100 знаменитых изобретений

ДИРИЖАБЛЬ

Дирижабль – управляемый аэростат (воздушный шар), летательный аппарат легче воздуха, поддерживаемый подъемной силой газа. Первые попытки создания управляемых аэростатов появились вместе с самим аэростатом в XVIII веке. Они были основаны на аналогии плавания аэростата и воздушного судна. Для управления горизонтальным движением аэростата предлагалось использовать паруса, руль и весла. Все эти попытки постигла неудача. Впоследствии удалось достичь некоторых результатов в управлении аэростатами с помощью паруса. Для этого применялись специальные устройства, имитировавшие тормозящее влияние воды на надводные суда. Одно из таких устройств, гайдроп, представляло собой тяжелый канат длиной до двухсот метров. При спущенном гайдропе возникает дополнительное сопротивление вследствие трения каната о землю. Это снижало скорость аэростата относительно скорости ветра, и установленный на аэростате парус начинал раздуваться. Меняя положение паруса, можно было добиться некоторого изменения направления полета. Применять гайдроп можно было только при полете над ровной местностью, например над водой. При полете над лесом или населенными пунктами он мог зацепиться за препятствие и сыграть, что нежелательно, роль якоря. Вскоре после полета первого монгольфьера была предпринята попытка управления аэростатом при помощи реактивной струи сжатого воздуха, выходящего через отверстие в оболочке. Но изобретателей постигла неудача – аппарат сгорел во время наполнения газом. В 1801 году венский инженер Кайзерер предлагал использовать для передвижения аэростата дрессированных орлов. Огромное влияние на развитие управляемых аэростатов оказал проект французского военного инженера Менье. Он представил его на рассмотрение Французской академии наук в 1784 году. Менье предложил использовать вместо сферической формы оболочки форму удлиненного эллипсоида вращения. Это позволяло уменьшить сопротивление при движении. Для поддержания неизменяемости формы аэростата его оболочка делалась двойной. Во внутренней полости находился водород, а пространство между внутренней и внешней оболочками заполнялось воздухом. Эта воздушная полость получила название баллонета. Количество воздуха в баллонете зависит от изменения плотности водорода. При возрастании плотности в баллонет нагнетают дополнительный воздух, при уменьшении – излишек воздуха выпускают. Таким образом, форма остается неизменной. Гондола крепилась к специальному поясу, пришитому вокруг поверхности оболочки. В качестве движителя Менье предложил использовать винты, вращать которые должны были восемьдесят человек. Длина аэростата составляла восемьдесят метров, диаметр – сорок два. Постройка этого воздушного корабля так и не состоялась. Теоретические исследования и практический опыт, накопленный первопроходцами управляемого воздухоплавания, привели их к выводу: управляемость аэростата можно обеспечить, поместив источник энергии внутри аэростата. Паровой двигатель был изобретен практически одновременно с аэростатом. Но долгое время его удельная масса составляла около ста килограммов на одну лошадиную силу. Это делало невозможным применение на аэростате двигателя, обеспечивавшего аппарату скорость, превышавшую скорость ветра. В 1851 году французу А. Жиффару удалось построить паровой двигатель весом 45 килограммов и мощностью 3 лошадиные силы. Он предназначался для аэростата, созданного годом позже. Первый полет состоялся 23 сентября 1852 года. Жиффар поднялся на высоту 1800 метров и затем благополучно приземлился. Во время полета аэростат двигался перпендикулярно направлению ветра со скоростью 12 км/ч. Дату этого полета принято считать началом эры управляемого воздухоплавания, а сам аппарат – первым