Философская Энциклопедия (в 5 томах)

ПЛОТИН

????????) (203/4 или 204/5 – 269/70) – античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма. Род. в Ликополе (Египет). Философией стал заниматься в Александрии, где под влиянием Аммония Саккаса встал на путь примирения Платона с Аристотелем. Переселившись в Рим, в 243/4 начал здесь широкую преподавательскую деятельность. В отличие от Оригена и своего сотоварища по школе Аммония Саккаса, П. подверг критике стоич. платонизм и был совершенно непричастен к христ. богословию. Вместе с тем, в противоположность егип. гностицизму, для П. была неприемлема фантастика мифологич. образов и полухристианские, полуязыч. богословские тенденции. Перед смертью П. завещал своему ученику Порфирию проредактировать, привести в порядок и издать записанные самим П. лишь отрывочные лекции, что Порфирий и сделал. Порфирий разделил все трактаты П. (мы бы теперь сказали, все статьи П.) на шесть отделов в соответствии с осн. тематикой философии своего учителя. Каждый отдел Порфирий разделил на девять частей, вследствие чего каждый отдел получил у него название "Эннеады", т.е. "Девятки", и все шесть отделов тоже получили с тех пор общее название "Эннеады". Т.о., в наст. время под названием "Эннеады" объединены 54 трактата П. Трактаты, на к-рые делилась у Порфирия каждая "Эннеада", были расположены в порядке возрастающей трудности. Первая "Эннеада" была посвящена по преимуществу этике, вторая – космологии; третья – натурфилософии, четвертая – психологии, пятая – учению об "уме" и шестая – учению о категориях (трактаты 1–3), о целостности сущего (4–5), о числах (6) и об "едином" в собственном смысле слова (7–9). Каждый трактат Порфирий снабдил спец. заголовком. Философия П. в целом носила спекулятивно-теоретич. характер, чем резко отличалась от систем большинства др. неоплатоников. П. направил свое гл. внимание на три проблемы – "единое", "ум" и "душу", причем эти три осн. онтологич. субстанции (или, как он выражался по-гречески, ипостаси) являются у него глубоко продуманной диалектич. триадой. В отличие от Платона, у к-рого эта триада не рассматривалась систематически, П. дал четкое и вполне сознательное ее рассмотрение как осн. проблемы всей своей философии (V 1; V 2). Диалектика у П. есть смысловое расчленение общности и объединение расчлененного на фоне этой общности (I 3; 4–5; специально о диалектике трех ипостасей – V 1–2 и др.). Натурфилософия и космология разработаны у П. гораздо слабее (в основном по платоновскому "Тимею"). Еще меньше места отведено демонологии и мифологии, хотя спекулятивно-теоретически ясно вытекают из всех рассуждений философа-идеалиста (III 4). Наиболее оригинальной частью системы П. является учение о первой ипостаси – " е д и н о м" как трансцендентном первом начале, к-рое выше всяких категорий и всего познания. С ним связана и др. осн. тема философии П. – концепция восхождения "души" от чувств. состояния к сверхумств. экстазу. Эта концепция составляет основу мистицизма П. "Единое" не есть что-нибудь из сущего, ни идея, ни ум (VI 9, 2), ни какой-нибудь род сущего (VI 2, 8) и не может быть предицировано об идеях (VI 2, 10) и вообще предшествует сущему (VI 6, 8). Всякая вещь, созерцаемая как таковая, обязательно отлична от всего иного, т.