Энциклопедия «Авиация» (1998)

ДИРИЖАБЛЬ

Рис. 1. Конструктивные схемы дирижаблей.

дирижа́бль(от франц. dirigeable — управляемый) — управляемый аэростат. Имеет удлинённый обтекаемый корпус, наполненный подъёмным газом (гелий, водород или тёплый воздух), создающим аэростатическую подъёмную силу. Воздушные винты, приводимые во вращение двигателями, сообщаютД.поступательную скорость 60—120 км/ч (скорость может быть и несколько большей). В кормовой части корпуса устанавливается оперение, состоящее из неподвижных поверхностей (стабилизаторов), рулей направления и высоты. КорпусД.совместно с кормовым оперением способен создавать аэродинамическую подъемную силу, что позволяет сочетать летно-технические характеристики аэростата и самолёта. В нижней части корпуса располагаются гондола с кабиной управления, помещения для пассажиров и экипажа, топлива и специального оборудования. Двигательные установки с винтами обычно размещаются на корпусе или гондоле. ПолетыД.проводятся на высоте до 3 км, в отдельных случаях — до 6 км.

По типу конструкции корпуса и оболочки различают (рис. 1): жёсткие дирижабли и нежёсткие (полужёсткие дирижабли, мягкие дирижабли и разновидность последних — полумягкиеД.). Основные данные некоторых жёстких, полужёстких и полумягкихД.приведены в таблицах 1—3.

ВзлётД.происходит в результате сброса балласта, а спуск — вследствие частичного выпуска подъёмного газа, при этом форма и жёсткость корпуса сохраняются путём пополнения воздуха в баллонетах. Вертикальный взлёт, висение и вертикальный спускД.могут также осуществляться изменением вектора тяги винтов.

В свободном полёте (то есть при неработающих движителях) устойчивость и управляемостьД.обеспечиваются только аэростатической подъёмной силой заключённого в его корпус газа.

В управляемом полете устойчивость и управляемостьД.в горизонтальной плоскости обеспечиваются стабилизаторами и рулями направления, а при использовании движителей с изменяемым вектором тяги также и воздушными винтами, в вертикальной плоскости — изменением аэродинамической подъёмной силы оперённого корпуса (путём изменения углов атаки и углов поворота рулей высоты) и вектора тяги движителей.

Изменением объёма газа в носовых и кормовых баллонетах нежёсткихД.достигается изменение угла атаки при аэродинамическом взлёте с разбегом.При полёте с углом атаки благодаря аэродинамической подъёмной силе оперённого корпуса подъёмная силаД.может увеличиться или уменьшиться на 10—30% по сравнению с аэростатической.

Д.представляют собой совершенные инженерные конструкции, обладают высокой надёжностью. Вес конструкции, приходящийся на 1 м3воздухоизмещенияД., составляет 4—6 Н. ДостоинстваД.: большая дальность и длительность полёта, способность осуществлять вертикальный взлет, посадку, свободный дрейф в атмосфере, длительное «зависание» над заданным местом, экологическая чистота. Недостатки: существенно меньшие, чем у самолёта, скорость полёта и транспортная производительность, чувствительность к метеорологическим условиям, необходимость специальных наземных сооружений — причальных мачт и эллингов.

Историческая справка.24 сентября 1852 совершил первый полётД.объёмом 2,5 тыс. м3конструкции А. Жиффара (рис. 2) с воздушным винтом, приводимым во вращение паровой машиной, наибольшая мощность которой (2,2 кВт) не позволяла этомуД.летать даже при слабом ветре. В 1872 был испытан в полётеД.объёмом 3,8 тыс. м3французского инженера-судостроителя С. А. Л. Дюпюи де Лома с мускульным приводом винта (рис. 3). В том же году в Австрии Хейлейном был построен и испытанД.объёмом 2,4 тыс. м3, длиной 50,4 м, с корпусом, наполненным светильным газом (рис. 4). Мощность двигателя этогоД.была около 4 кВт, скорость полёта не превышала 5 м/с. В 1883 леталД.объёмом 1,06 тыс. м3Г. Тиссандье и его брата (рис. 5), оснащённый электродвигателем и гальваническими элементами, а в 1884 —Д.«Франция» Ш. Ренара и А. Кребса объёмом около 2 тыс. м3(рис. 6); по существу эти полёты были первыми управляемыми. Для поддержания удлинённой обтекаемой формы корпусаД.использовались баллонеты. Кроме рулей направления в конструкцию оперенияД.стали включать и стабилизаторы. Наряду с мягкимиД.начали проектировать, а затем и строить жёсткие и нежёсткиеД.

В России ряд интересных проектовД.был сделан В. Н. Архангельским, О. К. Костовичем, А. И. Лодыгиным, Н. М. Соковниным, И. И. Третесским, К. Э. Циолковским и др. В 1893—1994 в учебно-воздухоплавательном парке в Петербурге по проекту австрийского изобретателя Д. Шварца строился первый в мире цельнометаллическийД.объёмом 3,85 тыс. м3, длиной 47,6 м (рис. 7), который был достроен в Германии, где в 1897 совершил полёт.

