Энциклопедия «Слова о полку Игореве»

АНИЧКОВ ЕВГЕНИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

(2(14).I.1866, Боровичи Новгород. губ. — 22.X.1937, Белград) — литературовед. Ок. Петерб. ун-т (1892). Приват-доцент по истории зап. лит-р, лектор англ. яз. Киевск. ун-та (с 1895), преподавал также на Высших жен. курсах в Петербурге; проф. Петерб. психо-неврологич. ин-та (с 1908); сотрудник отд-ния всеобщей истории лит-ры «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона; в Оксфордск. ун-те читал лекции по слав. фольклору и сравнит. мифологии. Основные труды А. посвящены слав. фольклору и отражению в нем, а также в лит. произведениях мифол. элементов. В «Истории русской литературы» (М., 1908) им написана глава «Народная поэзия и древние верования славян» (С. 48—80), где упоминаются и божества, названные в С. Более подробные вопросы, касающиеся языч. богов, названных в С., рассматриваются А. в кн. «Язычество и Древняя Русь». В главе «Боги в „Слове о полку Игореве“ и новый взгляд древних книжников на язычество» (С. 329—342) А. стремится доказать, что в С. нашла отражение эвгемерич. точка зрения, согласно которой языч. боги — это люди, позднее обожествленные потомками, родоначальники. По мнению А., кумиры, поставленные в 980 Владимиром в Киеве, — это обожествленные родоначальники подчиненных Владимиру славяно-рус. племен.

Однако попытки А. истолковать фрагменты С., содержащие имена языч. богов, исходя из этой гипотезы, нельзя признать убедительными. Так,Велеса(Волоса) автор С., по мнению А., считает человеком, предком Бояна, а может быть, и вообще баянов. Однако языч. бог выступает здесь уже не как родоначальник, а как глава «гильдии» певцов. А. говорит о «торговом культе Волоса, как бога богатства, считавшегося по количеству скота», задаваясь вопросом, какая связь между ним и родоначальником Бояна или баянов. Он предполагает, что «бог торговли оказывался и богом вообще культуры», в частности и песнетворчества

По утверждению А.,Даждь-Богв сознании автора С. — тоже человек-родоначальник. Что же касается упоминаемых в С. внуков Даждь-Бога, то А. предполагает, что в одном случае — этоИгорь Святославич(«въ силахъ Дажь-Божа внука»), а в другом —Черниговили Черниговская Русь, так как племя, жившее здесь, поклонялось

59

Даждь-Богу. Следовательно, Даждь-Бог — родоначальник Игоря и варяжского княж. рода в целом, и в то же время он родоначальник и племени северян, которое считают иранским по происхождению.

СтрибогаА. категорически отказывается считать богом ветров, полагая, что в С. употреблено nomen gentis, а выражение «Стрибожи внуци» — это обращение к кому-то, кто происходит от Стрибога.

А. представляется, что толкованиеХорсакак бога солнца противоречит С., посколькуВсеславне мог ночью пересекать путь солнцу; Хорс в С. — тоже nomen gentis, а отсюда nomen loci. Он родоначальник племени торков, проживавшего на той обширной местности, которую пересекал Всеслав.

Более убедительными являются рассуждения А., посвящ. поэтике С. Он показывает различие между характером творчестваБояна— лирика по преимуществу, дружинного певца, задачей которого было петь либо славу, либо осуждать, иавтора С.— поэта-публициста, стремящегося к объективной оценке событий и создавшего своего рода полит. наставление. По мнению А., он — дружинник, по своим воззрениям близкий к автору ПВЛ.

Соч.:Язычество и Древняя Русь. М., 1914. (Зап. ист.-филол. ф-та С.-Петерб. ун-та. Ч. 117).

Лит.: Головенченко — 1955(по указателю);Головенченко — 1963. С. 39;Лихачев Д. С.«Слово о полку Игореве» и особенности русской средневековой литературы // Слово. Сб. — 1962. С. 310—312 (то же:Лихачев.«Слово» и культура. С. 26—28).

КЛЭ;Булахов.Энциклопедия; РП.

Л. В. Соколова

  1. аничков, евгений васильевичрод. в г. историк литературы и публицист приватдоцент Киевского а затем Петербургского университета. В г. принимал деятельное участие в организации русской высшей школ...1000+ биографических данных - словарь
  2. аничков евгений васильевичАничков Евгений Васильевич историк литературы и критик. Родился в дворянской семье Новгородской губернии в году. Студенческие занятия с самого начала сосредоточенные на ...Биографический словарь
  3. аничков, евгений васильевичисторик литературы. Род. в г. Поступил на историкофилолог. факультет Петербургского университета из которого был исключен в г. за участие в беспорядках и окончил курс г...Большая биографическая энциклопедия
  4. аничков евгений васильевичисторик литературы и критик. Родился в дворянской семье Новгородской губернии в году. Студенческие занятия с самого начала сосредоточенные на предметах преподавания проф...Большой российский биографический словарь
  5. аничков евгений васильевичисторик литературы и публицист приватдоцент Киевского а затем Петербургского университета. В г. принимал деятельное участие в организации русской высшей школы общественн...Исторический справочник русского марксиста
  6. аничков евгений васильевичАничков Евгений Васильевич г. Боровичи лит. критик историк литературы прозаикПсевдонимыi Анв Евг.u Е. А.Учреждения организацииi Петербургская гимназия N Петербург Пе...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  7. аничков евгений васильевичАничков Евгений Васильевич историк литературы. Род. в г. Поступил на историкофилолог. факультет Петербургского университета из которого был исключен в г. за участие в ...Энциклопедический словарь
  8. аничков евгений васильевичисторик литературы. Род. в г. Поступил на историкофилолог. факультет Петербургского университета из которого был исключен в г. за участие в беспорядках и окончил курс г...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона