Философская Энциклопедия (в 5 томах)

ЧЖОУ ДУНЬИ

1017–73) – кит. философ-неоконфуцианец, первым сделавший попытку подвести онтологич. и космологич. основу под конфуцианские этич. принципы. Для этого Ч. Д.-и использовал идеи даосизма, а также понятия, содержащиеся в "И цзине". В оказавшем огромное влияние на развитие неоконфуцианской мысли трактате "Объяснения к схеме „Великого предела“" (тайцзи) Ч. Д.-и пишет, что беспредельное, являющееся в то же время великим пределом, порождает инь и ян (в понимании Ч. Д.-и – покой и движение). Взаимодействие этих начал приводит к возникновению пяти элементов (воды, огня, дерева, металла и земли), к-рые вступают в таинств. союз с сущностью инь и ян и с беспредельным. Отсюда появляются мужской (небесный) принцип и женский (земной, равноправный небесному), к-рые и порождают "десять тысяч вещей", непрерывно себя воспроизводящих. Человек выделяется тем, что, получая эти начала в наиболее совершенном виде, представляет собой самое разумное существо, чье сознание вырабатывает нравств. принципы и отличает добро от зла. В духе даосизма и в противоположность буддизму, настаивающему на иллюзорности мира, Ч. Д.-и стремится обосновать его реальность и познаваемость; он также пытается утвердить традиционную конфуцианскую мысль о примате человека в мироздании. Во второй работе Ч. Д.-и, специально посвященной интерпретации "И-цзина", понятие чэн (искренность, честность, цельность) поднимается до значения космологич. принципа, пронизывающего все мироздание. Лит.: Конрад Н. И., Философия кит. Возрождения (О Сунской школе), в его кн.: Запад и Восток, М., 1966, с. 205–10; Ян Юн-го [и др.], Цзяньмин Чжунго сысян ши (Краткая история идеологий Китая), Пекин, 1962, с. 104–106; Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго чжэсюэ цзяньши (Краткая история китайской философии), Пекин, 1963; Bruce J. P., Chu Hsi and his masters, L., 1923, p. 128–31; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 2, Princeton, 1953, p. 434–51; Needham J., Science and civilisation in China, v. 2, Camb., 1956, p. 464–70; Chan Wing-tsit, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963, p. 360–80. В. Рубин. Москва.

  1. чжоу дуньиЧжоуцзы китайский философ один из основоположников неоконфуцианства См. Неоконфуцианство. Написал философские трактаты Объяснение диаграммы великого предела и Книга пост...Большая Советская энциклопедия II
  2. чжоу дуньиЧжоу Маошу Чжоу Ляньси Чжоуцзы Чжоу Юаньгун. Индао совр. уезд Даосянь пров. Хунань . Лушань пров. Цзянси. Кит. философ и литератор гл. основоположник неоконфуцианства....Китайская философия. Энциклопедический словарь
  3. чжоу дуньиЧжоу Маошу Чжоу Ляньси Чжоуцзы Чжоу Юаньгун. Индао совр. уезд Даосянь пров. Хунань . Лушань пров. Цзянси.Кит. философ и литератор гл. основоположник неоконфуцианства. П...Китайская философия. Энциклопедический словарь II
  4. чжоу дуньиЧжоу Маошу Чжоу Ляньси Чжоуцзы учитель Чжоу Индао ныне в уезде Даосянь пров. Хунань . Лушань пров. Цзянси кит. философ один из основоположников неоконфуцианства. Среди у...Советский философский словарь
  5. чжоу дуньиЧЖОУ ДУНЬИ Чжоу Маошу Чжоу Ляньси Чжоуцзы учитель Чжоуem Индао ныне в уезде Даосянь пров. Хунань. Лушань пров. Цзянсиem кит.em философ один из основоположников неоконфуц...Философская энциклопедия
  6. чжоу дуньиЧЖОУ ДУНЬИ кит. философнеоконфуцианец первым сделавший попытку подвести онтологич. и космологич. основу под конфуцианские этич. принципы. Для этого Ч. Д.и использовал и...Философская энциклопедия
  7. чжоу дуньирод. Индао провинция Хунань ум. июля Лушань кит. философ стоявший у истоков неоконфуцианства. Развивал со ссылкой на Йцзин натурфилософию. Считал что пять элементов во...Философский энциклопедический словарь II
  8. чжоу дуньиЧЖОУ ДУНЬИЧжоу Маошу Чжоу Ляньси Чжоуцзы Чжоу Юаньгун китайский философ и литератор главный основоположник неоконфуцианства. Родился в в Индао совр. уезд Даосянь провин...Энциклопедия Кольера II