Философская Энциклопедия (в 5 томах)

ПЛАТОН

??????) А ф и н с к и й (428/7 – 348/7 до н.э.) – др.-греч. философ, основатель европ. идеализма (см. В. И. Ленин, Соч., т. 14, с. 117), идеолог рабовладельческого государства периода крушения классического полиса, доведший объективный идеализм до реставрационной социально-политич. утопии. Род. в Афинах (или может быть на Эгине) в семье, имевшей высокое аристократич. происхождение. Одним из ранних его учителей называют Кратила. Ок. 407 П. познакомился с Сократом и стал одним из его самых восторженных учеников. После смерти Сократа уехал в Мегару, вероятно ввиду неблагоприятной для него политич. обстановки в Афинах. Имеются полулегендарные сведения о посещении им Кирены (где он якобы учился у известного математика Феодора) и Египта, где он будто и набрался математич. и астрономич. мудрости. О путешествиях П. в источниках существует большая путаница. Исторически доказанным можно считать его путешествие в 389 в Юж. Италию и Сицилию. Здесь он, несомненно, имел науч., филос. и религ. общение с пифагорейцами. В Афинах П. основал собств. школу – Академию платоновскую. В 367 и 361 совершил еще два путешествия в Сицилию, причем последнее – по приглашению тирана Сиракуз Дионисия Младшего, имевшего якобы намерение проводить в своем гос-ве идеи П. Остальную часть жизни философ провел в Афинах, много писал, читал лекции, имел множество как друзей и учеников, так и врагов. О П. писали уже ближайшие его ученики, а также известный ученик Аристотеля Аристоксен. Вся эта и последующая биографич. литература о П. погибла, первая обширная биография П., дошедшая до нас от античности, принадлежит только Диогену Лаэртскому (III 1–45). Имеют значение письма П. (к-рые часто в порядке гиперкритики объявлялись неподлинными), отрывки из эпикурейца Филодема, трактат Апулея "О Платоне и его учении", фрагменты Порфирия, биографич. очерк Олимпиодора Младшего, а также многие сведения из Цицерона, Плутарха, Элиана, Атенея и статья о П. в визант. словаре Свиды. С о ч и н е н и я. Под именем П. до нас дошли следующие соч.: речь "Апология Сократа", 23 подлинных диалога, 11 в разной степени сомнительных, 8 неподлинных произведений, к-рые не входили в список произведений П. даже в древности, 13 писем, многие из к-рых безусловно подлинные, и "Определения", единогласно всегда принимавшиеся за неподлинные. Р а н н и й п е р и о д (приблизительно 90-е гг. 4 в. до н.э.): "Апология Сократа", "Критон", "Эвтифрон", "Лахет", "Лисий", "Хармид", "Протагор", 1-я кн. "Государства". Все эти произведения П. отличаются чисто сократовским методом анализа отд. понятий и попытками найти их родовую сущность с упором по преимуществу на моральную проблематику. Переходный период (80-е гг.): "Горгий", "Менон", "Эвтидем", "Кратил", "Гиппий меньший", "Ион", "Гиппий больший", "Менексен" (подлинность трех последних предположительна). В этом периоде уже намечается концепция субстанциально понимаемых идей, с т. зр. к-рой критикуются релятивизм софистов ("Горгий", "Эвтидем"). В сферу внимания П. попадает досократовская философия (критика Гераклита в "Кратиле") и орфико-пифагорейские учения о предсуществовании и бессмертии душ ("Горгий", "Менон"). Кроме сократовского рационального анализа понятий, заметны также поэтическо-мифологич. и даже мистич. мотивы. Эти диалоги характеризует страстная политич. направленность против разложившейся демократии в защиту аристократич. образа мыслей. З р е л ы й п е р и о д (70–60-е гг.). Диалоги этого периода можно разделить на две группы: 1) "Федон", "Пир", "Федр", II–X кн. "Государства". Центральным является здесь учение об идеях как о самостоятельно существующей субстанциальной действитель-ности, определяющей и всю материальную действительность; 2) "Теэтет", "Парменид", "Софист", "Политик", "Филеб", "Тимей" и "Критий". От предыдущей группы диалогов эта группа отличается конструктивно логич. характером, интересом к материальному миру. Содержание касается либо критики голого эмпиризма ("Теэтет"), либо изложения диалектики категорий ("Парменид", "Софист"), либо диалектики космоса ("Тимей"). В этих диалогах П. много спорил с разными философами, часто не называя их имен. Поэтическо-мифологич. мотивы здесь редки. Последний, или поздний, п е р и о д: "Законы" (писавшиеся уже в 50-е гг.) и "Послезаконие" (вероятно написанные кем-либо из учеников П.). "Законы" ставят своей целью изобразить не абсолютно идеальное, а сниженное и доступное реальным человеч. силам гос-во. Они содержат много различных противоречий в концепциях и терминологии. Диалоги сомнительного проис-хождения и неустановленного времени: "Алкивиад I", "Гиппарх", "Клитофонт" и "Минос". Диалоги безусловно неподлин-н ы е: "Алкивиад II", "Соперники", "Феаг", "Демодок", "Сизиф", "Алкей", "Эриксий", "Аксиох", "О справедливости", "О добродетели", "Определения". Произведения П. представляются для совр. историка философии скорее обширной лабораторией мысли, чем определенного рода системой, отличающейся строго продуманной филос. последовательностью. Центральное для П. учение об идеях нигде не изложено у П. систематически, его приходится реконструировать. Это не помешало, однако, П. продумать осн. принципы идеализма очень последовательно и глубоко, а главное, очень откровенно. Едва ли у какого-нибудь др. философа проводится так упорно и так безоговорочно мысль о примате сознания над бытием и едва ли какой-либо др. идеалист столь последовательно продумал все выводы из этого примата, какой бы нелепостью они не отличались. У ч е н и е о т р и а д е. Важнейшей частью философии П. является учение о трех осн. онтологич. субстанциях (триаде): "едином", "уме" и "душе". Это учение разбросано по отд. диалогам, не систематизировано, только в сомнительных "Письмах" имеются нек-рые намеки на эту триаду (см. II312 Е; VI 322 D ; VII 342 В). К этому учению примыкает также и учение о космосе. Основой всякого бытия и всей действительности является, по П., "единое" (??). Будучи взято само по себе, "единое" лишено всяких признаков: оно не имеет частей, т.е. не есть целое, а это значит, что оно не имеет ни начала, ни конца, поскольку начало и конец были бы уже его частями. Но, не имея никаких частей, оно, очевидно, не есть и какая-нибудь фигура, т.е. оно не занимает никакого пространства, а также не может и двигаться, поскольку для движения необходимо изменение, т.е. множественность; к нему неприменимы никакие признаки тождества, различия, подобия и т.д. Оно, следовательно, вообще не есть бытие, т.е. оно есть ничто. Но, собственно говоря, его нельзя назвать и "ничем", т.к. это "ничто" тоже есть нек-рое высказывание. О нем вообще ничего нельзя сказать, оно выше всякого бытия, выше всякого ощущения и выше всякого мышления. Такова, по П., основа бытия и исходный пункт всякой действительности (Раrm. 137 С – 142 В). С др. стороны, "единое" трактуется как "благо" (R. Р. VI 505 AB), как беспредпосылочное начало, к-рое "трансцендентно сущности" (509 В) и к-рое, не будучи мыслимым, является принципом всего мыслимого. Оно есть Солнце, поскольку оно дает возможность всему существующему видеть и быть видимым (508 А – 509 D). В этом источнике скрываются не только идеи вещей, но и сами вещи, само их становление (510 В, 533 CD). Не только все красивые вещи предполагают единую и самотождественную идею красоты (507 В, X 596 А), но прекрасное и безобразное тоже восходят к одному принципу (V 476 А, 479 А), как и вообще всякое многообразие предполагает абсолютно единую и самотождественную раздельность (VII 524 Е, 525 Е, 526 А, ср. также о "едином" в "Государстве" VII 524 ? – 526 А, особенно 524 Е, 525 Е, 526 А, ср. V 476 А, 479 А, VI 507 В. – D; Phaedr. 