дирижаблем. Первые дирижабли были весьма беспомощными в полете. Даже слабый ветер становился для них серьезным препятствием. Отсутствие мощного двигателя, позволявшего развивать скорость, превышающую скорость встречного ветра, тормозило развитие дирижаблестроения. Главной особенностью дирижабля, сконструированного немецким инженером П. Генлейном, было использование газового двигателя системы Ленуара. Топливом был газ, наполнявший оболочку аэростата. Мощность двигателя – 6 л. с. При помощи винта дирижабль развивал скорость до 18,7 км/ч. В 1883 году французы, братья Тиссандье, построили аэростат, на котором установили электродвигатель мощностью 1,5 л. с. Максимальная скорость дирижабля составляла более 14 км/ч. В 1884 году французы Ренар и Кребс построили управляемый аэростат, который даже при наличии ветра мог совершать полет по замкнутому маршруту. Передняя часть его оболочки была утолщенной для уменьшения аэродинамического сопротивления. На нем был установлен электродвигатель мощностью 9 л. с. и весом 96 кг. Вес батарей – 400 кг. В передней части гондолы помещался двухлопастный винт диаметром 7 метров, а в задней – вертикальный руль поворота и горизонтальный руль высоты. При их помощи можно было изменять курс корабля. Его назвали «Франция». В первом полете – 9 августа 1884 года – дирижабль за 23 минуты пролетел 8 км. Это был первый по?настоящему управляемый воздушный корабль. Но его максимальная скорость – 21,6 км/ч была недостаточной для практического использования. В 1896 году на дирижабле «Германия» конструкции Вельферта впервые был установлен бензиновый двигатель. Во время первого же полета корабль взорвался. Несмотря на первую неудачу, в воздухоплавании все же стали применяться бензиновые двигатели. В 1897 году австриец Шварц построил в Германии первый цельнометаллический дирижабль. Его оболочка состояла из алюминиевых листов толщиной 0,2 мм, прикрепленных к жесткому каркасу из алюминиевых же профилей. Гондола тоже была из алюминия и жестко соединялась с оболочкой. В ней поместили бензиновый двигатель мощностью 12 л. с., вращавший четыре винта. Два из них находились по бокам гондолы и служили одновременно для поворотов и перемещения вперед, один размещался позади гондолы и должен был толкать аппарат вперед. Четвертый – подъемный с вертикальной осью – разместили под гондолой. Первый полет состоялся 3 ноября 1897 года. На высоте 250 м отказал двигатель. Пилоты выпустили избыточное количество газа, дирижабль начал быстро снижаться и при ударе о землю взорвался. Аэронавту удалось спастись. Дирижабль Шварца стал первым управляемым жестким аэростатом и прообразом будущих дирижаблей с жесткой системой. 1900 год ознаменовался появлением первого аппарата конструкции Ф. Цеппелина. С его именем связано целое направление в развитии управляемого воздухоплавания. На Боденском озере в Германии Цеппелин построил гигантский эллинг. Он поддерживался на воде при помощи 80 понтонов. Именно там в 1900 году был построен первый «цеппелин». У него был алюминиевый каркас, разделенный шпангоутами на 17 отсеков. В каждом из них размещался баллон, наполненный водородом. Общий объем баллонов был около 11 300 м3. Длина оболочки составляла 128 м, диаметр – 11,6 м. Под ней размещалась балка длиной 56 м. В каждой находился бензиновый двигатель мощностью 16 л. с. Четыре винта попарно устанавливались по обеим сторонам оболочки. Управлялся дирижабль при помощи вертикальных рулей в носовой и кормовой частях корабля и горизонтального руля в кормовой части. Было сделано три полета с максимальной скоростью 29 км/ч. Этот дирижабль был самым крупным аэростатом к тому времени, что достигалось благодаря жесткому и упругому каркасу. Размещение подъемного газа в изолированных баллонах повышало надежность корабля А внешняя оболочка препятствовала утечке газа. Удачно были размещены винты, надежная конструкция клапанов и горизонтального руля. В дальнейшем эта конструкция была признана наиболее рациональной и перспективной. На рубеже XIX–XX веков дирижаблестроение вплотную подошло к практическому использованию управляемых аэростатов. Из?