ПервыеД., способные летать против ветра со скоростью до 15 м/с, были созданы во Франции и Германии. Полёты первого немецкого жёсткого каркасногоД.конструкции Ф. Цеппелина успешно состоялись в 1900.Д.LZ-1 объёмом 11,3 тыс. м3(рис. 8) развивал скорость до 28 км/ч. В 1906Д.LZ-3 такого же объёма, как LZ-1, летал со скоростью 39,6 км/ч, имея при этом запас топлива на 41 ч полёта. Во Франции в 1902 братьями Полем и Пьером Лебоди построен первый полужёсткийД.объёмом 2,3 тыс. м3, длиной 53 м (рис. 9), купленный военным ведомством. Годом раньше А. Сантос-Дюмон наД.№ 6 своей конструкции (рис. 10) облетел вокруг Эйфелевой башни со скоростью 25 км/ч и вернулся к месту взлёта.

Под влиянием достигнутых во Франции и Германии успехов строительствоД.началось также в Великобритании, Италии и России. К началу 1-й мировой войны в Европе строилисьД.нескольких типов. В России в 1908—1915 было создано 9Д., лучшими из которых были «Альбатрос II» объёмом 9,6 тыс. м3, длиной 77 м (рис. 11) и «Гигант» объёмом около 21 тыс. м3, длиной 114 м (рис. 12). Кроме того,Д.закупались во Франции и Германии. К началу 1-й мировой войны Россия имела 14 воздушных кораблей.Д.могли летать со скоростью до 70 км/ч, длительность полёта (автономия) достигала 30 ч. На вооружении Германии было 15Д., Италии — 10, Великобритании — 7 и Франции — 5.

В годы 1-й мировой войныД.использовались для проведения бомбардировочных операций, дальних разведок, эскортирования судов, поиска и уничтожения подводных лодок. Применявшиеся в Великобритании, Франции, Италии, Германии и США мягкие и полужёсткиеД.объёмом от 2 до 31 тыс. м3летали со скоростью 60—100 км/ч, имели автономию 50—100 ч. Наиболее известным был немецкий полужёсткийД.PN-27 (31,3 тыс. м3, длина 158 м) для военно-морского флота (рис. 13). За время войны в Германии было построено около 100 жёсткихД.объёмом от 35 до 68 тыс. м3, которые со скоростью до 100—130 км/ч могли летать на высотах 4—6 км. Масса грузаД.объёмом 68 тыс. м3составляла 32—34 т. Длительность полёта достигала 100 ч, а дальность — 6000 км. Всего за время 1-й мировой войны было построено около 500Д., в том числе 120—130 жёстких. В конце войны в строю оставалось около 300Д.

Существовавшие в 20-х гг. самолёты не могли обеспечить межконтинентальные воздушные сообщения. Это стимулировало в ряде стран интерес к организации воздушных линий на большихД.Возможности таких линий основывались на опыте успешной эксплуатации английского жёсткогоД.R-34 объёмом 55 тыс. м3, совершившего в июле 1919 первый полёт через Атлантический океан (из Великобритании в США), и дальних полётов немецкихД.В 1919 в Германии был построен жёсткий транспортныйД.LZ-120 («Бодензее») объёмом 22 тыс. м3, длиной 120,8 м (рис. 14). В Великобритании и Франции в начале 20-х гг. стали разрабатывать жёсткие транспортныеД., а в США военныеД.различных типов для нужд военно-морского флота.

В Италии в 1918—1928 создавались полужёсткиеД.В 1921—1923 под руководством У. Нобиле был построен полужёсткийД.N-1 объёмом около 19 тыс. м3, длиной 109 м. (рис. 15). В конце 1925 его продали Норвегии и переименовали в «Норге». Весной 1926Д.«Норге» совершил перелёт из Рима до Кингс-Бея на Шпицбергене протяжённостью 7250 км (с четырьмя посадками), 11 мая 1926 с экипажем 15 человек перелетел через Северный полюс, совершив посадку в Теллере на Аляске. Расстояние 5300 км от Кингс-Бея до Теллера было пройдено за 71 ч со средней скоростью 75 км/ч. С 1931 в ИталииД.не строились.

В США после 1-й мировой войны интерес кД.определялся их потенциальными возможностями проводить дальние морские разведки, охрану побережья, эскортирование судов, поиск подводных лодок, осуществлять дальние коммерческие и военные перевозки. В 1922—1923 в США по типу немецкогоД.LZ-69 был построен жёсткийД.«Шенандоа» объёмом 76 тыс. м3, который использовался для полётов в 1924—1925. 4 сентября 1925 он потерпел катастрофу, попав во время полёта в шторм. Построенный в Германии в 1924 по заказу США жёсткийД.LZ-126 объёмом 79,5 тыс. м3успешно эксплуатировался 8 лет в военно-морских силах США. В дальнейшем, до 2-й мировой войны, в США разрабатывались и эксплуатировались полумягкиеД.объёмом до 12 тыс. м3для военно-морского флота и небольшие коммерческиеД.Были построены два экспериментальных цельнометаллическихД.: ZMG-2 объёмом 5,72 тыс. м3, длиной 45,54 м (рис. 16) и «Слейт» (9,54 тыс. м3).

Во Франции в 20-х — начале 30-х гг. проводились исследования по использованию жёсткихД.На дирижабле «Диксмюде» (62 тыс. м3) в 1923 французы установили мировой рекорд продолжительности полёта 118 ч 40 мин. В 1931 был создан гибридныйД.(геликостат) конструкции Эмишена объёмом 1,1 тыс. м3(рис. 17). Мягкие и полужёсткиеД.строились и применялись во Франции до 1938.

В 1928 в Германии для арктических полётов был построен жёсткийД.LZ-127 «Граф Цеппелин» (рис. 18), способный летать со скоростью до 130,3 км/ч и без посадки перевозить 20 пассажиров на расстояние до 10 тыс. км. В 1929 он совершил кругосветный полёт протяжённостью 35 тыс. км с тремя посадками, в 1930 прилетал в Москву, а в 1931 совершил арктический перелёт, проведя тщательный осмотр и фотографирование островов и бухт земли Франца-Иосифа. С 1928 наД.LZ-127 осуществлялись регулярные пассажирские рейсы между Германией и Бразилией (10—11 тыс. км) и Германией и США. С 1928 по 1937 он совершил 136 полётов в Южную Америку и 7 в США. ВсегоД.LZ-127 за 590 полётов, покрыв 1700 тыс. км, перевёз 13 тыс. пассажиров. Общий налёт его составил 17 177 ч. Строительство транспортныхД.продолжалось в Германии до 1939.

В Великобритании проекты коммерческого использованияД.стали разрабатываться с 1919. В 1925—1929 для пассажирских перевозок было построено два жёсткихД.: R-100 и R-101 (рис. 19).Д.R-101 был рассчитан на перевозку 50 пассажиров и 7 т груза по маршруту Англия — Индия — Австралия. 4 октября 1930 он был направлен в полёт в Индию, хотя не были проведены полностью его лётные испытания и устранены конструктивные недостатки. Пролетая над Францией на высоте всего 100 м,Д.попал в дождь и нисходящим потоком был прижат к земле, от удара возник пожар. После этой катастрофыД.в Великобритании не строились.

Германо-американская компания «Гудьир-Цеппелин», созданная в США, построила в 1926—1933 для военно-морского флота два жёсткихД.«Акрон» (рис. 20) и «Мейкон» объёмом по 209 тыс. м3. Имея крейсерскую скорость 92,6 км/ч, этиД.могли совершать полёты продолжительностью 140—150 ч, в их внутренних ангарах могло находиться от 4 до 7 разведывательных самолётов,Д.«Акрон» в 1931—1933 совершил 51 полёт, пробыв в воздухе 1131 ч. В 1933 во время полёта в шторм, снизившись на малую высоту, он был прижат к воде и потерпел катастрофу. Аварии и катастрофы большихД.в США в 30-х гг., а также развитие транспортной авиации снизили интерес к дальнейшему применениюД.Использование же военных нежёсткихД.объемом до 20 тыс. м в США не прекращалось.

В России в 1920 в Петрограде совершил ряд полётовД.«Астра» объёмом 10,5 тыс. м3, переименованный в «Красную звезду», а в 1923 —Д.«VI октябрь» объёмом 1,7 тыс. м3. В 1924 в Москве под руководством Н. В. Фомина и при участии А. Н. Туполева был создан мягкийД.«Московский химик-резинщик» объёмом 2,5 тыс. м3, летавший в 1925—1928, а на его основе в 1930 —Д.«Комсомольская правда» (2,5 тыс. м3, длина 47,5 м). В 1932 в Центральном аэрогидродинамическом институте и на заводе «Каучук» был построенД.В-1 объёмом 2,2 тыс. м3длиной 45 м (рис. 21).

В 1932 в «Дирижаблестрое» были созданы мягкиеД.В-2 объёмом 5 тыс. м3и В-3 объёмом 6,5 тыс. м3длина 63,5 м (рис. 22). В 1932—1934 под руководством У. Нобиле были построены учебно-экспериментальный, полужёсткийД.В-5 объемом 2158 м3, длиной 47,5 м и полужесткий пассажирскийД.В-6 (рис. 23). НаД.В-6 в сентябре 1937 совершён рекордный по продолжительности полёт — 130 ч 27 мин, что на 11 ч 47 мин превысило рекорд, достигнутый во Франции в 1923 наД.«Диксмюде». 6 февраля 1938Д.В-6 в тумане налетел на необозначенную на карте гору в районе г. Кандалакша, что привело к катастрофе и гибели 19 человек команды. Спаслись 13 человек.

В 1934 был построен полужёсткийД.В-7 объёмом 9,15 тыс. м3, длина 78 м (рис. 24), предназначенный для морской разведки. Под руководством М. М. Кулика был разработан и построен учебно-тренировочный полумягкийД.В-10 (1937) объёмом около 3,7 тыс. м3. В 1939 проводилась модернизацияД.В-1, объём которого стал 2,9 тыс. м3.