249 В, 265 D, 266B; Theaet. 147 D, 184 D, 203 CE, 205 CD; Phaed. 78D, 80 B, 101 C; Parm. 132 A, 157 D, 159 C; Phileb. 15 AB – D, 16 CD, 19 B, 23 C, 25 CD; Tim. 35 A, 36 C; Soph. 242 DE, 245 A). Вторая субстанция – "ум" (????) – является, по П., бытийно-световым порождением "Блага"-Солнца, поэтому "ум", будучи раздельным и противоположным неразличимому "единому" – "благу", всегда трактуется у П. как родственный этому последнему и как происходящий от него (R. Р. 490 В, 611 Е.; Phaed. 79 В; Tim. 90 А – С). П. всегда старался подчеркивать чистоту "ума", тщательно его отграничивая от всего материального, вещественного и становящегося. На этом основана концепция "ума" как одной из способностей души (R. Р. IV 435 ?. – 443 D). "Ум" не есть только рассуждение, поскольку рассуждение дискурсивно, а "ум" интуитивен и своим предметом имеет сущность вещей, но не их становление (R. Р. VI 509 D – 511 ?, 529 ?, 533 D; Phaed. 79 A; Phileb. 29 D, 59 BD, 65 D). Может быть наилучшая картина чистого и несмешанного "ума" набросана в "Федре", где мы читаем о мысли (???????) бога, питающейся "умом" и несмешанным знанием (????????) (247 D и вообще 246 ? – 247 ?). Желая всячески возвысить "ум" над всем существующим, П. часто приписывал ему царское достоинство, называя "царем неба и земли" (Phileb. 28 С), "царственным" (там же, 30 D), "вождем" (Legg. XII 963), "причастным богам" (Tim. 51 ?). Рассматривая "единое" не в его абсолютной неразличимости, а в его различимости и раздельности или, как точнее нужно было бы сказать, в его единораздельности (Parm. 142 В – 157 D), П. характеризовал диалектику "ума". Стоит только допустить, говорил П., что "единое" есть, как оно уже получает категорию бытия; "одно есть" является тем целым, в к-рое "одно" и "есть" входят как части и т.д. Мы получаем всю систему категорий, необходимую для осмысленного существования "единого", т.е. весь "ум". Эта гносеологич. и диалектич. концепция "ума" у П. завершается концепцией космологической. "Ум" есть мысленное родовое обобщение всех живых существ, живое существо, данное предельно обобщенно, предельно упорядочение и совершенно, предельно прекрасно (Tim. 29 D – 31 В). "Ум" и жизнь вообще не различаются у П., потому, что "ум" тоже есть жизнь, только взятая в предельном обобщении (Soph. 249 AB; Phileb. 21 D). Этот "ум" воплощен в "космосе", а именно в правильном и вечном движении неба, и это небо мы видим своими глазами (Tim. 47 В – 48 A; Politic. 269 С – 270 A; Legg. X 898 В). Зрительная природа "ума" является его наиболее конкретным воплощением. В том, что "ум" устрояет и поддерживает все существующее (Legg. XII 966 ?, 967 В, ср. X 889 С) П. нисколько не возражал Анаксагору (Crat. 400 А. 413С; Phaed. 97 С, 98 С), хотя в полемике с ним отрицал веществ. природу "ума" и его веществ. функции. Что касается третьей осн. онтологич. Субстанции – "мировой души" (? ??? ?????? ????), то П. дал такую концепцию, к-рая навсегда осталась во всем платонизме и неоплатонизме. Противопоставив "ум" вместе с идеями, его составляющими, телесному миру, П. по необходимости должен был формулировать начало, к-рое объединяло бы и то, и другое. Таким началом и явилась у него "душа", принцип самодвижения, к-рый отличается от "ума" именно этой вечной подвижностью, хотя и получает от него законы своего движения. "Ум" отличается от тел своей бестелесностью и бессмертием, хотя и находит свое конечное осуществление именно в телах (Phaedr. 245 СЕ; Phileb. 30 AB). "Душа" есть и в каждой вещи и во всем "космосе" одновременно и как принцип "тождества", и как принцип "различия", прикрепляя то и другое к "сущности", откуда "душа" по необходимости является между двумя мирами, к-рые она объединяет чем-то прекрасным, пропорцио-нальным и гармоничным, будучи сама бессмертной, а также причастной истине и вечным идеям (Tim. 36 D – 37 С; Men. 81 В, 86 AB; Phaedr. 245 С–В; Phaed. 65 В – 68 А, 78 В – 80 В, 105 В–Е; 106 D; Phileb. 30 A–D; Tim. 30 D, 41 DE, 69 С). Ища причину движения одной вещи в другой, а другой в третьей, мы в конце концов должны придти к такой вещи, к-рая сама движет себя. Это и есть "душа" (Legg. X 896 AB). Она старше и первичнее всякого тела (892 AB, 894 D, 895 В), являясь настоящей и подлинной "природой" (892 С, ср. о космич. функциях "души" – Tim. 37 С – 47 ?). Наряду с теорией "мировой души" П. развил концепцию индивидуальной "души", являющейся лишь истечением мировой (Phileb. 30 A; Tim. 41 DE, 69 CD). П. говорил о бессмертии или, вернее, о вечном возникновении также и тела вместе с "душой". Смерть тела есть только его переход в другое состояние. Тело и "душа" богов "соединены между собою на вечные времена" (Phaedr. 246 D), но всякая "душа" должна быть судима в подземном мире после ее отрешения от тела. Следовательно, с т. зр. строгого платонизма, смертно не тело, но та или другая его форма, а смена этих телесных форм прекрасна, как и весь космос. Космос совершеннейшим образом воспроизводит вечный и нестановящийся первообраз или образец (??????????), он прекраснее всего (Tim. 28 С – 29 В). П. достаточно отчетливо формулировал сущность прекрасного также и в идеальном мире. Здесь мы имеем вечный первообраз совершенного демиурга и то, что появляется в идеальном мире как результат его деятельности. Это есть уже не просто неподвижная идея и не просто возможность тех или иных ее воплощений, но такое ее воплощение, к-рое является пределом всех возможных частичных воплощений, тем самым предвосхищая их в себе смысловым образом. Но тогда должно быть какое-то становление и в области самой идеальности, отличное от того становления, к-рым характеризуются материальные вещи, то возникающие, то погибающие. Это есть живое в себе (???? ?? ???? 39 ?), т.е. своего рода организм идеи, или, точнее, идея как организм. Дальнейшее диалектич. развитие первого образа приводит к уму "космоса", душе "космоса" и телу "космоса", что впервые и создает красоту в ее окончат. виде (30 AD). Своими космологич. категориями П., в сущности, выражал здесь ту мысль, что все прекрасное, во-первых, видимо и слышимо, внешне или телесно, что, во-вторых, оно оживлено своей внутр. жизнью и что, в-третьих, оно содержит в себе тот или иной смысл. Такая абсолютная взаимопронизанность тела, души и ума и является, по П., красотой. К этому учению примыкает платоновское учение о космич. пропорциях, принцип к-рых дан в очень ясной форме как определенного рода точное объединение двух связуемых моментов при помощи среднего связывающего (31 С, ср. Politic. 284 DE). Т.о., "ум" у П. является первичной красотой, а соединение его с "душой" и "космосом" – окончат. красотой. Однако платоновского демиурга нельзя понимать монотеистически, а лишь как одну из категорий "ума", а именно как активную направленность "ума", что мы и находим в последующей истории антич. платонизма, а именно в неоплатонизме. Материальный мир (материя и идеи). Осн. триада осуществляется в материальном мире. Последовательный абсолютный идеалист, П. утверждал первичную существенность идеи и непервичность, несущественность материи. Материя есть для него лишь принцип частичного функционирования идеи, ее сокращения, уменьшения, затемнения, как бы та "воспреемница" и "кормилица" идей, к-рая не может воспринять их целиком, а воспринимает только "по возможности", только в известной степени начиная от максимально устойчивого их воплощения в виде мира неподвижных звезд, переходя к неустойчивому их воплощению в планетных сферах и кончая миром земных вещей, к-рые постоянно то возникают, то исчезают (Tim. 47 ? – 69 А). Материя, взятая сама по себе, абсолютно бесформенна, т.