Энциклопедия техники

ДИРИЖАБЛЬ

дирижа́бль
аэростатс рулями направления и высоты. Имеет удлинённый обтекаемый корпус, наполненный подъёмным газом (гелий, водород, реже тёплый воздух), который создаёт аэростатическую подъёмную силу. Воздушные винты, вращаемые двигателями, сообщают дирижаблю поступательную скорость 60—150 км/ч. Кормовая часть корпуса имеет оперение – стабилизаторы и рули управления. Корпус дирижабля в полёте создаёт дополнительную аэродинамическую подъёмную силу, таким образом в дирижабле сочетаются лётно-технические характеристики аэростата и самолёта.
Дирижабль В-6 (1934)

Для дирижабля характерны большая грузоподъёмность, дальность полёта, возможность вертикального взлёта и посадки, свободный дрейф в атмосфере под действием воздушных потоков, длительное зависание над заданным местом. К нижней части корпуса крепится гондола (иногда несколько гондол), в которой располагаются кабина управления, помещения для пассажиров и экипажа, топлива и различного оборудования. Летают дирижабли обычно на высоте до 3000 м, в отдельных случаях – до 6000 м. Взлёт дирижабля происходит в результате сброса балласта, а спуск – вследствие частичного выпуска подъёмного газа. На стоянках их крепят к специальным причальным мачтам или заводят в эллинг для хранения и технического обслуживания.Каркасы дирижаблей обычно собирают из плоских треугольных или многогранных ферм; оболочка может быть матерчатой (с пропиткой для газонепроницаемости) или из полимерной плёнки, либо набранной из тонких металлических листов или пластмассовых панелей. Внешний объём дирижабля (корпуса) до 250 тыс. мі, длина до 250 м, диаметр до 42 м.
Первый проект управляемого аэростата был предложен в 1784 г. Ж. Менье (Франция). Но только в 1852 г. француз А. Жиффар впервые в мире совершил полёт на дирижабле собственной конструкции с паровой машиной, вращавшей воздушный винт. В 1883 г. Г. Тиссандье с братом построили дирижабль с электродвигателем мощностью 1.1 кВт, который получал ток от гальванических батарей. С кон. 19 в. вплоть до начала 1990-х гг. дирижабли строили в Германии, Франции, США, Великобритании, СССР. Наиболее крупные дирижабли LZ-129 и LZ-130 созданы в Германии в 1936 и 1938 гг. Они имели объём 217 тыс. мі, по четыре двигателя общей мощностью 3240 и 3090 кВт, развивали скорость до 150 км/ч и могли перевозить до 50 пассажиров на расстояние 16 тыс. км.

Энциклопедия «Техника». — М.: Росмэн.2006.

Дирижабль
(от французского dirigeable — управляемый)— управляемый аэростат. Имеет удлинённый обтекаемый корпус, наполненный подъёмным газом (гелий, водород или тёплый воздух), создающим аэростатическую подъёмную силу. Воздушные винты, приводимые во вращение двигателями, сообщают Д. поступательную скорость 60—120 км/ч (скорость может быть и несколько большей). В кормовой части корпуса устанавливается оперение, состоящее из неподвижных поверхностей (стабилизаторов), рулей направления и высоты. Корпус Д. совместно с кормовым оперением способен создавать аэродинамическую подъемную силу, что позволяет сочетать летно-технические характеристики аэростата и самолёта. В нижней части корпуса располагаются гондола с кабиной управления, помещения для пассажиров и экипажа, топлива и специального оборудования. Двигательные установки с винтами обычно размещаются на корпусе или гондоле. Полеты Д. проводятся на высоте до 3 км, в отдельных случаях — до 6 км.
По типу конструкции корпуса и оболочки различают : жёсткие дирижабли и нежёсткие (полужёсткие дирижабли, мягкие дирижабли и разновидность последних — полумягкие Д.). Основные данные некоторых жёстких, полужёстких и полумягких Д. приведены в таблицах 1—3.
Взлёт Д. происходит в результате сброса балласта, а спуск — вследствие частичного выпуска подъёмного газа, при этом форма и жёсткость корпуса сохраняются путём пополнения воздуха в баллонетах. Вертикальный взлёт, висение и вертикальный спуск Д. могут также осуществляться изменением вектора тяги винтов.
В свободном полёте (то есть при неработающих движителях) устойчивость и управляемость Д. обеспечиваются только аэростатической подъёмной силой заключённого в его корпус газа.