е. она есть некое одно, противополагаемое всему иному, и потому "единое" неразличимо и нераздельно соприсуще всему фактически существующему и всему мыслимому (VI 6, 13) и сущему (V 3, 12), так что оно есть также и все сущее, взятое в абсолютной единичности (VI 5, 2), не допускает в себе никакого различия (VI 2, 9; 5, 6; 9,4–5), включая жизнь космоса и человеч. ума (VI 7, 13–14), являясь принципом всего существующего (VI 9, 4–5), хотя и ни в чем не нуждается (VI 9, 6) и недоступно никакому исчислению (V 5, 3). Сколько бы мы ни делили "единое" и как бы мы ни превращали его во множественность, каждая полученная часть все равно будет чем-то одним, т.е. "единое", вообще говоря, совсем никак не дробится (VI 6, 14), существуя и везде и нигде (III 9, 1; V 2, 1), и обнаруживает себя только в моменты приобщения к нему чего-нибудь иного (VI 1, 26). Такова, по П., диалектика единомножеств. мира (см. особенно в V2, 1–2). Вслед за Платоном и в отличие от многих других платоников (напр., от Спевсиппа), П. очень интенсивно трактовал свое "единое" как благо (II 9, 1; III 8, 1; VI 7, 38; VI 7, 17. 25. 31. 35 и мн. др.), как свет и излучение (I 1, 8; V 1, 6; VI 7, 5), как "родителя" сущего и "первое рождение" (V. 2, 1), хотя эпитет "отец" применяется у П. и к уму (I 6, 8; II 9, 2; V 1, 1. 8; VI 9, 5), причем все "из него изливается", "произрастает" (III 2,2; V 2, 1) без убыли породителя (VI, 3) и без его сознат. волеизлияния (ибо он безличен), но исключительно по необходимости его природы (III 2, 2; IV 8, 6; V 2, 1). Промежуточную ступень между первой и второй ипостасями занимают у П. (как и у Платона) числа (к-рым у него посвящен спец. трактат – VI 6). По П., числа не есть ни чувств. вещь (VI 6, 4), ни психич. акт (6), ни просто количество (16), ни просто спутник "ума" (5), но они являются принципом мыслит, категориальности (8. 10. 11), не будучи дурной бесконечностью (2–3), но будучи принципом каждой вещи и всего невещественного (15), а также имея специфич. отношение к трем осн. ипостасям (9). Число, т.о., само есть своеобразная ипостась и, как принцип конструирования, красота (1). Неразличимое "единое", приходя к различению при помощи числа, достигает качественно-смыслового различения в о второй ипостаси – "уме" (VI, 4. 7; V 6, 1; V 9, 5). "Единое", переполняясь самим собой, требует перехода в иное, а поскольку оно остается постоянным и не убывает, иное только отражает его, т.е. является "видом" и "умом", т.е. "умопостигаемым космосом" (V 9, 9), его зеркалом (I 1, 8; V 3, 6; VI 4, 10). В учении об "уме" и "душе" обращают на себя внимание очень острые рассуждения о тождестве субъекта и объекта в "уме", т.е. о том, что предметы ума "не вне" самого "ума" (V 5; III 8,9; V 1,4); учение о синтезе индивидуального и общего в "уме" (V 7, 9) и в "душе" (IV, 9). Подробные трактаты посвящены умопостигаемой красоте (V 8), к-рая понимается в виде умств. скульптуры богов (V 8, 5–7.9), и соотношению "ума", "идеи" и "сущего" (V 9). Третью ипостась – "душу" П., нисколько не выходя за пределы учения Платона, разработал тоже весьма подробно и систематически. "Душа" для него, как ни дробить ее по отдельным ее способностям, представляет собой нечто единое и неделимое. Она есть субстанция, а не только вечно дробящееся становление (IV 7,13), т.е. она.в своей основе неаффицируема (III 6, 1–5) и бестелесна (6, 6–19). Ее нельзя представлять атомистически, т.е. как простую множественность психич. состояний (IV 7. 