Советский юридический словарь

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО

одно из направлений в буржуазной науке о государстве и праве, господствовавшее в течение 17–18 вв. Естественная школа права давала в различных вариантах теоретическое обоснование экономическим и политическим требованиям буржуазии во время буржуазной революции 1.7 и 18 вв. Типичными чертами концепции Е. п. являются: 1) противопоставление Е. п. праву действующему (позитивному); под первым разумелось право, коренящееся в самой «природе» человека, под вторым – право, сложившееся у отдельных народов в определенной исторической обстановке; 2) представление о Е. п. как вечном, неизменном и общем для всех людей, в то время как положительное право характерно изменчивостью и своеобразными, специфическими чертами. Такое понимание сущности Е. п. характерно не только для буржуазной юридической мысли указанной выше эпохи, оно встречается также и у мыслителей античного мира и средневековья. В рабовладельческих государствах Греции и Рима учение о Е. п. разрабатывалось софистами, Аристотелем, философской школой стоиков и, наконец, римскими юристами. В этих учениях нашла свое отражение классовая борьба, происходившая в рабовладельческом обществе как между рабовладельцами и рабами, так и между крупными землевладельцами, купцами и ростовщиками, с одной стороны, и свободной массой трудящегося населения – с другой. Римские юристы делили все право на три сферы: право естественное (ius naturale), право народов (Jus. gentium) и цивильное (ius civile). Под Е. п. римские юристы понимали совокупность норм, вытекающих из самой природы и определяющих поведение не только людей, но и животных. Правом народов римские юристы считали совокупность норм, которые, по их мнению, установлены природой у всех народов и которые являются общими для всех людей. В отличие от Е. п. право народов, по утверждению римских юристов, представляет собой совокупность норм, общих только для людей, являясь, таким образом, частью Е. п. Цивильным правом римские юристы считали совокупность норм, которые устанавливались каждым народом для себя. В учениях о Е. п. в эпоху феодализма также находит свое отражение как классовая борьба между феодалами и трудящимися, находящимися в крепостной и других формах зависимости от феодалов, так и борьба между различными группами феодалов. В отличие от римских юристов представители естественно-правовой школы средневековья считали, что Е. п. представляет собой разновидность божественного закона. Наибольшее распространение идеи Е. п. получили в период разложения феодализма, когда буржуазия, борясь за власть, выступая против феодального права, выдавала свои правовые взгляды за взгляды, выражающие Е. п. В Голландии виднейшими представителями школы Е. п. являются Гроций и Спиноза, в Англии – Гоббс и Локк, во Франции – представители т. н. философии просвещения и особенно Руссо, в Германии – Лейбниц, Вольф, Пуффендорф, Томазий, Кант, Фихте и др. Буржуазные учения о Е. п., сложившиеся на почве острых классовых конфликтов 16–18 вв. (революции в Нидерландах, Англии и Франции, восстание Пугачева в России), получили различную политическую окраску, в зависимости от конкретных политических условий, а также политических идеологов, формулирующих эти учения. Так, напр., естественно-правовая концепция Гоббса была направлена на защиту абсолютной монархии; Локк, Монтескье и др. были сторонниками конституционной монархии; Руссо считал идеалом государственного строя республику, где законодательная власть непосредственно осуществляется народом, причем Руссо, как типичный идеолог мелкой буржуазии, был очень неустойчив и непоследователен в своих взглядах. Наиболее последовательное и революционное выражение передовые в свое время идеи школы Е. п. получили в учении непримиримого борца против самодержавия и крепостничества А. Н. Радищева, олицетворявшего собой вершину русской прогрессивной мысли 18 в. Радищев выступал не как идеолог буржуазии, а как защитник русского крепостного крестьянства. Поэтому он сделал наиболее революционные выводы из учения Е. п., доказывая в своих произведениях, что верховная власть должна принадлежать народу. Он призывал народ к восстанию против самодержавия и к установлению