за отсутствия других видов воздушного транспорта дальнейшее их использование рассматривалась как одна из важнейших транспортных и оборонных задач. В начале XX века дирижаблестроение переживало период расцвета. Этому в значительной мере способствовали успехи в разработке бензиновых двигателей. В 1902 году под руководством инженера Жюлио был построен дирижабль «Лебоди». Мягкая оболочка снизу была укреплена жесткой платформой из стальных труб. В задней части платформы находился киль с рулем направления и горизонтальные поверхности для управления кораблем в вертикальной плоскости. В гондоле установлен бензиновый двигатель мощностью 40 л. с. С обеих сторон на ней крепились два двухлопастных винта, а в нижней части – пирамидальная конструкция из стальных труб для защиты винтов от удара о землю при спуске. Этот дирижабль преодолевал расстояние более 100 км при скорости до 40 км/ч. Он был первым воздушным кораблем, который можно было использовать в практических целях. Совершенствовались и аппараты мягкой системы. Во Франции был сконструирован «Клеман Баяр», установивший в 1909 году рекорд высоты для управляемых аэростатов – 1500 метров. Наиболее удачную конструкцию разработал немец Парсеваль. В оболочке размещались два баллонета, в которые при помощи вентилятора и шланга подавался воздух. Стабилизаторами служили две горизонтальные и одна вертикальная поверхности в хвостовой части корабля. Воздушный винт состоял из четырех прямоугольных прорезиненных кусков материи, во внешние части которых были вшиты грузы. В нерабочем состоянии мягкие лопасти свободно свисали, а при вращении распрямлялись под воздействием центробежной силы и принимали форму воздушного винта. Такой винт был легче обычного, удобнее при транспортировке и не представлял опасности для оболочки. В 1907 году этот дирижабль развил скорость 55,8 км/ч, совершив беспосадочный полет продолжительностью более 11 часов. В то же время к созданию нового корабля приступил и Цеппелин. При первом же полете дирижабль сильно повредился и был разобран. Неудача не остановила конструктора. Его следующая модель поражала своими размерами: длина – 128 метров, диаметр – 11,7 метров. Два двигателя мощностью 85 л. с. каждый приводили в движение четыре винта. Две подвешенные на рессорах гондолы соединялись коридором. Этот корабль побил мировой рекорд скорости и грузоподъемности. В 1910 году совершил первый полет новый дирижабль – «Германия», длиной 148 метров и диаметром 14 метров. Он был первым специально предназначенным для пассажирского сообщения. Лишь в 1907 году начались работы над дирижаблем для российской армии. Первым дирижаблем, построенным в России, стал «Учебный». Летом 1909 года был построен «Кречет», который уже мог конкурировать с лучшими зарубежными образцами. До войны были также построены «Голубь», «Альбатрос», «Сокол» и другие. В 1911 году в Киеве совершил первый полет дирижабль «Киев». К началу Первой мировой войны парк российских дирижаблей насчитывал 15 аппаратов – 7 отечественных и 8 зарубежных. Но к тому времени они уже успели устареть. В 1915 году начались испытания корабля «Гигант». В стране были в то время квалифицированные кадры конструкторов и воздухоплавателей. С началом Первой мировой войны выпуск дирижаблей в Германии и в других странах Европы возрос. Дирижабли военных лет представляли собой мощное средство воздушного сообщения, разведки и