2–3; 3,2). Здесь, несомненно, П. боролся со стоиками, к-рые признавали и делимость "души", и ее пневматич. происхождение (2, 2; 7, 4. 10–11), и вообще со всяким материализмом, не умеющим, с его т. зр., объяснить ни чувств. ощущений, ни их объединения в более сложные переживания; другими словами, П. всячески отказывался свести сознание на материальные процессы (7, 5–8), поскольку оно представляется ему лишенным всякой материальности (7, 9). Особенно отчетливо П. говорил о диалектике делимости и неделимости "души" (2, 1; 3, 3. 19). В целом "душа" есть для П. то или иное смысловое функционирование "ума" за его пределами или, как говорил П., "логос ума" (3, 2. 5). Соответственно с этим подробно рассматривалось и взаимоотношение "души" и тела (3, 20–23; IV 7, 18). Поскольку ни одна индивидуальная "душа" не может существовать самостоятельно от всех др. "душ", все индивидуальные "души" охватываются "мировой душой" (3, 4). Везде в этих вопросах П. неизменно следовал Платону (3, 7), включая учение о нисхождении "души" с неба на землю (3, 9–17; 8, 1.4. 5.7–8) и об ее обратном уходе на небо (3, 24). Вполне платонично также и общее учение П. о бессмертии "души" (7,14–20). Подробно разрабатывается учение о знании как припоминании (4, 1–5), о душах небесных светил и Земли, об их отношении к "мировой душе", а также к человеку (4, 6–30). Как и Платон в "Федоне", П. критиковал пифагорейское учение о "душе" как о гармонии тела, отвергал концепцию аристотелевской энтелехии, т.к. эта концепция для него слишком биологична. Стоич. учение о пневме и об истечении первоогня П. критиковал еще более резко. Не устраивали его и те платоники, к-рые в его время или склонялись к прямому дуализму психологии и соматологии или не умели понять динамики становящейся природы эйдоса, лежащего в основе души. П. дал чисто платоновскую концепцию, добавляя к ней разве только аристотелевскую концепцию потенции и энергии. Эта эйдетич. теория энергии "ума", становящейся вне "ума" как его жизнь, упорно и последовательно проводилась у П. с применением всего имеющегося в его руках диалектич. аппарата единства противоположностей. П. систематизировал платоновское у ч е н и е о воплощении триады в природе и к о с м о с е. Как абсолютный идеалист, П. понимал материю только как "воспреемницу эйдосов"; поэтому сама она ни в каком случае не является эйдосом. Она лишена качества, количества, массы и пр., т.к. все это есть уже так или иначе оформленная материя. В чистом виде материя есть субстрат изменений, бесконечная неопределенность, не-сущее, неощутимое, непознаваемое и вечный переход от одного к иному, т.е. инаковость в чистом виде. Она может только воплотить в себе нечто идеальное, но это и значит, что идеальное начнет вечно и вечно меняться и изменений этих будет бесконечное количество, начиная от идеального и совершенного подражания идее и кончая полным распылением его в темной и непознаваемой бездне первоматерии. Поэтому материя для П., не будучи потенцией, всегда вечно потенциальна. Она есть, в сравнении с вечно сущими эйдосами, принцип их разрушения и потому она – зло. Она есть только то отношение, в к-рое попадает идея, взятая в ее инобытии, к идее в чистом виде. Поэтому материя не есть что-нибудь, а всегда только то или иное отношение к чему-нибудь (?? ???? ??). То, что материя для П. является злом, а весь материальный