Большой российский биографический словарь

АНИЧКОВ ЕВГЕНИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

историк литературы и критик. Родился в дворянской семье Новгородской губернии в 1866 году. Студенческие занятия, с самого начала сосредоточенные на предметах преподавания профессора А.Н. Веселовского , были прерваны арестом А. по политическим мотивам и необходимостью уехать из Петербурга. В 1892 году он окончил историко-филологический факультет, с печатной работой: *Микола Угодник и св. Николай* (*Записки Неофил. Общества*, № 2). С 1895 года, по выдержании магистерского экзамена, состоял приват-доцентом по истории западных литератур и лектором английского языка в Киевском университете. Несколько раз был посылаем с ученой целью за границу. В 1899 году А. покидает Россию; участвует в основании русской Высшей Школы в Париже. Все время поддерживая научные сношения с А.Н. Веселовским, выступая последователем и отчасти продолжателем его идей (см. обширный этюд: *Историческая поэтика Веселовского* в сборнике Лезина, *Вопросы теории и психологии творчества*), А. в то же время изучает провансальский язык (в области которого ему удается установить склонение molher), берется за обработку не изданного материала по литературной истории Арраса в XIII веке (см. *Журнал Министерства Народного Просвещения*, 1900, февраль), предваряя издание Jean Roy и Guy (*Les dits et les chansons d'Arras*), печатает мелкие филологические работы в *Litteraturblatt f. germ. u. roman. Philologie* и в *Romania*, а в Лондоне, где еще в 1894 году появился в журнале *Foiklore* его этюд *St. Nicolas and Artemis* (русская обработка в *Зап. Вост. Отд. Археологического Общества*, 1895, IX), ведет спор с представителями школы Andrew Lang'a, защищая учение о заимствованиях и наслоениях в обряде и мифе против односторонностей сравнительно-этнографической доктрины о параллелизме и аналогии самобытного племенного творчества. По возвращении в Россию, А. привлекается к суду по политическому делу и проводит 13 месяцев в одиночной камере. Выйдя в 1904 году из тюрьмы, защищает двухтомную диссертацию: *Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян*, удостоенную Академией Наук Уваровской премии и оцененную за границей как выдающийся труд (см. Deubner, в *Archiv f. Religions-Wissenschaft*, IX, 276 - 304), получает приглашение прочесть курс лекций (Ilcester Lectures) о народной песне в Оксфордском университете. Читает лекции и в С.-Петербургском университете и на высших женских курсах. Написанные им тогда же критические статьи собраны в 2 тома под заглавием *Предтечи и современники на Западе и у нас* (СПб., 1910). В 1907 и 1908 годах А. отбывает новое 13-месячное одиночное заключение за участие в крестьянском союзе. По освобождении печатает новый большой труд *Язычество и древнерусская проповедь*, с приложением критически изданных текстов, увенчанный Ахматовской академической премией и обрисовывающий возникновение былинного эпоса, у нас и на Западе, из бытовых условий периода уже христианского. К теме о русском язычестве, сводимом А. к племенным культам, относится также доклад *Old russian pagan Cults* (в *Transactions of the III Congress for the History of Religion*, Оксфорд, 1909). Интеллектуальный облик А. характеризуется своеобразным совпадением общественных и теоретических интересов. Убежденный как историк в непреложности своей формулы о повороте культурно-исторического движения с запада на восток, склоняясь в своих социологических взглядах скорее к марксизму, А. все же народник искони и по существу. Он и фольклорист потому, что все корни его личного и общественного сознания лежат в деревенском быту; к изучению обряда и верования приводит его не один Веселовский, но вместе и Глеб Успенский , а именно народный календарь во *Власти Земли*. *Реалистический символизм*, т. е. реализм, предполагающий ноуменальное в явлении, как высшую и реальнейшую реальность, - делается лозунгом его критических статей. В *Весенней песне* он старается на конкретном материале утвердить новое (от Гюйо, Грооса, Бюхера идущее) воззрение на происхождение искусства. По этому воззрению искусство возникло не из игры (как думали Шиллер, Спенсер и отчасти сам Веселовский), а из практической потребности. Вооруженный данными, добытыми религиозно-историческими и этнографическими исследованиями Маннгардта, Фрезера, А. Ланга, и проникнутый, с другой стороны, представлениями Веселовского о первобытном искусстве как искусстве *синкретическом*, А. точнее определяет эту потребность, породившую искусство, усматривая начало песни в обрядовом действе и неразлучной с ним обрядовой магии (ср. статью *О происхождении поэзии* в *Вестнике Самообразования*, 1905, № 41 и 42). В упрек исследованию А. можно поставить разве лишь то, что он останавливается как бы на пороге обряда и не продолжает изыскания в целях ближайшего раскрытия истории культового действия, - например, не раскрывает элементов жертвы там, где ее первоначальная наличность очевидна по обрядовым пережиткам и т. п. Сотрудником *Энциклопедического Словаря* Брокгауза-Ефрона как в первом, так и в его настоящем издании А. является по отделу всеобщей литературы. Автобиографию и библиографию см. в *Критико-биографическом Словаре* С.А. Венгерова , т. VI. Вяч. Иванов. См. также статьи: Андреев Леонид Николаевич ; Бальмонт Константин Дмитриевич ; Брюсов Валерий Яковлевич ; Веселовский Александр Николаевич ; Добролюбов Николай Александрович ; Николай ; Россия, разд. История всеобщей литературы .

  1. аничков, евгений васильевичрод. в г. историк литературы и публицист приватдоцент Киевского а затем Петербургского университета. В г. принимал деятельное участие в организации русской высшей школ...1000+ биографических данных - словарь
  2. аничков евгений васильевичАничков Евгений Васильевич историк литературы и критик. Родился в дворянской семье Новгородской губернии в году. Студенческие занятия с самого начала сосредоточенные на ...Биографический словарь
  3. аничков, евгений васильевичисторик литературы. Род. в г. Поступил на историкофилолог. факультет Петербургского университета из которого был исключен в г. за участие в беспорядках и окончил курс г...Большая биографическая энциклопедия
  4. аничков евгений васильевичисторик литературы и публицист приватдоцент Киевского а затем Петербургского университета. В г. принимал деятельное участие в организации русской высшей школы общественн...Исторический справочник русского марксиста
  5. аничков евгений васильевичАничков Евгений Васильевич г. Боровичи лит. критик историк литературы прозаикПсевдонимыi Анв Евг.u Е. А.Учреждения организацииi Петербургская гимназия N Петербург Пе...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  6. аничков евгений васильевичАничков Евгений Васильевич историк литературы. Род. в г. Поступил на историкофилолог. факультет Петербургского университета из которого был исключен в г. за участие в ...Энциклопедический словарь
  7. аничков евгений васильевичисторик литературы. Род. в г. Поступил на историкофилолог. факультет Петербургского университета из которого был исключен в г. за участие в беспорядках и окончил курс г...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  8. аничков евгений васильевич.I. Боровичи Новгород. губ. .X. Белград литературовед. Ок. Петерб. унт . Приватдоцент по истории зап. литр лектор англ. яз. Киевск. унта с преподавал также на Высших ж...Энциклопедия «Слова о полку Игореве»