В 1932—1940 советскиеД.совершали полёты вокруг Москвы, в Ленинград, Петрозаводск, Архангельск, Свердловск, Севастополь и другие города. В 1933 разрабатывался полужёсткийД.ДП-5 (см. таблицу 2). В 1935 был построен, но не собран полужёсткийД.ДП-9. В 1935—1940 проходил испытания полужёсткийД.ДП-16. Весной 1940 работы по строительству и эксплуатацииД.в СССР были прекращены, возобновились в 1942.

Во время 2-й мировой войныД.применялись в США и СССР. В США в конце 1941 было 10 небольшихД.Большие потери флота побудили конгресс США принять программу строительства 200 полумягкихД.для эскортирования судов и охраны побережья. СтроилисьД.: учебные объёмом 3,5 тыс. м3, разведчики объёмом 5 тыс. м3, для крейсерских полётов (типа «К») объёмом 12 тыс. м3и дальних крейсерований (типа «М») объёмом 18 тыс. м3. В основном создавались полумягкиеД.типа «К» (рис. 25), которые имели максимальную скорость 120 км/ч. На крейсерской скорости 92,5 км/ч они могли летать 50 ч, пролетая 3500—4000 км. За время войны американскиеД.совершили более 55 900 полётов (свыше 550 тыс. ч).

В СССР в 1942—1947Д.применялись как газовозы (доставляли водород для наполнения привязных аэростатов, используемых для подготовки парашютистов) и для специальных полётов. В 1944 под руководством Б. А. Гарфа был спроектирован и построенД.«Победа» (рис. 26), а в 1946 —Д.«Патриот» (рис. 27), летавший в 1947.

После окончания Второй мировой войны дирижабельный флот США был значительно сокращён. В 1950-е гг. для противолодочной обороны разрабатывались полумягкиеД.ZPG-2, ZPG-2W и ZPG-3W (рис. 28). НовыеД.были оборудованы локаторами и специальной магнитной и акустической аппаратурой для использования в противовоздушной и противолодочной обороне. В 50-х гг. в военно-морском флоте было около 50Д.объёмом от 13 до 42 тыс. м3.Д.ZPG-2, ZPG-2W и ZPG-3W в 1958—1961 выполняли полёты продолжительностью 100—200 ч во время снегопада, тумана и при ветрах скоростью до 30 м/с.

В 1961 американские военныеД.были сняты с вооружения, материальная часть законсервирована. В 1950—70-х гг. в США и Западной Европе эксплуатировалось 4—5Д.объёмом 5—5,6 тыс. м3для рекламных, телевизионных и прогулочных целей (рис. 29). Интерес к гражданскому и военному использованиюД.возобновился в конце 60-х гг. в связи с проблемами энергетического кризиса и необходимостью решения задач, в недостаточной мере решаемых другими летательными аппаратами. Проведённые исследованияД.с различными формами корпуса, типами и площадью оперения и движительными установками с изменяемым вектором тяги показали, что летно-технические, и эксплуатационные характеристикиД.могут быть улучшены. Из-за малой скорости и низкой производительностиД.для перевозки пассажиров на дальние расстояния нерентабельны. Возможна перевозка крупногабаритного оборудования массой 50—500 т на расстояние в несколько тысяч километров. Кроме того,Д.могут использоваться для разведки над морем, длительных инспекционных полётов и др. Работы по исследованию и строительствуД.проводятся в США, Великобритании, Германии, Японии, Франции. В 1969 в Великобритании был построен опытныйД.SKS-500, имеющий движители с изменяемым вектором тяги, обеспечивающие ему вертикальный взлёт, висение и вертикальный спуск. К концу 1988 английской фирмой «Скайшип» было построено 15Д.SKS-500 и SKS-600 объёмом 6,57 тыс. м3, длиной 59 м (рис. 30), используемых в Западной Европе, США, Австралии, Японии для рекламы, радиовещания, прогулочных полётов и др. В США, Франции и Великобритании проводятся работы по новым экспериментальным аэростатическим аппаратам, в том числе высотным беспилотнымД., способным длительное время летать на высоте 18—21 км, и различным тепловымД.(рис. 31 и 32). Продолжаются изыскания конструкций геликостатов (см. Гибридный летательный аппарат). В России выполняются исследования перспективныхД.различного назначения.

Р. В. Пятышев, Г. П. Свищёв.

Таблица 1. Жёсткие дирижабли.