к. иначе она не могла бы в совершенной форме воплощать в себе идеи, а привносила бы в это воплощение нечто еще и от себя самой (50 DE). Поэтому она не есть ни земля, ни вода, ни воздух, ни вообще какая-нибудь из физич. стихий. Материю П. нужно понимать как чистое иное и иное в отношении той или другой идеи, чистую инаковость. Сущее есть только идея, а материя есть только не-сущее. П. подверг резкой критике разрыв идей и вещей и формулировал те самые аргументы, к-рые Аристотель задним числом направил против якобы платоновского дуализма, заимствуя их вероятнее всего из того же П. (Parm. 130 А – 135 С). Возможно, однако, что Аристотель в своей критике идей меньше всего имел в виду П., а скорее, как и сам П., мегарскую школу, тем более, что и сам Аристотель учил о надкосмич. "нусе" – уме, "форме форм", к-рая, будучи совокупностью всех идей, управляет, как и у П., всем материальным миром. В наст. время трудами ряда ученых (M. Hartmann, G. Schneider, G. Teichm?ller, О. Siebeck, Th. Gomperz, R. Bury, К. Praechter и др.) доказано заимствование Аристотелем своего метафизич. учения о четырех причинах в основном из платоновского "Филеба". При всем разнообразии и эволюции взгляда П. на идею, начиная с "Федона" (102 В, 104 В; см. об идее в диалогах Soph. 254 В – 260 А; Parm. 137 С – 166 С; Politic. 271 С – 272 D, 273 ? – 274 A; Tim. 29 D – 37 С; 90 А и мн. др.), осн. концепция П. состоит в том, что подлинным бытием является идеальное бытие, к-рое существует само по себе, а в материи только "присутствует" (???????? – "присутствие", Phaed. 100 D; Soph. 247 А). Материя же впервые получает свое существование оттого, что подражает ему, приобщается к нему или "участвует" (??????? – "участие") в нем (Parm. 132 D, 141 D, 151 ?; Soph. 256 В, 259 А). Другими словами, для П., как для абсолютного идеалиста, только и существует одно идеальное бытие с абсолютной концентрацией и завершением его в "едином" или "благе" и с абсолютным распылением его в неопределенно-множественной материи. В последние годы жизни объективный идеализм П., его учение об идеях подвергалось пифагорейской обработке. П. хотел найти источник для самих идей, который он и увидел теперь в "идеальных числах". Предпосылки этого учения содержались в его концепции "единого": дробление этого "единого" само собой должно было приводить к числам, а идеи оказывались уже качественно заполненные числами. Это промежуточное положение идеальных чисел между "единым" и "умом" будет играть колоссальную роль в неоплатонизме. На этой последней ступени своего учения об идеях П. намекал на два рода материи, поскольку выдвигаемая им теперь "неопределенная двоица" является наивысшим обобщением материи в сравнении с более ранним учением "о беспредельном". Гносеология, логика, диалек-т и к а. Гносеология П. строилась так, что руководящим принципом познания оказывалась именно идея, а не чувств. знание. Это проявилось в том, что любовь к идее становилась основой всей теории познания, так что любовь и познание оказывались неразрывным целым, и П. в яркой художеств. форме рисовал восхождение от телесной любви (т.е. к отдельным вещам и телам) к любви в области душ, а от этих последних – к области чистых идей. Этот синтез любви и познания он понимал как особого рода неистовство и экстаз, когда познание есть чистая любовь, а любовь есть чистое познание (см. Пир203 А – 212 A; Phaedr. 244 А – 257 В, а также весь "Теэтет"). В мифологич. форме это познание при помощи идей трактовалось у П. как воспоминание о небесной родине душ, где эти души воспринимали всякую идею непосредственно лицом к лицу, в то время как после переселения в грубую земную действительность у них осталось только воспоминание об идеальном мире, затрудненное темнотой и тяжестью материи. Однако в этой концепции отнюдь не все мифологично. Здесь содержится и чисто филос. априоризм, причем под "априори" понимается здесь не субъективная предпосылка человеч. сознания, но объективная действительность идеального мира. В учении об идеях проводился тот принцип, к-рый П. сам называл (????????) "смысловой предпосылкой", "основанием", "основным принципом", "основоположением". Идея, по П., вовсе не оторвана от вещи, но является основанием осмысленного существования вещи и ее структуры. Это и есть ипотеса, буквально – "подположение", "положение в основе самой вещи" (Phaed. 92 D, 93 D, 94 В, 101 D, 101 ?, 107 ?; R. ?. VII 510 C, 531 ?, 534 ?; Men. 86 ?, 87 AD, 89 C; Parm. 127 D, 136 AB, 137 В, 142 D, 160 В, 161 A; Phileb. 16 D; Soph. 253 DE и др.). На основании этого П. давал теорию наук, из к-рых основными являются у него арифметика, геометрия, астрономия и музыка (R. Р. VII 525 В – 531 С). Представителей этих наук он упрекал в голом эмпиризме и требовал обоснования этих наук при помощи теории идей. Однако осн. наукой, определяющей собой все прочие, является для П. диалектика, к-рая именно и состоит в рассмотрении самого принципа наук или в "давании и требовании смысла" для чувствен, вещей (531 D – 537 С, Ср. I 344 D; Lach. 187 DE; Theaet. 169 А, 177 В; Phaed. 76 В, 101 CD; Conv. 202 A; Politic. 286 A; Phileb. 26 В). Поэтому диалектика у П. есть метод четкого разделения единого на многое, сведение многого к единому и структурное представление целого как едино-раздельной множественности (Phaedr. 249 В, 265 DE, 266 С). Следовательно, теория диалектики у П. тоже есть ниспровержение всякого дуализма. Более конкретно П. представлял диалектику следующим образом: 1) диалектика, вступая в область спутанных вещей, расчленяет их так, что каждая вещь получает свой собственный смысл или свою идею. 2) Найденный смысл, или идея вещи, берется не в отрыве от вещи, но как ее принцип, как ее ипотеса, как ее закон, поскольку у П. общее обязательное является законом для подпадающих под него единичностей. Именно так понимается у П. ?????. В том же смысле он употреблял и термин ?????, т.е. "закон", ведущий от рассеянной чувственности к упорядоченной идее и обратно (R. Р. VII 532 А). 3) Диалектика поэтому является у П. установлением мысленных оснований для вещей, своего рода априорных категорий или форм, но априорных не субъективно, а объективно, т.е. представляющих собой смысловое отражение самой же действительности. 4) Эти логос – идею – ипотесу – основание диалектика понимает еще и как предел чувств. становления. У П. часто употребляется термин "цель" (?????) там, где мы употребили бы термин "предел", т.е. "предел чувственно-материального становления". Такой всеобщей целью является благо в "Государстве" (VI 505 ДЕ, VII 519 С), "Филебе" (54 С), "Горгии" (467 С – 468 В, 499 Е, 507 D) или красота в "Пире" (210 Е, 211 С). Этот предел становления вещи содержит в себе в сжатом виде все становление вещи и является как бы его планом, его структурой. Учение о бессмертии души вообще невозможно без понятия предела (Phaed. 102 А – 107 A; R. Р. X 608 С – 611 В). 5) В связи с этим диалектика у П. является учением о неделимых цельностях, о чем П. говорил множество раз и особенно в учении о синтезе предела и беспредельности (Phileb. 16 D) и в учении об элементах идеи, несущих на себе цельность этой последней, в отличие от ее вполне дискретных частей (Soph. 253 DE). 6) Будучи наукой о целостности, эта диалектика сразу и дискурсивна и интуитивна, потому что в отличие от неподвижных ипотес "диалектич. метод" может раскрыть познават. сущность ипотес (R. Р. VII 533 CD) и поэтому в сравнении с ней прочие осн. науки только "грезят" о сущем, но не усматривают его "наяву" (533 А–С), а она – "венец наук" и нет никакой науки выше, чем она (534 ? – 535 А). Производя всевозможные логич. разделения, диалектика в то же самое время умеет и все сливать воедино (531 DE, 537 С). Диалектик, по П., тот, кто обладает, "совокупным видением" (???????) наук, так что диалектик тот, кто "видит все сразу" (??????????) (там же). 