мир "украшенным трупом", есть яркое свидетельство упадочного характера философии П. При таком учении о материи чувств. космос приобретал у П. иерархийное строение. Больше всего и глубже всего материя воспринимает в себе идеальный мир в том случае, когда она создает космос в целом с его миром неподвижных звезд. Идя от этого высшего неба к земле, мы встречаем все более и более слабое материальное воплощение эйдосов, покамест не доходим до земли, где все материальное совершенно неустойчиво, каждое мгновение переходит все новые и новые и где рождение и гибель не отличаются друг от друга. В этом учении о природе и космосе особенно обращают на себя внимание две концепции. Первая – это концепция времени и вечности. Времени как становлению предшествует нестановящаяся вечность. Однако эта последняя пребывает в вечном покое только в сравнении с чувств. становлением; в сравнении же с чистым эйдосом она тоже есть вечное и притом никогда не убывающее становление. Она – живая вечность или вечная жизнь (III 7, 2–6). Что же касается времени, то оно не есть ни просто движение, т.к. движение его уже предполагает (7, 8), ни число или мера движения, т.к. взятые сами по себе, они вне времени (7, 9), ни прочие атрибуты движения (7, 10). Время только проявляется в пространстве, но само не есть пространство. Оно есть вечность, поскольку вечность есть без убыли становящаяся жизнь; но вечность не есть таковая сама по себе, а инобытие вечности, воплощение вечности в ином, подвижный образ вечности, или вечная энергия "мировой души" (7, 11–13). Др. важная концепция П. в учении о природе и космосе – это учение о тождестве самосозерцания и активной с а м о д е я т е л ь н о с т и. Восходя от низших материальных сфер к более высоким и к космосу в целом, от космоса к "душе" и далее, к "уму" и к "единому", мы и во всей природе, и во всем космосе находим в ослабленном виде ту же самую активность, что и в "душе", и то же самое созерцание себя, что и в "уме", и то же первичное и нераздельное бытие, что и в "едином". Вся природа и космос есть, т.о., иерархия самосозерцания или, что то же, творящей активности. Большой известностью в этом отношении пользуется трактат П. III 8, из к-рого укажем на главы о действии и созерцании (3), о телеологич. сущности "души" (4–6), о том, что творить могут только эйдосы (7), и о самосозерцании "ума" как ближайшем результате всеобщей и единой причины, или "единого" (8–11). Чрезвычайно важной проблемой в философии П. является у ч е н и е о к а т е г о р и я х – родах сущего. П. резко критиковал понимание категорий Аристотелем (VI 1, 1–24) и стоиками (1, 25–30). В основном эта критика сводилась к тому, что Аристотель и стоики не различают идею и носителя идеи. Сам П. различал умств. категории, к-рые он по примеру Платона понимал как сущность, движение, покой, различие и тождество (2, 4–8). Что же касается чувств, категорий, к-рые необходимо отличать от умственных для того, чтобы не смешивать носителя идеи с самой идеей, то П. формулировал их вполне аналогично пяти умств. категориям, поскольку чувственность есть только носитель идеально-умственного и подражание ему: сущность, отношение, качественное, количественное, движение (3, 3). Каждая из этих категорий тоже подвергается подробному анализу: сущность (3, 4–10), количество (3, 11–15), качество (3, 16–20), движение (3, 21–27), отношение (3, 28). Выдающееся место среди трактатов П. занимают трактаты о потенции и энергии (II 5), о субстанции и качестве (II 6), об едино-раздельной целостности бытия (VI 4–5), о красоте (I 6; V 8), о воле и свободе первоединого (VI 8) и, наконец, о субъективном восхождении к чистому уму и к сверхумному единому (VI 9). Историч. место философии П. Философия П. должна быть истолкована как цезареанская философия. То, что неоплатонизм в качестве второй и третьей ипостаси выдвигал "ум" и "душу", есть филос. выражение того факта, что весь платонизм и больше всего П. исходили еще из социально-историч. опыта того или иного окружения рим. императоров, может быть сенаторского сословия и ближайших исполнителей воли цезаря. П. стремился возвысить и реставрировать древнюю, давно уже отжившую мифологию. Он пытался укрепить престиж и мировой авторитет Рим. империи, к-рую он хотел поставить выше отдельных, входящих в нее и уж тем более не входящих в нее местных народностей. Философия П. есть результат и символ развала рабовладельч. формации, ее культуры, символ бесконечного уныния, тоски, социально-политич. отчаяния и бегства от реальной жизни в иллюзорное прошлое. В этом и состоит социально-политич. сущность всей этой виртуозной диалектики мифа у П., глубокую характеристику к-рой дал в свое время Маркс: "Смерть и любовь являются мифами отрицательной диалектики... Поэтому Плотин называет ее средством, ведущим к "упрощению" души, т.е. к ее непосредственному единению с богом, – выражение, в котором смерть и любовь, и в то же время "теоретическое познание" Аристотеля соединены с диалектикой Платона. Но так как эти определения, так сказать, предопределены у Платона и Аристотеля, а не развиты в силу имманентной необходимости, их погружение в эмпирически индивидуальное сознание проявляется у Плотина как состояние, а именно – состояние э к с т а з а" (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 203). Диалектика и мифология, безвыходное отчаяние и острейшие восторги, любовь и смерть – вот те символы гибели мировой рабовладельч. Рим. империи, к-рые лежат в основе философии П. Соч.: Opera omnia... Cum M. Ficini commentarlls et ejusdem interpretatione castigata, ed. G. H. Moser et F. Creuzer, v. 1–3, Oxonii, 1835; Enn?ades, ed. R. Volkmann, v. 1–2, Lipsiae, 1883–84; Enn?ades. Texte ?tabli et traduit par E. Br?hier, v. 1–6, P.– Brux., 1924–38; Opera, t. 1–2, Enn?ades I–V, ed. P. Henry et H. R. Schwyzer, v. 1, Oxf., 1951, переизд. в 1964; v. 2, P. – Brux., 1959 (изд. продолжается); Schriften, ?bers, von R. Harder, Bd 1–5, Lpz., 1930–37; Schriften in chronologischen Reihenfolge, Bd 1–5, Hamb., 1956–64 (изд. продолжается); в рус. пер. – Избр. трактаты П., пер., Г. В. Малеванского (Эннеады V 1–6, 8–9; VI 4–5, 7–9); "Вер и разум", 1898, No 8, 9, 11, 13, 14, 17, 19; 1899, No 2, 6, 11–15; 1900, No 18–21; Эннеады II 3–6, III 7, 9, V 8, в кн.: Браш М., Классики философии, т. 1, СПБ, 1913, с. 435–82; Эннеады V 2, в кн.: Блонский П. П., Философия П., М., 1918, с. 184–86; Эннеады I 3,4–5,6, 9; II 2, 1–3; 4,2–8. 13–16; 5, 1–5; 6, 1–3; 7, 1–3; III 7,2–6. 8–11; 8,10; 9,3; V 8,5; VI 2, 8. 15. 