Словарь-справочник «Слова о полку Игореве»

ПИРОГОЩАЯ

76

Пирогощая(1)

1. О церкви или монастыре богородицы в Киеве на Подоле: Игорьѣдетъ по Боричеву къ святѣи БогородициПирогощеи.45.

1131: В то же лѣто заложи церковь Мстиславъ святыя богородицаПирогощюю.Лавр. лет., 301 (1377 г.).1136: Томь лѣтѣцерквиПирогощасвѣршена бысть.Ипат. лет., 300 (XV в.).

2. Об иконе богородицы.

1155: Том же лѣтѣиде Андрѣи от отьца своего из Вышегорода в Суждаль безъ отнѣволѣ, и взя из Вышегорода икону святоѣбогородици, юже принесоша сПирогощеюисъ Царяграда въ одиномъ корабли, и въскова на ню боле 30 гривенъ золота, проче серебра, проче камени дорогого и великого жемчюга, украсивъ, постави ю въ церкви своеи святоѣбогородица Володимири.Ипат. лет., 482 (XV в.).

Ср.Первые издатели(Ироическая песнь о походе на половцев...Игоря Святославича...М., 1800, стр. 45, прим.):„Образ Владимирской богородицы, который ныне в Успенском соборе в Москве возле царских врат на левой стороне в киоте. Его в древности Богородицею Пирогощею называли потому, что из Царя-града привезен был в Киев гостем, прозывавшимся Пирогощею. Великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский в 1160 г. взял сию святую икону от отца своего великого князя Юрья Владимировича и перенес оную в новопостроенный тогда на Клязме город Владимир: в Москву же оная принесена в 1395 г., и с тех пор уже именуется Владимирскою.Татищ. Том III, стр. 97 и 127 и в примечаниях стр. 487“.Е. Болховитинов(см.:С. И. Маслов. Киевские экземплярыСл. о п. Иг.в издании А. И. Мусина-Пушкина. — ТОДРЛ, т. X, М. — Л., 1954, стр. 253):„Но в Кенигсбергском списке под 1154 г. в рукописном дополнении говорится совсем противное тому (примечанию первых издателей, —В. В.), а именно: «Том же лете иде Андрей от отца своего к Суждалю...» (текст сходен с текстом Ипатьевской летописи; см. выше, —В. В.)....Из сего видно, что сия икона была не Пирогощею, но только вместе привезенной с Пирогощею. Притом, каким образом мог ее поставить князь Андрей Боголюбский во Владимире 1154 г., когда она стояла в Киеве еще при Игоре Святославиче 1186 г.?“.Н. М. Карамзин(История государства Российского, т. II. СПб., 1816, стр. 497):„Сия чудотворная икона находится ныне

77

в Москве в Успенском соборе (сейчас — в Третьяковской галерее, —В. В.) и называется Владимирскою. Об ней сказано...в Степенной: «принесен бысть к нему (Георгию) от ЦаряградаПирогощею купцембогоматере образ, его же написа богогласный Лука евангелист». Сей мнимыйгостьесть, кажется, недоразумение, ибо Пирогощею назывался также образ Богоматери, привезенный в Россию вместе с иконою Владимирскою. Еще Мстислав в 1131 году заложил в Киеве церковь св. БогородицыПирогощюю, как сказано в летописях“.Н. Малышевский(О церкви и иконе св. богородицы под назв.Пирогощи, упоминаем. в летоп. и вСл. о п. Іг.. — Чтен. Истор. общ. Нестора летописца, кн. V, отд. II. Киев, 1891, стр. 113—125)предполагает, что церковь Богородицы Пирогощей, заложенная Мстиславом, была завершена его братом Ярополком в 1136 г. Икона „Пирогоща“ была, по мнению Н. Малышевского, копией с какой-то почитаемой патрональной иконы. „Может быть предположение, что икона...была копией с греческой иконы, носившей название πυργιτης, πυργοτης, πυργοτισσα, происходящее от πυργος — башня. В различных местностях Царьграда существовали сооружения под названием пиргов или башен. Название некоторых пиргов соединяли с названием церквей, часовен, икон, находящихся поблизости или внутри пиргов“.А. И. Соболевский(Матер. и исслед. в области славянской филологии и археологии. — Сб. ОРЯС, т. 88, № 3, СПб., 1910, стр. 256):„По нашему мнению, Пирогощая — такое же прилагательное, как и Всеволожая — жена Всеволода, Ростиславляя, Полюжаяя — жена Полюда...и происходит от личного имени Пирогость. Наши памятники этого имени в себе не заключают, но по своему составу оно не представляет ничего странного, ввиду летописных имен Воигость, Орогость и т. п....Первоначальное значение названия иконы: принадлежащая Пирогостю, принесенная Пирогостем. Всего скорее этот Пирогость был видным боярином в Киеве в XI—XII в.“.Д. Н. Альшиц(Что означаетПирогощаярусских летописей иСл. о п. Иг.. В кн.: Исследования по отеч. источниковедению. М. — Л., 1964, стр. 480):„О принесении из Царьграда Вышеградской (Владимирской) иконы Богородицы там (в повести о Владимирской иконе божьей матери — в Сборнике 1642 г., лл. 324—326 об., ГПБ, собр. ОЛДП, CIX (3119), —В. В.) говорится: «...и сей целбоносный образ владычицы Богородицы некогда от Палестин принесен бысть в царствующий град и ту пребысть неколико время и от царствующего Константина града, во едином корабли с Пирогорящею купцем в нашу Русскую землю во град Киев принесен бысть...»....Интересующее нас слово...состоит из двух слов: греческого слова «пир» (πυρ) — «огонь» и русского слова «горящая», с соединительным звуком «о» посредине. «Пирогорящая», таким образом, означает «огнемгорящая»....В более поздних источниках она (икона Богородицы, —В. В.) называется «неопалимая купина»...«Пирогорящая» — это начальное, еще не очищенное от греческой скорлупы название привезенной из Греции на Русь иконы. «...с Пирогорящею купцем» есть не что иное, как испорченное...с Пирогорящею купиной“.

Пирогощеи — дат. пад. ед. ч.

  1. пирогощаяПирогощаяstrong . О церкви или монастыре богородицы в Киеве на Подоле Игорь детъ по Боричеву къ святи Богородици Пирогощеи. В то же лто заложи церковь Мстиславъ святыя...Слово о полку Игореве - словарь-справочник
  2. пирогощаяназвание киевского храма Успения Богоматери на Подоле по хранившейся там одноименной иконе. О строительстве этой церкви сообщают летописи .заложи церковь Мстислав святыя ...Энциклопедия «Слова о полку Игореве»