Энциклопедия Культурология XX век

ГАРТМАН

ГАРТМАН (Hartmann) Эдуард (1842-1906) — нем. философ, создатель "философии бессознательного", возникшей как оппозиция господствующему во вт. пол. 19 в. позитивизму. Г. считал своими предшественниками Платона, Шеллинга, Гегеля и Шопенгауэра. Его система, особ. принцип всеединства, привлекала внимание Вл. Соловьева; близки взгляды Г. и к концепции Юнга, с той разницей, что бессознательное понималось Г. по преимуществу онтологически. Бессознат. психизм пронизывает у него все бытие, от мельчайшего атома, к-рому присущ минимум сознания, вплоть до социальной и культурной деятельности человека. Бессознательное есть источник всякого творчества, всего нового, оно действует во всех сферах жизни, проступает на первый план во всех важнейших случаях и явлениях. И в природе, и в об-ве оно действует целесообразно ("бессознательное мыслит безошибочно"); видимая нецелесообразность происходящего обнаруживает, что воля идет "окольными путями". Логич. истоком идеи бессознательного у Г. был синтез "воли" и "представления" Шопенгауэра и идея изначального тождества абсолюта в "философии тождества" Шеллинга. В понимании истории и культуры Г. обращается также к идеям Гегеля:
"бессознат. логика, так сказать, истор. промысл, никем не был так ясно понимаем, как Гегелем". Принимая пессимистич. выводы Шопенгауэра, Г. соединяет их с принципами тождества и всеединства. Воля и представление изначально тождественны; везде, где есть воля, есть и представление, и наоборот. Это изначальное тождество и есть Бессознательное, о к-ром сознание ничего не знает. Г. характеризует его как единую субстанцию обоих атрибутов. Ни одна из категорий сознания не приложима к бессознательному; безразлично, как его называть, абсолютным субъектом или абсолютным объектом, материей или духом. Оно есть основа всех вещей, суть жизни, вечно ускользающее от чело-веч. огранич. ума. В нем — целит, жизненная сила, оно — премудро, именно оно осуществляет все важнейшие выборы в жизни, сознание лишь подыскивает мотивы для них. Хотя мы не можем судить о бессознательном и не знаем причины возникновения мира, тем не менее, исходя из видимого хода эволюции, мы можем предположить цель мира. Цель человеч. истории в увеличении сознания, к-рое необходимо для постижения скорбности этого "лучшего из миров" (Лейбниц); оно необходимо для достижения последней цели мироздания — безболезненности, безмятежности, равняющейся небытию. В зависимости от этой последней цели мироздания определяется и цель человека в мире, равно как и смысл существования его культуры. Инстинкты суть мысли бессознательного, культура же служит последней цели мира, облагораживая человеч. породу тем, что приводит человека к осознанию несчастья и страдания жизни; в особенности этому служит искусство, создание эстетич. видимости, хотя лишь в искусстве и в прекрасном достигается преобладание удовольствия над страданием. Одновременно с антропол. развитием человеч. расы идет и прогресс в духовном богатстве человечества. Как и Гегель, Г. полагал, что материальный мир есть лишь средство возвращения в себя духа. Поучителен анализ Г. "Фауста" Гёте. Он называет это произведение "драгоценным зеркалом нем. заблуждения и борьбы духа", утверждая, что Гёте изображает в конкр. индивидуальном образе общий ход развития человека от наивного эгоизма и эвдемонизма к самоотверж. совместной работе в едином культурном процессе. Проблема социальности и культуры тесно связана для Г. с проблемой индивидуации и филос. пессимизма. Культурные формы нравственности, справедливость суть, по
Г., идеи сознания. Свое учение об идеях он называет "конкретным идеализмом". Каждый род идей выполняет свое назначение в целях бессознательного. Если целью сознания является самопожертвование, то целью бессознательного в отношении индивида — безмятежность, небытие. С развитием культуры и совершенствования индивида, с увеличением свободы от природы, социальная свобода не увеличивается, а уменьшается. Культура и об-во не обеспечивают индивидуальной свободы. Улучшенная порода, достигаемая в этом процессе, т.е. обладающая повышенным сознанием бренности и мучительности бытия, способствует, т.о., последней цели мира — погружению в Бессознательное. Существенно для Г. то положение, согласно к-рому чувств, удовольствие не противоположно духовному, а однородно с ним, они взаимно срастаются и пронизывают друг друга. В этом основа мистич. и религ. чувства, ибо они также коренятся в бессознательном, в нем же заключена и вся магия мира. Культурные установления анализируются как идеи сознания с соответствующей логикой идей. И хотя "должно стараться расширять, насколько возможно, сферу сознат. разума, ибо в ней заключается всяческий прогресс мирового процесса, все будущее спасение", тем не менее, человек, теряющий бессознательное, теряет источник своей жизни. Бессознательное пронизывает мир, и только иллюзия сознания заслоняет от человека его премудрость, проявляющуюся, в частности, в любви. Поскольку цель эволюции — совершенствование рода, то любовь, назначение к-рой осуществлять правильный подбор индивидов (Г. испытал влияние дарвинизма) на основании красоты, именно и служит этой цели эволюции. Ее истоки и закон полностью в области бессознательного, поэтому она всесильна. И поэтому она единственно подлинная тема и предмет искусства, и должна быть таковой даже в большей мере, чем это обычно полагают. Бессознат. цель, стоящая за этим, — произвести ребенка, — не исключает мистич. смысла искусства. В ходе эволюции, совершенствуя свое сознание, человек избавляется от эвдемонистских иллюзий (возможности достижения счастья на земле, на небе и путем истор. и культурного процесса), подготавливая себя к небытию.
Соч.: Das Grundproblem der Erkenntnistheorie, Lpz., 1889; Совр. психология. М., 1902; Die Religion des Geistes. В., 1907; System der Philosophic im Grundriss. Bd.1-8. Lpz., 1907-09; Истина и заблуждения в дарвинизме. СПб. 1909; Kategorienlehre. Bd. 1-3. Lpz., 1923; Philosophic des Schonen. В., 1924; Сущность мирового процесса или философия бессознательного. Т. 1-2. М., 1873-75.
Лит.: Кюльпе О. Совр. философия в Германии. М., 1903; Huber М. Eduard von Hartmanns Metaphysik und Religionsphilosophie. Winterthur, 1954.
Т. Б. Любимова