19–22; 7, 13, в кн.: Лосев А. Ф., Антич. космос и совр. наука, М., 1927; Эннеады VI 6, в кн.: Лосев А. Ф., Диалектика числа у П., М., 1928; Эннеады I 6, в сб.: Античные мыслители об искусстве, под ред. В. Ф. Асмуса, М., 1938, с. 244–53; Эннеады V 8, История эстетики, под ред. М. Ф. Овсянникова [и др.], т. 1, М., 1962, с. 224–35 (пер. А. Ф, Лосева). Лит.: Общие работы о П., О философии П., "Журн. М-ва нар. просвещения", 1835, ч. 8, окт., с. 1 –17; Владиславлев М. И., Философия П., основателя новоплатоновской школы, СПБ, 1868; Блонский П. П., Философия П., М., 1918; История философии, т. 1, [М.], 1940 (по имен. указат.); История философии, т. 1, М., 1957 (по имен. указат.); Drews ?. von, Plotin und der Untergang der antiken Weltanschauung, Jena, 1907; ?nge W. R., The philosophy of Plotinus, L., 1948; Wundt M., Plotin. Studien zur Geschichte des Neuplatonlsmus, ?. 1, Lpz., 1919; Heinemann F., Plotin Forschungen ?ber die plotinische Frage, Plotins Entwicklung und sein System, Lpz., 1921; Вr?hler ?., Sur le probl?me fondamental de la philosophie de Plotin, "Bulletin de l´association G. Bud?", 1924, avril, p. 25–33; его же, La philosophie de Plotin, P., [1928]; его же, Etudes de philosophie antique, P., 1955, p. 218–25; Jensen P.-J., Plotin, Kbh., 1948. Гносеология, логика и диалек-т и к а. Кубицкий ?., Учение П. о мысли и бытии, "Вопр. философии и психологии", 1909, кн. 98 (3), с. 477–93; Ланц Г., Момент спекулятивного трансцендентализма у П., "Журн. М-ва нар. просвещения. Нов. серия", 1914, янв., с. 84–138; Overstreet H. ?., The dialectic of Plotinus, Berk., 1909. Единое, число, бытие и ум. Лосев А. Ф., Диалектика числа у П., М., 1928; Armstrong А. Н., "Emanation" in Plotinus, "Mind", 1937, v. 46, M 181; его же, The architecture of the intelligible universe in the philosophy of Plotinus, Camb., 1940; eго же, The background of the doctrine "that the intelligibles are not outside the intellect", в кн.: Les sources de Plotin. Entretiens sur l´antiquit? classique, v. 5, Vandoeuvres – Gen., 1957, p. 391–414. Душа и космос. Орлов ?. ?., Учение П. о душе, О., 1885; Владиславлев М., Психология П., "Журн. М-ва нар. просвещения", 1868, ч. 139, [июль], с. 1–54. Э т и к а. Безобразова М. В., Об этике П., в ее кн.: Филос. этюды, М., 1892, с. 5–21; Pisynos Ath., Die Tugendlehre des Plotin mit besonderer Ber?cksichtigung der Begriffe des B?sen und der Katharsis, Lpz., 1895; M?ller H. F., Plotinos ?ber Notwendigkeit und Freiheit, "Neue Jahrb?cher f?r das klassische Altertum", 1914, v. 33, S. 462–88. Э с т е т и к а. Историч. обзор учений о красоте и искусстве. Из академич. чтений Е. В. Амфитеатрова. Учение о красоте и искусстве в неоплатонич. философии. Плотин, "Вера и разум", 1889, No 17; Ананьин C.A., Учение П. о прекрасном, там же, 1903, No 2, 3; Lutos?awski W., L´esth?tique de Plotin en relation avec la conception classique du beau, "Anzeiger der Akademie der Wissenschaften in Krakau", 1903, S. 79–86; Horst C, Plotins ?sthetik, в кн.: Vorstudien zu einer Neuuntersuchung, I, Gotha, 1905; Сilento V., Mito e poesia nelle Enneadi di Plotino, в кн.: Les sources de Plotin. Entretiens sur l´antiquit? classique, v. 5, Gen., 1957, p. 243–323. Религия и мифология. Куплетский ?. ?., Неоплотонизм и христианство, вып. 1, Каз., 1881; Rосhоll E., Plotin und das Christentum, Jena, 1898 (Diss.). Социально-политич. идеи. Кац А. Л., Социально-политич. мотивы в философии П. по данным Эннеад, "Вестн. др. истории", 1957, No 4. Библ.: Totok W., Handbuch der Geschichte der Philosophie, Bd 1, Fr./M., 1964, S. 335–43. А. Лосев. Москва.