В управляемом полете устойчивость и управляемость Д. в горизонтальной плоскости обеспечиваются стабилизаторами и рулями направления, а при использовании движителей с изменяемым вектором тяги также и воздушными винтами, в вертикальной плоскости — изменением аэродинамической подъёмной силы оперённого корпуса (путём изменения углов атаки и углов поворота рулей высоты) и вектора тяги движителей.
Изменением объёма газа в носовых и кормовых баллонетах нежёстких Д. достигается изменение угла атаки при аэродинамическом взлёте с разбегом. При полёте с углом атаки благодаря аэродинамической подъёмкой силе оперённого корпуса подъёмная сила Д. может увеличиться или уменьшиться на 10—30% по сравнению с аэростатической.
Д. представляют собой совершенные инженерные конструкции, обладают высокой надёжностью. Вес конструкции, приходящийся на 1 м3 воздухоизмещения Д., составляет 4—6 Н. Достоинства Д.: большая дальность и длительность полёта, способность осуществлять вертикальный взлет, посадку, свободный дрейф в атмосфере, длительное «зависание» над заданным местом, экологическая чистота. Недостатки: существенно меньшие, чем у самолёта, скорость полёта и транспортная производительность, чувствительность к метеорологическим условиям, необходимость специальных наземных сооружений — причальных мачт и эллингов.
Историческая справка.24 сентября 1852 совершил первый полёт Д. объёмом 2,5 тысячи м3 конструкции А. Жиффара с воздушным винтом, приводимым во вращение паровой машиной, наибольшая мощность которой (2,2 кВт) не позволяла этому Д. летать даже при слабом ветре. В 1872 был испытан в полёте Д. объёмом 3,8 тысяч м3 французского инженера-судостроителя С. А. Л. Дюпюи де Лома с мускульным приводом винта. В том же году в Австрии Хейлейном был построен и испытан Д. объёмом 2,4 тысячи м3, длиной 50,4 м, с корпусом, наполненным светильным газом. Мощность двигателя этого Д. была около 4 кВт, скорость полёта не превышала 5 м/с. В 1883 летал Д. объёмом 1,06 тысячи м3 Г. Тиссандье и его брата, оснащённый электродвигателем и гальваническими элементами, а в 1884 — Д. «Франция» Ш. Ренара и А. Кребса объёмом около 2 тысяч м3; по существу эти полёты были первыми управляемыми. Для поддержания удлинённой обтекаемой формы корпуса Д. использовались баллонеты. Кроме рулей направления в конструкцию оперения Д. стали включать и стабилизаторы. Наряду с мягкими Д. начали проектировать, а затем и строить жёсткие и нежёсткие Д.
В России ряд интересных проектов Д. был сделан В. Н. Архангельским, О. К. Костовичем, А. И. Лодыгиным, Н. М. Соковниным, И. И. Третесским, К. Э. Циолковским и др. В 1893—1994 в учебно-воздухоплавательном парке в Петербурге по проекту австрийского изобретателя Д. Шварца строился первый в мире цельнометаллический Д. объёмом 3,85 тысяч м3, длиной 47,6 м, который был достроен в Германии, где в 1897 совершил полёт.
Первые Д., способные летать против ветра со скоростью до 15 м/с, были созданы во Франции и Германии. Полёты первого немецкого жёсткого каркасного Д. конструкции Ф. Цеппелина успешно состоялись в 1900. Д. LZ-1 объёмом 11,3 тыс. м3 развивал скорость до 28 км/ч. В 1906 Д. LZ-3 такого же объёма, как LZ-1, летал со скоростью 39,6 км/ч, имея при этом запас топлива на 41 ч полёта. Во Франции в 1902 братьями Полем и Пьером Лебоди построен первый полужёсткий Д. объёмом 2,3 тысячи м3, длиной 53 м, купленный военным ведомством. Годом раньше А. Сантос-Дюмон на Д. №6 своей конструкции облетел вокруг Эйфелевой башни со скоростью 25 км/ч и вернулся к месту взлёта.