Основные данныеR-100,

Великобритания

R-101,

Великобритания

LZ-120,

Германия

LZ-126,

Германия

LZ-127,

Германия

LZ-129,

Германия

LZ-130,

Германия

LZ-132**,

Германия

«Мэкон»

ZRS-5, США

Д-100 (проект, 1939),

СССР

Начало эксплуатации, год1929192919201924192819361938—1933—
Объём внешний, тыс. м3156,3180,124,279,5122217217259209,5118,1
Объём газовый, тыс. м3145,815622,073,5110,4200200240194107,7
Длина, м216,1236,8120,8200236,5245,1246,1266239,3201,6
Диаметр, м40,540,218,727.630,541,141,14240,633,9
Подъёмный газВодородВодородВодородВодородВодородВодородВодородВодородГелийГелий
Аэростатическая подъёмная сила, кН1481,01584,0225,6753,41156,62025,8-2135,621192413,31793—1898,01086,0
Полезная аэростатическая подъёмная сила*, кН458,1424,880,4—98,1370,8522,9884,9912,3—730,8405,1
Масса конструкции, т105,7119,713—14,83959—62,1118,8116—109,861,0
Число двигателей6546544484
Общая мощность двигателей, кВт2910—294023907071470—1880202032403090529033003060
Максимальная скорость, км/ч132124123123—127130,3133—144135—152161140,1152
Крейсерская скорость, км/ч93—11793103117117125—128123—12813592,6—101,9123
Масса топлива, т30—34,8274,126,341,060,5—7062,7—706252—6832,95
Экипаж, чел.4042624375252406032—34
Пассажиры, чел.100503020—302050—70—100—50
Масса груза, т—< 50,15—8—40< 195—20
Продолжительность полёта, ч8810020—3011014575—160100
Дальность полёта, км7000—82008000—93002200—32008000—12 00014 000—1700016 00016 00016 0009000—14 00012 000
* На высоте 500 м.

** Постройка не была закончена.

Таблица 2. Советские полужесткие дирижабли.

Основные данныеB-8B-6ДП-9**ДП-5 (проект, 1933)
Начало эксплуатации, год19361934——
Объем газовый (подъёмный газ — водород), тыс. м39,8519,425,250,0
Длина, м78104,5107,5152,25
Диаметр, м15,418,3821,3925,06
Аэростатическая подъёмная сила*, кН98,6190,3—199,1251,1441,4
Полезная подъёмная сила*, кН36,8872,6—81,490,25166,8
Масса конструкции, т6,291216,428
Число двигателей2323
Общая мощность двигателей, кВт51553012901660
Максимальная скорость, км/ч128109,8125127
Крейсерская скорость, км/ч10492—97,5106107
Масса топлива, т2,84,664,3—6,713,5
экипаж, чел.6101418
Пассажиры, чел.—1616—2424—50
Масса груза, т0,9570,3—0,50,1—0,51,2
Продолжительность полёта, ч2840—503243,5
Дальность полёта, км30004000—460034004600
* На высоте 600 м.

** Постройка не была закончена (1938).

Таблица 3. Полумягкие дирижабли.

Основные данныеВ-10

(ДП-15),

СССР

«Патриот»,

СССР

L,

США

«Победа»,

СССР

G,

США

«Европа»,

США

SKS-500,

Великобритания

K,

США

ZPG-2,

США

ZPG-3W,

США

Начало эксплуатации, год1937194719381944193619721981193919561959
НазначениеУчебно-транспортныйУчебно-транспортныйУчебно-транспортныйУчебно-транспортный, газовозУчебно-транспортныйРекламно-телевизионныйТранспортныйПатрульныйПротиволодочныйПротиволодочный и для ПВО
Объём газовый, тыс. м33,683,353,455,05,575,745,131227,642,19
Длина, м48,447455458,756,675076,8104,6122,8
Диаметр, м12,111,811,513,613,8141417,622,825,9
Подъёмный газВодородВодородГелийВодородГелийГелийГелийГелийГелийГелий
Аэростатическая подъёмная сила*, кН37,4733,7532,0850,9152,9751,01—54,6419,051 13,79—115,76266,83395,3
Масса конструкции, т2,872,382,553,493,47—3,574,333,258,7717,2526,2
Полезная аэростатическая подъёмная сила*, кН9,8110,897,5517,3617,6—19,6213,44—17,6617,829,4—31,4100,5143
Число двигателей2232222222
Общая мощность двигателей, кВт16222121320632430930462511802240
Максимальная скорость,97,596,596—1041069191104120135152
Крейсерская скорость, км/ч82,58174—8088777691—9799110128
Аэродинамическая подъёмная сила, кН002,23—3,104,451,866,210,327,346,8—77,4
Суммарная полезная подъёмная сила, кН,9,8110,899,78—10,6517,3622,05—24,515,3—19,524,039,7—41,7127,8189,8—220,4
Отношение аэродинамической подъёмной силы к полётному весу, %008,907,83,611,38,19,110,6—16,4
Экипаж, чел.3—6224711—28—1010—1414—15
Пассажиры, чел.—344—8—610———
Масса груза, т——————1,5до 1,67,610,7—13,9
Масса топлива, т0,410,710,3—0,611,530,61—0,710,6—0,80,2—0,42,5—2,73,2—6,05,37—7,35
Продолжительность полета, ч10,615,67,5—1525,210—136,022267—22
Дальность полёта, км8751250600—12002300—760—1000600230023001000—3000
* На высоте 500 м.

Рис. 2. Дирижабль А. Жиффара (Франция, 1852).

Рис. 3. Дирижабль С. А. Л. Дюпюи де Лома (Франция, 1872).

Рис. 4. Дирижабль Хейлейна (Австрия, 1872).