нападения. Только немецкие дирижабли совершили во время войны около 1000 боевых вылетов. Резко возросли и летные характеристики дирижаблей. Скорость выросла до 122 км/ч, высота подъема достигла 7650 метров. Максимальная продолжительность полета составляла 96 часов, полезная нагрузка – 51 000 кг. Лучшим самолетам того времени они уступали только в скорости. Значительно возросли надежность и безопасность полета дирижаблей. Во время войны всего было построено 416 дирижаблей. Опыт, накопленный за годы войны, позволил перейти к мирному использованию дирижаблей. В Германии были построены дирижабли «Бодензее» и «Норденштерн». Они предназначались для регулярных пассажирских перевозок. Это были комфортабельные корабли, развивавшие скорость до 130 км/ч. В 1927 году совершил первый полет дирижабль «Граф Цеппелин». По комфортабельности он не уступал океанским лайнерам. Пассажиры помещались в двухместных каютах, к их услугам были буфет, кухня, умывальные комнаты, даже почта. Дирижабль летал на трансатлантической трассе. За время своей работы «Граф Цеппелин» совершил 143 перелета и перевез 13 110 пассажиров, преодолев при этом расстояние около 1 700 000 км. Самой яркой страницей его истории стал кругосветный перелет по маршруту Фридрихсгафен – Токио – Лос?Анджелес – Лейкхерст (близ Нью?Йорка) – Фридрихсгафен. Он длился 20 суток (из них летное время – 12,5 суток). За это время корабль пролетел почти 35 000 км. Перелет показал, что жесткие дирижабли могут использоваться на линиях регулярного сообщения любого направления и протяженности. 20?е годы прошлого века ознаменовались попытками достичь на дирижабле Северного полюса. В 1925 году известный норвежский полярный исследователь Руал Амундсен купил у итальянского правительства дирижабль, названный «Норвегия». 11 мая 1926 года «Норвегия», на которой кроме Амундсена был конструктор дирижабля Нобиле и еще 13 человек взлетел со Шпицбергена и 12 мая достиг Северного полюса. Два дня спустя он приземлился на Аляске. В 30?е годы в Великобритании и США создавались гигантские дирижабли для трансокеанских перелетов. На некоторых из них, например на «Акроне» и «Меконе», в качестве несущего газа использовался гелий. Гелий в четыре раза тяжелее водорода, но, в отличие от последнего, не воспламеняется. В марте 1936 года поднялся в воздух крупнейший в истории дирижабль «Гинденбург». Его длина была 250 м, а объем – 200 000 м3. Он совершил 21 перелет через Северную и 16 перелетов через Южную Атлантику. 6 мая 1937 года перед швартовкой в Лейкхерсте «Гинденбург» взорвался. При катастрофе погибло 35 из 97 человек, находившихся на борту. Значительно позже было установлено, что катастрофа была вызвана взрывом мины, установленной одним из членов экипажа. Эта и другие аварии дирижаблей привели к тому, что постепенно от использования дирижаблей отказались. Научно?технический уровень того времени не позволил дирижаблям раскрыть все свои достоинства. Кроме того, на первый план уже вышли самолеты. Дирижабли состязаться с самолетами не могли. В последние десятилетия наблюдается возрождение интереса к дирижаблям. Это вызвано, в частности, тем, что для современных самолетов требуются огромные дорогостоящие аэродромы, что они расходуют огромное количество топлива. Грузоподъемность самолетов ограничена. Отказ двигателей самолета приводит к катастрофе, в то время как на дирижаблях это не является неизбежным. Появление новых материалов позволяет значительно облегчить дирижабли. Производство безопасного, в пожарном отношении, гелия стало значительно дешевле. А применение современных двигателей и компьютеров существенно облегчит управление кораблем. Все это позволяет надеяться, что в ближайшем будущем полеты на новых дирижаблях станут удобными и безопасными.