Под влиянием достигнутых во Франции и Германии успехов строительство Д. началось также в Великобритании, Италии и России. К началу Первой мировой войны в Европе строились Д. нескольких типов. В России в 1908—1915 было создано 9 Д., лучшими из которых были «Альбатрос II» объёмом 9,6 тысяч м3, длиной 77 м и «Гигант» объёмом около 21 тысячи м3, длиной 114 м. Кроме того, Д. закупались во Франции и Германии. К началу Первой мировой войны Россия имела 14 воздушных кораблей. Д. могли летать со скоростью до 70 км/ч, длительность полёта (автономия) достигала 30 ч. На вооружении Германии было 15 Д., Италии — 10, Великобритании — 7 и Франции — 5.
В годы Первой мировой войны Д. использовались для проведения бомбардировочных операций, дальних разведок, эскортирования судов, поиска и уничтожения подводных лодок. Применявшиеся в Великобритании, Франции, Италии, Германии и США мягкие и полужёсткие Д. объёмом от 2 до 31 тысячи м3 летали со скоростью 60—100 км/ч, имели автономию 50—100 ч. Наиболее известным был немецкий полужёсткий Д. PN-27 (31,3 тысячи м3, длина 158 м) для Военно-морского флота. За время войны в Германки было построено около 100 жёстких Д. объёмом от 35 до 68 тысяч м3, которые со скоростью до 100—130 км/ч могли летать на высотах 4—6 км. Масса груза Д. объёмом 68 тысяч м3 составляла 32—34 т. Длительность полёта достигала 100 ч, а дальность — 6000 км. Всего за время Первой мировой войны было построено около 500 Д., в том числе 120—130 жёстких. В конце войны в строю оставалось около 300 Д.
Существовавшие в 20 х гг. самолёты не могли обеспечить межконтинентальные воздушные сообщения. Это стимулировало в ряде стран интерес к организации воздушных линий на больших Д. Возможности таких линий основывались на опыте успешной эксплуатации английского жёсткого Д. R-34 объёмом 55 тысяч м3, совершившего в июле 1919 первый полёт через Атлантический океан (из Великобритании в США), и дальних полётов немецких Д. В 1919 в Германии был построен жёсткий транспортный Д. LZ-120 («Бодензее») объёмом 22 тысячи м3, длиной 120,8 м. В Великобритании и Франции в начале 20 х гг. стали разрабатывать жёсткие транспортные Д., а в США военные Д. различных типов для нужд Военно-морского флота.
В Италии в 1918—1928 создавались полужёсткие Д. В 1921—1923 под руководством У. Нобиле был построен полужёсткий Д. N-1 объёмом около 19 тысяч м3, длиной 109 м. В конце 1925 его продали Норвегии и переименовали в «Норге». Весной 1926 Д. «Норге» совершил перелёт из Рима до Кингс-Бея на Шпицбергене протяжённостью 7250 км (с четырьмя посадками), 11 мая 1926 с экипажем 15 человек перелетел через Северный полюс, совершив посадку в Теллере на Аляске. Расстояние 5300 км от Кингс-Бея до Теллера было пройдено за 71 ч со средней скоростью 75 км/ч. С 1931 в Италии Д. не строились.
В США после Первой мировой войны интерес к Д. определялся их потенциальными возможностями проводить дальние морские разведки, охрану побережья, эскортирование судов, поиск подводных лодок, осуществлять дальние коммерческие и военные перевозки. В 1922—1923 в США по типу немецкого Д. LZ-69 был построен жёсткий Д. «Шенандоа» объёмом 76 тысяч м3, который использовался для полётов в 1924—1925. 4 сентября 1925 он потерпел катастрофу, попав во время полёта в шторм. Построенный в Германии в 1924 по заказу США жёсткий Д. LZ-126 объёмом 79,5 тысяч м3 успешно эксплуатировался 8 лет в Военно-морских силах США. В дальнейшем, до Второй мировой войны, в США разрабатывались и эксплуатировались полумягкие Д. объёмом до 12 тысяч м3 для Военно-морского флота и небольшие коммерческие Д. Были построены два экспериментальных цельнометаллических Д.: ZMG-2 объёмом 5,72 тысяч м3, длиной 45,54 м и «Слейт» (9,54 тысяч м3).
Во Франции в 20 х — начале 30 х гг, проводились исследования по использованию жёстких Д. На дирижабле «Диксмюде» (62 тысячи м3) в 1923 французы установили мировой рекорд продолжительности полёта 118 ч 40 мин. В 1931 был создан гибридный Д. (геликостат) конструкции Эмишена объёмом 1,1 тысячи м3. Мягкие и полужёсткие Д. строились и применялись во Франции до 1938.
