Философская энциклопедия

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО
одно из широко распространённых понятий политич. и правовой мысли, обозначающее совокупность принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естеств. природой человека и тем самым как бы независимых от конкретных социальных условий и государства. Е. п. выступало всегда как оценочная категория в отношении действующей в данном политич. обществе правовой системы и закрепляемого ею строя обществ. отношений. В апологетич. концепциях этот строй и действующее право объявлялись соответствующими Е. п. и естеств. справедливости; в концепциях, требовавших социальных преобразований, существующий порядок отношений и право объявлялись несоответствующими Е. п. и справедливости. Ф. Энгельс отмечал, что Е. п. и естеств. справедливость представляют собой «... идеологизированное, вознесенное на небеса выражение существующих экономических отношений либо с их консервативной, либо с их революционной стороны»(Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,т.18,с.273).
Идея Е. п. развивалась уже в древности, особенно вантич.мире; она использоваласьгреч.софистами, Аристотелем и особенно активно стоиками. Цицерон утверждал, что закон государства, противоречащий Е. п., не может рассматриваться как закон. В средние века Е. п. носило по преимуществу теологич.форму, являясь составной частьюрелиг.учений(напр., у Фомы Аквинского). И всовр.период идея Е. п. остаётся составной частьюофиц.теологич. и политич. доктрины католич. церкви(см.Неотомизм).
Своё наивысшее социальное звучание идея Е. п. получила в 17—18вв.в качествеосн.идеологич. орудия борьбы прогрессивных сил общества сфеод.строем. Идеологи Просвещения Локк, Руссо, Монтескье, Дидро, Гольбах, Радищев идр.широко использовали идею Е. п. для критикифеод.порядков как противоречащих естеств. справедливости. В этих концепциях Е. п. выступало в качестве неизменных принципов природы человека и его разума, которые должны быть выражены в действующих законах. Идеи Е. п. нашли отражение вамер.Декларации независимости(1776), вофранц.Декларации прав человека и гражданина(1789)идр.актах. В тот же период(17—18вв.)активизировались попытки оправдания при помощи Е. п. феодально-абсолютистских режимов(напр., С. Пуфендорф в Германии).
С упрочением капиталистич. строябурж.идеологи 19в.отказались от Е. п., объявивбурж.строй единственно возможным и справедливым, не нуждающимся в надзаконных оценочных критериях. Но в 20в.происходит процесст. н.возрождения Е. п. После 2-й мировой войны в Зап. Германии, Италии и некоторыхдр.
странах Е. п. использовалось, с одной стороны, для отмежевания отфаш.идеологии, а с другой — для того, чтобы воспрепятствовать далеко идущим соци-ально-политич. реформам. «Возрождённое Е. н.» испытывает сильное влияние клерикализма, а также придаёт понятию Е. п. прагматистский характер(напр., E. u. с «меняющимся содержанием» или экзистенциалистское «Е. п. конкретной ситуации»).
Марксистский матсриалистич. подход к праву как отражению экономич. и нолитич. структуры классового общества делает излишним понятие «Е. п.» в качестве предпосылки существования и обязательности действующего права; в обществе может быть только одно право, устанавливаемое государством, а в своей нравотвор-ческой деятельности государство связано принципами данного социального строя, которые определяются не «природой человека», а социально-экономич. строем и способом нроиз-ва. Вместе с тем марксизм не считает ложным всё то, что стоит за понятием E. п. Он придаёт важное значение неотчуждаемым правам человека(нации, народа), а в оценке действующего права отводит важную роль идеалам и ценностям(в том числе и справедливости), считая их, однако, социально обусловленными, классовыми, исторически меняющимися, а не априорными категориями.
История политич. учений, М., i9602,с.213—15, 236—49, 269—327.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО
подготовленный отдельными софистами, Сократом, Платоном и киниками и выдвинутый стоиками такой взгляд на право, согласно которому право существует уже в природе, т.е. заложено в самой сущности человека; согласно учению Стой и родственных направлений, а впоследствии также и просветителей 17 и 18 вв., во всех людях действует один и тот же мировой разум, поэтому естественное право для всех одинаково, независимо от времени и места, и неизменно. С точки зрения христианства, особенно в схоластике и неосхоластике, естественное право является следствием божественного закона, заложенного в человеческую природу актом творения. Чуждое церковному толкованию учение о естественном праве особенно бурно развивалось в 17 и 18 вв.; его главными представителями являются Боден, Альтузий, Гроций, Гоббс, Пуффендорф, Томазий, Лейбниц, Христиан Вольф и Кант, хотя по частным вопросам их взгляды нередко значительно расходятся. В 19 в. понимание права как естественного отступило на второй план, в частности в результате соперничества с «исторической школой права» (см.Историзм),которая признавала только «позитивное» право, т.е. установленное законами и в законах осуществляющееся; см.Философия права.

