Энциклопедический словарь

ПЛОТИН

Плотин (204—269) — главный представитель новоплатонизма, родом из Ликополя в Египте, учился в Александрии у Аммония Саккаса, считающегося основателем новоплатонической философии. Переселившись в Италию (ок. 241 г.), П. становится известным учителем в Риме, потом живет в Кампании, где задумывает основать философский монастырь при поддержке имп. Галлиена, но это предприятие не удается. Все элементы философии П. находятся у Платона и Аристотеля (отчасти также у новопифагорейцев и стоиков), но П. свел эти элементы в одно грандиозное и стройное мировоззрение, которое, с позднейшим дополнением Прокла (см.), составляет достойное завершение всей древней философии. Свое учение П. изложил в отдельных трактатах (числом 54), которые собрал его ученик Порфирий, разделивший их на 6 групп по 9 трактатов в каждой (эннеады). Совершенное Первоначало, или Божество, понимается П. не только как сверхчувственное, но и каксверхмыслимое,неопределяемое для разума и невыразимое для слованеизреченное(άρρητον). Откуда все мы о нем знаем? П. указывает два пути: отрицательный и положительный. Ища подлинно божественного смутным сначала стремлением души, мы перебираем всякие предметы, понятия и определения и находим, что все это не то, чего мы ищем; наш ум ничем не удовлетворяется, ни на чем не может остановиться; отсюда логическое заключение, что искомое находится выше или по ту сторону (επέκεινα) всякого определения, мысли и бытия; оно естьсверхсущее(ύπερούσιον), и мы логически-истинно познаем его, когда отрицаем от него всякое понятие. Но в нас самих есть способность подниматься выше ума, или выступать из всякой определенности. В таком умоисступлении, илиэкстазе(έκστασις), мы действительно касаемся божества, имеем общение с ним или положительное знание о нем. Благодаря этому мы понимаем, что необходимое отрицание у него всяких определений выражает не отсутствие в нем всего, а лишь превосходство его над всем. Оно понимается, таким образом, как нераздельноеединствовсего положительного, или совершенноеблаго.В понятии этого Единого (το έν) или абсолютного Блага (το άγαθον) уже содержится представление онисходящемпорядке всего существующего. Совершенное единство не может быть ограничением; абсолютное благо не может быть исключительным или замкнутым в себе. Оно необходимо есть избыток, изобилие или выступление из себя. Если для ограниченного существа человеческого выступление из себя к Богу (экстаз) естьвозвышениенад своею данною ограниченностью, то для Божества, обладающего бесконечным совершенством как вечно данным или пребывающим, выступление из себя может быть, наоборот, тольконисхождением.Самый способ этого нисхождения выражается у П. лишь с помощью образов, причем его мысль заинтересована собственно тем, чтобы оградить Единое от всякого представления об изменении или умалении его абсолютного достоинства. Как источник наполняет реки, сам ничего не теряя, как солнце освещает темную атмосферу, нисколько не потемняясь само, как цветок испускает свой аромат, не становясь от этого безуханным, так Единое изливается или излучается вне себя от избытка или изобилия своей совершенной полноты, неизменно пребывая в себе. Первое истечение, или излияние (эманация), или излучение (радиация) Единого естьум(Νοϋς), начальная двоица (ή άρχική δυάς), т. е. первое различение в Едином мысли (νόησις) и бытия (όν, ούσία) или его саморазличение на мыслящего и мыслимого (νοητόν). Мысля о Едином, ум определяет его как большее мысли или как сущее; различая себя от него, ум полагает его какпребывающее(στάσις), а себя — как внутреннее, или чисто мысленное,движение(κίνησις); предполагает его как то же самое, или тождество (ταυτότης), а себя — как его другое (έτερότης). Таким образом, 10 аристотелевых категорий сводятся у П. к 5 основным, имеющим применение и в умопостигаемой области. Действием ума нераздельная полнота Единого расчленяется здесь на множественность идей, образующих мысленный мир (κόσμος νοητός). Эти идеи не суть внешние предметы, созерцаемые Умом, а его собственные вечные состояния или положения, его мысли о Едином во множественности или числе. Таким образом через идеи Ум вечно обращается к Единому, и сам он в действительности есть лишь это обращение (έπιστροφή). За этим первым кругом эманации, где Божество, или Единое, через Ум различается в себе и обращается на себя мысленно, или идеально, следует его второе, или реальное, различение и обращение на себя, определяемое живым движениемДуши(ψυχή). Душа не мыслит уже непосредственно Единое как свою внутреннюю предметность, астремитсяк Единому или желает его как чего-то действительно от нее различного, к чему она сама относится не как мыслимое только, но и реальное начало "другого" (θάτερον). Единое, ум и душу П. обозначает как "три начальные ипостаси" (τρεϊς άρχαικαί ύποστάσεις), из которых объясняется все положительное содержание вселенной. Душа есть вторая, существенная "двоица" — начало реальной множественности. В ней самой П. различает две основные стороны — высшую и низшую душу: последнюю он называетприродой(φύσις). Высшая душа обращена к неподвижному созерцанию Единого и есть, собственно, лишь живой и чувствующий субъект ума. Низшая душа обращена к материи, или несущему, к беспредельнойвозможностибытия. Как ум мысленно расчленяется на множественность идей, образующих мир умопостигаемый, так Душа разрождается во множестве душ, наполняющих мир реальный. Высшая душа рождает богов и бесплотных звездных (астральных) духов, низшая душа, или природа, размножается в демонских, человеческих, животных и растительных душах, сгущая для них "небытие" материи в соответствующие тела, подлежащие обманчивой чувственности. Как свет и тепло по мере удаления от своего источника ослабевают и, наконец, исчезают в совершенном мраке и холоде, так эманации божественного света и тепла — через ум и душу — постепенно ослабевают в природе, пока не доходят до полного отсутствия, или лишения (στέρησις), истины и блага в материи, которая есть, следовательно,не-сущееизло.Но если материя, или субстрат видимого мира, имеет такой чисто отрицательный характер, то форма этого мира взята душою из высшего идеального космоса; с этой стороны и чувственный наш мир разумен и прекрасен. Красота есть проникновение чувственного предмета его идеальным смыслом, есть ощутимость идеи. Нравственная задача состоит в постепенном возвращении души от материального, или плотского, через чувственное к идеальному, или умопостигаемому, а от него к божественному — порядок, прямо обратный нисхождению Божества во вселенной. В полемике П. против гностиков он настаивает на постепенности возвращения души к Богу и на нравственных условиях этого процесса. "Без истинной добродетели, — говорит он, — Бог есть пустое слово". Признавая аскетическую и практическую нравственность основным условием обожествления, П. самый путь к этой цели определяет более с теоретической, эстетической и мистической сторон. Первый шаг к возвышению над чувственностью есть бескорыстное отношение к самой этой чувственности как к предмету познания, а не вожделения; второй шаг есть отвлеченное мышление (напр., арифметическое или геометрическое); более высокий подъем дается затем любовью к прекрасному ради ощущаемой в нем идеи (платонический эрос); еще выше поднимает нас чистое умозрение (диалектика в платоновом смысле); последний шаг есть восхищение, или экстаз, в котором наш дух становится простым и единым как Божество и, наконец, совпадает и сливается с ним. Так как высшая жизненная задача исчерпывается здесь возвращением единичной души к Богу, то в этом воззрении нет места для общественных, политических и исторических задач: все дело происходит между отдельным лицом и "неизреченным" абсолютом. Философия П. представляет собою завершение древнего умственного мира как с положительной, так и с отрицательной стороны. Древний мир здесь следует принимать в широком смысле, так как эллинизованный египтянин П. вобрал в свое учение не только классические, но и восточные духовные стихии. И в этом последнем слове всего образованного язычества сказалась его общая граница с полною ясностью. Весь идеал —позадичеловека. Абсолютное нисходит и изливается в творении в силу изобилия собственной природы, но без всякойцелидля себя и для самого творения. Низший мир, как царство материи или "не сущего", противоположен Божеству и враждебен истинной природе человека; но человек никогда не побеждает этот мир, а может только бежать из него с пустыми руками в лоно Божества. Идеал единичного человека — не живая и свободная личность, "друг Божий", а лишь отрешенный от мира созерцатель и аскет, стыдящийся, что имеет тело; собирательный человек (общество) никогда не достигает здесь пределов человечества, он остаетсягородом— созданием железной необходимости. Крайнему мистицизму теории, поглощающему личность, соответствует абсолютизм римского государства, поглотившего местные города и нации, не возвысившись, однако, до настоящего универсализма. Римская империя оставалась лишь огромным, безмерно разросшимся городом, который именно вследствие своей огромности теряет живой интерес для своих граждан. Полным отсутствием такого интереса философия П. отличается даже от философии Платона и Аристотеля. Сочинения П. были вновь открыты Европою в эпоху Возрождения; появившись сперва по-латыни (в перев. Марсилия Фицина, Флор. 1492), они впервые изданы по-гречески (и лат.) в 1580 г. (в Базеле); далее следует оксфордское издание 1835 г., парижское 1855, лейпцигское (Kirchhoff) 1856, берлинское (H. Muller) 1878—80, новейшее лейпцигское (Volkmann) 1883—84. Переводы: нем. — Миллера, франц. — Булье.Литература.Кроме общих сочинений об александрийской философии и новоплатонизме, собственно о П. — Kirchner, "Die Philos. des Plot.". (Галле, 1854); H. v. Kleist. "Plotinische Studien" (Гейдельберг, 1883); Volkmann, "Die H öhe der antik. Aesthetik, oder Plot.‘s Abhandlung v. Schö nen" (Штетт., 1 860); Brenning, "Die Lehre vom Schö nen bei Plot." (Геттинг., 1861); Vitringa, "De egregio, quod in rebus corporeis constituit Plotinus, pulchri principio" (Амстерд., 1864); M. Владиславлева, "Философия П." (СПб., 1868).Вл. С.