республики. Активно пропагандируя народную революцию, Радищев имел в виду крестьянскую революцию, так как в то время подавляющая масса народа состояла из угнетенного класса крепостных крестьян. Идеи Радищева оказали влияние и на политические взгляды декабристов, особенно Пестеля. В отличие от средневековых и современных католических теоретиков Е. п., буржуазные идеологи 17–18 вв. рассматривают Е. п. не как божественный закон, а как веление природы, точнее, человеческого разума, хотя далеко не все представители этой школы решаются открыто выступать против религии. Учение о Е. п. идеологов буржуазии указанной эпохи основывается на философском мировоззрении, которое особенно ярко выразилось в т. н. философии просвещения 18 в. во Франции. Ф. Энгельс дает следующую характеристику этой философии: «Великие люди, просветившие французские головы для приближавшейся революции, сами были крайними революционерами. Никаких внешних авторитетов они не признавали. Религия, взгляды на природу, общество, государство, – все подвергалось их беспощадной критике, все призывалось пред судилище разума и осуждалось на исчезновение, если не могло доказать своей разумности. Разум стал единственной меркой, под которую все подводилось. Все старые общественные и государственные формы, все традиционные понятия были признаны неразумными и отброшены, как старый хлам. Было решено, что до настоящего момента мир руководился одними предрассудками и все его прошлое достойно лишь сожаления и презрения. Теперь впервые взошло солнце, наступило царство разума, и с этих пор суеверие и несправедливость, привилегии и угнетение уступят место вечной истине, вечной справедливости, естественному равенству и неотъемлемым правам человека. Мы знаем теперь, что это царство разума было не чем иным, как идеализованным царством буржуазии; что вечная справедливость осуществилась в виде буржуазной юстиции; что естественное равенство ограничилось равенством граждан перед законом, а существеннейшим из прав человека было объявлено право буржуазной собственности. Разумное государство и „общественный договор" Руссо оказались и могли оказаться на практике только буржуазной демократической республикой. Мыслители XVIII века, как и все их предшественники, не могли выйти за пределы, которые ставила им тогдашняя эпоха» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. XIV, стр. 17-18). Общим и типичным для всех представителей школы Е. п., как бы ни отличались их учения друг от друга, было мнение, что Е. п. не является составной частью положительного права, а существует наряду с ним и представляет собой выражение вечных и неизменных требований самой природы человека, с которыми должно считаться позитивное право. Основой Е. п. объявлялось абстрактное понятие справедливости, которое выводилось из самой природы человека. С точки зрения этой справедливости и подвергался критике весь феодальный общественный и гос. строй, а также и его правовой порядок: сословная организация, крепостное право, привилегии дворянства и духовенства, абсолютная монархия, полицейское государство, бесправие граждан, произвол и прочие черты, присущие государственному строю, предшествовавшему буржуазным революциям, т. е. все то, что препятствовало развитию буржуазного способа производства и коренным интересам самой буржуазии. В этом виде концепция Е. п. была острым идеологическим оружием буржуазии в борьбе против феодального строя. Само понятие Е. п. было направлено против феодальной идеологии, богословия и схоластики и означало отрицание всякого сверхъестественного вмешательства. Вместо божественной морали провозглашалась естественная мораль, официальной религии противопоставлялась «естественная» религия, а действующему праву (в особенности каноническому) – Е. п., коренящееся в природе самого человека. Считалось, что Е. п. отличается от позитивного права, во-первых, своей неизменностью и вечностью, а во-вторых, – своей всеобщностью. Воззрения школы Е. п. построены на порочной методологической основе, так как представления о вечности и неизменности Е. п. – типичный образец, метафизического мышления. Необходимо, тем не менее, отметить, что в условиях борьбы с феодальным: строем идеи Е. п. играли относительно прогрессивную роль, так как были