В 1928 в Германии для арктических полётов был построен жёсткий Д. LZ-127 «Граф Цеппелин», способный летать со скоростью до 130,3 км/ч и без посадки перевозить 20 пассажиров на расстояние до 10 тысяч км. В 1929 он совершил кругосветный полёт протяжённостью 35 тысяч км с тремя посадками, в 1930 прилетал в Москву, а в 1931 совершил арктический перелёт, проведя тщательный осмотр и фотографирование островов и бухт земли Франца-Иосифа. С 1928 на Д. LZ-127 осуществлялись регулярные пассажирские рейсы между Германией и Бразилией (10—11 тысяч км) и Германией и США. С 1928 по 1937 он совершил 136 полётов в Южную Америку и 7 в США. Всего Д. LZ-127 за 590 полётов, покрыв 1700 тысяч км, перевёз 13 тысяч пассажиров. Общий налёт его составил 17177 ч. Строительство транспортных Д. продолжалось в Германии до 1939.
В Великобритании проекты коммерческого использования Д. стали разрабатываться с 1919. В 1925—1929 для пассажирских перевозок было построено два жёстких Д.: R-100 и R-101. Д. R-101 был рассчитан на перевозку 50 пассажиров и 7 т груза по маршруту Англия — Индия — Австралия. 4 октября 1930 он был направлен в полёт в Индию, хотя не были проведены полностью его лётные испытания и устранены конструктивные недостатки. Пролетая над Францией на высоте всего 100 м, Д. попал в дождь и нисходящим потоком был прижат к земле, от удара возник пожар. После этой катастрофы Д. в Великобритании не строились.
Германо-американская компания «Гудьир-Цеппелин», созданная в США, построила в 1926—1933 для военно-морского флота два жёстких Д. «Акрон» и «Мейкон» объёмом по 209 тысяч м3. Имея крейсерскую скорость 92,6 км/ч, эти Д. могли совершать полёты продолжительностью 140—150 ч, в их внутренних ангарах могло находиться от 4 до 7 разведывательных самолётов, Д. «Акрон» в 1931—1933 совершил 51 полёт, пробыв в воздухе 1131 ч. В 1933 во время полёта в шторм, снизившись на малую высоту, он был прижат к воде и потерпел катастрофу. Аварии и катастрофы больших Д. в США в 30 х гг., а также развитие транспортной авиации снизили интерес к дальнейшему применению Д. Использование же военных нежёстких Д. объемом до 20 тысяч м в США не прекращалось.
В России в 1920 в Петрограде совершил ряд полётов Д. «Астра» объёмом 10,5 тысяч м3, переименованный в «Красную звезду», а в 1923 — Д. «VI октябрь» объёмом 1,7 тысяч м3. В 1924 в Москве под руководством Н. В. Фомина и при участии А. Н. Туполева был создан мягкий Д. «Московский химик-резинщик» объёмом 2,5 тысячи м3, летавший в 1925—1928, а на его основе в 1930 — Д. «Комсомольская правда» (2,5 тысячи м3, длина 47,5 м). В 1932 в Центральном аэрогидродинамическом институте и на заводе «Каучук» был построен Д. В-1 объёмом 2,2 тысячи м3 длиной 45 м.
В 1932 в «Дирижаблестрое» были созданы мягкие Д. В-2 объёмом 5 тысяч м3 и В-3 объёмом 6,5 тысяч м3 длина 63,5 м. В 1932—1934 под руководством У. Нобиле были построены учебно-экспериментальный, полужёсткий Д. В-5 объемом 2158 м3, длиной 47,5 м и полужесткий пассажирский Д. В-6. На Д. В-6 в сентябре 1937 совершён рекордный по продолжительности полёт — 130 ч 27 мин, что на 11 ч 47 мин превысило рекорд, достигнутый во Франции в 1923 на Д. «Диксмюде». 6 февраля 1938 Д. В-6 в тумане налетел на необозначенную на карте гору в районе г. Кандалакша, что привело к катастрофе и гибели 19 человек команды. Спаслись 13 человек.
В 1934 был построен полужёсткий Д. В-7 объёмом 9,15 тысяч м3, длина 78 м, предназначенный для морской разведки. Под руководством М. М. Кулика был разработан и построен учебно-тренировочный полумягкий Д. В-10 (1937) объёмом около 3,7 тысяч м3. В 1939 проводилась модернизация Д. В-1, объём которого стал 2,9 тысяч м3.
В 1932—1940 советские Д. совершали полёты вокруг Москвы, в Ленинград, Петрозаводск, Архангельск, Свердловск, Севастополь и другие города. В 1933 разрабатывался полужёсткий Д. ДП-5. В 1935 был построен, но не собран полужёсткий Д. ДП-9. В 1935—1940 проходил испытания полужёсткий Д. ДП-16. Весной 1940 работы по строительству и эксплуатации Д. в СССР были прекращены, возобновились в 1942.
Во время Второй мировой войны Д. применялись в США и СССР. В США в конце 1941 было 10 небольших Д. Большие потери флота побудили конгресс США принять программу строительства 200 полумягких Д. для эскортирования судов и охраны побережья. Строились Д.: учебные объёмом 3,5 тысячи м3, разведчики объёмом 5 тысяч м3, для крейсерских полётов (типа «К») объёмом 12 тысяч м3 и дальних крейсерований (типа «М») объёмом 18 тысяч м3. В основном создавались полумягкие Д. типа «К», которые имели максимальную скорость 120 км/ч. На крейсерской скорости 92,5 км/ч они могли летать 50 ч, пролетая 3500—4000 км. За время войны американские Д. совершили более 55900 полётов (свыше 550 тысяч ч).
В СССР в 1942—1947 Д. применялись как газовозы (доставляли водород для наполнения привязных аэростатов, используемых для подготовки парашютистов) и для специальных полётов. В 1944 под руководством Б. А. Гарфа был спроектирован и построен Д. «Победа», а в 1946 — Д. «Патриот» (26), летавший в 1947.
После окончания Второй мировой войны дирижабельный флот США был значительно сокращён. В 1950 е гг. для противолодочной оборон разрабатывались полумягкие Д. ZPG-2, ZPG-2W и ZPG-3W. Новые Д. были оборудованы локаторами и специальной магнитной и акустической аппаратурой для использования в противовоздушной обороне и противолодочной оборон. В 50 х гг. в Военно-морском флоте было около 50 Д. объёмом от 13 до 42 тысяч м3. Д. ZPG-2, ZPG-2W и ZPG-3W в 1958—1961 выполняли полёты продолжительностью 100—200 ч во время снегопада, тумана и при ветрах скоростью до 30 м/с.
В 1961 американские военные Д. были сняты с вооружения, материальная часть законсервирована. В 1950—70 х гг. в США и Западной Европе эксплуатировалось 4—5 Д. объёмом 5—5,6 тысяч м3 для рекламных, телевизионных и прогулочных целей. Интерес к гражданскому и военному использованию Д. возобновился в конце 60 х гг. в связи с проблемами энергетического кризиса и необходимостью решения задач, в недостаточной мере решаемых другими летательными аппаратами. Проведённые исследования Д. с различными формами корпуса, типами и площадью оперения и движительными установками с изменяемым вектором тяги показали, что летно-технические, и эксплуатационные характеристики Д. могут быть улучшены. Из-за малой скорости и низкой производительности Д. для перевозки пассажиров на дальние расстояния нерентабельны. Возможна перевозка крупногабаритного оборудования массой 50—500 т на расстояние в несколько тысяч км. Кроме того, Д. могут использоваться для разведки над морем, длительных инспекционных полётов и др. Работы по исследованию и строительству Д. проводятся в США, Великобритании, Германии, Японии, Франции. В 1969 в Великобритании был построен опытный Д. SKS-500, имеющий движители с изменяемым вектором тяги, обеспечивающие ему вертикальный взлёт, висение и вертикальный спуск. К концу 1988 английской фирмой «Скайшип» было построено 15 Д. SKS-500 и SKS-600 объёмом 6,57 тысяч м3, длиной 59 м, используемых в Западной Европе, США, Австралии, Японии для рекламы, радиовещания, прогулочных полётов и др. В США, Франции и Великобритании проводятся работы по новым экспериментальным аэростатическим аппаратам, в том числе высотным беспилотным Д., способным длительное время летать на высоте 18—21 км, и различным тепловым Д. Продолжаются изыскания конструкций геликостатов (см.Гибридный летательный аппарат). В России выполняются исследования перспективных Д. различного назначения.

Табл. 1 — Жёсткие дирижабли
* На высоте 500 м. ** Постройка не была закончена

Табл. 2 — Советские полужесткие дирижабли
* На высоте 600 м. ** Постройка не была закончена (1938)

Табл. 3 — Полумягкие дирижабли
* На высоте 500 м.

Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия.Главный редактор Г.П. Свищев.1994.


  1. дирижабльДирижабль управляемый аэростат воздушный шар летательный аппарат легче воздуха поддерживаемый подъемной силой газа. Первые попытки создания управляемых аэростатов появил...100 знаменитых изобретений
  2. дирижабльДИРИЖАБЛЬ от фран. dirigeable управляемый управляемый летательный аппарат аэростат легче воздуха. Осн. части Д. заполненный газом обычно водородом или гелием корпус удлин...Большая советская энциклопедия
  3. дирижабльот фран. dirigeable управляемый управляемый летательный аппарат аэростат легче воздуха. Основные части Д. заполненный газом обычно водородом или гелием корпус удлиннной ...Большая Советская энциклопедия II
  4. дирижабльм. dirigibile Итальянорусский словарь. Синонимы аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  5. дирижабльдирижабльLuftschiffСинонимы аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. дирижабльмLuftschiff n аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. дирижабльдирижабль м Luftschiff n aСинонимы аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. дирижабльм.dirigible mem globo dirigible...Большой русско-испанский словарь
  9. дирижабльсущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  10. дирижабльм. dirigeable m ballon m dirigeable...Большой русско-французский словарь
  11. дирижабльмен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  12. дирижабльм.dirigeable m ballon m dirigeable аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  13. дирижабльот франц. dirigeable управляемый управляемый аэростат ЛА легче воздуха с винтовым движителем для управляемого полта см. рис. Для Д. характерны большие грузоподъмность и...Большой энциклопедический политехнический словарь
  14. дирижабльДИРИЖАБЛЬ от франц. dirigeable управляемый управляемый аэростат с двигателем. Имеет обтекаемый корпус одну или несколько гондол оперение. Первый полет на управляемом аэ...Большой Энциклопедический словарь V
  15. дирижаблья ч.i Повтроплавний апарат з корпусом наповненим газом легшим вд повтря який ма двигун з повтряним гвинтом керований аеростат....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  16. дирижабльот франц. dirigeable управляемый аэростат снабжнный одним или неск. двигателями для управляемого горизонт. полта. Осн. части Д. корпус мягкой конструкции объемом до тыс...Военный энциклопедический словарь
  17. дирижабльдирижабль я...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  18. дирижабльДИРИЖАБЛЬ я м. dirigeable m. strong. авиа. Воздухоплавательный аппарат легче воздуха снабженный двигателями и пропеллерами управляемый аэростатem. Уш. . Первый аэронат ко...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  19. дирижабльдирижабль....Киргизско-русский словарь
  20. дирижабльДирижабль изобретение графа Цеппелина. Уже в году монах ордена иезуитов португалец Францеско де ЛанаТьерци изобрел вакуумный воздушный корабль лодку подвешенную на шар...Лексикон популярных заблуждений
  21. дирижаблья м.em Воздухоплавательный аппарат легче воздуха с корпусом наполненным газом снабженный двигателем с воздушным винтом управляемый аэростат.[франц. dirigeable] аэростат в...Малый академический словарь
  22. дирижабльДИРИЖАБЛЬ управляемый аэростат воздушный корабль воздушное судно Dirigible летательный аппарат легче воздуха в отличие от самолета аппарата тяжелее воздуха. Д. держится...Морской словарь
  23. дирижаблькорень ДИРИЖАБЛЬ нулевое окончаниеОснова слова ДИРИЖАБЛЬВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ДИРИЖАБЛЬ Слово Дирижабль содержит следующие мор...Морфемный разбор слова по составу
  24. дирижабльНачальная форма Дирижабль винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  25. дирижабльДИРИЖАБЛЬstrong летательный аппарат легче воздуха снабженный двигателем и системой управления движением. Жесткий дирижабль или цеппелин имеет внутреннюю раму из распорок ...Научно-технический энциклопедический словарь
  26. дирижабльдирижабль м. Управляемый аэростат с одним или несколькими двигателями....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  27. дирижабльдирижабль дирижабль я...Орфографический словарь
  28. дирижабльu мu мн.u дирижабли Р.u дирижаблей аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Орфографический словарь русского языка