7) Поэтому диалектика есть не только умение беседовать (Crit. 53 С; Prot. 348 CD; Gorg. 471 D; Conv. 194 D; R. P. I 328 BD, VII 526 A), не только умение спрашивать и отвечать (Prot. 329 AB; Gorg. 461 A; Theaet. 151 С; Phaed. 75 D; R. P. I 336 С 343 A, VI 487 B, VII 534 E; Crat. 390 CD) и даже не просто умение среди смутных споров находить истину (Theaet. 161 Е, 167 Е, 169 С) или применять ее практически (Eythyd. 290 С), но умение и вообще мыслить логически (Phaed. 90 В), и получать искомый предмет в расчлененном, единораздельном виде (Phileb. 17 А), так что при помощи такой диалектики знание становится максимально истинным (Phileb. 57 ?, 58 А) и все прочее оказывается "вторичным и позднейшим" (Phileb. 59 С). Другими словами, диалектически развиваемая ипотеса сообщает мышлению и познанию единораздельный, т.е. структурный, характер. Т.о., П. называл диалектикой науку о разыскании принципа каждой вещи, в к-ром предельно предвосхищено все возможное становление этой вещи, так что он является смысловым методом ее существования, содержа в себе весь план этого последнего структурно и единораздельно. Что же касается самого "ядра" диалектики в современном ее понимании, а именно, учения об единстве противоположностей, то оно вытекает из суждений П. о диалектике и виртуозно проведено им фактически во мн. диалогах, особенно в "Пармениде" и "Софисте" (о диалектике категорий у П. – см. А. Ф. Лосев, Очерки антич. символизма и мифологии, т. 1, 1930, с. 497–500). В целом логика, диалектика, теория познания и онтология выступают у П. как нечто единое и нераздельное, хотя осн. бытием у него всегда является бытие идеальное. Психология, этика и политика. Эти разделы учения П. трактуются им последовательно идеалистически. Индивиду-альная душа есть, по П., не что иное, как образ и истечение универсальной "мировой души" (Phileb. 30 A; Tim. 41 DE, 69 CD) и обладает тремя способностями: идеально-умственной, целесообразно-волевой и инстинктивно-аффективной, с приматом первой способности над всеми остальными (R. Р. IV 435 А – 443 D). В этом состоит смысл также и знаменитого образа "души" в виде крылатой колесницы, двух коней и возничего (Phaedr. 246 AB). В этике этому соответствуют три добродетели – мудрость, мужество и просветленное состояние аффектов. Эти три добродетели объединяются в одну цельную добродетель, представляющую их равновесие, – справедливость. Это учение о четырех добродетелях основано на "здоровье", "красоте" и "благообразии" души, будучи вполне противоположно квазидуалистич. учению "Федона" (64 А – 67 D) о теле как могиле души. Хотя только дух, чистая мысль, благо и божество делают нас счастливыми (Gorg. 504 А – D; R. Р. 1 353 А – 354 В, IV 443 BE, IX 583 D, ? 609 В; Theaet. 176 ? – 177 А), и само гос-во у П. существует только для филос. добродетели (Gorg. 464 В, 521 D; Politic. 309 CD; R. P. VI 500 DE), все же весь "Филеб" посвящен учению о синтезе разума и удовольствия (Phileb. 61 В–?), да и в "Государстве" (напр. X 603 ? – 604 D) осн. принципом этики считается мудрое равновесие всех человеч. способностей, поскольку тело воспитывается здесь гимнастикой так же, как душа музыкой, т.е. в общий этич. синтез добродетели входит также и тело. Т.о., этика П. также претерпела эволюцию. Если в ранних диалогах П., подобно Сократу, трактовал всякую добродетель как знание, то в "Пире" и в "Федре" это знание уже неотделимо от любви, в "Государстве" – от телесного благосостояния, а в иных местах трактуется как умиротворенное, мудрое, упорядоченно-законное и блаженное состояние всех естеств. человеч. способностей (Gorg. 504 А – В; Theaet. 176 ? – 177 A; R. P. I 353 А – 354 В, IV 443 В – ?. IX 583 В – 576 ?, ? 609 BD). Такое же тройное деление П. проводил и в политике, давая теорию трех сословий: философов, к-рые на основании созерцания идей управляют всем гос-вом (V 471–480 А, VI 484 А – 487 А); воинов, осн. цель к-рых охранять гос-во от внутр. и внешних врагов и о музыкально-гимнастич. воспитании к-рых у П. имеется целая теория (II 372 А – 375 Е); и работников, т.е. крестьян и ремесленников, к-рые поддерживают гос-во материально (II 369 А – 372 А). Гос-во, по П., появляется в результате врожденных людям социальных потребностей, и самые классы гос-ва возникают в результате развития естеств. потребностей человека. Так появляются такие группировки людей, как сословие воинов или мастеров (372 А – 375 Е). П. устанавливал три осн. формы правления – монархию, аристократию и демократию. Каждая из них также делится на две формы. Монархия есть владычество одного и может быть законной (царь) или насильственной (тиран). Аристократия есть владычество немногих и может быть владычеством лучших или худших (олигархия). Демократия есть владычество всех и может быть законной или беззаконной, насильственной (Politic. 291 С – 297 В). Все шесть форм гос. власти П. подвергал жесточайшей критике (302 В – 303 С) и выдвигал утопич. план гос. и обществ. устройства, плохо различая понятия гос-ва и общества. Утопия П. в "Государстве" является реставрационно-рабовладельческой: греки не могут быть рабами в отношении друг друга, варвары являются врагами греков "по природе" (V 469 С – 471 С); цари должны философствовать, а философы царствовать (V 473 CD, ср. Politic. 292 В – Е). П. выступал против злой и необузданной черни в то время как подлинными философами и правителями, думал он, могут быть только немногие созерцатели истины (R. Р. IV 428 D – 429 А; Politic. 292 D – 293 В). Давая подробную теорию обществ. и личного воспитания философов и воинов (R. Р. II 375 ? – 380 ?; VI 489 D – 495 A, 498 С – 504 ?), П. не относил ее к третьему сословию, единств. функцией и добродетелью к-рого считал повиновение философам-правителям и доставление жизненных ресурсов для всего гос-ва (IV 416 Е, VIII 547 С). Эту реакц. утопию Маркс характеризовал как "... афинскую идеализацию египетского кастового строя" ("Капитал", т. 1, 1955, с. 375). Реакционность этой утопии не снимается и тем, что П., проповедовал уничтожение частной собственности, общность жен и детей (V 449 А – 461 Е), гос. регулируемость браков, обществ. воспитание детей, к-рые не должны знать своих родителей. Хотя П. обосновал, т.о., учение о законности обществ. неравенства, все же его концепция имела мало общего с рабовладельч. аристократией. Земледельцы и ремесленники у него не рабы, но свободные; философы и воины не аристократы, но носители и претворители в жизнь общего идеала вечной мудрости. В произведениях П. (Theaet. 175 АЕ) содержится даже злое издевательство над теми, кто кичится своей родовитостью, перечисляет своих предков и на этом основании отделяет себя от других. Политич. убеждения П. эволюционировали (это нашло отражение в различии точек зрения П. в диалогах "Политик", "Государство" и "Законы") от идеологии реставрации молодого рабовладельч. полиса к восхвалению полицейско-монархич. гос-ва периода эллинизма. Эстетика. П. всячески старался отграничить эстетическую область, как область прекрасного. Прекрасные предметы не есть прекрасное само по себе, ибо они могут быть и безобразными. Настоящее прекрасное и вне отдельных предметов, но в то же самое время к нему приобщены все прекрасные предметы (Hipp, mai. 301 ? – 303 А). Это прекрасное, как всеобщая категория, вполне специфично, требуя для себя также и специфич. путей познания. Вещи, к-рые изображаются у поэта, в своем существ. значении и практич. применении известны гораздо лучше не поэтам, а тем, кто реально умеет их производить. И не этими вещами как таковыми интересуется поэт, но той стихией красоты, к-рая нисходит свыше на эти вещи и делает их прекрасными. Специфика красоты (изложение этого вопроса дано П. в диалогах Пир 203 В – 212 С и Phaedr. 