  1. плотинок. Греческий философ основатель школы неоплатонизма. сочинения Плотина изданы его учеником Порфирием систематизировавшим их разделив на шесть групп по девять сочинений...100 великих мыслителей
  2. плотинГреческий философ положивший начало неоплатонизму живший сначала в Александрии а затем в Риме. Труды Плотина собрал и разделил на шесть эннеад его ученик Порфирий. Плотин...Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
  3. плотинПЛОТИН strong Ликополь Египет н. э. Минтурне Италия греческий философплатоник называемый обычно основателем неоплатонизма.strong ЖИЗНЬ. Единственный достоверный источ...Античная философия
  4. плотинГреческий философ положивший начало неоплатонизму живший сначала в Александрии а затем в Риме. Труды Плотина собрал и разделил на шесть эннеад его ученик Порфирий. Плотин...Античный мир. Словарь-справочник
  5. плотинПЛОТИН греч. Plotinos ок. Ликополь Египет или Минтурне Италия античный философидеалист основатель неоплатонизма. iИзучал философию в Александрии в школе Аммония Саккас...Большая советская энциклопедия
  6. плотингреч. Pltnos около Ликополь Египет или Минтурне. Италия античный философидеалист основатель Неоплатонизма. Изучал философию в Александрии в школе Аммония Саккаса под ...Большая Советская энциклопедия II
  7. плотинок. греческий философ основательнеоплатонизма. С жил в Риме. сочинения Плотина изданы егоучеником Порфирием разделившим их по сочинений отсюда названиеЭннеады Девяте...Большой энциклопедический словарь II
  8. плотинПЛОТИН ок. греческий философ основатель неоплатонизма. С жил в Риме. сочинения Плотина изданы его учеником Порфирием разделившим их по сочинений отсюда название Энне...Большой Энциклопедический словарь V
  9. плотиносновоположник неоплатонизма течения в основу которого легло требование согласовать платонизм с аристотелизмом принцип единства духовного начала. Сначала Плотин преподава...Великие философы
  10. плотиноколо греческий философ основатель неоплатонизма. С жил в Риме преподавал философию после лет устных бесед Плотин начал записывать свое учение. сочинения Плотина из...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  11. плотинПлотин родился в году вероятно в Египте и принадлежал к обеспеченному семейству имевшему связи с римскими сенаторами. Это позволило ему довольно долго размышлять о своем...История философии. Книга первая. Философия древности и средневековья
  12. плотинкорень ПЛОТ суффикс ИН нулевое окончаниеОснова слова ПЛОТИНВычисленный способ образования слова Суффиксальный ПЛОТ ИН Слово Плотин содержит следующие морфемы или час...Морфемный разбор слова по составу
  13. плотинPlotinus н.э. греч. философплатоник. Завершив свое обучение в Александрии П. основал собственную школу в Риме. Сначала П. преподавал устно затем стал записывать свои мыс...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  14. плотинПЛОТИН Plotinos древнегреческий философ основатель неоплатонизма. Родился в Ликополе Египет. До лет П. не находил ни учителя ни учения которые удовлетворили бы его и о...Новейший философский словарь
  15. плотинPlotinos древнегреческий философ основатель неоплатонизма. Родился в Ликополе Египет. До лет П. не находил ни учителя ни учения которые удовлетворили бы его и отвечали...Новейший философский словарь II
  16. плотинфилософнеоплатоник Александрийской школы Ликополь Египет ок. Кампани ок. . В г. приезжает в Рим где успешно получает образование. В лет начинает писать трактаты которы...Новый философский словарь
  17. плотинPlotnus родился в Ликополе в Египте в г. от Р. X. был лет от роду учеником Аммония Сакки в Александрии совершил затем путешествия по Персии и Индии и жил под конец в т...Реальный словарь классических древностей
  18. плотингреческий философ систематизатор идей неоплатонизма основатель собственной школы в Риме которую опекал император Галлиен....Религиоведческий словарь
  19. плотинБлагороднейший высочайший и величайший из всех неоплатоников после основателя школы Аммония Саккаса. Он был наиустремленнейшим из филалетеян или любящих истину целью кото...Религиозные термины