  29. дирижабльдирижабль менник чоловчого роду...Орфографічний словник української мови
  30. дирижабльдирижабль....Осетинско-русский словарь
  31. дирижабль.Дирижабль. Летательный аппарат легче воздуха приводимый в движение силовой установкой.Источник Приказ Минтранса РФ от . N ред. от . Об утверждении Федеральных авиационн...Официальная терминология
  32. дирижабльдирижабль дирижабли дирижабля дирижаблей дирижаблю дирижаблям дирижабль дирижабли дирижаблем дирижаблями дирижабле дирижаблях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  33. дирижабльОрфографическая запись слова дирижабль Ударение в слове дирижабль Деление слова на слоги перенос слова дирижабль Фонетическая транскрипция слова дирижабль [држабл] Харак...Полный фонетический разбор слов
  34. дирижабльДирижабль бля жабл блв...Правописний словник Голоскевича
  35. дирижабльдирижабль яСинонимы аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Русский орфографический словарь
  36. дирижабльМ av. dirijabl hava gmisi....Русско-азербайджанский словарь
  37. дирижабльairship...Русско-английский аэрокосмический словарь
  38. дирижабльairship dirigible дирижабль м.uairship dirigibleдирижабль жсткой системы rigid airshipдирижабль мягкой системы nonrigid airship blimpдирижабль полужсткой системы semi...Русско-английский политехнический словарь
  39. дирижабльдирижабль м.idirigible balloon airship...Русско-английский словарь
  40. дирижабльдирижабль м. dirigible airship....Русско-английский словарь II
  41. дирижабльairship...Русско-английский словарь по авиации
  42. дирижабльм.dirigible airship...Русско-английский словарь по физике
  43. дирижабльvessel...Русско-английский строительный словарь
  44. дирижабльairship blimpдирижабль мягкой системы nonrigid airship аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Русско-английский технический словарь
  45. дирижабльN...Русско-армянский словарь
  46. дирижабльДырыжабль...Русско-белорусский словарь
  47. дирижабльав.i дырыжабль муж.i...Русско-белорусский словарь II
  48. дирижабльдирижа Синонимы аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Русско-ивритский словарь
  49. дирижабльм. dirigibile m дирижабль жсткой системы дирижабль мягкой системы дирижабль полужсткой системы дирижабль с несущим винтом...Русско-итальянский политехнический словарь
  50. дирижабльав. дирижабль ауадан жел шне газ толтырылан шыш аппарат...Русско-казахский словарь
  51. дирижабльдирижабль...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  52. дирижабльм. дирижабль мотору бар ичине газ толтурулган абадан жеил асманга ктрлгч аппарат....Русско-киргизский словарь
  53. дирижабльfitng qtngСинонимы аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Русско-китайский словарь
  54. дирижабльDirijabl...Русско-крымскотатарский словарь
  55. дирижабльдирижабл...Русско-крымскотатарский словарь II
  56. дирижабльdiriablis...Русско-латышский словарь
  57. дирижабльFlugschiff Luftschiff...Русско-немецкий политехнический словарь
  58. дирижабльм. Luftschiff....Русско-немецкий словарь
  59. дирижабльLuchtschip...Русско-нидерландский словарь
  60. дирижабльдирижабльм ....Русско-новогреческий словарь
  61. дирижабльмdirigvel m аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Русско-португальский словарь
  62. дирижабльДирижабльndege ya puto...Русско-суахили словарь
  63. дирижабльмgdml balon аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Русско-турецкий словарь
  64. дирижабльтехн. дирижабль ля жсткий дирижабль нежсткий дирижабль полужсткий дирижабль Синонимы аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Русско-украинский политехнический словарь
  65. дирижабльbaln upoutan baln vzducholo...Русско-чешский словарь
  66. дирижабльсущ.муж.дирижабль мл газ тултарнй двигатель ленипе куакан вев аппараче...Русско-чувашский словарь
  67. дирижабль.strong diriaabel.strong hulaev...Русско-эстонский словарь
  68. дирижабльдирижабль яСинонимы аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Русское словесное ударение
  69. дирижабльЛА легче воздуха поддерживаемый подъмной силой газа обычно водорода или гелия заключнного в газонепроницаемую оболочку имеющий один или несколько двигателей создающих тяг...Словарь военных терминов