244 А – 253 С) сводится к следующему: познание здесь не отделяется от любви, а любовь – от красоты, так что познание трактуется как вечное рождение прекрасного. Мир идей у П. есть мир вечной красоты. Т.о., в сфере красоты имеется субъект, переживающий эту красоту, и объект, существующий независимо от субъекта. Но, чтобы возникла красота, необходимо слияние субъекта и объекта и не просто слияние, а еще и любовь субъекта к объекту, и не просто любовь, но некоего рода вступление в брак субъекта и объекта и даже некое порождение в результате этого брака. В этом порождении, конечно, нек-рым образом существуют и субъект и объект, его породившие, но само порожденное уже не есть ни только субъект, ни только объект. Наконец, это порожденное уже не допускает применять к себе категории времени и пространства. Оно – вне времени и пространства, как, напр., к любому арифметич. числу тоже было бы бессмысленно применять категории времени и пространства. П. на все лады расписывал неприменимость к красоте всякого рода веществ. характеристик (Conv. 211 AB), говоря здесь не просто о красоте, но об ее смысле, об идее. Только когда упомянутое порождение понимается в своей смысловой данности, т.е. как чистая идея, только тогда она становится у П. красотой. Внутр. или жизненная сторона иск-ва превратилась у П. в божеств. первообраз, в небесную действительность, а внешняя и чувств. сторона, осмысляемая этим первообразом, превратилась в неистовство, в экстаз, в эротич. энтузиазм. И такого рода красота оказалась у него правителем и вообще источником жизни для всего живого. Т.о., красота для П. есть, вообще говоря, слиянность идеи и материи, или что то же, разумности и удовольствия, а принципом этой слиянности является мера. Красота жизни и красота реального бытия для П. гораздо выше красоты иск-ва. Бытие и жизнь есть подражание вечным идеям, а иск-во есть подражание бытию и жизни, т.е. подражание подражанию, или так сказать, подражание второго сорта. Поэтому П. изгонял Гомера из своего идеального гос-ва (R. Р. III 398 А), поскольку это последнее, с его т. зр., есть творчество жизни, а не творчество пусть хотя бы и красивых вымыслов (X 605 D – 607 В), тем более, что народные и поэтич. мифы часто весьма далеки для П. от подобающей человеку морали (II 377 В – 378 Е). П. изгонял из своего гос-ва плаксивую, печальную, разнеживающую или застольную (т.е. надо полагать, буйную и пьяную) музыку. В идеальном гос-ве он оставлял только военную или вообще мужеств. музыку и мирно деятельную, к к-рой относил молитвы и проникновенно человеч. мотивы (III 398–399 С). Изгоняются все инструменты, кроме лиры и цитры, т.к. даже флейта расценивалась как слишком возбуждающий инструмент. Только пастухам разрешается пользоваться свирелью (399 D). Благонравие и приличие являются необходимым условием красоты (399 D – 403 С). Это не мешало П. ставить Гомера выше всех поэтов Греции с чисто поэтич. т. зр. (X 595 С; 606 ? – 607 D). Религия и мифология. П. подверг настоящему разгрому всю традиц. греч. мифологию, считая опасным и недопустимым для восприимчивого детского возраста ознакомление с большинством мифов. П. не отвергал богов традиц. мифологии, но требовал филос. очищения от всего того грубого, безнравственного и фантастического, что в этой области накопилось за многие века в народе й в поэзии. Больше того, П. обрушивался против всяких безбожников или против тех, к-рые признавали богов, но не признавали их управителями мира. П. при этом исходил из учения о том, что все должно иметь свою причину, т.е. свою душу и это прежде всего касается мира в целом (Legg. X 888 ? – 899 D). Особенно много от П. достается деистам (899 ? – 903 В). Гос. люди, во всяком случае, должны быть глубоко и сознательно верующими (XII 966 D). Религия и мифология у П. являлись философскими. Подлинные боги для П. – это идеально обобщенные или максимально одушевленные идеи. Платонич. "единое" могло бы считаться наивысшим божеством, если бы оно не включало в себя также и все внебожественное. Поскольку же оно всеобщее и неразличимое тождество, то "ум" есть высшее божество (Phileb. 30 С), будучи синтезом всех отдельных и единичных богов, или идей – душ. Правда, вся эта философия мифологии находится у П. пока еще в зародыше и расцветает только в неоплатонизме. Но Зевс уже определенно трактуется у П. как "мировая душа" – "ум" (Phileb. 30 D). Он – гл. устроитель всего существующего и в таком виде изображается у П. много раз (Phaedr. 246 ?; тексты о демиурге – Tim. 28 С, 29 Е, 34 А, 37 С, 41 А, 92 В; о вложении разумной души в космос – Politic. 269 ?; ср. Soph. 265 С). Кроме этого гл. бога, говорится еще о многих богах, связанных с отд. областями или функциями космич. жизни, и о демонах, к-рые занимают середину между божеством и смертным (Conv. 202 ?). Миф, по П., – символ, к-рый иной раз даже трудно отделить от объективно-онтологич. рассуждения. Поскольку для П. мир идей отождествляется с воздействием его на материальный мир в виде души, то для него существуют не столько идеи, сколько идеи души. Но всякая идея-душа есть только логич. структура живого существа. Поэтому платоновские мифы, рассказывающие об идеях-душах, есть рассказы о тех или иных живых существах, глубоко вскрывающих природу действительности. Так, П. в мифологич. форме трактовал о периодах и возрастах всего космоса (Politic. 269 С – 274 Е), о космич. движении богов и всяких душ вообще (Phaedr. 246 В – 249 D), о числовом образе возникающей в гос-ве смуты (VIII 545 ? – 547 В) и т.д. П. признавал идею судьбы и трактовал ее как божественную (Phaedr. 248 В С; Legg. X 904 С; Gorg. 512 ?; Phaedr. 113 ?, ср. 58 ?; Apol. 33 С; Tim. 89 С). Однако он не отрицал и свободы воли, признавая ее как для каждого человека (Legg. X 90 4 В), так и для души (R. Р. X. 617 ? – 620 ?). Выводы, историческое значение ф и л о с о ф и и П. Философия П. была самым откровенным безоговорочным идеализмом. С небывалой до того времени решительностью П. учил о том, что материя есть отражение и истечение идей. Итак, философия П. есть абсолютный идеализм. Идеи П. понимал не только субъективно-человечески, но и как объективно существующую вне и независимо от человека идеальную действительность. Идеи образуют особый мир, где каждая идея является абсолютизированным смыслом каждой и вообще всех вещей. Отражением этого мира идей, его воспроизведением и осуществлением как раз и является весь чувств. космос с заключенными в нем природой и обществом. Следовательно, философия П. есть не только идеализм, но и о б ъ е к т и в н ы й и д е а л и з м. Вместе с тем П. никогда не переставал быть греком, т.е. человеком антич. культуры, и потому П., противопоставивший идеальный мир чувственному, не мог остаться при таком дуализме. Материя оказалась у него в конечном счете прекрасно, идеально организованным чувств. космосом, а идеальный мир – наполненным теми же вещами, людьми, природными и обществ. явлениями, но только данными в виде предельно точно сформированных первообразов, вечно неподвижных, но зато вечно изли

  1. платонПлатонstrong гр. плечистый. Ср. Пахомий....Ты и твоё имя (список имён)
  2. платонили или до н. э. Древнегреческий философ родоначальник платонизма. Ученик Сократа в Афинах основал философскую школу. Сочинения Платона высокохудожественные диалоги ва...100 великих мыслителей
  3. платонПлатон гг. до нашей эры великий греческий философ родоначальник идеалистического направления в философии. Родился в Афинах и принадлежал к богатому и знатному роду. Афи...1000 биографий
  4. платонгг. до нашей эры великий греческий философ родоначальник идеалистического направления в философии. Родился в Афинах и принадлежал к богатому и знатному роду. Афинская ар...1000+ биографических данных - словарь
  5. платонПлатон до н. э.Философ из Афин ученик Сократа и учитель Аристотеля. До нас дошли почти все труды Платона включающие в себя Апологию Сократа двадцать пять диалогов в боль...Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
  6. платонПЛАТОН strongАфинский strong до н. э. великий древнегреческий философ основатель Академии. strongПервый философ чьи сочинения дошли до нас не в кратких отрывках цитируем...Античная философия
  7. платонгреческий философ. Родился в Афинах. Настоящее имя П. было Аристокл. Прозвище Платон Широкоплечий было ему дано в молодости за мощное телосложение. Происходил из знатного...Античные писатели. Словарь
  8. платонгреч.u Platonок. до н.э. греческий философ настоящее имя Аристокл родился на ове Эгина или в Афинах. Рано познакомился с философией Гераклита изучал Парменида Зенона и п...Античный мир. Словарь-справочник
  9. платонили до н. э. или др.греч. философидеалист. Разработал учение об идеях как общих понятиях существующих независимо от человеч. ума в потустороннем умном месте и служащих...Атеистический словарь
  10. платонили до н. э. или др.греч. философидеалист. Разработал учение об идеях как общих понятиях существующих независимо от человеч. ума в потустороннем умном месте и служащ...Атеистический словарь II
  11. платонотч.i Платонавч Платонанаимя мi Платон Платонович Платоновна...Белорусско-русский словарь белорусских личных имён
  12. платондревнегреческий мыслитель. В сочинении Законы Платон высказал ряд оригинальных экономических положений. Так он считал что в процессе обмена имеет место приведение к сораз...Бизнес-словарь
  13. платонили до н. э. или Platon Родился в семье имевшей аристократическое происхождение. Около познакомился с Сократом и стал одним из его самых восторженных учеников. После ...Биографический словарь Зарубежные экономисты
  14. платонАфины до н. э. Афины древнегреческий философ ученик Сократа. Биография. Родился в аристократической семье. С философией познакомился благодаря Кратилу и Сократу встреч...Большая психологическая энциклопедия
  15. платонПЛАТОН Platon или до н. э. Афины или там же древнегреческий философ. Род. в семье имевшей аристократич. происхождение. Ок. познакомился с Сократом iи стал одним из е...Большая советская энциклопедия
  16. платонPlton или до н. э. Афины или там же древнегреческий философ. Родился в семье имевшей аристократическое происхождение. Около познакомился с Сократом и стал одним из ...Большая Советская энциклопедия II
  17. платонПЛАТОН Plato до н. э. древнегреч. философидеалист ученик Сократа. В учении о душе придерживался идеи бессмертия и переселения душ см. Метемпсихоз. Для психологии особый...Большой психологический словарь
  18. платонимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  19. платонPlato до н.э. крупнейший греческий философ ученик Сократа и учитель Аристотеля. Прожив большую часть жизни в Афинах Платон внес вклад во многие сферы философии и его иде...Большой толковый социологический словарь
  20. платонPlato до н.э. крупнейший греческий философ ученик Сократа и учитель Аристотеля. Прожив большую часть жизни в Афинах Платон внес вклад во многие сферы философии и его ид...Большой толковый социологический словарь II
  21. платонвласна назва мен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  22. платонв миру Петр Егорович Левшин митрополит Московскийс известный своей просветительной деятельностью катехизисыпроповеди первый систематический курс русской церковной исто...Большой энциклопедический словарь II
  23. платонПЛАТОН в миру Петр Егорович Левшин митрополит Московский с известный своей просветительной деятельностью катехизисы проповеди первый систематический курс русской церко...Большой Энциклопедический словарь V
  24. платондо н.э. выдающийся философ Древней Греции. Он основатель целого направления в философии оказавшего и продолжающего оказывать свое влияние на все последующие поколения фил...Великие философы
  25. платонкрупнейший греческий философ до н.э. ученик Сократа и учитель Аристотеля. Прожив большую часть жизни в Афинах Платон внес вклад во многие сферы философии и его идеи оказ...Глобальная экономика. Энциклопедия
  26. платонок. ок. до н. э. древнегреческий философ....Даты рождения и смерти известных людей
  27. платонпрозвище от греч. широкий настоящее имя Аристокл до н.э. др.греч. философидеалист. Сын родовит. афинского гражданина. Ученик Сократа. Вскоре после смерти своего учи...Древний мир. Энциклопедический словарь
  28. платонпрозвище от греч. широкий настоящее имя Аристокл до н.э. др.греч. философидеалист. Сын родовит. афинского гражданина. Ученик Сократа. Вскоре после смерти своего учи...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  29. платондо н. е. грецький флософ. Полтична флософя уродженця Афн Платона протиставляться полтичнй флософ Сократа починаючи з раннх платонвських далогв з Держави. Ми не знамо нчо...Енциклопедія політичної думки
  30. платонили до нашей эры или древнегреческий философ родоначальник платонизма. Ученик Сократа около основал в Афинах школу смотри Академия платоновская. По Платону идеи высш...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  31. платонгреческий философ и политический мыслитель. Политические взгляды Платона изложены в диалогах Государство. Политик и Законы. В диалоге Государство Платон одним из первых о...Именной словарь-справочник политических деятелей
  32. платонгг. до нашей эры великий греческий философ родоначальник идеалистического направления в философии. Родился в Афинах и принадлежал к богатому и знатному роду. Афинская ари...Исторический справочник русского марксиста
  33. платоннаст. имя Аристокл до н.э. др.греч. философ основатель европ. идеализма. Род. в Афинах в аристокр. семье. В г. до н.э. стал учеником Сократа. Совершил неск. длительных...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  34. платонАфинский г. до н.э. г. до н.э. древнегреческий философ родоначальник платонизма. Ученик Сократа. Родился в аристократической семье. С философией познакомился благодаря...История психологии в лицах
  35. платонАфинский г. до н.э. г. до н.э. древнегреческий философ родоначальник платонизма. Ученик Сократа. Родился в аристократической семье. С философией познакомился благодаря...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  36. платонгг. до н. э. знаменитый греческий философ родился в Афинах. В юности он стал учеником и горячим почитателем Сократа. После смерти Сократа Платон отправился путешествоват...Краткий словарь античности
  37. платонученик Сократа создатель учения о вечных идеях лежащих в основе всего сущего. Утверждал что в основе государства лежит идея всеобщего блага. Задача образования формирова...Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»
  38. платонPlaton до н. э. Афины до н. э. там же древнегреческий философ писатель. Происходил из старинного аристократического рода. Был всесторонне одарен с молодости драматург ...Литература и язык. Современная энциклопедия
  39. платонPlaton до н. э. Афины до н. э. там же древнегреческий философ писатель. Происходил из старинного аристократического рода. Был всесторонне одарн с молодости драматург п...Литературная энциклопедия