  1. дирижабльДИРИЖАБЛЬ от фран. dirigeable управляемый управляемый летательный аппарат аэростат легче воздуха. Осн. части Д. заполненный газом обычно водородом или гелием корпус удлин...Большая советская энциклопедия
  2. дирижабльот фран. dirigeable управляемый управляемый летательный аппарат аэростат легче воздуха. Основные части Д. заполненный газом обычно водородом или гелием корпус удлиннной ...Большая Советская энциклопедия II
  3. дирижабльм. dirigibile Итальянорусский словарь. Синонимы аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  4. дирижабльдирижабльLuftschiffСинонимы аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  5. дирижабльмLuftschiff n аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. дирижабльдирижабль м Luftschiff n aСинонимы аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. дирижабльм.dirigible mem globo dirigible...Большой русско-испанский словарь
  8. дирижабльсущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  9. дирижабльм. dirigeable m ballon m dirigeable...Большой русско-французский словарь
  10. дирижабльмен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  11. дирижабльм.dirigeable m ballon m dirigeable аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  12. дирижабльот франц. dirigeable управляемый управляемый аэростат ЛА легче воздуха с винтовым движителем для управляемого полта см. рис. Для Д. характерны большие грузоподъмность и...Большой энциклопедический политехнический словарь
  13. дирижабльДИРИЖАБЛЬ от франц. dirigeable управляемый управляемый аэростат с двигателем. Имеет обтекаемый корпус одну или несколько гондол оперение. Первый полет на управляемом аэ...Большой Энциклопедический словарь V
  14. дирижаблья ч.i Повтроплавний апарат з корпусом наповненим газом легшим вд повтря який ма двигун з повтряним гвинтом керований аеростат....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  15. дирижабльот франц. dirigeable управляемый аэростат снабжнный одним или неск. двигателями для управляемого горизонт. полта. Осн. части Д. корпус мягкой конструкции объемом до тыс...Военный энциклопедический словарь
  16. дирижабльдирижабль я...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  17. дирижабльДИРИЖАБЛЬ я м. dirigeable m. strong. авиа. Воздухоплавательный аппарат легче воздуха снабженный двигателями и пропеллерами управляемый аэростатem. Уш. . Первый аэронат ко...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  18. дирижабльдирижабль....Киргизско-русский словарь
  19. дирижабльДирижабль изобретение графа Цеппелина. Уже в году монах ордена иезуитов португалец Францеско де ЛанаТьерци изобрел вакуумный воздушный корабль лодку подвешенную на шар...Лексикон популярных заблуждений
  20. дирижаблья м.em Воздухоплавательный аппарат легче воздуха с корпусом наполненным газом снабженный двигателем с воздушным винтом управляемый аэростат.[франц. dirigeable] аэростат в...Малый академический словарь
  21. дирижабльДИРИЖАБЛЬ управляемый аэростат воздушный корабль воздушное судно Dirigible летательный аппарат легче воздуха в отличие от самолета аппарата тяжелее воздуха. Д. держится...Морской словарь
  22. дирижаблькорень ДИРИЖАБЛЬ нулевое окончаниеОснова слова ДИРИЖАБЛЬВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ДИРИЖАБЛЬ Слово Дирижабль содержит следующие мор...Морфемный разбор слова по составу
  23. дирижабльНачальная форма Дирижабль винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  24. дирижабльДИРИЖАБЛЬstrong летательный аппарат легче воздуха снабженный двигателем и системой управления движением. Жесткий дирижабль или цеппелин имеет внутреннюю раму из распорок ...Научно-технический энциклопедический словарь
  25. дирижабльдирижабль м. Управляемый аэростат с одним или несколькими двигателями....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  26. дирижабльдирижабль дирижабль я...Орфографический словарь
  27. дирижабльu мu мн.u дирижабли Р.u дирижаблей аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Орфографический словарь русского языка
  28. дирижабльдирижабль менник чоловчого роду...Орфографічний словник української мови
  29. дирижабльдирижабль....Осетинско-русский словарь