  70. дирижабльДИРИЖАБЛЬ фр. управляемый. Управляемый летательный снаряд. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. дирижабль фр.em dirigeable букв. управ...Словарь иностранных слов русского языка
  71. дирижабльуправляемый аэростат воздухоплавательный аппарат легче воздуха с корпусом удлиненной формы наполненный газом и снабженный двигателями. До х гг. XX в. использовали для пер...Словарь исторических терминов
  72. дирижабльдирижабль аэростат цеппелин воздушный шар Словарь русских синонимов. дирижабль см. аэростат Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М. Русский язык.З....Словарь синонимов II
  73. дирижабльдирижабль аэростат цеппелин воздушный шар...Словарь синонимов
  74. дирижабльдирижабль ч. фр. букв. керований керований аеростат видовжено форми з гвинтомоторною установкою....Словник іншомовних слів
  75. дирижабльдирижабль франц. dirigeable букв. керований керований аеростат видовжено форми з гвинтомоторною установкою....Словник іншомовних слів Мельничука
  76. дирижа́бльДИРИЖАБЛЬ я ч. Повтроплавний апарат з корпусом наповненим газом легшим вд повтря який ма двигун з повтряним гвинтом керований аеростат. Шкапа з безлччю сухих ребер була м...Словник української мови в 11 томах
  77. дирижабльДИРИЖАБЛЬ от франц . dirigeable управляемый управляемый аэростат с двигателем. Имеет обтекаемый корпус одну или несколько гондол оперение. Первый полет на управляемом аэ...Современный энциклопедический словарь
  78. дирижабльдирижабль тфр. dirigeable букв управляемый] управляемый аэростат....Толковый словарь иностранных слов
  79. дирижабльДИРИЖАБЛЬ я м. Снабженный двигателями управляемый аэростат ссигарообразным корпусом. II прил. дирижабельный oаяое....Толковый словарь Ожегова
  80. дирижабльДИРИЖАБЛЬ дирижабля м. фр. dirigeable букв. управляемый авиац. Воздухоплавательный аппарат легче воздуха снабженный двигателями и пропеллерами управляемый аэростат....Толковый словарь русского языка II
  81. дирижабльдирижабль дирижабль я м. Снабжнный двигателями управляемый аэростат с сигарообразным корпусом.прил. дирижабельный ая ое....Толковый словарь русского языка II
  82. дирижабльДИРИЖАБЛЬ я м. Снабжнный двигателями управляемый аэростат с сигарообразным корпусом. прилагательное дирижабельный аяое....Толковый словарь русского языка
  83. дирижаблья ч. Повтроплавний апарат з корпусом наповненим газом легшим вд повтря який ма двигун з повтряним гвинтом керований аеростат....Толковый словарь украинского языка
  84. дирижабльУдарение в слове дирижабльУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове дирижабль...Ударение и правописание
  85. дирижабльтехн. дирижабль...Украинско-русский политехнический словарь
  86. дирижабльDirigible airship...Українсько-англійський словник
  87. дирижабль...Українсько-грузинський словник (Георгій Чавчанідзе)
  88. дирижабльLuftskib...Українсько-датський словник
  89. дирижабльLuftskip...Українсько-норвезький словник
  90. дирижабль[dyryabl]sterowiec ава....Українсько-польський словник
  91. дирижабльLuftskepp...Українсько-шведський словник
  92. дирижабльRzeczownik дирижабль m sterowiec m...Универсальный русско-польский словарь
  93. дирижабльРзновид повтряно кул з двигуном стерновими пристроями як дають можливсть керувати польотом пасажири екпаж вантаж розмщуються в гондол каркасн д. називають цепелнами у х...Універсальний словник-енциклопедія
  94. дирижабльрзновид повтряно кул з двигуном стерновими пристроями як дають можливсть керувати польотом пасажири екпаж вантаж розмщуються в гондол каркасн д. називають цепелнами у х...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  95. дирижабльдирижабль дирижабли дирижабля дирижаблей дирижаблю дирижаблям дирижабль дирижабли дирижаблем дирижаблями дирижабле дирижаблях Источник Полная акцентуированная парадигма п...Формы слова
  96. дирижабльЛаб Лад Ладь Лаж Ларь Либр Ирида Лида Лидар Ида Жир Жила Лира Жид Жар Раб Радж Ржа Жад Дирижабль Дари Дар Бридж Блажь Риа Риал Бард Бар Бальи Бал Алиби Алжир Аир Аил Бирж...Электронный словарь анаграмм русского языка
  97. дирижабльРис. . Конструктивные схемы дирижаблей.дирижабль от франц. dirigeable управляемый управляемый аэростат. Имеет удлиннный обтекаемый корпус наполненный подъмным газом гел...Энциклопедия «Авиация» (1998)