  1. плотинок. Греческий философ основатель школы неоплатонизма. сочинения Плотина изданы его учеником Порфирием систематизировавшим их разделив на шесть групп по девять сочинений...100 великих мыслителей
  2. плотинГреческий философ положивший начало неоплатонизму живший сначала в Александрии а затем в Риме. Труды Плотина собрал и разделил на шесть эннеад его ученик Порфирий. Плотин...Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
  3. плотинПЛОТИН strong Ликополь Египет н. э. Минтурне Италия греческий философплатоник называемый обычно основателем неоплатонизма.strong ЖИЗНЬ. Единственный достоверный источ...Античная философия
  4. плотинГреческий философ положивший начало неоплатонизму живший сначала в Александрии а затем в Риме. Труды Плотина собрал и разделил на шесть эннеад его ученик Порфирий. Плотин...Античный мир. Словарь-справочник
  5. плотинПЛОТИН греч. Plotinos ок. Ликополь Египет или Минтурне Италия античный философидеалист основатель неоплатонизма. iИзучал философию в Александрии в школе Аммония Саккас...Большая советская энциклопедия
  6. плотингреч. Pltnos около Ликополь Египет или Минтурне. Италия античный философидеалист основатель Неоплатонизма. Изучал философию в Александрии в школе Аммония Саккаса под ...Большая Советская энциклопедия II
  7. плотинок. греческий философ основательнеоплатонизма. С жил в Риме. сочинения Плотина изданы егоучеником Порфирием разделившим их по сочинений отсюда названиеЭннеады Девяте...Большой энциклопедический словарь II
  8. плотинПЛОТИН ок. греческий философ основатель неоплатонизма. С жил в Риме. сочинения Плотина изданы его учеником Порфирием разделившим их по сочинений отсюда название Энне...Большой Энциклопедический словарь V
  9. плотиносновоположник неоплатонизма течения в основу которого легло требование согласовать платонизм с аристотелизмом принцип единства духовного начала. Сначала Плотин преподава...Великие философы
  10. плотиноколо греческий философ основатель неоплатонизма. С жил в Риме преподавал философию после лет устных бесед Плотин начал записывать свое учение. сочинения Плотина из...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  11. плотинПлотин родился в году вероятно в Египте и принадлежал к обеспеченному семейству имевшему связи с римскими сенаторами. Это позволило ему довольно долго размышлять о своем...История философии. Книга первая. Философия древности и средневековья
  12. плотинкорень ПЛОТ суффикс ИН нулевое окончаниеОснова слова ПЛОТИНВычисленный способ образования слова Суффиксальный ПЛОТ ИН Слово Плотин содержит следующие морфемы или час...Морфемный разбор слова по составу
  13. плотинPlotinus н.э. греч. философплатоник. Завершив свое обучение в Александрии П. основал собственную школу в Риме. Сначала П. преподавал устно затем стал записывать свои мыс...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  14. плотинПЛОТИН Plotinos древнегреческий философ основатель неоплатонизма. Родился в Ликополе Египет. До лет П. не находил ни учителя ни учения которые удовлетворили бы его и о...Новейший философский словарь
  15. плотинPlotinos древнегреческий философ основатель неоплатонизма. Родился в Ликополе Египет. До лет П. не находил ни учителя ни учения которые удовлетворили бы его и отвечали...Новейший философский словарь II
  16. плотинфилософнеоплатоник Александрийской школы Ликополь Египет ок. Кампани ок. . В г. приезжает в Рим где успешно получает образование. В лет начинает писать трактаты которы...Новый философский словарь
  17. плотинPlotnus родился в Ликополе в Египте в г. от Р. X. был лет от роду учеником Аммония Сакки в Александрии совершил затем путешествия по Персии и Индии и жил под конец в т...Реальный словарь классических древностей
  18. плотингреческий философ систематизатор идей неоплатонизма основатель собственной школы в Риме которую опекал император Галлиен....Религиоведческий словарь
  19. плотинБлагороднейший высочайший и величайший из всех неоплатоников после основателя школы Аммония Саккаса. Он был наиустремленнейшим из филалетеян или любящих истину целью кото...Религиозные термины
