Энциклопедия «Слова о полку Игореве»

ПИРОГОЩАЯ

— название киевского храма Успения Богоматери на Подоле по хранившейся там одноименной иконе. О строительстве этой церкви сообщают летописи: «...заложи церковь Мстислав святыя Богородица Пирогощюю» (Лавр. лет. С. 301 под 1131), «церкви Пирогоща свершена бысть» (Ипат. лет. С. 300 под 1136).

В С. говорится: «Игорьѣдетъ по Боричеву къ святѣй Богородици Пирогощей» (С. 45). Обширные комм. к этой фразе касались по преимуществу двух вопросов: о происхождении названия иконы и церкви и о причине, по которой Игорь посетил именно этот киевский храм.

Первые издатели приняли икону Богородицы П. за икону Богоматери Владимирской (Перв. изд. С. 45, примеч.), но ещеН. М. Карамзин

106

указал на ошибочность этого отождествления, отметив, что на Русь были доставлены одновременно две иконы, одна из которых и была помещена в киевском храме (История государства Российского. Т. 2. Примеч. 383). Наименование иконы возводили к имени купца Пирогощи, упоминаемого в Степенной книге: «...принесен бысть к нему (князю Юрию Долгорукому. —О. Б.,О. Т.) от Царяграда Пирогощею купьцем Пречистыя Богоматери чудотворный образ» (Книга Степенная царского родословия // ПСРЛ. СПб., 1908. Т. 21, перв. пол. С. 230). Но это чтение, вероятно, результат искажения более ранней записи, согласно которой Андрей Боголюбский «взя из Вышегорода икону святое Богородици, юже принесоша с Пирогощею ис Царяграда в одином корабли» (Ипат. лет. С. 482); П. здесь не имя, а наименование иконы. На «мнимость» купца указал еще Карамзин, ноА. И. Соболевскийвпоследствии вновь вернулся к мысли, что «первоначальное значение названия иконы: принадлежащая Пирогостю, принесенная Пирогостем. Всего скорее этот Пирогость был видным боярином в Киеве в XI—XII в.».

Д. Н. Альшицпредположил, что П. — название, составл. из грецизма «пир» — «огонь» и рус. слова «горящая», и обозначало иконографич. тип Богоматери — Неопалимая купина. Эта гипотеза убедительно отклоненаД. С. Лихачевым(«Пирогощая» «Слова о полку Игореве». С. 283—284). Не соглашаясь и с предположением М. Шефтеля, возводившего название П. к греч. слову παρηγορητισσα — «Утешительница», Лихачев присоединяется к тем исследователям (В. З. Завитневич,И. И. Малышевский, Н. П. Кондаков), которые видели в П. название иконы Богоматери из константиноп. Влахернского монастыря, Оранты или Одигитрии, на которой Богоматерь могла быть изображена в окружении стен Влахернского монастыря, имевших в своем составе семь башен. Эта гипотеза, как отмечает Лихачев, «отвечает на вопрос и о происхождении и значении ее (иконы. —О. Б.,О. Т.) названия: Пирогощую наиболее вероятно следует производить от греческого слова πυργωτις „башенная“» (С. 281).

Предлагает Лихачев и ответ на второй вопрос: почему Игорь посещает именно этот киевский храм. По словам ученого, «культ Богоматери как защитницы страны от степных врагов приобрел особенное значение в XII в.», почиталась Богоматерь и как освободительница пленных, и это особенно важно для понимания образа С. (С. 277—278). Допуская, что, готовясь к побегу из плена, Игорь дал обет Богородице (С. 272—273), Лихачев этим и объясняет посещение именно богородичного храма. При этом «Игорь не обращался ни к Богородице Десятинной, ни к Богородице Софии (Нерушимой Стене), так как он не был киевским князем и не мог по феодальному этикету того времени, возвращаясь из плена, ехать в патрональные храмы Киева, в которые обычно отправлялись киевские князья воздать благодарность за победу и освобождение пленных» (С. 286), в Чернигове же богородичных храмов в то время не было.

Обсуждался исследователями и вопрос о том, когда именно посетил Игорь храм Богородицы П. См. об этом статьюБоричев взвоз.

Лит.: Дубенский. Слово. С. 252—253;Калайдович К. Ф.Записки важные и мелочные К. Ф. Калайдовича // Летописи рус. лит-ры и древности, изд. Н. Тихонравовым. М., 1861. Т. 3. С. 97;Завитневич В. З.К вопросу о происхождении названия

107

и местоположении церкви св. Богородицы Пирогощей // Тр. Киевск. духовной академии. 1891. Кн. 1. С. 156—164;Малышевский И. И.О церкви и иконе св. Богородицы под названием «Пирогощи», упоминаемых в летописях и в Слове о полку Игореве // ЧИОНЛ. 1891. Кн. 5. Отд. 2. С. 113—133;Соболевский А. И.Материалы и исследования в области славянской филологии и археологии. XV. Заметки о собственных именах // СОРЯС. СПб., 1910. Т. 88. С. 256;Кондаков Н. П.Иконография Богоматери. Пг., 1915. Т. 2. С. 67, 72;Szeftel Marc.Commentaire historique au lexte de Slovo // La Geste. P. 148;Каргер М. К.Древний Киев: Очерки по истории материальной культуры древнерусского города. М.; Л., 1961. Т. 2. С. 434—442;Альшиц Д. Н.Что означает «пирогощая» русских летописей и «Слова о полку Игореве» // Исследования по отеч. источниковедению: Сб. статей, посвящ. 75-летию С. Н. Валка. М.; Л., 1964. С. 475—482;Дригалкин В. И.К вопросу о «темных местах» Слова о полку Игореве // Этимол. исследования по рус. яз. М., 1976. Вып. 8. С. 66—71;Лихачев Д. С.«Пирогощая» «Слова о полку Игореве» //Лихачев Д. С.«Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л., 1978 (то же:Лихачев. «Слово» и культура. С. 270—287);Ивакин Г. Ю.О церкви Успения Богородицы Пирогощей // Древние славяне и Киевская Русь. Киев, 1989. С. 168—180.

О. А. Белоброва, О. В. Творогов

  1. пирогощаяh Пирогощая h . О церкви или монастыре богородицы в Киеве на Подоле Игорь fontдетъ по Боричеву къ святfontи Богородици Пирогощеиem. i. В то же лfontто заложи церковь Мс...Словарь-справочник «Слова о полку Игореве»
  2. пирогощаяПирогощаяstrong . О церкви или монастыре богородицы в Киеве на Подоле Игорь детъ по Боричеву къ святи Богородици Пирогощеи. В то же лто заложи церковь Мстиславъ святыя...Слово о полку Игореве - словарь-справочник