  30. дирижабль.Дирижабль. Летательный аппарат легче воздуха приводимый в движение силовой установкой.Источник Приказ Минтранса РФ от . N ред. от . Об утверждении Федеральных авиационн...Официальная терминология
  31. дирижабльдирижабль дирижабли дирижабля дирижаблей дирижаблю дирижаблям дирижабль дирижабли дирижаблем дирижаблями дирижабле дирижаблях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  32. дирижабльОрфографическая запись слова дирижабль Ударение в слове дирижабль Деление слова на слоги перенос слова дирижабль Фонетическая транскрипция слова дирижабль [држабл] Харак...Полный фонетический разбор слов
  33. дирижабльДирижабль бля жабл блв...Правописний словник Голоскевича
  34. дирижабльдирижабль яСинонимы аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Русский орфографический словарь
  35. дирижабльМ av. dirijabl hava gmisi....Русско-азербайджанский словарь
  36. дирижабльairship...Русско-английский аэрокосмический словарь
  37. дирижабльairship dirigible дирижабль м.uairship dirigibleдирижабль жсткой системы rigid airshipдирижабль мягкой системы nonrigid airship blimpдирижабль полужсткой системы semi...Русско-английский политехнический словарь
  38. дирижабльдирижабль м.idirigible balloon airship...Русско-английский словарь
  39. дирижабльдирижабль м. dirigible airship....Русско-английский словарь II
  40. дирижабльairship...Русско-английский словарь по авиации
  41. дирижабльм.dirigible airship...Русско-английский словарь по физике
  42. дирижабльvessel...Русско-английский строительный словарь
  43. дирижабльairship blimpдирижабль мягкой системы nonrigid airship аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Русско-английский технический словарь
  44. дирижабльN...Русско-армянский словарь
  45. дирижабльДырыжабль...Русско-белорусский словарь
  46. дирижабльав.i дырыжабль муж.i...Русско-белорусский словарь II
  47. дирижабльдирижа Синонимы аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Русско-ивритский словарь
  48. дирижабльм. dirigibile m дирижабль жсткой системы дирижабль мягкой системы дирижабль полужсткой системы дирижабль с несущим винтом...Русско-итальянский политехнический словарь
  49. дирижабльав. дирижабль ауадан жел шне газ толтырылан шыш аппарат...Русско-казахский словарь
  50. дирижабльдирижабль...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  51. дирижабльм. дирижабль мотору бар ичине газ толтурулган абадан жеил асманга ктрлгч аппарат....Русско-киргизский словарь
  52. дирижабльfitng qtngСинонимы аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Русско-китайский словарь
  53. дирижабльDirijabl...Русско-крымскотатарский словарь
  54. дирижабльдирижабл...Русско-крымскотатарский словарь II
  55. дирижабльdiriablis...Русско-латышский словарь
  56. дирижабльFlugschiff Luftschiff...Русско-немецкий политехнический словарь
  57. дирижабльм. Luftschiff....Русско-немецкий словарь
  58. дирижабльLuchtschip...Русско-нидерландский словарь
  59. дирижабльдирижабльм ....Русско-новогреческий словарь
  60. дирижабльмdirigvel m аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Русско-португальский словарь
  61. дирижабльДирижабльndege ya puto...Русско-суахили словарь
  62. дирижабльмgdml balon аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Русско-турецкий словарь
  63. дирижабльтехн. дирижабль ля жсткий дирижабль нежсткий дирижабль полужсткий дирижабль Синонимы аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Русско-украинский политехнический словарь
  64. дирижабльbaln upoutan baln vzducholo...Русско-чешский словарь
  65. дирижабльсущ.муж.дирижабль мл газ тултарнй двигатель ленипе куакан вев аппараче...Русско-чувашский словарь
  66. дирижабль.strong diriaabel.strong hulaev...Русско-эстонский словарь
  67. дирижабльдирижабль яСинонимы аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Русское словесное ударение
  68. дирижабльЛА легче воздуха поддерживаемый подъмной силой газа обычно водорода или гелия заключнного в газонепроницаемую оболочку имеющий один или несколько двигателей создающих тяг...Словарь военных терминов
  69. дирижабльДИРИЖАБЛЬ фр. управляемый. Управляемый летательный снаряд. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. дирижабль фр.em dirigeable букв. управ...Словарь иностранных слов русского языка