  40. платонПЛАТОН до н. э. древнегреческий философ и писатель. Ученик Сократа центр. персонаж его диалогов основатель Академии платоновской в Афинах ок. . Диалоги Менон Пир Федон Г...Литературный энциклопедический словарь
  41. платонгг. до н.э. древнегреческий философ последователь Сократа учитель Аристотеля основатель Академии. Почти все сочинения Платона написаны в форме диалогов обычно собеседник...Мировая художественная культура. Словарь
  42. платонкорень ПЛАТ суффикс ОН нулевое окончаниеОснова слова ПЛАТОНВычисленный способ образования слова Суффиксальный ПЛАТ ОН Слово Платон содержит следующие морфемы или час...Морфемный разбор слова по составу
  43. платонНачальная форма Платон единственное число именительный падеж имя мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  44. платонПлатон в миру Птр Георгиевич Лвшин село Чарушниково Московской губернии Вифания Дмитровского уезда Московской губернии митрополит Московский. Из семьи причетника. Учил...Москва (энциклопедия)
  45. платонPlaton Афинский или или до н. э. др.греч. философ основатель др.греч. философского идеализма. Ряд его произв. Государство Законы Тимей Пир Филеб и др. содержит иссл...Музыкальная энциклопедия
  46. платонPlato ок. гг. до н.э. выдающийся др.греч. философ ученик Сократа и учитель Аристотеля. Его соч. написанные в форме диалогов до сих пор не утратили своего значения. В ран...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  47. платонПЛАТОН Plato до н.э. древнегреческий философ классик философской традиции мыслитель мирового масштаба к чьей оригинальной философской концепции генетически восходят мног...Новейший философский словарь
  48. платонPlato до н.э. древнегреческий философ классик философской традиции мыслитель мирового масштаба к чьей оригинальной философской концепции генетически восходят многие напр...Новейший философский словарь II
  49. платоннастоящее имя Аристокл прозвище Платон означает широкоплечий греческий философ Афины там же доР.Х. Аристократ по происхождению он был учеником Кратила последователем Г...Новый философский словарь
  50. платонПлатон Plato ок. до н.э. греч. философ родоначальник платонизма испытал большое влияниеСократа. После казни последнего в г. до н.э. много путешествовал последние лет ж...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  51. платонПлатонstrong а м. Отч. Платонович Платоновна разг. Платоныч. Производные Платонка Платоня Платоха Платоша Плата Тоня Тоха Тоша. [Предположительно от греч. platys широкоп...Онлайн-словарь русских личных имён Н. А. Петровского
  52. платонПлатон менник чоловчого роду стота...Орфографічний словник української мови
  53. платондо н.э. античный греческий философидеалист. Разработал систему идеального государства в кром выделял три сословия философов крые должны управлять государством воинов кры...Педагогический словарь
  54. платондо н.э. древнегреческий философ. Ученик Сократа. Ок. в пригороде Афин основал философскую школу Академию где помимо философии включавшей диалектику космологию антропол...Педагогический терминологический словарь
  55. платонили до н. э. или древнегреческий философ. Ученик Сократа ок. основал в Афинах школу. Идеи высшая среди них идея блага вечные и неизменные умопостигаемые прообразы ...Политическая наука - Словарь-справочник
  56. платонPlaton вв. до н. э. один из величайших философов античности ученик Сократа и учитель Аристотеля создатель Академии г. до н. э. автор диалогов среди которых диалоги о...Политологический словарь-справочник
  57. платонПЛАТОН Plato приблизит. до н.э. Греческий философ. Родился в аристократической афинской семье ожидалось что он изберет политическую карьеру однако обстоятельства и приро...Политология. Словарь.
  58. платонПлатон на гр. флософem платонвський ка кеПлатон на....Правописний словник Голоскевича
  59. платонПлатон до н. э. древнегреческий философ ученик Сократа. Разработал учение о бессмертии и переселении душ. Существование общих понятий было объяснено им как свидетель...Психологический словарь
  60. платонАфины до н. э. Афины древнегреческий философ ученик Сократа. Биография. Родился в аристократической семье. С философией познакомился благодаря Кратилу и Сократу встреч...Психологический словарь II
  61. платонPlato . сын Аристона и Периктионы или Потоны из знатного рода по отцу в родстве с Кодром со стороны матери с Солоном родился в Афинах мая г. Т. к. в этот день фаргел...Реальный словарь классических древностей
  62. платондо н.э. древнегреческий философ родоначальник европейского объективного идеализма. Разработал учение об идеях существующих независимо от человеческого ума в потусторонне...Религиоведческий словарь
  63. платонПосвященный в Мистерии и величайший греческий философ труды которого известны во всем мире. Он был учеником Сократа и учителем Аристотеля. Жил за лет до н.э.Источник Тео...Религиозные термины
  64. платонАфины или Эгина до н. э. Афины др.греч. философ. Ученик Сократа. Ок. в пригороде Афин основал филос. школу Академию где помимо философии включавшей диалектику космоло...Российская педагогическая энциклопедия
  65. платонв миру Левшин Петр Георг. церк. деятель и писатель. Сын священика. Учился в Славяногреколат. академии. Монашество принял в . В назначен законоучителем вел. кн. Павла ...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  66. платонПЛАТОН Лвшин митрополит Московский с известный своей просветительской деятельностью катехизисы проповеди первый систематический курс русской церковной истории и др.Исто...Русская энциклопедия
  67. платонПлатон Платонович Платоновнаem Синонимы имя философ...Русский орфографический словарь
  68. платонПлато Синонимы имя философ...Русско-ивритский словарь
  69. платонBCСинонимы имя философ...Русско-китайский словарь
  70. платонPlaton...Русско-чешский словарь
  71. платоннастоящее имя Аристокл прозвище Платон означает широкоплечий греческий философ Афины там же доР.Х. Аристократ по происхождению он был учеником Кратила последователем Г...Сверхкраткий философский словарь
  72. платонПлатон гг. до н.э. афинский философ ученик Сократа Покажи мне свою немногословность а многословие покажешь в другой раз.Поступать несправедливо хуже чем терпеть несправе...Сводная энциклопедия афоризмов
  73. платон. до н. э. один из выдающихся греч. мыслителей происходил из др. афинского аристократич. рода. Потрясенный судом и казнью своего учителя Сократа П. как великий политич....Словарь античности
  74. платонвеликий греческий философ первой половины IV в. до Р.Х. Родился в Афинах в г. умер в г. до Р.Х. Его настоящее имя Аристокл а прозвище Платон широкий он получил в молод...Словарь античных историков
  75. платонМужское имя...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  76. платондо Р. Х. Греческий философ. Презрев Платоновы химеры Посл. Лиде. гг. до н. э. древнегреческий философ ученик Сократа....Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  77. платонПлатон а муж.emОтч.strong Платонович Платоновна разг.em Платоныч. Производныеstrong Платонка Платоня Платоха Платоша Плата Тоня Тоха Тоша. Происхождениеstrong Предположит...Словарь личных имен
  78. платондо н. э. древнегреч. философ ученик Сократа основатель учения объективного идеализма глава учрежденной им в Афинах философской школы академии. Философские соч. П. гл. из ...Словарь по этике
  79. платонфевраля Курская губерния апреля США. По окончании Курской духовной семинарии января рукоположен в священники приходской священник и учитель церковноприходских школ ...Словарь Политические деятели России, 1917 г.