  20. плотинфилософнеоплатоник Александрийской школы Ликополь Египет ок. Кампани ок. . В г. приезжает в Рим где успешно получает образование. В лет начинает писать трактаты которы...Сверхкраткий философский словарь
  21. плотинПлотин гг. философ основатель неоплатонизмаЛюбят все но мучатся не в равной мере есть такие которые мучатся особенно. Ихто и называют любящими. Источник Афоризмы. Золотой...Сводная энциклопедия афоризмов
  22. плотингреч. философ основатель неоплатонизма. Родился в Ликополе Египет в отправился в Александрию где стал учеником Аммония Сакка. После участия в перс походе Гордиана в он ...Словарь античности
  23. плотинПлотин См. Плутин. День Ангела. Справочник по именам и именинам философ...Словарь личных имен
  24. плотинок. ок. греч. философ эллинистической эпохи систематизатор идеалистического учения основывающегося на идеях Платона и потому называемого неоплатонизмом. Соч. П. издал е...Словарь по этике
  25. плотинфилософ и мистик последователь Платона основатель неоплатонизма который после его смерти окончательно превратится в религию имеющую свои обряды и тайны....Словарь религий, обрядов и верований
  26. плотинплотин сущ. колво синонимов философ Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы философ...Словарь синонимов II
  27. плотинок. ок. философ неоплатоник. Плотиновское учение перенимает у Платона идеализм. Его теории души разума единства раскрывают концепцию умственной активности. Плотиновская...Словарь-справочник по философии
  28. плотинЛикополь Египет Минтурне Италия греч. философплатоник основатель неоплатонизма. Единств. достоверный источник сведений о нм Жизнь П. Порфирия ученика П. и издателя его Э...Советский философский словарь
  29. плотинПЛОТИН около греческий философ основатель неоплатонизма. С жил в Риме преподавал философию после лет устных бесед Плотин начал записывать свое учение. сочинения Пло...Современная энциклопедия
  30. плотинПЛОТИН ок . греческий философ основатель неоплатонизма. С жил в Риме. сочинения Плотина изданы его учеником Порфирием разделившим их по сочинений отсюда название Энне...Современный энциклопедический словарь
  31. плотинПЛОТИН Plotinos греч. филосовплатоник основатель неоплатонизма. Учился в Александрии с жил в Риме преподавал философию после десяти лет устных бесед начал записывать с...Философская энциклопедия
  32. плотиндревнегреч. философидеалист родом из Египта жил в Риме. П. основатель школы неоплатонизма усилившей мистическое содержание учения Платона. Мировой процесс по П. начинаетс...Философский энциклопедический словарь
  33. плотинПлотин Лкополь гипет грецьк. флософ III ст. засновник неоплатонзму. Був учнем Аммоня в Александр викладав у Рим флософю яка знайшла вдображення у трактатах Еннеад зр...Філософський енциклопедичний словник
  34. плотинПлотин главный представитель новоплатонизма родом из Ликополя в Египте учился в Александрии у Аммония Саккаса считающегося основателем новоплатонической философии. Пере...Энциклопедический словарь
  35. плотинглавный представитель новоплатонизма родом из Ликополя в Египте учился в Александрии у Аммония Саккаса считающегося основателем новоплатонической философии. Переселившись...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  36. плотинПлотин Plotinos ок. ок. гг. н. э. греческий философ создатель неоплатонизма. Происходил из Ликополя в Египте. Юность провел в Александрии слушал там лекции многих филосо...Энциклопедия античных писателей
  37. плотинПЛОТИН древнегреческий философплатоник считающийся основателем неоплатонизма. Родился в Ликополе Египет. Умер в Минтурне Италия. Учился в Александрии где в течение лет...Энциклопедия История философии
  38. плотинПЛОТИН философ и педагог. Родился в Египте учился философии в Александрии у Аммония Саккаса. Желая ознакомиться с восточными учениями при императоре Гордиане III принял у...Энциклопедия Кольера II
  39. плотинфилософ и педагог. Родился в Египте учился философии в Александрии у Аммония Саккаса. Желая ознакомиться с восточными учениями при императоре Гордиане III принял участие ...Энциклопедия Кольера
  40. плотинPlotinos греч. философ основатель последней значительной философской школы в античности неоплатонизма. Характерное для античной философии учение о чувственноматериал...Эстетика