идеологическим оружием прогрессивного в то время класса – буржуазии, в ее борьбе против феодалов и выражали требования буржуазного демократизма. Идеи Е. п. оказали влияние на гос. право тех стран, в которых произошли буржуазные революции. Пока буржуазия вела борьбу за свое господство и уничтожение феодального строя, школа Е. п. занимала господствующее положение в буржуазных учениях о государстве и праве. Но с укреплением власти буржуазии и особенно с ростом пролетариата и обострением классовых противоречий в буржуазном обществе идеологи буржуазии начинают отказываться от идей Е. п. и выступать против них, так. как они стали опасны для господствующего класса. С середины 19 в. против Е. п. выступают представители различных течений позитивизма в праве (см.). В эпоху империализма яростными противниками идеи Е. п. являются представители американского прагматизма и фашисты всех мастей. Такой поход против прогрессивных для своего времени идей Е. п. вполне закономерен в эпоху загнивания капитализма, для которой характерен поворот в сторону реакции по всем линиям, в том числе и в политической идеологии. Вместе с тем следует отметить, что в эпоху империализма ряд идеологов буржуазии пытается реставрировать учение о Е. п., приспособив его целям защиты буржуазного строя. С конца 19 в. особой популярностью среди идеологов буржуазии пользовалось неокантианство, представляющее собой попытку в несколько подновленном, приспособленном к условиям империализма виде возродить учение Канта о государстве и праве. Один из виднейших представителей неокантианства, Штаммлер, утверждал, что Е. п. не является чем-то вечным, неизменным, вытекающим из природ» человека, что содержание Е. п. меняется. Смысл учения Штаммлера заключался в том, что никаких коренных общественных преобразований не требуется, а достаточно незначительных изменений применительно к обстоятельствам времени. Неокантианство стало идеологией реформизма и оппортунизма – агентуры буржуазии в рядах рабочего класса. Эта разновидность современной буржуазной теории Е. п. направлена на то, чтобы усыпить бдительность пролетариата, отвлечь его от борьбы за революционное преобразование общества, повести по пути реформизма. Допуская и используя в своих интересах неокантианские естественно-правовые концепции, современная буржуазия еще более охотно использует учение о Е. п. в том виде, в каком оно было выражено в условиях феодального строя. Так, современные католические теории Е. п. возрождают учение средневекового мракобеса Фомы Аквинского, причем оно особенно широко распространяется в США. Наиболее «популярной» его идеей является утверждение, что Е. п. – вечный, неизменный божественный порядок. Среди буржуазных юристов США появилось течение, получившее название неосхоластицизма. Это – приспособление схоластики Фомы Аквинского к современным условиям империалистического государства. Представители этого течения Кеннеди, Кларк и другие разглагольствуют о полном соответствии американской «демократии» Е. п., «установленному богом» и обеспечивающему порядок. Учение Фомы Аквинского широко пропагандируется Ватиканом, представляющим собой агентуру монополистического капитала США. Эта пропаганда идей Е. п. направлена против пролетарской революции и коммунизма. С помощью Е. п. оправдываются всякие контрреволюционные движения и подрывная работа против Советского Союза и стран народной демократии. Реакционный характер носит также и французская католическая теория Е. п. Ренара в виде т. н. «институционализма». По Ренару получается, что профсоюзы, церковь, монополии и другие «институты» действуют «гармонически» и современное буржуазное государство не главенствует над ними, а является только одним из «институтов» в этом «гармоническом» целом, воплощающем в себе принципы Е. п. Эта разновидность учения о Е. п. – один из маневров буржуазии с целью привлечь на свою сторону отсталые слои трудящихся масс. Такова эволюция учения о Е. п. Пока буржуазия вела борьбу за свое господство против феодального строя, в учении о Е. п. выражались относительно прогрессивные и даже революционные для той эпохи идеи. В наст, время из него устранены всякие прогрессивные идеи и оно используется буржуазией для оправдания обреченного на гибель капитализма.