Философский энциклопедический словарь.2010.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО
ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО, юснатурализм (от лат. jus — право) — философское и политико-юридическое учение 17—18 вв., завершившее развитие политико-философской и юридической мысли Средних веков и Возрождения и подготовившее философскую теорию политики, общества и человека эпохи европейского Просвещения. В рамках этого учения возникли великие социально-политические проекты гражданского общества и правового государства, концепции индивидуализма и либерализма, теория государства Нового времени, теория договорных отношений между обществом и государством (см. Договор общественный), была переработана романо-средневековая концепция народовластия и правосознания.
Теория естественного права возникла как отклик на историческую ломку раннего периода Нового времени: завершение формирования основных национальных государств, возникновение государственности нового типа и торжество абсолютизма; обострение в этой связи исторического противостояния государства и общества; продолжение острой борьбы за территориальное размежевание Европы; крушение религиозного единоверия и религиозные войны; начало раннебуржуазных революций; борьба за веротерпимость и кризис политической теологии. Эта ситуация дискредитировала идею социальных функций божественного Провидения. Социальным и духовным кризисам и произволу власти, всеобщей нестабильности теоретики естественного права противопоставили постоянство Природы и объективность ее законов, в которой остро нуждалось правосознание эпохи.
Философия и идеология естественного права складывались уже в 16 в. Одним из первых основные положения этого учения изложил А.Джентили (1552—1608) в сочинении “De jure belli ас pacis” (“О праве войны и мира”). В дальнейшем сложились две традиции понимания естественного права: континентальная рационалистическая, которая подчеркивала дедуктивный характер системы права: ее генетическим центром признавался человек, вооруженный дарованным ему природой разноначальным разумом, и английская эмпирическая, тяготеющая к практической организации договорно-правовых отношений между обществом и государством. Первая представлена в трудах Грация, С. Пуфендорфа, X. 32”мазия, Б. Спинозы, Г. В. Лейбница, X. Вольфа. Вторая — в сочинениях Т. Гоббса, Дж. Локка, Р. Кемберленда, Э. К. Шефтсбери и др.
В теориях естественного права основой всех взаимоотношений первоначально признавались Природа, Бог и Обычай (триада Греция). Эти три начала природны, т. е. не политические и не юридические, но их природность постепенно становилась гомогенной и социальной. Обычай от нриродо сообразности перешел в юридическую историю, в сферу культуры (юридической культуры прецедентного права); божественная воля, в свою очередь, перестала превышать природный рациональный разум, способный самостоятельно открывать правила справедливости (Лейбниц) — одной из основ правосознания и политико-юридической практики; у поздних юснатуралистов не сама по себе Природа, а природа человека стала главным началом естественного права.
Юснатурализм соединился с органицизмом, продолжающим античную традицию: природа организована, общество природосообразно и, следовательно, оно также должно быть организовано. Юснатурализм развивал средневековую традицию общественного согласил членов сообщества, достигших способности вступать друг с другом в договорные отношения. Этой традиции следовал Гоббс, в его понимании такое соглашение служило основой гражданской организации общества, целью которой был выход из хаоса неорганизованных естественных (т. е. догосударственных) отношений взаимной вражды.
Природосообразную организацию общества необходимо дополняла в концепции естественного права такая же новая организация человека, который из необузданного и затравленного страхом насильственной смерти дикаря превращался в законопослушного гражданина и индивида (Гоббс, Локк), наделенного рациональным разумом и потому способного стать социальным (проявить т. н. социальные качества). Такой человек становится подлинно естественным, ибо он рационален, как рациональна и организованная природа. Рациональность человека — это его разумность: юенатурализм готовил просветительскую концепцию разума.
Оставалось сделать природосообразным и рациональным государство, реорганизовать и его позитивное право, т. е. право, включающее долженствование. Такая организация достигается заключением договора между обществом (народом) и государством. Естественное право — основа этих договорных отношений, оно — аргумент против произвола, достояние народа и охраняется народом (Локк). Сохраняется романосредневековая традиция ограничения суверенности правителя правом народа на власть, идущая от комментаторов кодекса Юстиниана, от Ульпиана и поддержанная последующими политическими мыслителями, такими, как Исидор Севильский, Иона Орлеанский, Иоанн Солсберийский, Гиенвилл, Угомно, Марсилий Падуанский, Генри де Брекстон, Дж. Фортескью и др. Гоббс еще очень близок этой традиции, для него договорность — это подчинение общества власти государства. У Локка и поздних неонатуралистов договорность означала уже рационализацию власти и права, перестройку позитивного права в естественное и создание правового государства (Локк). Естественным позитивное право становится благодаря вытеснению субъективной рациональности “факта” и замене ее объективной рациональностью природосообразности. Этим завершается соревнование природы и воли.