Рис. 5. Дирижабль братьев Г. и А. Тиссандье (Франция, 1883).

Рис. 6. Дирижабль «Франция» Ш. Ренара и А. Кребса (Франция, 1884).

Рис. 7. Дирижабль Д. Шварца (Германия, 1897).

Рис. 8. Дирижабль LZ-1 конструкции Ф. Цеппелина (Германия, 1900).

Рис. 9. Дирижабль братьев П. и П. Лебоди (Франция, 1902).

Рис. 10. Дирижабль Сантос-Дюмона № 6 (Франция, 1901).

Рис. 11. Дирижабль «Альбатрос II» (Россия, 1913).

Рис. 12. Дирижабль «Гигант» (Россия, 1915).

Рис. 13. Дирижабль PN-27 (Германия, 1917).

Рис. 14. Дирижабль LZ-120 (Германия, 1919).

Рис. 15. Дирижабль N-1 (Италия, 1923).

Рис. 16. Дирижабль ZMG-2 (США, 1929).

Рис. 17. Дирижабль Эмишена (Франция, 1931).

Рис. 18. Дирижабль LZ-127 (Германия, 1928).

Рис. 19. Дирижабль R-101 (Великобритания, 1929).

Рис. 20. Дирижабль «Акрон» (США, 1931).

Рис. 21. Дирижабль В-1 (СССР, 1932).

Рис. 22. Дирижабль В-3 (СССР, 1932).

Рис. 23. Дирижабль В-6 (СССР, 1934).

Рис. 24. Дирижабль В-7 (СССР, 1934).

Рис. 25. Дирижабль K-2 (США, 1937).

Рис. 26. Дирижабль «Победа» (СССР, 1944).

Рис. 27. Дирижабль «Патриот» (СССР, 1947).

Рис. 28. Дирижабль ZPG-3W (США, 1960).

Рис. 29. Дирижабль фирмы «Гудьир» (США, 1969).

Рис. 30. Дирижабль SKS-600 (Великобритания, 1982).

Рис. 31. Дирижабль DP-50 фирмы «Камерон» (Великобритания, 1981)

Рис. 32. Дирижабль «Альбатрос А-1» (США, 1979).