  1. естественное правопредставление согласно крому право коренится в самой природе человека. В античной мысли софисты Сократ Платон Аристотель впоследствии стоики Е. п. выступает как нравств. ...Атеистический словарь
  2. естественное правопредставление согласно крому право коренится в самой природе человека. В античной мысли софисты Сократ Платон Аристотель впоследствии стоики Е. п. выступает как нравств. ...Атеистический словарь II
  3. естественное правоЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО одно из широко распространнных понятий политич. и правовой мысли обозначающее совокупность или свод принципов правил прав ценностей продиктованных есте...Большая советская энциклопедия
  4. естественное правоЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО одно из широко распространнных понятий политич. и правовой мысли обозначающее совокупность или свод принципов правил прав ценностей продиктованных есте...Большая советская энциклопедия
  5. естественное правоодно из широко распространнных понятий политической и правовой мысли обозначающее совокупность или свод принципов правил прав ценностей продиктованных естественной природ...Большая Советская энциклопедия II
  6. естественное правоодно из широко распространнных понятий политической и правовой мысли обозначающее совокупность или свод принципов правил прав ценностей продиктованных естественной природ...Большая Советская энциклопедия II
  7. естественное правоnatural law см. Естественные права и естественное право....Большой толковый социологический словарь
  8. естественное правоЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО понятие политической и правовой мысли означающее совокупность принципов и прав вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Идея...Большой энциклопедический словарь III
  9. естественное правоЕСТЕСТВЕННОЕ право понятие политической и правовой мысли означающее совокупность принципов и прав вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Иде...Большой Энциклопедический словарь V
  10. естественное правов теории государства и права понятие означающее совокупность принципов прав и ценностей продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодатель...Большой юридический словарь
  11. естественное правоЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО в теории государства и права понятие означающее совокупность принципов прав и ценностей продиктованных самой природой человека и в силу этого не завис...Большой юридический словарь II
  12. естественное правоот англ. natural law система принципов правил прав свобод обусловленных естественной природой человека право на жизнь право иметь семью право частной собственности и др....Государство и право
  13. естественное правопонятие политической и правовой мысли означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Идея естес...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  14. естественное праволат. jus naturalis принципиальный уровень права совокупность неотчуждаемых прав и свобод личности не зависящих от властнозаконодательных инстанций. С логич. т.зр. Е.п. в...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  15. естественное правоJus naturale Jus generis humani...Латинско-русский и русско-латинский словарь крылатых слов и выражений
  16. естественное правов философии natural law понятие полит и правовой мысли означающее совокупность принципов и прав связанных с природой человека и не зависимых от социальных условий. Идея Е...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  17. естественное правоодна из наиболее устойчивых концепций философии права заключающаяся в возведении конкретных правовых норм к совокупности закономерностей либо принципов наделяемых качеств...Новая философская энциклопедия
  18. естественное правопонятие политической и правовой мысли означающее совокупность принципов и прав вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Идея естественного прав...Политическая наука - Словарь-справочник
  19. естественное правоправа полученные от Бога основополагающие для всех людей и потому неотъемлемые....Политология - глоссарий по книге
  20. естественное правоЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО natural law Правила поведения определяемые соображениями человеческой природы естественными условиями существования человека или потребностями человече...Политология. Словарь.
  21. естественное правонравственное содержание правовых норм комплекс представлений о свободе личности формальном равенстве граждан государства и справедливом общественном устройстве. Такие иде...Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел словарь
  22. естественное правоlaw of nature natural law...Русско-английский словарь политической терминологии
  23. естественное правоего принципы согласуются с природой и положением человека без соблюдений этих принципов невозможно сохранить мир и гармонию в обществе natural law natural justice человек...Русско-английский экономический словарь
  24. естественное правоabsolute natural law law of nature natural right natural death...Русско-английский юридический словарь
  25. естественное правоabsolute natural law law of nature natural right natural death...Русско-английский юридический словарь
  26. естественное правоderecho comunal derecho natural ley natural...Русско-испанский юридический словарь
  27. естественное правоdiritto naturale jus naturale...Русско-итальянский юридический словарь
  28. естественное правоNaturrecht Naturalrecht...Русско-немецкий экономический словарь
  29. естественное правоjus naturale лат. Naturrecht...Русско-немецкий юридический словарь
  30. естественное правоУже Гераклит считал что все человеч. законы восходят к единому божеств закону. У Парменида имеется противопоставление закона номос и природы фюсис ставшее для софистов ос...Словарь античности