Естественное право распространялось за пределы государства в область международных отношений как учение о праве войны и мира. Это право также подлежало природосообразной рациональной реорганизации (Джентили, Гроций, Томазий и др.). Юснатурализм подготовил идеи вечного мира Б. де Сент-Пьера, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта и соединил их с традицией Марсилия (“Defensor pacis”, защитник мира).
Учение о естественном праве послужило и теоретическим основанием политической практики борьбы за права человека, предварив Декларации о правах человека кон. 18 в.
И. И. Кравченко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. естественное правопредставление согласно крому право коренится в самой природе человека. В античной мысли софисты Сократ Платон Аристотель впоследствии стоики Е. п. выступает как нравств. ...Атеистический словарь
  2. естественное правопредставление согласно крому право коренится в самой природе человека. В античной мысли софисты Сократ Платон Аристотель впоследствии стоики Е. п. выступает как нравств. ...Атеистический словарь II
  3. естественное правоЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО одно из широко распространнных понятий политич. и правовой мысли обозначающее совокупность или свод принципов правил прав ценностей продиктованных есте...Большая советская энциклопедия
  4. естественное правоЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО одно из широко распространнных понятий политич. и правовой мысли обозначающее совокупность или свод принципов правил прав ценностей продиктованных есте...Большая советская энциклопедия
  5. естественное правоодно из широко распространнных понятий политической и правовой мысли обозначающее совокупность или свод принципов правил прав ценностей продиктованных естественной природ...Большая Советская энциклопедия II
  6. естественное правоодно из широко распространнных понятий политической и правовой мысли обозначающее совокупность или свод принципов правил прав ценностей продиктованных естественной природ...Большая Советская энциклопедия II
  7. естественное правоnatural law см. Естественные права и естественное право....Большой толковый социологический словарь
  8. естественное правоЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО понятие политической и правовой мысли означающее совокупность принципов и прав вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Идея...Большой энциклопедический словарь III
  9. естественное правоЕСТЕСТВЕННОЕ право понятие политической и правовой мысли означающее совокупность принципов и прав вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Иде...Большой Энциклопедический словарь V
  10. естественное правов теории государства и права понятие означающее совокупность принципов прав и ценностей продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодатель...Большой юридический словарь
  11. естественное правоЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО в теории государства и права понятие означающее совокупность принципов прав и ценностей продиктованных самой природой человека и в силу этого не завис...Большой юридический словарь II
  12. естественное правоот англ. natural law система принципов правил прав свобод обусловленных естественной природой человека право на жизнь право иметь семью право частной собственности и др....Государство и право
  13. естественное правопонятие политической и правовой мысли означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Идея естес...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  14. естественное праволат. jus naturalis принципиальный уровень права совокупность неотчуждаемых прав и свобод личности не зависящих от властнозаконодательных инстанций. С логич. т.зр. Е.п. в...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  15. естественное правоJus naturale Jus generis humani...Латинско-русский и русско-латинский словарь крылатых слов и выражений
  16. естественное правов философии natural law понятие полит и правовой мысли означающее совокупность принципов и прав связанных с природой человека и не зависимых от социальных условий. Идея Е...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  17. естественное правоодна из наиболее устойчивых концепций философии права заключающаяся в возведении конкретных правовых норм к совокупности закономерностей либо принципов наделяемых качеств...Новая философская энциклопедия
  18. естественное правопонятие политической и правовой мысли означающее совокупность принципов и прав вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Идея естественного прав...Политическая наука - Словарь-справочник
  19. естественное правоправа полученные от Бога основополагающие для всех людей и потому неотъемлемые....Политология - глоссарий по книге
  20. естественное правоЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО natural law Правила поведения определяемые соображениями человеческой природы естественными условиями существования человека или потребностями человече...Политология. Словарь.