  20. плотинфилософнеоплатоник Александрийской школы Ликополь Египет ок. Кампани ок. . В г. приезжает в Рим где успешно получает образование. В лет начинает писать трактаты которы...Сверхкраткий философский словарь
  21. плотинПлотин гг. философ основатель неоплатонизмаЛюбят все но мучатся не в равной мере есть такие которые мучатся особенно. Ихто и называют любящими. Источник Афоризмы. Золотой...Сводная энциклопедия афоризмов
  22. плотингреч. философ основатель неоплатонизма. Родился в Ликополе Египет в отправился в Александрию где стал учеником Аммония Сакка. После участия в перс походе Гордиана в он ...Словарь античности
  23. плотинПлотин См. Плутин. День Ангела. Справочник по именам и именинам философ...Словарь личных имен
  24. плотинок. ок. греч. философ эллинистической эпохи систематизатор идеалистического учения основывающегося на идеях Платона и потому называемого неоплатонизмом. Соч. П. издал е...Словарь по этике
  25. плотинфилософ и мистик последователь Платона основатель неоплатонизма который после его смерти окончательно превратится в религию имеющую свои обряды и тайны....Словарь религий, обрядов и верований
  26. плотинплотин сущ. колво синонимов философ Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы философ...Словарь синонимов II
  27. плотинок. ок. философ неоплатоник. Плотиновское учение перенимает у Платона идеализм. Его теории души разума единства раскрывают концепцию умственной активности. Плотиновская...Словарь-справочник по философии
  28. плотинЛикополь Египет Минтурне Италия греч. философплатоник основатель неоплатонизма. Единств. достоверный источник сведений о нм Жизнь П. Порфирия ученика П. и издателя его Э...Советский философский словарь
  29. плотинПЛОТИН около греческий философ основатель неоплатонизма. С жил в Риме преподавал философию после лет устных бесед Плотин начал записывать свое учение. сочинения Пло...Современная энциклопедия
  30. плотинПЛОТИН ок . греческий философ основатель неоплатонизма. С жил в Риме. сочинения Плотина изданы его учеником Порфирием разделившим их по сочинений отсюда название Энне...Современный энциклопедический словарь
  31. плотинПЛОТИН Plotinos греч. филосовплатоник основатель неоплатонизма. Учился в Александрии с жил в Риме преподавал философию после десяти лет устных бесед начал записывать с...Философская энциклопедия
  32. плотинили античный философидеалист основатель неоплатонизма. Род. в Ликополе Египет. Философией стал заниматься в Александрии где под влиянием Аммония Саккаса встал на путь...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  33. плотиндревнегреч. философидеалист родом из Египта жил в Риме. П. основатель школы неоплатонизма усилившей мистическое содержание учения Платона. Мировой процесс по П. начинаетс...Философский энциклопедический словарь
  34. плотинПлотин Лкополь гипет грецьк. флософ III ст. засновник неоплатонзму. Був учнем Аммоня в Александр викладав у Рим флософю яка знайшла вдображення у трактатах Еннеад зр...Філософський енциклопедичний словник
  35. плотинглавный представитель новоплатонизма родом из Ликополя в Египте учился в Александрии у Аммония Саккаса считающегося основателем новоплатонической философии. Переселившись...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  36. плотинПлотин Plotinos ок. ок. гг. н. э. греческий философ создатель неоплатонизма. Происходил из Ликополя в Египте. Юность провел в Александрии слушал там лекции многих филосо...Энциклопедия античных писателей
  37. плотинПЛОТИН древнегреческий философплатоник считающийся основателем неоплатонизма. Родился в Ликополе Египет. Умер в Минтурне Италия. Учился в Александрии где в течение лет...Энциклопедия История философии
  38. плотинПЛОТИН философ и педагог. Родился в Египте учился философии в Александрии у Аммония Саккаса. Желая ознакомиться с восточными учениями при императоре Гордиане III принял у...Энциклопедия Кольера II
  39. плотинфилософ и педагог. Родился в Египте учился философии в Александрии у Аммония Саккаса. Желая ознакомиться с восточными учениями при императоре Гордиане III принял участие ...Энциклопедия Кольера
  40. плотинPlotinos греч. философ основатель последней значительной философской школы в античности неоплатонизма. Характерное для античной философии учение о чувственноматериал...Эстетика