  80. платондо н.э. афин. философ. Ученик Сократа учитель Аристотеля. Основал собственную школу Академию. Автор теории неизменных форм Идей то есть философии объективного идеализма....Словарь полководцев
  81. платондо н.э. афин. философ. Ученик Сократа учитель Аристотеля. Основал собственную школу Академию. Автор теории неизменных форм Идей то есть философии объективного идеализма....Словарь полководцев II
  82. платонНастоящее имя Билибинu Платон ВикторовичПериодические изданияi Осколки СтрекозаИсточникиi Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятеле...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Псевдонимы
  83. платондо н.э. греческий философ который преобразил изложенные в его диалогах мифы в цельную систему религиозного познания трактующую вопросы бессмертия души метемпсихоза космол...Словарь религий, обрядов и верований
  84. платонПлатон широкоплечий Платонка Платоня Платоха Плата Тоня Тоха Тоша Словарь русских синонимов. платон сущ. колво синонимов имя философ Словарь синонимов ASIS.В.Н. Триш...Словарь синонимов II
  85. платонПлатон широкоплечий Платонка Платоня Платоха Плата Тоня Тоха Тоша...Словарь синонимов
  86. платонh Платонbig сущ.муж.одуш.i ед.им. Платон Михайлович муж ееГоУ Действ. Платон Михайлыч мой единственный бесценный!ГоУ . Чацкий Наталья Дмитриевна Платон МихайловичГоУ . р...Словарь языка Грибоедова
  87. платон. до н. э. др.греч. философ Последним солнцем розовея Распахнутый лежит Платон книга. Бюст Аполлона план Музея И вс как сон. Цв Люди! Над нашим окном В завтрашний де...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  88. платонПЛАТОН . до н. э. др.греч. философ Последним солнцем розовея Распахнутый лежит Платон книга. Бюст Аполлона план Музея И вс как сон. Цв III. Люди! Над нашим окном В ...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  89. платонПlaton или или до н. э. др.греч. философидеалист. Ученик Сократа. Происходил из знатного афин. рода Кодридов. После смерти Сократа уехал в Мегару имеются полулегендар...Советская историческая энциклопедия
  90. платонАфинский Афины или Эгина до н. э. Афины др.греч. философ родоначальник платонизма. Отец П.Аристон происходил из рода последнего афинского царя Кодра мать из рода законо...Советский философский словарь
  91. платонПЛАТОН в миру Петр Егорович Левшин митрополит Московский с известный своей просветительной деятельностью катехизисы проповеди первый систематический курс русской церков...Современный энциклопедический словарь
  92. платондо н.э. древнегреческий социальный мыслитель ученик Сократа и учитель Аристотеля. В г. до н. э. основал Академию в которой учил публично мыслить и рассуждать по широком...Социальный менеджмент. Словарь-справочник
  93. платонгг. до н.э. древнегреческий философидеалист. Считал что все поведение животных является влечениями. Этим положением он предопределил понимание инстинктивной деятельности ...Справочник по зоопсихологии
  94. платонPlato...Українсько-англійський словник
  95. платонRzeczownik Платон Platon Paton...Универсальный русско-польский словарь
  96. платонбл.em до н.е.em грец. флософ учень Сократа засновник флософсько школи Академ проголошував що дйсний свт явля собою недосконалий вдбиток реально снуючого свту досконалих ...Універсальний словник-енциклопедія
  97. платонПЛАТОН PLATO проект организованный в г. для установления дипломатических отношений с пришельцами в рамках МJ см. Маджестик. Этот проект завершился успехом когда были до...Уфологический словарь-справочник
  98. платонгг. до н. э. основатель школы получившей название Академии. Главные произведения Парменид Пир Федон Федр Государство Политик Законы. Утверждал реальность идеального поэт...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  99. платонг. до н.э. г. до н.э. древнегреческий философ создатель первой в европейской культуре целостной и системной философской концепции. Настоящее имя Аристокл. Принадлежал ...Философия науки и техники
  100. платонок. до н.э. греческий философ и педагог. Родился в Афинах в или до н.э. и умер там же в возрасте или года. Его отец Аристон умерший когда Платон был еще ребенком пр...Философия политики - словарь персоналий
  101. платонПЛАТОН nlato до н.э. др.греч. мыслитель наряду с Пифагором Парменидом и Сократом родоначальник европейской философии глава филос. школы Академия.Биографические данные....Философская энциклопедия
  102. платондревнегреч. философидеалист ученик Сократа основатель объективного идеализма автор свыше философских диалогов Софист Парменид Теэтет Государство и др. Отстаивая идеалист...Философский энциклопедический словарь
  103. платонПлатон справжн мя Аристокл Афни чи ов Егна до н.е. давньогрецьк. флософ постать якого стала уособленням флософ як тако. Походив з старовинного аристократичного роду ...Філософський енциклопедичний словник
  104. платондо н. э. древнегреческий философ в трудах которого значительное место занимали экономические идеи. Наиболее известна его работа Политика или государство. Социальноэконом...Экономика от А до Я
  105. платондо н. э. древнегреческий философ в трудах которого значительное место занимали экономические идеи. Наиболее известна его работа Политика или государство. Социальноэконом...Экономика от А до Я - Тематический справочник
  106. платонПол Плот Понт Пот Талон Платон Толпа Плато Платно Тон Плат Патло Опт Нато Нал Лот Аон Ант Топ Нло Нота Нпо Нто Опа Опал Пан Пат Патон План Тол...Электронный словарь анаграмм русского языка
  107. платонПлатон Platon гг. до н. э. греческий философ. Родился в Афинах. Настоящее имя П. было Аристокл. Прозвище Платон Широкоплечий было ему дано в молодости за мощное телослож...Энциклопедия античных писателей
  108. платонмитрополит Московский с проповедник историк церкви. С священноархимандрит ТроицеСергиевой лавры основатель СпасоВифанского монастыря и Вифанской семинарии . Прославился...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  109. платонПЛАТОН Platon до н.э. древнегреческий философ классик философской традиции мыслитель мирового масштаба к чьей оригинальной философской концепции генетически восходят мн...Энциклопедия История философии
  110. платонПЛАТОНок. до н.э. греческий философ и педагог. Родился в Афинах в или до н.э. и умер там же в возрасте или года. Его отец Аристон умерший когда Платон был еще ребенк...Энциклопедия Кольера II
  111. платонПлатонPlato . Знаменитый греческий философ род. в Афинах в г. до Р. X. В юности он сделался учеником и горячим почитателем Сократа. После смерти Сократа Платон отправилс...Энциклопедия мифологии
  112. платонгг. до н.э.великий мыслитель античности ученик Сократа. После смерти учителя уехал из Афин. много путешествовал по Египту Южной Италии побывал в Мегарах и Сицилии. П. осн...Энциклопедия юриста
  113. платонPlaton до н. э. древнегреч. философ основоположник объективного идеализма один из создателей античной эстетики. Осн. звено эстетических воззрений П. его учение об идеях...Эстетика
  114. платондо н.э. древнегреческий философ и политический мыслитель. Определяющую роль во всей философии П. включая и его философию государства и права играет учение об идеях согла...Юридическая энциклопедия