Философия науки и техники

МЕТОД МОЗГОВОЙ АТАКИ

коллективный метод поиска новых технических идей и решений. Цель данного метода – получение большого количества различных идей и предложений в ограниченное время (обычно 20-40 мин). Мозговая атака состоит из двух фаз: генерации идей и их последующей оценки. Рациональной основой метода мозговой атаки является усиление эвристичности за счет использования случайности, которая возникает вследствие принципиальной непредсказуемости ассоциативных рядов, возникающих в группе людей, появления дальних ассоциативных связей из-за присутствия в группе людей с различной профессиональной ориентацией. Психологической основой метода мозговой атаки является снятие барьера психологической инерции в результате запрета критики и поощрения самых неординарных высказываний. Создание благоприятного повышенного эмоционального фона, необходимого для получения качественно новых идей, достигается в благожелательной, дружелюбной атмосфере. Большая роль отводится ведущему, который должен иметь гибкий план управления спонтанным процессом генерации идей, а также своим остроумием и дружелюбием стимулировать возникновение повышенного эмоционального уровня и поддерживать его. Вторая фаза мозговой атаки заключается в осуществляемом группой экспертов анализе высказанных идей, зафиксированных в протоколе мозговой атаки. Эта фаза представляет собой работу высокого творческого уровня, заключающуюся в преобразовании неожиданных, а иногда фантастических идей в реальные технические предложения. В качестве экспертов могут выступать участники мозговой атаки. Существуют разновидности мозговой атаки: прямая, обратная (поиск недостатков технической системы), двойная, комбинированная. В научной литературе мозговая атака имеет и другие названия: мозговой штурм, конференция идей.

  1. метод мозговой атакиметод экспертной оценки рынка предполагающий получение необходимых результатов путем коллективного обсуждения проблем специалистами в области маркетинга....Глоссарий по маркетингу
  2. метод мозговой атакиметод группового экспертного прогноза заключающийся в разделении решения проблемы на две части генерирование новых идей и оценку предложенных идей. Соответственно образую...Инновационная деятельность. Термины инновационного менеджмента и смежных областей
  3. метод мозговой атакиспособ интенсификации интеллектуальной групповой деятельности путем совместного поиска решения трудной проблемы в эмоционально благоприятной обстановке способствующей мак...Прикладные аспекты современной психологии
  4. метод мозговой атакиодин из интуитивнотворческих методов поиска идей. Основан на групповом обсуждении проблемы под руководством ведущего. Основной принцип неконтролируемая генерация и спонт...Управление маркетингом, термины