на двух архетипических,т. е.древнейших в культурном освоении мира, противопоставлениях: "далеко - близко", "свой - чужой".Образфразеол.соотносится с пространственным кодом культуры,т. е.с совокупностью представлений, связанных с членением пространства и с отношением человека к этому членению. В основе образа лежит древнейшее представление осветекак об освоенном человеком пространстве и о его границе (крае), которая может "сдвигаться" по мере освоения мира (космоса).Словосвет(др.-рус.свhтъ) изначально имело значение "лучистая энергия (воспринимаемая глазом)". Постепенно это слово, обозначающее результат зрения, приобретает значение "то, что познано, узнано". (Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека.СПб., 2000. С. 232.) Познание мира человеком начинается с самого себя, далее границы расширяются пространством жилища (дома, двора), околицы, поляи т. д.по мере продвижения вперёд и удаления от "своего", гармонично организованного, пространства. С одной стороны, открывающийся человеку за порогом внешний, "чужой", мир - весьсвет- изначально беспределен и враждебен, поскольку человека здесь ждут опасности и испытания. С другой стороны,свет- это мир, который виден, это земные пределы, которые можно познать, подчинить, обернуть себе на пользу. Таким образом,светконкретен, пространственно ограничен и очевиден и выступает как освоенное человеком пространство, как окультуренное осознание им окружающего мира.Словоземлясоотносится с природно-ландшафтным кодом культуры,т. е.с совокупностью имён природных объектов и элементов ландшафта, которые выступают в роли знаков "языка" культуры. Согласно древнейшим представлениям, словоземля, несмотря на свою многозначность, изначально связывается с территорией, принадлежащей роду-племени,т. е.со "своим", родным пространством, которое единично и в собирательном смысле единственно -земля, а незе/мли(там же), и в составе образа близко к компонентусветпо своему метафорически-образному содержанию.Компоненткрайв составе образа выступает как место границысвета, пространство у его предела и в сочетании со словамисвет,землявключается в метафору, которая создаёт образ удалённого пространства, находящегося в пределах "своего" мира, по эту сторону границы между миром освоенным и "чужим", но очень близко к последнему, поэтому данное пространство может осознаваться как потенциально опасное (см.также комментарий кЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ).В целомфразеол.выполняет роль эталона,т. е.меры, далеко расположенного пространства.В других европейских языках есть сходные образные выражения, свидетельствующие о древности такого мифопоэтического восприятия;напр., внем.- am Ende der Welt, вофранц.- au bout du monde, aux confines de la terre, вангл.- at the world"s end.автор:И. В. Захаренко
Синонимы:
бог знает где, далеко, к черту на кулички, к черту на рога, на краю света


  1. на краю землиРазг. Экспрес. Очень далеко. То же что На краю света. За рекою развртывались луга стоги сена стояли там серыми башнями и далеко на краю земли в синее небо упиралась тмная...Фразеологический словарь русского литературного языка
  2. на краю землиНА КРАЮ СВЕТА ЗЕМЛИ collu [PrepPu these forms only advu or subjcomplu with copula subju human collectu or concru fixed WOu] very far away at the end of the earth the wo...Большой русско-английский фразеологический словарь
  3. на краю землина краю земли к черту на рога к черту на кулички бог знает где далеко на краю света Словарь русских синонимов. на краю земли нареч колво синонимов бог знает где далек...Словарь синонимов II
  4. на краю землина краю земли к черту на рога к черту на кулички бог знает где далеко на краю света...Словарь синонимов
  5. на краю землина край ampLTна краюampGT света ampLTземлиampGTstrongРазг. Только в указ. ф. Кудалибо или гделибо очень далеко. За тридевять земель у чрта на куличках. В двух шагах рук...Учебный фразеологический словарь