  21. естественное правонравственное содержание правовых норм комплекс представлений о свободе личности формальном равенстве граждан государства и справедливом общественном устройстве. Такие иде...Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел словарь
  22. естественное правоlaw of nature natural law...Русско-английский словарь политической терминологии
  23. естественное правоего принципы согласуются с природой и положением человека без соблюдений этих принципов невозможно сохранить мир и гармонию в обществе natural law natural justice человек...Русско-английский экономический словарь
  24. естественное правоabsolute natural law law of nature natural right natural death...Русско-английский юридический словарь
  25. естественное правоabsolute natural law law of nature natural right natural death...Русско-английский юридический словарь
  26. естественное правоderecho comunal derecho natural ley natural...Русско-испанский юридический словарь
  27. естественное правоdiritto naturale jus naturale...Русско-итальянский юридический словарь
  28. естественное правоNaturrecht Naturalrecht...Русско-немецкий экономический словарь
  29. естественное правоjus naturale лат. Naturrecht...Русско-немецкий юридический словарь
  30. естественное правоУже Гераклит считал что все человеч. законы восходят к единому божеств закону. У Парменида имеется противопоставление закона номос и природы фюсис ставшее для софистов ос...Словарь античности
  31. естественное правопонятие политической и правовой мысли означающее совокупность принципов и прав вытекающих из природы человека и не зависимых от социальных условий. Идея Е. п. получила ра...Словарь конфликтолога
  32. естественное правоВ теории конституционного права понятие означающее совокупность принципов правил прав и ценностей продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от за...Словарь терминов по правам человека
  33. естественное правоЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО в теории государства и права понятие означающее совокупность принципов прав и ценностей продиктованных самой природой человека и в силу этого не завис...Словарь юридических терминов
  34. естественное праволат. jus naturale англ. natural law франц. droit naturel нем. Naturrecht в некрых добурж. и бурж. политич. учениях представление о праве существующем якобы независимо от...Советская историческая энциклопедия
  35. естественное праволат. jus naturale англ. natural law франц. droit naturel нем. Naturrecht в некрых добурж. и бурж. политич. учениях представление о праве существующем якобы независимо от...Советская историческая энциклопедия
  36. естественное правоодно из широко распространнных понятий политич. и правовой мысли обозначающее совокупность принципов правил прав ценностей продиктованных естеств. природой человека и тем...Советский философский словарь
  37. естественное правоодно из направлений в буржуазной науке о государстве и праве господствовавшее в течение вв. Естественная школа права давала в различных вариантах теоретическое обоснован...Советский юридический словарь
  38. естественное правоЕСТЕСТВЕННОЕ право понятие политической и правовой мысли означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав вытекающих из природы человека и независимых от социальных ...Современная энциклопедия
  39. естественное правоЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО понятие политической и правовой мысли означающее совокупность принципов и прав вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Идея...Современный энциклопедический словарь
  40. естественное правоNATURAL LAW В рамках традиции естественного права предполагалось что справедливость социальных законов и институтов зависит от их соответствия определенным универсальным ...Социологический словарь
  41. естественное правосовокупность исходных ценностей правил принципов прав продиктованных естественной природой человека и как бы независимых от конкретных социальных условий и государства пр...Социология права. Словарь специальных терминов
  42. естественное правоправо природное учение об идеальном не зависимом от государства праве вытекающем будто бы из разума и природы человека. Наибольшее распространение получило в ХVIIХVIII вв...Тематический философский словарь
  43. естественное правоNatural Law. Божественно установленные и укорененные в человеке нравственные принципы крые можно постичь посредством разума. Естественное право не еледует путать с закона...Теологический энциклопедический словарь
  44. естественное правоправо данное человеку природой не нуждающееся в декларациях и правовых институтах. Существует международная практика представлять что это не так являющаяся по сути ущемле...Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  45. естественное правосистема неотъемлемых прав и свобод обусловленных природой человека принадлежащих человеку с момента рождения и не зависящих тем самым от воли конкретного законодателя пр...Теория государства и права
  46. естественное правосовокупность принципов правил ценностей принимаемых за предшествующие независимые и определяющие позитивное право. В зависимости от основания принимаемого в качестве есте...Философия права, словарь-минимум
  47. естественное правоподготовленный отдельными софистами Сократом Платоном и киниками и выдвинутый стоиками такой взгляд на право согласно которому право существует уже в природе т.е. заложен...Философский энциклопедический словарь II
  48. естественное правоучение об идеальном независимом от государства праве вытекающем будто бы из велений разума и природы человека. Идеи Е. п. были выдвинуты еще в античную эпоху Сократ. Плат...Философский энциклопедический словарь
  49. естественное правов теории государства и права совокупность принципов правил прав и ценностей продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признан...Экономика и право
  50. естественное правоЕстественное право см. Право....Энциклопедический словарь
  51. естественное правоЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО понятие политической и правовой мысли означающее совокупность принципов и прав вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Иде...Энциклопедический словарь естествознания
  52. естественное правокатегория пришедшая в конституционный лексикон из учений французских гуманистов XVIII в. согласно которым каждый человек от рождения иначе говоря как естество живой орган...Энциклопедический словарь конституционного права
  53. естественное правосм. Право....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  54. естественное правов теории государства и права совокупность принципов правил прав и ценностей продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного призна...Энциклопедический словарь экономики и права
  55. естественное правотермин обозначающий учение или совокупность концепций в которых различаются право и закон причем право объясняется как не зависящее от власти и воли законодателя не выду...Юридическая энциклопедия