  1. гартмансотр. Труд. Вольн.экон. общ. г.Венгеров Гартманавтор расск. В когтях льва М. .Венгеров...Большая биографическая энциклопедия
  2. гартманHartmann Иоганнес Франц немецкий оптик и астроном.Открыл существование межзвездного газа обнаружив неподвижную линиюпоглощения иона кальция в спектре двойной звезды Де...Большой энциклопедический словарь II
  3. гартманHartmann Гейнц австроамериканский психоаналитик психиатр и невролог. Один из создателей и лидеров эгопсихологии. Деятель психоаналитического движения. Др медицины . Ув...История психологии в лицах
  4. гартманI.ГАРТМАН Hartmann Николай немецкий философ. Родился в Риге. Обучался в Петербургском университете. После событий в России переехал в Марбург учился у Когена и Наторпа...История философии II
  5. гартманГАРТМАН Мориц Moriz Hartmann австронемецкий политический поэт и беллетрист родом из Чехии представитель домартовской немецкой политической поэзии в выпустил сборник ст...Литературная энциклопедия
  6. гартманМориц [Moriz Hartmann ] австронемецкий политический поэт и беллетрист родом из Чехии представитель домартовской немецкой политической поэзии в выпустил сборник стихов Ча...Литературная энциклопедия II
  7. гартманГАРТМАН Мориц Moriz Hartmann австронемецкий политический поэт и беллетрист родом из Чехии представитель домартовской немецкой политической поэзии в выпустил сборник ст...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  8. гартманГАРТМАН Hartmann Николай немецкий философ. Родился в Риге. Обучался в Петербургском университете. После событий в России переехал в Марбург учился у Когена и Наторпа п...Новейший философский словарь
  9. гартманHartmann Николай немецкий философ. Родился в Риге. Обучался в Петербургском университете. После событий в России переехал в Марбург учился у Когена и Наторпа последнег...Новейший философский словарь II
  10. гартманHartmann Эдуард немецкий философ создатель философии бессознательного. Изза болезни отказался от желанной военной карьеры и занялся философией. Собственные философские ...Новейший философский словарь II
  11. гартманГартман на нов ном нм. прзв.em Hartmann...Правописний словник Голоскевича
  12. гартманГартман на нов ном нм. прзв.em Hartmann...Правописний словник Голоскевича
  13. гартманЛев Николаевич рус. революционер народник. Происходил из мещанской семьи нем. колониста Архангельской губ. С участвовал в революц. движении на Юге России. В жил в сар...Советская историческая энциклопедия
  14. гартманГАРТМАН Эдуард немецкий философ сторонник панпсихизма. Основой сущего считал абсолютно бессознательное духовное начало мировую волю Философия бессознательного . В эти...Современная энциклопедия
  15. гартманГАРТМАН Хартман Hartmann Николай немецкий философ основоположник так называемой критической новой онтологии. Развил учение о слоистой структуре бытия как иерархии кач...Современная энциклопедия
  16. гартманГАРТМАН Hartmann Иоганнес Франц немецкий оптик и астроном. Открыл существование межзвездного газа обнаружив неподвижную линию поглощения иона кальция в спектре двойной ...Современный энциклопедический словарь
  17. гартманГАРТМАН Лев Николаевич революционный народник. Участник хождения в народ член Земли и воли Народной воли участник покушений на Александра II. В представитель Народной в...Современный энциклопедический словарь
  18. гартманГАРТМАН Хартман Hartmann Николай немецкий философ основоположник т. н. критической онтологии. Развил объективноидеалистическое учение о слоистой структуре бытия. Разраба...Современный энциклопедический словарь
  19. гартманГАРТМАН Виктор Александрович российский архитектор. Один из основоположников русского стиля в архитектуре. Украшал здания узорами заимствованными из народных вышивок и д...Современный энциклопедический словарь
  20. гартманГАРТМАН Эдуард немецкий философ сторонник панпсихизма. Основой сущего считал абсолютное бессознательное духовное начало мировую волю Философия бессознательного. В этике...Современный энциклопедический словарь
  21. гартманГАРТМАН Hartmann Эдуард фон нем. философ. Филос. система Г. характеризуемая им как конкретный монизм была в основном изложена в Философии бессознательного а затем всест...Философская энциклопедия
  22. гартманГартман ЕдуардГартман Нколай...Філософський енциклопедичний словник
  23. гартманГАРТМАН Hartman Эдуард немецкий философ один из представителей идейного пессимизма и иррационализма второй половины в. Был вынужден отказаться от военной карьеры и зан...Энциклопедия История философии
  24. гартманГАРТМАН Hartmann Николай немецкий философ. Родился в Риге. Обучался в Петербургском университете. После событий в России переехал в Марбург учился у Когена и Наторпа п...Энциклопедия История философии
  25. гартманГАРТМАН Hartmannem Николай нем. философ основатель т.н. критич. или новойem онтологии. Род. в Риге изучал классич. языки в Петербург. унте после революции переехал в Ге...Энциклопедия культурологии