  70. дирижабльуправляемый аэростат воздухоплавательный аппарат легче воздуха с корпусом удлиненной формы наполненный газом и снабженный двигателями. До х гг. XX в. использовали для пер...Словарь исторических терминов
  71. дирижабльдирижабль аэростат цеппелин воздушный шар Словарь русских синонимов. дирижабль см. аэростат Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М. Русский язык.З....Словарь синонимов II
  72. дирижабльдирижабль аэростат цеппелин воздушный шар...Словарь синонимов
  73. дирижабльдирижабль ч. фр. букв. керований керований аеростат видовжено форми з гвинтомоторною установкою....Словник іншомовних слів
  74. дирижабльдирижабль франц. dirigeable букв. керований керований аеростат видовжено форми з гвинтомоторною установкою....Словник іншомовних слів Мельничука
  75. дирижа́бльДИРИЖАБЛЬ я ч. Повтроплавний апарат з корпусом наповненим газом легшим вд повтря який ма двигун з повтряним гвинтом керований аеростат. Шкапа з безлччю сухих ребер була м...Словник української мови в 11 томах
  76. дирижабльДИРИЖАБЛЬ от франц . dirigeable управляемый управляемый аэростат с двигателем. Имеет обтекаемый корпус одну или несколько гондол оперение. Первый полет на управляемом аэ...Современный энциклопедический словарь
  77. дирижабльдирижабль тфр. dirigeable букв управляемый] управляемый аэростат....Толковый словарь иностранных слов
  78. дирижабльДИРИЖАБЛЬ я м. Снабженный двигателями управляемый аэростат ссигарообразным корпусом. II прил. дирижабельный oаяое....Толковый словарь Ожегова
  79. дирижабльДИРИЖАБЛЬ дирижабля м. фр. dirigeable букв. управляемый авиац. Воздухоплавательный аппарат легче воздуха снабженный двигателями и пропеллерами управляемый аэростат....Толковый словарь русского языка II
  80. дирижабльдирижабль дирижабль я м. Снабжнный двигателями управляемый аэростат с сигарообразным корпусом.прил. дирижабельный ая ое....Толковый словарь русского языка II
  81. дирижабльДИРИЖАБЛЬ я м. Снабжнный двигателями управляемый аэростат с сигарообразным корпусом. прилагательное дирижабельный аяое....Толковый словарь русского языка
  82. дирижаблья ч. Повтроплавний апарат з корпусом наповненим газом легшим вд повтря який ма двигун з повтряним гвинтом керований аеростат....Толковый словарь украинского языка
  83. дирижабльУдарение в слове дирижабльУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове дирижабль...Ударение и правописание
  84. дирижабльтехн. дирижабль...Украинско-русский политехнический словарь
  85. дирижабльDirigible airship...Українсько-англійський словник
  86. дирижабль...Українсько-грузинський словник (Георгій Чавчанідзе)
  87. дирижабльLuftskib...Українсько-датський словник
  88. дирижабльLuftskip...Українсько-норвезький словник
  89. дирижабль[dyryabl]sterowiec ава....Українсько-польський словник
  90. дирижабльLuftskepp...Українсько-шведський словник
  91. дирижабльRzeczownik дирижабль m sterowiec m...Универсальный русско-польский словарь
  92. дирижабльРзновид повтряно кул з двигуном стерновими пристроями як дають можливсть керувати польотом пасажири екпаж вантаж розмщуються в гондол каркасн д. називають цепелнами у х...Універсальний словник-енциклопедія
  93. дирижабльрзновид повтряно кул з двигуном стерновими пристроями як дають можливсть керувати польотом пасажири екпаж вантаж розмщуються в гондол каркасн д. називають цепелнами у х...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  94. дирижабльдирижабль дирижабли дирижабля дирижаблей дирижаблю дирижаблям дирижабль дирижабли дирижаблем дирижаблями дирижабле дирижаблях Источник Полная акцентуированная парадигма п...Формы слова
  95. дирижабльЛаб Лад Ладь Лаж Ларь Либр Ирида Лида Лидар Ида Жир Жила Лира Жид Жар Раб Радж Ржа Жад Дирижабль Дари Дар Бридж Блажь Риа Риал Бард Бар Бальи Бал Алиби Алжир Аир Аил Бирж...Электронный словарь анаграмм русского языка
  96. дирижабльРис. . Конструктивные схемы дирижаблей.дирижабль от франц. dirigeable управляемый управляемый аэростат. Имеет удлиннный обтекаемый корпус наполненный подъмным газом гел...Энциклопедия «Авиация» (1998)
  97. дирижабльдирижабль аэростатem с рулями направления и высоты. Имеет удлиннный обтекаемый корпус наполненный подъмным газом гелий водород реже тплый воздух который создат аэростатич...Энциклопедия техники