  1. дирижабльДирижабль управляемый аэростат воздушный шар летательный аппарат легче воздуха поддерживаемый подъемной силой газа. Первые попытки создания управляемых аэростатов появил...100 знаменитых изобретений
  2. дирижабльДИРИЖАБЛЬ от фран. dirigeable управляемый управляемый летательный аппарат аэростат легче воздуха. Осн. части Д. заполненный газом обычно водородом или гелием корпус удлин...Большая советская энциклопедия
  3. дирижабльот фран. dirigeable управляемый управляемый летательный аппарат аэростат легче воздуха. Основные части Д. заполненный газом обычно водородом или гелием корпус удлиннной ...Большая Советская энциклопедия II
  4. дирижабльм. dirigibile Итальянорусский словарь. Синонимы аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  5. дирижабльдирижабльLuftschiffСинонимы аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. дирижабльмLuftschiff n аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. дирижабльдирижабль м Luftschiff n aСинонимы аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. дирижабльм.dirigible mem globo dirigible...Большой русско-испанский словарь
  9. дирижабльсущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  10. дирижабльм. dirigeable m ballon m dirigeable...Большой русско-французский словарь
  11. дирижабльмен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  12. дирижабльм.dirigeable m ballon m dirigeable аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  13. дирижабльот франц. dirigeable управляемый управляемый аэростат ЛА легче воздуха с винтовым движителем для управляемого полта см. рис. Для Д. характерны большие грузоподъмность и...Большой энциклопедический политехнический словарь
  14. дирижабльДИРИЖАБЛЬ от франц. dirigeable управляемый управляемый аэростат с двигателем. Имеет обтекаемый корпус одну или несколько гондол оперение. Первый полет на управляемом аэ...Большой Энциклопедический словарь V
  15. дирижаблья ч.i Повтроплавний апарат з корпусом наповненим газом легшим вд повтря який ма двигун з повтряним гвинтом керований аеростат....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  16. дирижабльот франц. dirigeable управляемый аэростат снабжнный одним или неск. двигателями для управляемого горизонт. полта. Осн. части Д. корпус мягкой конструкции объемом до тыс...Военный энциклопедический словарь
  17. дирижабльдирижабль я...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  18. дирижабльДИРИЖАБЛЬ я м. dirigeable m. strong. авиа. Воздухоплавательный аппарат легче воздуха снабженный двигателями и пропеллерами управляемый аэростатem. Уш. . Первый аэронат ко...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  19. дирижабльдирижабль....Киргизско-русский словарь
  20. дирижабльДирижабль изобретение графа Цеппелина. Уже в году монах ордена иезуитов португалец Францеско де ЛанаТьерци изобрел вакуумный воздушный корабль лодку подвешенную на шар...Лексикон популярных заблуждений
  21. дирижаблья м.em Воздухоплавательный аппарат легче воздуха с корпусом наполненным газом снабженный двигателем с воздушным винтом управляемый аэростат.[франц. dirigeable] аэростат в...Малый академический словарь
  22. дирижабльДИРИЖАБЛЬ управляемый аэростат воздушный корабль воздушное судно Dirigible летательный аппарат легче воздуха в отличие от самолета аппарата тяжелее воздуха. Д. держится...Морской словарь
  23. дирижаблькорень ДИРИЖАБЛЬ нулевое окончаниеОснова слова ДИРИЖАБЛЬВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ДИРИЖАБЛЬ Слово Дирижабль содержит следующие мор...Морфемный разбор слова по составу
  24. дирижабльНачальная форма Дирижабль винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  25. дирижабльДИРИЖАБЛЬstrong летательный аппарат легче воздуха снабженный двигателем и системой управления движением. Жесткий дирижабль или цеппелин имеет внутреннюю раму из распорок ...Научно-технический энциклопедический словарь
  26. дирижабльдирижабль м. Управляемый аэростат с одним или несколькими двигателями....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  27. дирижабльдирижабль дирижабль я...Орфографический словарь
  28. дирижабльu мu мн.u дирижабли Р.u дирижаблей аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Орфографический словарь русского языка
  29. дирижабльдирижабль менник чоловчого роду...Орфографічний словник української мови
  30. дирижабльдирижабль....Осетинско-русский словарь
  31. дирижабль.Дирижабль. Летательный аппарат легче воздуха приводимый в движение силовой установкой.Источник Приказ Минтранса РФ от . N ред. от . Об утверждении Федеральных авиационн...Официальная терминология
  32. дирижабльдирижабль дирижабли дирижабля дирижаблей дирижаблю дирижаблям дирижабль дирижабли дирижаблем дирижаблями дирижабле дирижаблях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  33. дирижабльОрфографическая запись слова дирижабль Ударение в слове дирижабль Деление слова на слоги перенос слова дирижабль Фонетическая транскрипция слова дирижабль [држабл] Харак...Полный фонетический разбор слов
  34. дирижабльДирижабль бля жабл блв...Правописний словник Голоскевича
  35. дирижабльдирижабль яСинонимы аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Русский орфографический словарь
  36. дирижабльМ av. dirijabl hava gmisi....Русско-азербайджанский словарь
  37. дирижабльairship...Русско-английский аэрокосмический словарь
  38. дирижабльairship dirigible дирижабль м.uairship dirigibleдирижабль жсткой системы rigid airshipдирижабль мягкой системы nonrigid airship blimpдирижабль полужсткой системы semi...Русско-английский политехнический словарь
  39. дирижабльдирижабль м.idirigible balloon airship...Русско-английский словарь
  40. дирижабльдирижабль м. dirigible airship....Русско-английский словарь II
  41. дирижабльairship...Русско-английский словарь по авиации
  42. дирижабльм.dirigible airship...Русско-английский словарь по физике
  43. дирижабльvessel...Русско-английский строительный словарь
  44. дирижабльairship blimpдирижабль мягкой системы nonrigid airship аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Русско-английский технический словарь
  45. дирижабльN...Русско-армянский словарь
  46. дирижабльДырыжабль...Русско-белорусский словарь
  47. дирижабльав.i дырыжабль муж.i...Русско-белорусский словарь II
  48. дирижабльдирижа Синонимы аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Русско-ивритский словарь
  49. дирижабльм. dirigibile m дирижабль жсткой системы дирижабль мягкой системы дирижабль полужсткой системы дирижабль с несущим винтом...Русско-итальянский политехнический словарь
  50. дирижабльав. дирижабль ауадан жел шне газ толтырылан шыш аппарат...Русско-казахский словарь
  51. дирижабльдирижабль...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  52. дирижабльм. дирижабль мотору бар ичине газ толтурулган абадан жеил асманга ктрлгч аппарат....Русско-киргизский словарь
  53. дирижабльfitng qtngСинонимы аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Русско-китайский словарь
  54. дирижабльDirijabl...Русско-крымскотатарский словарь
  55. дирижабльдирижабл...Русско-крымскотатарский словарь II
  56. дирижабльdiriablis...Русско-латышский словарь
  57. дирижабльFlugschiff Luftschiff...Русско-немецкий политехнический словарь
  58. дирижабльм. Luftschiff....Русско-немецкий словарь
  59. дирижабльLuchtschip...Русско-нидерландский словарь
  60. дирижабльдирижабльм ....Русско-новогреческий словарь
  61. дирижабльмdirigvel m аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Русско-португальский словарь
  62. дирижабльДирижабльndege ya puto...Русско-суахили словарь
  63. дирижабльмgdml balon аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Русско-турецкий словарь
  64. дирижабльтехн. дирижабль ля жсткий дирижабль нежсткий дирижабль полужсткий дирижабль Синонимы аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Русско-украинский политехнический словарь
  65. дирижабльbaln upoutan baln vzducholo...Русско-чешский словарь
  66. дирижабльсущ.муж.дирижабль мл газ тултарнй двигатель ленипе куакан вев аппараче...Русско-чувашский словарь
  67. дирижабль.strong diriaabel.strong hulaev...Русско-эстонский словарь
  68. дирижабльдирижабль яСинонимы аэростат воздушный шар локомосканер цеппелин...Русское словесное ударение
  69. дирижабльЛА легче воздуха поддерживаемый подъмной силой газа обычно водорода или гелия заключнного в газонепроницаемую оболочку имеющий один или несколько двигателей создающих тяг...Словарь военных терминов
  70. дирижабльДИРИЖАБЛЬ фр. управляемый. Управляемый летательный снаряд. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. дирижабль фр.em dirigeable букв. управ...Словарь иностранных слов русского языка
  71. дирижабльуправляемый аэростат воздухоплавательный аппарат легче воздуха с корпусом удлиненной формы наполненный газом и снабженный двигателями. До х гг. XX в. использовали для пер...Словарь исторических терминов
  72. дирижабльдирижабль аэростат цеппелин воздушный шар Словарь русских синонимов. дирижабль см. аэростат Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М. Русский язык.З....Словарь синонимов II
  73. дирижабльдирижабль аэростат цеппелин воздушный шар...Словарь синонимов
  74. дирижабльдирижабль ч. фр. букв. керований керований аеростат видовжено форми з гвинтомоторною установкою....Словник іншомовних слів
  75. дирижабльдирижабль франц. dirigeable букв. керований керований аеростат видовжено форми з гвинтомоторною установкою....Словник іншомовних слів Мельничука
  76. дирижа́бльДИРИЖАБЛЬ я ч. Повтроплавний апарат з корпусом наповненим газом легшим вд повтря який ма двигун з повтряним гвинтом керований аеростат. Шкапа з безлччю сухих ребер була м...Словник української мови в 11 томах
  77. дирижабльДИРИЖАБЛЬ от франц . dirigeable управляемый управляемый аэростат с двигателем. Имеет обтекаемый корпус одну или несколько гондол оперение. Первый полет на управляемом аэ...Современный энциклопедический словарь
  78. дирижабльдирижабль тфр. dirigeable букв управляемый] управляемый аэростат....Толковый словарь иностранных слов
  79. дирижабльДИРИЖАБЛЬ я м. Снабженный двигателями управляемый аэростат ссигарообразным корпусом. II прил. дирижабельный oаяое....Толковый словарь Ожегова
  80. дирижабльДИРИЖАБЛЬ дирижабля м. фр. dirigeable букв. управляемый авиац. Воздухоплавательный аппарат легче воздуха снабженный двигателями и пропеллерами управляемый аэростат....Толковый словарь русского языка II
  81. дирижабльдирижабль дирижабль я м. Снабжнный двигателями управляемый аэростат с сигарообразным корпусом.прил. дирижабельный ая ое....Толковый словарь русского языка II
  82. дирижабльДИРИЖАБЛЬ я м. Снабжнный двигателями управляемый аэростат с сигарообразным корпусом. прилагательное дирижабельный аяое....Толковый словарь русского языка
  83. дирижаблья ч. Повтроплавний апарат з корпусом наповненим газом легшим вд повтря який ма двигун з повтряним гвинтом керований аеростат....Толковый словарь украинского языка
  84. дирижабльУдарение в слове дирижабльУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове дирижабль...Ударение и правописание
  85. дирижабльтехн. дирижабль...Украинско-русский политехнический словарь
  86. дирижабльDirigible airship...Українсько-англійський словник
  87. дирижабль...Українсько-грузинський словник (Георгій Чавчанідзе)
  88. дирижабльLuftskib...Українсько-датський словник
  89. дирижабльLuftskip...Українсько-норвезький словник
  90. дирижабль[dyryabl]sterowiec ава....Українсько-польський словник
  91. дирижабльLuftskepp...Українсько-шведський словник
  92. дирижабльRzeczownik дирижабль m sterowiec m...Универсальный русско-польский словарь
  93. дирижабльРзновид повтряно кул з двигуном стерновими пристроями як дають можливсть керувати польотом пасажири екпаж вантаж розмщуються в гондол каркасн д. називають цепелнами у х...Універсальний словник-енциклопедія
  94. дирижабльрзновид повтряно кул з двигуном стерновими пристроями як дають можливсть керувати польотом пасажири екпаж вантаж розмщуються в гондол каркасн д. називають цепелнами у х...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  95. дирижабльдирижабль дирижабли дирижабля дирижаблей дирижаблю дирижаблям дирижабль дирижабли дирижаблем дирижаблями дирижабле дирижаблях Источник Полная акцентуированная парадигма п...Формы слова
  96. дирижабльЛаб Лад Ладь Лаж Ларь Либр Ирида Лида Лидар Ида Жир Жила Лира Жид Жар Раб Радж Ржа Жад Дирижабль Дари Дар Бридж Блажь Риа Риал Бард Бар Бальи Бал Алиби Алжир Аир Аил Бирж...Электронный словарь анаграмм русского языка
  97. дирижабльдирижабль аэростатem с рулями направления и высоты. Имеет удлиннный обтекаемый корпус наполненный подъмным газом гелий водород реже тплый воздух который создат аэростатич...Энциклопедия техники