  31. естественное правопонятие политической и правовой мысли означающее совокупность принципов и прав вытекающих из природы человека и не зависимых от социальных условий. Идея Е. п. получила ра...Словарь конфликтолога
  32. естественное правоВ теории конституционного права понятие означающее совокупность принципов правил прав и ценностей продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от за...Словарь терминов по правам человека
  33. естественное правоЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО в теории государства и права понятие означающее совокупность принципов прав и ценностей продиктованных самой природой человека и в силу этого не завис...Словарь юридических терминов
  34. естественное праволат. jus naturale англ. natural law франц. droit naturel нем. Naturrecht в некрых добурж. и бурж. политич. учениях представление о праве существующем якобы независимо от...Советская историческая энциклопедия
  35. естественное праволат. jus naturale англ. natural law франц. droit naturel нем. Naturrecht в некрых добурж. и бурж. политич. учениях представление о праве существующем якобы независимо от...Советская историческая энциклопедия
  36. естественное правоодно из широко распространнных понятий политич. и правовой мысли обозначающее совокупность принципов правил прав ценностей продиктованных естеств. природой человека и тем...Советский философский словарь
  37. естественное правоЕСТЕСТВЕННОЕ право понятие политической и правовой мысли означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав вытекающих из природы человека и независимых от социальных ...Современная энциклопедия
  38. естественное правоЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО понятие политической и правовой мысли означающее совокупность принципов и прав вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Идея...Современный энциклопедический словарь
  39. естественное правоNATURAL LAW В рамках традиции естественного права предполагалось что справедливость социальных законов и институтов зависит от их соответствия определенным универсальным ...Социологический словарь
  40. естественное правосовокупность исходных ценностей правил принципов прав продиктованных естественной природой человека и как бы независимых от конкретных социальных условий и государства пр...Социология права. Словарь специальных терминов
  41. естественное правоправо природное учение об идеальном не зависимом от государства праве вытекающем будто бы из разума и природы человека. Наибольшее распространение получило в ХVIIХVIII вв...Тематический философский словарь
  42. естественное правоNatural Law. Божественно установленные и укорененные в человеке нравственные принципы крые можно постичь посредством разума. Естественное право не еледует путать с закона...Теологический энциклопедический словарь
  43. естественное правоправо данное человеку природой не нуждающееся в декларациях и правовых институтах. Существует международная практика представлять что это не так являющаяся по сути ущемле...Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  44. естественное правосистема неотъемлемых прав и свобод обусловленных природой человека принадлежащих человеку с момента рождения и не зависящих тем самым от воли конкретного законодателя пр...Теория государства и права
  45. естественное правосовокупность принципов правил ценностей принимаемых за предшествующие независимые и определяющие позитивное право. В зависимости от основания принимаемого в качестве есте...Философия права, словарь-минимум
  46. естественное правоЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО одно из широко распространнных понятий политич. и правовой мысли обозначающее совокупность принципов правил прав ценностей продиктованных естеств. прир...Философская энциклопедия
  47. естественное право,ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО юснатурализм от лат. jus право философское и политикоюридическое учение вв. завершившее развитие политикофилософской и юридической мысли Средних век...Философская энциклопедия
  48. естественное правоподготовленный отдельными софистами Сократом Платоном и киниками и выдвинутый стоиками такой взгляд на право согласно которому право существует уже в природе т.е. заложен...Философский энциклопедический словарь II
  49. естественное правоучение об идеальном независимом от государства праве вытекающем будто бы из велений разума и природы человека. Идеи Е. п. были выдвинуты еще в античную эпоху Сократ. Плат...Философский энциклопедический словарь
  50. естественное правов теории государства и права совокупность принципов правил прав и ценностей продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признан...Экономика и право
  51. естественное правоЕстественное право см. Право....Энциклопедический словарь
  52. естественное правоЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО понятие политической и правовой мысли означающее совокупность принципов и прав вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Иде...Энциклопедический словарь естествознания
  53. естественное правокатегория пришедшая в конституционный лексикон из учений французских гуманистов XVIII в. согласно которым каждый человек от рождения иначе говоря как естество живой орган...Энциклопедический словарь конституционного права
  54. естественное правосм. Право....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  55. естественное правов теории государства и права совокупность принципов правил прав и ценностей продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного призна...Энциклопедический словарь экономики и права
  56. естественное правотермин обозначающий учение или совокупность концепций в которых различаются право и закон причем право объясняется как не зависящее от власти и воли законодателя не выду...Юридическая энциклопедия